Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

"Художник номер один нашего города..."

Николай Русаков. «Автопортрет в красной рубахе», 1935 год. Холст, масло. 74Х56
НИКОЛАЙ РУСАКОВ
Художник
Текст: Светлана Симакова

 

«Такого художника, посланца фантастически легендарных первых трех десятилетий ХХ века, дерзновеннейших в искусстве, мы еще не знали в Челябинске, – написала об этом человеке искусствовед Галина Трифонова в своей книге «Николай Русаков. Жизнь и творчество. 1888–1941». – Думаю, и равного ему в Челябинске тех лет не было...»

Но 40 лет о Николае Русакове молчали даже те, кто его хорошо знал. Он был внесен в список «врагов народа», его называли формалистом, оказавшим вредное влияние на своих учеников и товарищей по искусству. В июне 1941 года художника арестовали по доносу, осудили по ст. 58-10 ч.2 и расстреляли 31 декабря 1941 года в челябинской тюрьме. У семьи было изъято 90 писем, среди которых, по словам родственников, были письма Родченко, Маяковского, Бальмонта... А из собрания Челябинской картинной галереи сотрудники НКВД в срочном порядке изъяли пять картин Николая Русакова, купленных у художника в 1940 году. Ни одна из этих картин не была возвращена музею после реабилитации Николая Русакова в 1957 году. Судьба их до сих пор неизвестна.

Художник вернулся к нам в 80-х годах ХХ столетия. Началом возвращения стала выставка произведений старейших художников Челябинска в 1980 году. А в декабре 1989 года, к 100-летию Николая Русакова, в Челябинске открылась выставка «Николай Афанасьевич Русаков. 1888–1941. Живопись, графика. Из собрания семьи художника (Москва) и собрания ЧОКГ», которая потрясла воображение посетителей.

«Русаков рано понял, что он не хочет быть в живописи просто иллюзорным, подражать натуре, – пишет в своей книге Галина Трифонова. – Отсюда – метод работы по памяти в сочетании с сочинением, отход от академической трехмерности и перспективы, особая роль линии, создающей как бы границы цветовых зон; звучание цвета с обнажением его собственной свето- и цветосилы, моделировка крупными цветовыми плоскостями».

Сейчас в собрании Челябинского областного музея искусств хранится 150 работ Николая Русакова – живопись, графика. Покупать работы у семьи художника начали в 1980 году.

Однако в постоянной экспозиции посетители найдут сегодня только его автопортрет 1912 года и «Портрет Н.А. Русакова» кисти Александра Родченко, также датированный 1912 годом.

«Конечно же, это был художник номер один в истории культуры нашего города, нашего края, – считает Галина Трифонова. – В Казанской художественной школе он учился у блестящего педагога Николая Фешина, в Московском училище живописи, ваяния и зодчества – у Константина Коровина. Во всех анкетах Николай Русаков всегда называл только два имени – Фешина и Коровина, – то есть признавал только этих своих учителей. Под воздействием Фешина у Русакова развилась потребность работать в портрете как самостоятельном жанре, которая останется на всю жизнь. В зрелые годы интерес художника к человеку будет выражен и в картине – своих героев он трактует укрупненно, портретно».

Данный автопортрет относится ко времени учебы Николая Русакова в Казанской художественной школе. «Если говорить о времени становления художника, то эта работа позволяет предположить, чтоосознавал себя Николай Русаков еще в самом начале пути, – продолжает искусствовед. – Его взгляд устремлен сверху вниз: то есть художник в жизни должен высоко стоять, ему многое дается, но много с него и спросится».

Таким ли увидел своего товарища по Казанской художественной школе Николая Русакова известный живописец и фотограф Александр Родченко?

Есть воспоминания Александра Родченко об этой работе. Он пишет, что в 1913 году нашел в мастерской, которую решил почистить, портрет Русакова: «Промыл его, и он мне понравился, а я-то хотел его выбросить».

«Они учились вместе в Казани, – рассказывает Галина Трифонова. – Родченко шел на курс младше. Но они дружили. Этот портрет Николая Русакова написан был Родченко на небольшой доске, служившей палитрой, во всю поверхность, пастозно, из тюбиков, почти без применения кисти. Портрет физиономически точен и вместе с тем утрирован. Образ дышит свободой, восторгом молодых сил, хорошо передана внутренняя экспрессия художника. Родченко использует чистые цвета: ярко-синий – любимый Русаковым ультрамарин, желтый, зеленый, всплески красного»...

Этот портрет семья Родченко передала в Челябинскую картинную галерею в 1987 году.

«Но, если говорить об автопортретах Николая Русакова, то их было гораздо больше, – продолжает Галина Трифонова. – На протяжении всей жизни он пишет себя и акварелью, и маслом. По сути, каждый его жизненный этап был отмечен автопортретом. К примеру, в ранний период своего творчества, в унисон Полю Гогену, он пишет картину «Ноа-ноа», где изображает себя на фоне белого паруса. Рядом с художником женщина индийского типа в синем платье, напоминающем сари. Образ индийской женщины, склонившейся над двумя сыновьями, рядом с художником мы вновь видим на семейном портрете-картине «Семья Г.И.Р.С.» (граждане интернациональной республики Советов) 1925 года. Сам Николай Афанасьевич на этой картине в светлой легкой рубашке, написанной совершенно бесплотно, подобно ангельскому хитону.... В раннем творчестве он делает рисунок, разцвеченный акварелью и лаком, – автопортрет с бантом – и сопровождает его стихотворными строками собственного сочинения: «Мой мозг прояснили дурманы, душа влечется в примитив, я вижу росные туманы и слышу липовый мотив...»

Сохранился также «Автопортрет в андалузском стиле» 1910-х – некое подражание Николая Русакова Врубелю (акварель «Гамлет и Офелия»). Чуть позже художник изображает себя в рост, в синей блузе с бантом и в шляпе-канотье на фоне среднерусского пейзажа. Эта акварель названа «Я». Есть также профильный автопортрет на фоне восточной арки и виднеющегося в ней восточного белого города, который назван «Автор после возвращения из Индии». Художник здесь в полосатом халате и чалме, с коричневым лицом, обостренными чертами. Это один из листов альбома 1926 года «Колониальный Восток наших дней».

«Николай Русаков не единственный художник в истории искусств, обращавшийся к автопортрету как свидетельству трансформации в своем творчестве, в собственной душе, во времени и пространстве, – говорит Галина Семеновна. – Эти автопортреты – почти дневниковые записи. Во всяком случае, они способны нам их восполнить и очень многое сказать о художнике, о времени, о том, что двигало его жизнью и творчеством».

«Автопортрет в красной рубахе» 1935 года, также из собрания нашего музея, был написан Николаем Русаковым уже в Челябинске. Это работа зрелого человека и настоящего мастера.

«Я бы назвала его программной вещью, – подчеркивает искусствовед. – Николай Афанасьевич изображает себя на фоне темного, почти ночного неба за перекладинами окна. Красный цвет рубахи здесь многозначен – это и иконный цвет, и исконно русский. В начале века у многих художников этот цвет преобладает. Но его не стоит считать только цветом революции. Написан этот автопортрет в авангардной стилистике – складки на одежде приобретают малиновые и почти фиолетовые оттенки. Интересна манера наложения цвета – словно по подмалевку диагональной штриховкой. Этот прием характерен для ранних кубистов (можно сравнить с программной вещью кубизма – «Авиньонскими девицами» Пабло Пикассо). Такой прием динамичного легкого мазка характерен и для футуристов.

Цвет в «Автопортрете» 1935 года художник разрабатывает как самоценный. У него цвет живет своей наполненной жизнью. За счет этого возникают контрастность и яркая декоративность. И в этом понимании цвета заключается сила необыкновенной творческой энергии художника. Живописец вообще отличается особым чувством цвета. Чувство цвета у него – то же самое, что тембр голоса у певца. Этому нельзя научить, это чувство как дар – либо есть, либо его нет. А если оно есть, то его можно только шлифовать и совершенствовать».

В следующей части нашего рассказа о феномене художника Николая Русакова, так ярко осветившего искусство Челябинска первой трети ХХ века, мы расскажем о том, что стало причиной его особенного цветовидения – о его путешествиях на Восток.

 

Источник: chelyabinsk.ru

 

Вокруг

В мастерской у чебаркульского художника Василия Дьякова

"Жизнь прошла. Что я запомнил? Лодки, воды озера, каменистый бережок, кусты около воды – вот моя память. Я был погружен в это. Мои больные ноги, сколько было сил, помогали крутиться земному шару. Но, в основном, я всматривался в то, что окружало меня".

В мастерской у челябинского художника Павла Ходаева

"Когда я стою у мольберта, мне весь мир может противоречить, - я никого не услышу. Потому что здесь я решаю свои проблемы, преодолеваю свою косность, свои невозможности. Всякая работа на холсте – преодоление. Это работа и мозга, и души. Пока она есть, можно жить".

В круге

Александр Борок, главный режиссер Челябинского театра кукол

"Как это ни удивительно, но дети не меняются. Сколько бы мы ни ворчали на компьютерные игры, новые мультики, 3D-форматы, дети, к счастью, какими были, такими и остались: как верили в чудо, что кукла живая, так и верят. И ничем это не разрушить!"

Павел Сумской, заведующий кафедрой режиссуры кино и ТВ ЧГАКИ, кандидат культурологии

"Образование отстает от многих современных запросов, оно должно стать более мобильным, интерактивным и одновременно более насыщенным. Мы просто обязаны, если хотим быть сильной страной, в более короткие сроки выпускать более подготовленных специалистов. Современные студенты к этому готовы".

Григорий Ройзман, предприниматель

"И бизнесу, и простому гражданину нужно дать жить в системе закона, стабильных правил, понятных налогов – тогда в стране появятся рабочие места и начнется рост зарплат. Если будет система, капитал должен вернуться в Россию".

Профессор Московской государственной консерватории Валерий Пясецкий

"Когда ученики Артоболевской касаются клавишей, инструмент звучит великолепно, независимо от того, сделан он известнейшей мировой фирмой или, к примеру, во Владимире. Это результат того, что в нас воспитано особое отношение к звуку как к живому существу".

Гл.режиссер челябинского Камерного театра - об искусстве и жизни

"Сейчас нас пытаются приравнять к производству. Нам внушают, что мы оказываем услуги. Но это баня должна делать, а мы вынуждаем душу трудиться – свою и зрителя. Жизнь – великая тайна. Понять, разгадать ее может помочь только искусство. Театр помогает человеку как-то справляться с испытаниями".

Протоиерей Дмитрий (Алферов) - о состоянии современного общества и выматывающем понимании того, что "Титаник" тонет, а все продолжают танцевать...

"Когда немцы победили французов во франко-прусской войне 19 века, Бисмарк сказал, что войну выиграл немецкий учитель. Дело в том, что в то время именно благодаря педагогам немцы учились осознавать себя гражданами нового единого государства".

Интервью с главным режиссером Челябинского областного театра кукол Александром Бороком

"Очень хочется сделать настоящий спектакль ужасов. Только настоящий! Это в кинотеатре ты абсолютно уверен в том, что это всего лишь кино… а в театре? Театр – это здесь и сейчас, и сегодня так, а завтра иначе. И никогда одинаково. Когда в театральной темноте жалобно скрипит дверь – это особенное чувство".

Интервью с директорами двух залов Челябинского концертного объединения

2012 год на Южном Урале пройдет под знаком юбилея Челябинской филармонии. Концертному объединению исполняется 75 лет. Директор Концертного зала им.Прокофьева Галина Братышева и директор органного зала Ирина Андреева рассказывают о самых значимых событиях юбилейного года, об уникальных концертах и фестивалях, о будущем челябинского органа и о многом другом.

Интервью с руководителем камерного оркестра "Классика" Адиком Абдурахмановым

"Останься я в Петербурге, возможно, не стал бы никогда дирижером, у меня бы не было своего оркестра. А в Челябинске по-другому жить было нельзя, я просто умер бы в творческом смысле. Мне пришлось самому что-то делать, чтобы продолжить профессиональный рост".

Интервью с профессором кафедры интерактивного искусства СПбГУКиТ Ниной Дворко

"В отличие от традиционного (линейного) экранного повествования с абсолютным контролем автора над всеми аспектами истории, в интерактивном повествовании пользователь (зритель) может активно (физически) влиять на развертывание этого повествования в соответствии с собственными мыслями и эмоциями".

Интервью с лит. критиком Александром Гавриловым

"Мое любимое занятие – обсуждать с поварами их творчество. И надо сказать, что повара на это отзывчивы так же, как писатели. Когда ты хвалишь писателя, он смотрит на тебя и думает: «Ну, наконец-то, хоть один, хоть один из этих идиотов понял, что я хотел написать!» И с поварами то же самое".

Беседа с главным балетмейстером Челябинского оперного театра

Челябинский театр оперы и балета продолжает радовать новыми лицами. Весной его директором стал опытный и талантливый управленец Владимир Досаев. А осенью труппе в качестве главного балетмейстера представлен народный артист России, бывший солист Большого театра Юрий Клевцов.

Интервью с директором Первой гимназии г.Челябинска

"Сегодня мы говорим о технологиях, комфорте и многом другом, а учитель и ученик уходят на второй план. Хотя и теперь я считаю, что сердцем школы должен оставаться учитель, стоящий с мелом у доски..."

Интервью с балетмейстером Юрием Бурлакой

"Для челябинского театра постановка «Эсмеральды» очень полезна, потому что это один из немногих спектаклей классического наследия, который как раз богат своим разнообразием. Здесь есть и характерные танцы, и классические, есть игровые партии... Все это помогает разносторонне раскрыть любую труппу". 

Интервью с Федором Кондрашовым

"Российские чиновники почему-то считают, что это ученым нужно развитие науки, а их задача – только рассматривать предложения этих ученых. Поэтому сегодня в рамках российской действительности невозможно создать то, что необходимо биологам для результативной работы".

Беседа с А.Г. Гостевым

"Когда я создавал эту школу, то первой задачей ставил, чтобы она стала комфортной для каждого ребенка и чтобы здесь работали любящие детей педагоги..."

 

Беседа с Игнатом Солженицыным

К музыке меня влекло с самого раннего детства. В нашем доме она звучала с пластинок. И мама говорила, что я еще на ногах не крепко стоял, но, когда звучала музыка, я подползал к проигрывателю и мог подолгу стоять возле него и слушать.

Интервью с Андреем Остальским

Мы встречались с Михаилом Ходорковским, он производил впечатление интеллигентного и мыслящего человека, каких среди олигархов можно встретить нечасто. Он хотел прозрачности бизнеса, а оказался в тюрьме.

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".