Поэзия приучает нас к точности языка... Письмо пятое
Мы говорили о Пушкине, портрет которого находится в центре стенда "От отчаяния к успеху". Если американские школьники не знают Пушкина, то их можно простить. Не так уж много найдётся школьников в России, которые знакомы, скажем, с поэзией Эдгара По. Но вот что не давало и не даёт мне покоя.
Всем известно, что в математике есть немало утверждений и формул, которые приходится запоминать. Есть некий минимум, без знания которого (знания "на память") предметом не овладеть. Например: Квадрат суммы двух чисел равен сумме их квадратов, сложенной с их удвоенным произведением. Эта формула позволяет быстро перемножить одинаковые двучлены - при условии, что вы её помните. Но мой опыт показывает, что 90 процентов американских школьников формулы этой - как и многих других - не помнят. Трудно также добиться от них ясных формулировок: Окружность - это множество точек плоскости, одинаково удалённых от данной точки - центра.
В чём дело? Почему простые вещи не поддаются запоминанию?
Однажды я решился поговорить с учениками 12 класса "о литературе". К сожалению, разговор ограничился вопросами типа "А Марка Твена вы читали?" "А Сэлинджера"? Выяснилось, между прочим, что многие вещи, которые были популярны у нас в 60-80-е годы, не только известны школьникам, но даже являются частью программы английской литературы. "Хижина Дяди Тома", например. Или "Убить пересмешника" Харпер Ли. Или "Человек-невидимка" - на этот раз не известная нам фантастическая повесть, а история молодого афро-американца, из "человека-невидимки" превратившегося в успешного члена общества. "От отчаяния к успеху", иначе говоря. И хотя Шекспир тоже "проходится" на уроках английской литературы, непредвзятый наблюдатель (особенно тот, кого в советской школе уверяли, что Пушкин был "против самодержавия") легко заметит хотя и корректный, но политический крен в программе литературы школ Балтимора (именно Балтимора, в других городах программы могут быть иными - они составляются в учебных округах).
Вернемся, однако, в класс. "А кого из американских поэтов вы любите?" Были названы имена Эдгара По, Вильяма Блейка (о нем надо сказать, что он поэт "англоязычный") и, конечно, Эмили Дикинсон. И здесь наступает кульминация моего рассказа. "Не прочтет ли кто-нибудь стихотворение (a poem) Эмили Дикинсон?" - Молчание. "А Блейка?" Замешательство. "Хорошо, пусть поднимут руки те, кто знает на память любые три стихотворения." - Ни одной руки. "Ладно, два стихотворения". - Картина не изменилась. "Ну хотя бы одно!" - Одна рука. Было прочитано четверостишие, как выяснилось, детское. Это была лучшая ученица, сейчас она заканчивает аспирантуру по специальности "Астрофизика".
Неужели в России первоклассники тоже перестали заучивать на память стихи?
Травка зеленеет,
Солнышко блестит.
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
Неужели школьники не помнят Лермонтова?
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой,
Что кинул он в краю родном?
Неужели им безразличен Блок?
Река раскинулась. Течёт, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной жёлтого обрыва
В степи грустят стога.
О, Русь моя!..
Да, но я отвлекся. Какая, скажете вы, связь между заучиванием стихов и запоминанием формул? По-моему, связь очевидна. Во-первых, заучивая стихи, вы тренируете память. Во-вторых, концентрация мысли в стихах сильнее, чем в обыденной речи, и сильнее, чем в художественной прозе. Я бы сказал, что в стихах уровень абстракции выше (разумеется, речь не о поэзии в целом, а о какой-то значительной ее части). Поэзия приучает нас к точности языка и, значит, облегчает усвоение языка математического - наиболее точного из существующих языков. Мне трудно представить себе человека, знающего и любящего поэзию и не отличающего квадрат суммы от суммы квадратов.
Конечно, я говорю о "педагогическом значении" поэзии, не обсуждая ее самоценность. Мы читаем или слушаем (или пишем) стихи "для души". Душа наша обогащается и расширяется, но при этом и ум дисциплинируется. Впрочем, не стоит отрывать "ум" от "души". Поэзия объединяет в себе и то, и другое, и третье, и четвертое. Но это уже из другой оперы.
Мое отступление затянулось. Я действительно считаю, что память и ум американских учеников недостаточно натренированы, и одна из причин - игнорирование поэзии в школьной программе. Есть множество других причин, о которых я надеюсь еще рассказать.
Всего наилучшего,
Dr. G.
Doctor G. Письма с другого берега
6.10.2013
|
Размышляет Я.Г. Тестелец, профессор Института лингвистики РГГУ
23.06.2013
|
О томе стихов Бориса Слуцкого, составленном Бенедиктом Сарновым
5.06.2013
|
О сборнике стихов Александра Самойлова «Киргородок»
9.11.2011
|
12.09.2011
|
Doctor G. Письма с другого берега
31.07.2011
|
Doctor G. Письма с другого берега
3.07.2011
|
Doctor G. Письма с другого берега
12.06.2011
|
Doctor G. Письма с другого берега
2.06.2011
|
Doctor G. Письма с другого берега
25.05.2011
|