Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

"...дети и родители меня любили..."

"...дети и родители меня любили..."
АНАТОЛИЙ ГОСТЕВ
Народный учитель России
Журналист: Светлана Симакова

 

Это недавнее интервью с Анатолием Гостевым - уже история. Как выяснилось на днях, с 1 июля сего года он перестал быть директором 11 лицея. Что ж, ситуация позволяет рассматривать эту беседу как своеобразное подведение итогов.

 

Профессию Анатолий Гостев выбрал в первом классе и мечте своей не изменил. Главным качеством школьного учителя и в семь лет, и сегодня считает любовь к детям. Именно любовь стала ориентиром для создания многопрофильного лицея № 11 в Челябинске. Как оценивает народный учитель России современные образовательные стандарты? Каким должен быть кабинет директора школы? Что можно найти в законе об образовании, если прочитать его раз пятнадцать? Об этом и многом другом мы говорили с директором и основателем лицея №11 Анатолием Гостевым.

 

Отцы и дети нового века

 

Анатолий Германович, как вы относитесь к сегодняшним советам психологов – отдавать детей в школу, которая во дворе дома или через дорогу?

– Время настало такое, что детей приходится караулить. Это правда. Нет на душе у мам и пап покоя, какой был у наших родителей. Мы могли одни гулять во дворе, на горке кататься, на речку сходить... и спокойно возвращались домой. А сейчас ребенка всюду надо за руку водить. Возможность на машине возить ребенка в выбранную родителями школу есть не у всех, да и ребенок часто в семье не один, поэтому согласен с психологами. Выпустил утром ребенка, посмотрел, что он добежал до школьных дверей и спокоен весь день.

Вы наблюдаете уже не первое поколение родителей, как меняется их отношение к проблемам воспитания детей?

– Современные родители очень заинтересованы во всестороннем развитии своих детей. Большинство изыскивают возможности возить детей в секции различные, во Дворец пионеров и школьников имени Крупской, на различные дополнительные занятия. Уже лет пять отмечаю, что растет у родителей стремление – дать детям прочное образование. В конце прошлого века, когда в стране происходили глобальные перемены, когда многие открывали свой бизнес, некогда родителям было серьезно заниматься детьми, такого пристального внимания к вопросу образования детей я не замечал. А сегодня мамы и папы часто обращаются за рекомендациями к учителям, ко мне, стремятся взаимодействовать со службой сопровождения: медиками, психологами. Думаю, такое происходит не только в нашем учебном заведении. Надеюсь, что такое время наступило для всех.

Меняются ли сами дети?

– Дети сегодня более уверены в себе, они смело отстаивают свою точку зрения, у них есть свое мнение по любому поводу, убеждения свои. И они не стесняются рекламировать свои способности, легче знакомятся друг с другом, более самостоятельны. С такими детьми очень интересно работать.

 

Правильное прочтение закона

 

Скажите, вы принимаете в свой лицей детей из микрорайона?

– Конечно. 30 марта я вывесил в вестибюле положение о приеме детей в первый класс, есть живая очередь – приходите, подавайте заявления секретарю. Жаль, что мы нынче набираем только один первый класс, нет площадей.

Но берете детей подготовленных – пишущих, читающих, много знающих?

– Сегодня все дети к первому классу умеют читать и писать, опять же потому, что вырос интерес родителей. Сегодня у многих высшее образование и родители хотят, чтобы их ребенок развивался с раннего возраста. Никто их не заставляет это делать, это их инициатива – редко кто не отдает ребенка в пять-шесть лет в школу английского языка, в различные центры по подготовке к школе, которых много в Челябинске сегодня. Семь лет тому назад, когда страна перешла на обучение по программе «Один-четыре», я, как послушный директор, тоже сделал это. И к концу первого класса мы пришли в ужас: никакого прогресса у первоклассников не было! Почему? Да потому, что неинтересно им было начинать с букваря, когда они уже читали 50-60 слов в минуту.

И вы отказались от программы?

– Обратился в министерство образования области, но ответа положительного на свои предложения не получил. Поскольку часто бываю в Москве, с этой же просьбой пошел в министерство образования России – тот же результат. Задумался, ведь какой-то выход всегда должен быть. Открыл закон об образовании и проштудировал его на несколько раз. Нашел! Законом об образовании предусмотрено семейное обучение. То есть дети, которые уже умеют читать и писать, прошли такое семейное обучение. Мы так теперь и оформляем документально, и сразу принимаем детей во второй класс. В результате они все очень успешны. Кстати, и научные исследования подтверждают, что ребенок хорошо развивается только тогда, когда ему дается серьезная нагрузка, чтобы он весь урок был занят.

 

Главный школьный мотив

 

Насколько важен в общеобразовательной школе психолог?

– Это не дань моде сегодня. В обществе произошли серьезные изменения, которые повлияли в том числе и на уклад семьи. Очень много неполных семей сегодня. Третий год мы проводим семинар, посвященный проблемам семьи, взаимоотношениям родителей и детей, и поняли, что нужда в этом есть. Недавно я общался с нашими психологами, и они также отметили, что чаще стали к ним обращаться родители за всевозможными консультациями. А вот проблем во взаимоотношениях учеников и учителей в нашей школе практически нет.

Как удалось решить эту проблему?

– Подбором педагогических кадров. Я не хвалюсь, но сегодня у нас детям комфортно учиться, потому что коллектив педагогов тщательно подобран. Наши педагоги корректны и с учениками, и с родителями. Коллектив наш формировался посредством конкурса. Площадка изначально была экспериментальной, со временем мы собирались выйти на статус лицея, и потому конкурс был оправдан. В конкурсной комиссии были и предметники, и психолог, я сам с каждым учителем проводил собеседование. Учителя приходили на конкурс со своими наработками, но мне было важно понять – любят ли они детей и любят ли свою профессию? Все другие мотивы в педагогике второстепенны. 15 лет я работал в районо Советского района и знал почти всех педагогов. И в ком я был уверен, тех приглашал в свою школу.

Директора других школ на вас не обижались?

– Может быть, но виду никто не показал.

Чем вы завлекали тогда педагогов, кроме того, что это будет экспериментальная площадка?

– Конечно же, зарплатой. Она была немного выше – мы доплачивали 15% за эксперимент.

Известно, что выпускники педагогических вузов сегодня не очень-то стремятся в школу. У вас есть молодые педагоги?

– К нам идут. На сегодняшний день у нас восемь молодых специалистов. Есть школы, которые отказывают студентам педуниверситета в прохождении практики. А мы не отказываем. Студенты к нам приходят практически со всех факультетов. И не только из педуниверситета, но и из академии физической культуры. Наши учителя к ним присматриваются и лучших мы приглашаем к нам работать. Пока никто из тех выпускников, которые к нам пришли, нас не покинул. Четыре года тому назад у нас практику проходил химик, биолог Михаил Владимирович Лебедев. Я его увлек в науку, он поступил в аспирантуру, уверен, что перспективы у него хорошие. Еще два молодых педагога занимаются научной деятельностью. Мы обязательно даем молодому специалисту наставника-стажиста, который ему во всем помогает. То есть выращиваем смену кропотливо, заботливо.

 

Особое доверие

 

Мужчина-педагог в европейских школах – норма, потому что зарплаты высокие. Но ведь это важно, чтобы учительский коллектив состоял не только из женщин?

– По собственному опыту скажу – очень важно, чтобы в учительском коллективе были мужчины. Влияние мужчины на взросление ребенка незаменимо. Не только мальчики, но и девочки к учителю-мужчине относятся с особым доверием. Они охотно занимаются предметом, который преподает мужчина-педагог, с удовольствием записываются к нему на факультативные занятия. Думаю, когда-нибудь и наше государство это поймет.

Когда человек выстраивает собственную карьеру, семью, планирует свою жизнь, он, как правило, боится повторения тех проблем, через которые ему пришлось пройти в детстве. Чего не должно было повториться, когда вы решились создавать свою школу?

– Мне было пять лет, когда умерла мама. Жилось в новой семье отца мне непросто. Когда пришел в школу, а учился я в Златоусте, то каждое утро моя первая учительница – Евгения Александровна – старалась меня приласкать, то конфетой угостит, то пирожком. Знала она, конечно, все мои проблемы. И вот то тепло, которое я получил от учительницы своей, натолкнуло меня на решение стать учителем. Я хотел быть похожим на Евгению Александровну. И когда я создавал эту школу, то первой задачей ставил, чтобы она стала комфортной для каждого ребенка и чтобы здесь работали любящие детей педагоги.

Очень молодым, после педагогического училища, вы начали преподавать в начальной школе. Что тогда вам казалось главнее всего?

– Я поступал после школы в пединститут, поступить-то поступил, а стипендии не дали. Жить мне было не на что, и я вернулся в Златоуст, поступил в педучилище. А после училища распределили меня в пятнадцатую школу Златоуста, дали первый класс. Тревоги в связи с этим были у меня большие, потому что в педучилище было мало практики. Помню, давал я открытый урок, проходили мы с ребятами букву «я». И вот мой ученик читает слово «кипяток», надо это слово проговорить, а он вдруг произносит: «горячая вода». Прошу повторить, он снова проговаривает «горячая вода». Я так растерялся, не знал, как выйти из этой ситуации. То есть главной проблемой для меня тогда было отсутствие практики. Но дети и родители меня любили от этого не меньше. Очень жалели, что меня взяли в армию.

В армии над вами не смеялись, что вы учитель начальных классов?

– Нет, тогда к учителю относились с уважением. Больше удивлялись тому, что я не курю и пытались научить, но не получилось. Потому что в девятом классе я так «научился», что мне плохо стало, на следующий день даже в школу не смог пойти.

 

Эстетика и комфорт

 

Скажите, с чего начинается ваш лицей?

– С культуры общения, с любви, со взаимопонимания. Принято считать, что в нашей школе учатся только дети бизнесменов. Нет, у нас учатся дети из семей с разным достатком – и дети социальных работников, и бюджетников, 70-80 процентов детей из самых обычных семей. По сути дети находятся в школе целый день, и мы стараемся сделать этот день комфортным. Родители это видят и всегда нас поддерживают. Вы, вероятно, обратили внимание, что в школе у нас очень чисто. Дети берегут школу. Лестничную площадку, к примеру, мы отремонтировали шесть лет назад, а кажется, будто недавно. Потому что ребята ценят красоту и уют. Не найдете вы у нас ни исписанных парт, ни испорченных подоконников.

Вы об этом говорите с детьми?

– Обязательно. Для новичков проводим экскурсии по всей школе и просим сохранить ее такой же красивой и чистой.

А каким, на ваш взгляд, должен быть кабинет директора? Что должен испытывать ученик, входя в этот кабинет?

– Тоже уютным и приветливым. В моем кабинете есть чем полюбоваться: здесь находятся все награды, которые заработаны нашими учениками. И я всегда демонстрирую ребятам заслуги их школьных товарищей – это вызывает уважение и к школе, и к соученикам. А малыши, конечно же, сразу к аквариуму бегут, рыбок смотреть. В моем кабинете все себя чувствуют свободно. Сейчас набираем первый класс, и вот мама привела своего сына знакомиться. Смотрю, он как будто скованно себя чувствует. Что такое? Оказалось, мальчишка в первый раз надел пиджак, потому что мама сказала, что в школу нужно будет ходить в пиджаке. (Смеется.)

У вас особая форма одежды?

– У нас есть лицейский значок, и этого достаточно. Каждый ребенок – личность, и ему хочется в одежде тоже выразить свою индивидуальность. Есть положение, как должен одеваться лицеист, а остальное – на усмотрение детей и родителей. Но одежда должна быть эстетичной, более строгой, чем вне школы. Ведь наряд диктует поведение человека.

 

В условиях эксперимента

 

Вы до сих пор остаетесь экспериментальной площадкой?

– Статус лицея мы получили. Но эксперименты у нас продолжаются. Сейчас ведем эксперимент по музыкально-художественному образованию. В мае у нас будет, например, встреча со знаменитым скрипачом, который сегодня живет во Франции. С трудом, но мы этого добились. Наши дети занимаются музыкой, хореографией, вокалом...

Экспериментальная площадка позволяет увеличивать бюджетные вложения в школу?

– Нет. Но эксперимент позволяет сохранять полноту учебного плана. Новые стандарты сейчас поделят школы на автономные учреждения и казенные, мы для автономии не подходим, потому что не уложимся в бюджет и не сможем зарабатывать деньги. У нас, конечно, есть платные дополнительные услуги, но их немного – подготовка к школе, спецкурсы. Поэтому мы пока будем занимать бюджетную нишу.

Это возможно – отстоять интересы отдельно взятой школы в министерстве образования России?

– Мы отстаиваем достигнутыми результатами. Я сторонник того, что не должно быть квот каких-то для детей – по три человека от каждой школы на «Весеннюю капель», положим. Да почему три, если у нас пять таких талантливых, а завтра их может и вовсе не быть. Четыре года тому назад я отстаивал право самим формировать численность команд на олимпиады и отстоял. Мы недавно ездили на олимпиаду «Шаг в будущее» в университет имени Баумана. Наша команда состояла из 20 человек, а от Челябинска было 18.

Можно сказать, что у вас сложились особые отношения с федеральным министерством?

– Может быть, и так. Меня включают в комиссию по проведению российского конкурса «Учитель года», приглашают на большие конференции выступать – то есть на виду, на слуху, поэтому, вероятно, и отношение несколько иное.

Вам нравятся сегодняшние инновации в области образования? К какому берегу они нас вынесут, на ваш взгляд?

– Думаю, все будет нормально. Я своим студентам в академии физкультуры всегда задаю вопрос: почему, на ваш взгляд, в стране, где была единая государственная школа, появились вдруг лицеи, гимназии? Ведь всему есть причина. А причина одна – общество изменилось, вышло на новый виток развития. К примеру, попытки перехода на индивидуальное профильное обучение были и в советской школе, но не увенчались успехом, потому что насаждались сверху, административно. Когда-то я работал вожатым в 40-ой школе, недалеко от завода «Калибр». Как строилось трудовое обучение? Всех вели на завод «Калибр», к станкам. А знакомая моя работала в 63-ей школе, их всех на предильно-ткацкую фабрику отправляли. Подход был не индивидуальный, а территориальный. И когда появилась типология учебных заведений, которая позволила индивидуально воспитывать и обучать ребенка, сбылась та давняя мечта.

И вы стоите за то, что каждая школа должна обучать и гуманитариев, и естественников?

– Когда я оформил лицей как многопрофильный, меня много ругали, не понимали. Выпал из стандартов. А вы знаете, сколько детей уходит из физико-математических лицеев после девятого класса? Это неправильно. Надо ребенку дать выбор в школе, которая стала ему родной за девять лет. Сомневаюсь я и в новых стандартах, которые придумали. Как ребенок может выбрать предметы? А вдруг он через год почувствует, что не то выбрал?

Вы и здесь будете держать оборону?

– Буду. Даже начиная предпрофильное обучение в восьмом классе, наши дети могут изменить свое решение – не идет математика, можно попробовать себя в социально-экономическом направлении, например. Это же дети!

 

Учился у Караковского

 

–  Где вы проводите свой летний отпуск?

– В школе. Наверное, только в России такая практика – никто не станет разговаривать с завхозом, хотя это такой же заместитель директора школы, только по хозяйственной части, а все должен решить директор. Когда было время взаимозачетов, то я сам вел все переговоры, чтобы кирпич поменять на песок, а песок – на парты... выстрою всю эту цепочку, а потом завхоз уже идет и документально все это доделывает. И поэтому в то время мне звонили из городского управления и говорили: Анатолий Германович, у нас остаются деньги, нас исполком убьет, реализуй эти деньги. И я это делал. Во время взаимозачетов я все время был на бегу...

А почему звонили именно вам?

– Потому что мы быстро и грамотно эти взаимозачеты проводили.

Вы ведете сегодня уроки в школе?

– Нет, только веду одну группу в академии физической культуры, читаю курс по педагогике – есть уже опыт, многое знаю, читаю много, в курсе всех новшеств, потому в школе мы проводим столько экспериментов. Черпаешь и привносишь в коллектив.

Вы наверняка прежде, чем принять решение о создании лицея, изучали авторские школы России. Какая из них вам наиболее близка?

– Школа Караковского, где во главе стоит ученический актив, где большое внимание уделяется общению в ученическом коллективе, где прививается любовь к родителям, к семье. И только потом сосредоточиваются на академических дисциплинах. Я шел по этому пути.

Вы встречались с Караковским?

– Конечно. И в Москве, и когда он приезжал в Челябинск. И учителей к нему в Москву своих направлял. Я многому у него учился и убедился в том, что он прав. Учебная деятельность требует умения выстраивать общение. Тогда и успехи в учебе будут на порядок выше.

 

Источник: cheldiplom.ru

 

Вокруг

В мастерской у чебаркульского художника Василия Дьякова

"Жизнь прошла. Что я запомнил? Лодки, воды озера, каменистый бережок, кусты около воды – вот моя память. Я был погружен в это. Мои больные ноги, сколько было сил, помогали крутиться земному шару. Но, в основном, я всматривался в то, что окружало меня".

В мастерской у челябинского художника Павла Ходаева

"Когда я стою у мольберта, мне весь мир может противоречить, - я никого не услышу. Потому что здесь я решаю свои проблемы, преодолеваю свою косность, свои невозможности. Всякая работа на холсте – преодоление. Это работа и мозга, и души. Пока она есть, можно жить".

Три портрета Николая Русакова

«Такого художника, посланца фантастически легендарных первых трех десятилетий ХХ века, дерзновеннейших в искусстве, мы еще не знали в Челябинске...»

В круге

Александр Борок, главный режиссер Челябинского театра кукол

"Как это ни удивительно, но дети не меняются. Сколько бы мы ни ворчали на компьютерные игры, новые мультики, 3D-форматы, дети, к счастью, какими были, такими и остались: как верили в чудо, что кукла живая, так и верят. И ничем это не разрушить!"

Павел Сумской, заведующий кафедрой режиссуры кино и ТВ ЧГАКИ, кандидат культурологии

"Образование отстает от многих современных запросов, оно должно стать более мобильным, интерактивным и одновременно более насыщенным. Мы просто обязаны, если хотим быть сильной страной, в более короткие сроки выпускать более подготовленных специалистов. Современные студенты к этому готовы".

Григорий Ройзман, предприниматель

"И бизнесу, и простому гражданину нужно дать жить в системе закона, стабильных правил, понятных налогов – тогда в стране появятся рабочие места и начнется рост зарплат. Если будет система, капитал должен вернуться в Россию".

Профессор Московской государственной консерватории Валерий Пясецкий

"Когда ученики Артоболевской касаются клавишей, инструмент звучит великолепно, независимо от того, сделан он известнейшей мировой фирмой или, к примеру, во Владимире. Это результат того, что в нас воспитано особое отношение к звуку как к живому существу".

Гл.режиссер челябинского Камерного театра - об искусстве и жизни

"Сейчас нас пытаются приравнять к производству. Нам внушают, что мы оказываем услуги. Но это баня должна делать, а мы вынуждаем душу трудиться – свою и зрителя. Жизнь – великая тайна. Понять, разгадать ее может помочь только искусство. Театр помогает человеку как-то справляться с испытаниями".

Протоиерей Дмитрий (Алферов) - о состоянии современного общества и выматывающем понимании того, что "Титаник" тонет, а все продолжают танцевать...

"Когда немцы победили французов во франко-прусской войне 19 века, Бисмарк сказал, что войну выиграл немецкий учитель. Дело в том, что в то время именно благодаря педагогам немцы учились осознавать себя гражданами нового единого государства".

Интервью с главным режиссером Челябинского областного театра кукол Александром Бороком

"Очень хочется сделать настоящий спектакль ужасов. Только настоящий! Это в кинотеатре ты абсолютно уверен в том, что это всего лишь кино… а в театре? Театр – это здесь и сейчас, и сегодня так, а завтра иначе. И никогда одинаково. Когда в театральной темноте жалобно скрипит дверь – это особенное чувство".

Интервью с директорами двух залов Челябинского концертного объединения

2012 год на Южном Урале пройдет под знаком юбилея Челябинской филармонии. Концертному объединению исполняется 75 лет. Директор Концертного зала им.Прокофьева Галина Братышева и директор органного зала Ирина Андреева рассказывают о самых значимых событиях юбилейного года, об уникальных концертах и фестивалях, о будущем челябинского органа и о многом другом.

Интервью с руководителем камерного оркестра "Классика" Адиком Абдурахмановым

"Останься я в Петербурге, возможно, не стал бы никогда дирижером, у меня бы не было своего оркестра. А в Челябинске по-другому жить было нельзя, я просто умер бы в творческом смысле. Мне пришлось самому что-то делать, чтобы продолжить профессиональный рост".

Интервью с профессором кафедры интерактивного искусства СПбГУКиТ Ниной Дворко

"В отличие от традиционного (линейного) экранного повествования с абсолютным контролем автора над всеми аспектами истории, в интерактивном повествовании пользователь (зритель) может активно (физически) влиять на развертывание этого повествования в соответствии с собственными мыслями и эмоциями".

Интервью с лит. критиком Александром Гавриловым

"Мое любимое занятие – обсуждать с поварами их творчество. И надо сказать, что повара на это отзывчивы так же, как писатели. Когда ты хвалишь писателя, он смотрит на тебя и думает: «Ну, наконец-то, хоть один, хоть один из этих идиотов понял, что я хотел написать!» И с поварами то же самое".

Беседа с главным балетмейстером Челябинского оперного театра

Челябинский театр оперы и балета продолжает радовать новыми лицами. Весной его директором стал опытный и талантливый управленец Владимир Досаев. А осенью труппе в качестве главного балетмейстера представлен народный артист России, бывший солист Большого театра Юрий Клевцов.

Интервью с директором Первой гимназии г.Челябинска

"Сегодня мы говорим о технологиях, комфорте и многом другом, а учитель и ученик уходят на второй план. Хотя и теперь я считаю, что сердцем школы должен оставаться учитель, стоящий с мелом у доски..."

Интервью с балетмейстером Юрием Бурлакой

"Для челябинского театра постановка «Эсмеральды» очень полезна, потому что это один из немногих спектаклей классического наследия, который как раз богат своим разнообразием. Здесь есть и характерные танцы, и классические, есть игровые партии... Все это помогает разносторонне раскрыть любую труппу". 

Интервью с Федором Кондрашовым

"Российские чиновники почему-то считают, что это ученым нужно развитие науки, а их задача – только рассматривать предложения этих ученых. Поэтому сегодня в рамках российской действительности невозможно создать то, что необходимо биологам для результативной работы".

Беседа с Игнатом Солженицыным

К музыке меня влекло с самого раннего детства. В нашем доме она звучала с пластинок. И мама говорила, что я еще на ногах не крепко стоял, но, когда звучала музыка, я подползал к проигрывателю и мог подолгу стоять возле него и слушать.

Интервью с Андреем Остальским

Мы встречались с Михаилом Ходорковским, он производил впечатление интеллигентного и мыслящего человека, каких среди олигархов можно встретить нечасто. Он хотел прозрачности бизнеса, а оказался в тюрьме.

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".