Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

"Сегодня уже есть технологии, позволяющие использовать наше тело в качестве интерфейса"

"Сегодня уже есть технологии, позволяющие использовать наше тело в качестве интерфейса"
НИНА ДВОРКО
Профессор кафедры интерактивного искусства СПбГУКиТ
Текст: Светлана Симакова

 

Интернет-телевидение, интерактивный кинематограф, гипервидео, различные формы виртуальной реальности... – для большинства из нас это «завтрашний» день. Но для того, чтобы он наступил и в России, причем в профессионально-качественном наполнении, еще «вчера» в Санкт-Петербургском государственном университете кино и телевидения была создана кафедра интерактивного искусства.

На днях профессор этой кафедры, доктор искусствоведения, автор специальности «режиссура мультимедиа-программ», руководитель Секции интерактивного искусства Нина Дворко была приглашена читать лекции в Челябинскую академию культуры и искусств. Мы говорили с Ниной Ивановной о влиянии современных технологий на развитие новых художественных форм повествования, о «двух сторонах айсберга» современного медиапространства и неизбежности перехода к интерактивному кино и телевидению.

Нина Ивановна, вы создали новую специальность, такое случается не каждый день.

– Это стало возможным благодаря ректору Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, академику А. С. Запесоцкому – человеку очень деятельному, стратегически мыслящему. В то время я заведовала кафедрой звукорежиссуры в университете и ректор спровоцировал меня на создание новой перспективной специальности. Это был 1998 год.

Мы живем в эпоху цифровых технологий, когда неизбежна интеграция медиа и информационно-коммуникационных технологий. Тогда, 11 лет назад, все это казалось фантастикой, хотя уже и в Россию пришли компьютерные технологии и те, кто с ними начал работать, понимали необходимость создания новой специальности для тех, кто идет за нами, для детей наших и внуков. Необходимость создания того, что объединит разные выразительные средства, чтобы режиссер мог владеть разными инструментами. Но в реалиях представить это было сложно. (Улыбается.)

А сегодня это уже вполне осязаемо?

– Сегодня режиссура уже невозможна без хороших визуальных эффектов, графики. Мы видим это на экране. Не говорю уже о компьютерных играх. Но тогда этим еще не так активно пользовались, у нас в России были только скромные мультимедийные энциклопедии, скромные же компьютерные игры. Интернет был настолько медленный, да не везде и не у всех он был...

Как вы очутились в этом новом пространстве?

– Я окончила Петербургский институт кино и ТВ по специальности «звукорежиссура». Успела поработать в любительской киностудии, которая существовала на базе института. Многие из тех, кто работал на этой студии, стали профессиональными режиссерами, операторами. Я нет, но тяготение к режиссуре было, и потому были авторские работы. То есть я работала не только со звуком в кино, но и с изображением. Это и провоцировало постоянно на поиски новых технологий.

С чего начиналось интерактивное искусство?

– Интерактивное искусство, если говорить о взаимодействии создателя и зрителя, начиналось по линии музыки. Это направление было наиболее активным. Визуальный материал сложнее с точки зрения самого контента и вообще это более тяжелый материал с точки зрения поддержки его в цифровой форме. Поэтому именно музыка в свое время дала такой мощный толчок к развитию интерактива в мире искусства, было это лет 30-40 назад. В России все это происходило, конечно, позднее.

Я и сегодня сижу по ночам в мировом пространстве, все время изучаю то новое, что появляется. Смотрю творческие работы, читаю отзывы об этих работах. Правда, теперь бываю и на международных конференциях, потому что вхожу в это сообщество, недавно вернулась с летней школы для профессионалов в Висбадене, где мы изучали инструментарий и создавали собственные проекты.

Сегодня можно уже на дисках заказать интерактивные фильмы. Но буквально два года назад это были только фрагменты в Youtube, и приходилось поднимать просто гигантские пласты в Интернете – отзывы, статьи, чтобы понять, в чем принцип интерактивности.

В чем принципиальное отличие традиционного кино и ТВ от интерактивного?

– В новом способе рассказывания истории. В отличие от традиционного (линейного) экранного повествования с абсолютным контролем автора над всеми аспектами истории, в интерактивном повествовании пользователь (зритель) может активно (физически) взаимодействовать с различными агентами или элементами виртуального мира и влиять на развертывание интерактивного повествования (нарратива) в соответствии с собственными мыслями и эмоциями.

Сегодня уже есть технологии, позволяющие использовать наше тело в качестве интерфейса, когда в психологических компьютерных играх пользователь общается с персонажем, разговаривает с ним, тот считывает написанное играющим с листочка... Это интеллектуальная система, она все понимает, считывает. К примеру, персонаж подводит пользователя к воде и человек видит свое отражение на водной глади. Все это происходит быстро, в реальном времени.

Интерактивное ТВ также обеспечивает непосредственное взаимодействие пользователя с контентом ТВ-передачи или телестудией, обратную связь. Главной особенностью ИТВ становится его персонализация – зрительская возможность формировать собственную программу из предоставляемого видеоконтента. Зрители могут увидеть собственную версию ТВ-шоу, новости могут быть настроены на местные издания, специальные выпуски и так далее.

Вероятно, это таит в себе и определенные опасности?

– Этому посвящена моя статья «Интерактивное повествование: две стороны айсберга». Интерактивные нарративные (повествовательные) медиа сегодня мы видим как островок в радикально меняющемся под влиянием цифровых технологий медиапространстве. На самом же деле это огромный айсберг.

Появившись 30 лет назад в виде тестовых компьютерных игр, интерактивное повествование стремительно развивается благодаря междисциплинарному взаимодействию художников, разработчиков компьютерного инструментария и исследователей в различных областях наук: нарратологии, теории медиа, компьютерных науках, психологии, философии, социологии. Но столкновение с обратной стороной айсберга неизбежно. И последствия пока пугают неизвестностью, потому что это, прежде всего, совершенно другой уровень психологического воздействия.

Не просто воздействия в традиционном повествовании, когда зритель воспринимает и интерпретирует. Это физически посильно, хотя некоторая интерактивность, с точки зрения интерпретации, есть и в этом случае. Но в цифровой медиасреде зритель действует физически, он может взаимодействовать, не обязательно кликая мышкой, это более серьезное, глубокое погружение. Причем он может конструировать в значительной мере свой опыт. Не только тебе художник (создатель) транслирует опыт, а ты воспринимаешь и интерпретируешь, - нет, ты еще и сам конструируешь.

Поэтому важен высокий профессионализм автора – режиссера мультимедиа-программ?

– Конечно, здесь мастерство автора заключается в том, чтобы профессионально грамотно режиссировать опыт пользователя. Значит, автор должен создать такой мир истории и так его создать, чтобы, позволяя выбор, он определял некие законы. Если создателю удается очень точно задать в истории все эти моменты, то пользователь приобретет тот опыт, который предполагается автором.

Но, если это сделано неумело, непрофессионально, то пользователь будет выстраивать свой опыт. А каков этот опыт? И кто будет отвечать за последствия?

Поэтому подготовка режиссера мультимедиа-программ должна быть очень качественной и строится она на традиционных основах – сценической режиссуре. При этом у нас очень много интерактивных элементов, позволяющих лучше понимать будущую среду, в которой предстоит работать режиссеру мультимедиа-программ. Это провоцирует его на интерактивное мышление.

То есть меняется интеллект будущих специалистов?

– И на Западе это понимают уже во всех вузах. Сегодня там не найдешь университета, где не было бы этой специальности. А в университете Южной Калифорнии, например, где есть академия кино, уже при въезде ты видишь стену, на которой написано: cinematography, television, interactive. Ты сразу понимаешь, что сегодня есть три главных составляющих. И третья составляющая имеет ту же ценность, что и первые две.

Настолько изменения медиасреды глобальны, что цифровые медиа стали одним из самых мощных секторов в развитии медиаиндустрии. Все уже вынуждены разворачиваться в эту сторону. И вы правы, поколение очень изменилось. Недаром его называют «цифровым поколением» или «netпоколением». Вокруг этого целые конференции проводятся на Западе.

Мы имеем дело с поколением, выросшим на информационно-компьютерных технологиях. Находясь в интернет-среде, они уже привыкли по-другому взаимодействовать, выстраивать свой контент и, естественно, развернуты на взаимодействие. Все будет меняться еще быстрее.

Это несколько пугает профессионалов кино и ТВ предыдущих поколений?

– Неизвестность всегда пугает.

На Западе тоже присутствует сопротивление происходящему в сфере медиа?

– Это является одним из моментов, который несколько тормозит развитие. Линейное мышление мешает развернуться в сторону интерактивности. То, что мы не можем представить себе, потому что не было такого кинематографического опыта, не принимается. И потом, все, о чем мы говорим, находится еще в начале пути. Однако техногенные искусства всегда развиваются быстрее. Творческие люди не успевают за техникой.

Новая специальность, в России созданная вами, сегодня активно востребована?

– Судя по тому, что у нас нет интерактивного ТВ, пока нет. А на западных сайтах новые технологии представлены довольно активно, например, интерактивной документалистикой. Все лучшие документальные работы сделаны сегодня на интернет-ТВ (ИТВ), есть там и другие формы интерактивного взаимодействия. Даже сериалы имеют свои реализации, много таких примеров сегодня в сети Интернет.

Россия в этом плане пока очень отстает, и специалисты здесь мало востребованы. Часть ребят – наших выпускников – находит себя в индустрии компьютерных игр, в Интернете пытаются создавать новые формы. Лучшие открывают свои студии.

Вы часто бываете в жюри студенческих фестивалей, есть интересные работы с использованием возможностей новых технологий?

–Пока мало и, в основном, это работы наших студентов. Но есть и новаторские художественные приемы, которых нет пока в западных работах, что очень радует. Однако у нас проблемы колоссальные в части технической составляющей. Инструментария нет, что играет большую роль в интерактивном повествовании.

Ваш приезд в Челябинск связан с тем, что эта специальность в перспективе появится у нас?

– (Смеется.) Этот вопрос задают все, кто приходит на мои лекции в ЧГАКИ. Но я не знаю, потому что не было такого разговора. Хотя специальность уже актуальна. Однако поднять ее в России неимоверно сложно и с технологической точки зрения, и вследствие непонимания. Но первая проблема – где брать преподавательский состав? Это должны быть, с одной стороны, режиссеры кино и театра, с другой, специалисты, владеющие интерактивной идеологией.

На основе совокупности этих знаний они разрабатывают методики, и само мышление уже разрабатывается с учетом взаимодействия, интерактивности, импровизации в сценических вещах, все этюды строятся на провокации мотивации взаимодействия. (Улыбается.) Но стремиться к тому, чтобы готовить таких специалистов и в регионах, конечно же, надо.

Источник: cheldiplom.ru

 

Вокруг

В мастерской у чебаркульского художника Василия Дьякова

"Жизнь прошла. Что я запомнил? Лодки, воды озера, каменистый бережок, кусты около воды – вот моя память. Я был погружен в это. Мои больные ноги, сколько было сил, помогали крутиться земному шару. Но, в основном, я всматривался в то, что окружало меня".

В мастерской у челябинского художника Павла Ходаева

"Когда я стою у мольберта, мне весь мир может противоречить, - я никого не услышу. Потому что здесь я решаю свои проблемы, преодолеваю свою косность, свои невозможности. Всякая работа на холсте – преодоление. Это работа и мозга, и души. Пока она есть, можно жить".

Три портрета Николая Русакова

«Такого художника, посланца фантастически легендарных первых трех десятилетий ХХ века, дерзновеннейших в искусстве, мы еще не знали в Челябинске...»

В круге

Александр Борок, главный режиссер Челябинского театра кукол

"Как это ни удивительно, но дети не меняются. Сколько бы мы ни ворчали на компьютерные игры, новые мультики, 3D-форматы, дети, к счастью, какими были, такими и остались: как верили в чудо, что кукла живая, так и верят. И ничем это не разрушить!"

Павел Сумской, заведующий кафедрой режиссуры кино и ТВ ЧГАКИ, кандидат культурологии

"Образование отстает от многих современных запросов, оно должно стать более мобильным, интерактивным и одновременно более насыщенным. Мы просто обязаны, если хотим быть сильной страной, в более короткие сроки выпускать более подготовленных специалистов. Современные студенты к этому готовы".

Григорий Ройзман, предприниматель

"И бизнесу, и простому гражданину нужно дать жить в системе закона, стабильных правил, понятных налогов – тогда в стране появятся рабочие места и начнется рост зарплат. Если будет система, капитал должен вернуться в Россию".

Профессор Московской государственной консерватории Валерий Пясецкий

"Когда ученики Артоболевской касаются клавишей, инструмент звучит великолепно, независимо от того, сделан он известнейшей мировой фирмой или, к примеру, во Владимире. Это результат того, что в нас воспитано особое отношение к звуку как к живому существу".

Гл.режиссер челябинского Камерного театра - об искусстве и жизни

"Сейчас нас пытаются приравнять к производству. Нам внушают, что мы оказываем услуги. Но это баня должна делать, а мы вынуждаем душу трудиться – свою и зрителя. Жизнь – великая тайна. Понять, разгадать ее может помочь только искусство. Театр помогает человеку как-то справляться с испытаниями".

Протоиерей Дмитрий (Алферов) - о состоянии современного общества и выматывающем понимании того, что "Титаник" тонет, а все продолжают танцевать...

"Когда немцы победили французов во франко-прусской войне 19 века, Бисмарк сказал, что войну выиграл немецкий учитель. Дело в том, что в то время именно благодаря педагогам немцы учились осознавать себя гражданами нового единого государства".

Интервью с главным режиссером Челябинского областного театра кукол Александром Бороком

"Очень хочется сделать настоящий спектакль ужасов. Только настоящий! Это в кинотеатре ты абсолютно уверен в том, что это всего лишь кино… а в театре? Театр – это здесь и сейчас, и сегодня так, а завтра иначе. И никогда одинаково. Когда в театральной темноте жалобно скрипит дверь – это особенное чувство".

Интервью с директорами двух залов Челябинского концертного объединения

2012 год на Южном Урале пройдет под знаком юбилея Челябинской филармонии. Концертному объединению исполняется 75 лет. Директор Концертного зала им.Прокофьева Галина Братышева и директор органного зала Ирина Андреева рассказывают о самых значимых событиях юбилейного года, об уникальных концертах и фестивалях, о будущем челябинского органа и о многом другом.

Интервью с руководителем камерного оркестра "Классика" Адиком Абдурахмановым

"Останься я в Петербурге, возможно, не стал бы никогда дирижером, у меня бы не было своего оркестра. А в Челябинске по-другому жить было нельзя, я просто умер бы в творческом смысле. Мне пришлось самому что-то делать, чтобы продолжить профессиональный рост".

Интервью с лит. критиком Александром Гавриловым

"Мое любимое занятие – обсуждать с поварами их творчество. И надо сказать, что повара на это отзывчивы так же, как писатели. Когда ты хвалишь писателя, он смотрит на тебя и думает: «Ну, наконец-то, хоть один, хоть один из этих идиотов понял, что я хотел написать!» И с поварами то же самое".

Беседа с главным балетмейстером Челябинского оперного театра

Челябинский театр оперы и балета продолжает радовать новыми лицами. Весной его директором стал опытный и талантливый управленец Владимир Досаев. А осенью труппе в качестве главного балетмейстера представлен народный артист России, бывший солист Большого театра Юрий Клевцов.

Интервью с директором Первой гимназии г.Челябинска

"Сегодня мы говорим о технологиях, комфорте и многом другом, а учитель и ученик уходят на второй план. Хотя и теперь я считаю, что сердцем школы должен оставаться учитель, стоящий с мелом у доски..."

Интервью с балетмейстером Юрием Бурлакой

"Для челябинского театра постановка «Эсмеральды» очень полезна, потому что это один из немногих спектаклей классического наследия, который как раз богат своим разнообразием. Здесь есть и характерные танцы, и классические, есть игровые партии... Все это помогает разносторонне раскрыть любую труппу". 

Интервью с Федором Кондрашовым

"Российские чиновники почему-то считают, что это ученым нужно развитие науки, а их задача – только рассматривать предложения этих ученых. Поэтому сегодня в рамках российской действительности невозможно создать то, что необходимо биологам для результативной работы".

Беседа с А.Г. Гостевым

"Когда я создавал эту школу, то первой задачей ставил, чтобы она стала комфортной для каждого ребенка и чтобы здесь работали любящие детей педагоги..."

 

Беседа с Игнатом Солженицыным

К музыке меня влекло с самого раннего детства. В нашем доме она звучала с пластинок. И мама говорила, что я еще на ногах не крепко стоял, но, когда звучала музыка, я подползал к проигрывателю и мог подолгу стоять возле него и слушать.

Интервью с Андреем Остальским

Мы встречались с Михаилом Ходорковским, он производил впечатление интеллигентного и мыслящего человека, каких среди олигархов можно встретить нечасто. Он хотел прозрачности бизнеса, а оказался в тюрьме.

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".