Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

"Черное" и "белое" американского образования. Письмо третье

Письма с другого берега
DOCTOR G.
Наш человек у них

ПИСЬМО ТРЕТЬЕ

 

Многое из дальнейшего станет более понятным, если ввести два обозначения, БШ и МШ – Большая Школа и Малая Школа. Большая – это Балтиморский Политехнический Институт, действительно большая высшая (9-12 классы) школа, в ней примерно 1400 учеников (студентов, то есть обучающихся, как говорят в Америке). Находится школа в даунтауне Балтимора.

Слово downtown переводится как деловая часть города, мы бы сказали – центр города. Но сегодня оно означает намного больше. В современных американских мегаполисах даунтаун населён в основном "третьим сословием", бедным людом. Говорят, население даунтауна Балтимора на 80 процентов состоит из афро-американцев. Вы, наверное, знаете, что неграми (Nigger) их давно не называют, это считается оскорбительной кличкой. В центре Балтимора есть и небольшие анклавы, в которых издавна живут эмигранты из разных стран Европы: итальянский городок, греческий, польский. Есть и небольшие относительно богатые районы.

Так вот, Большая Школа отражает демографический состав Baltimore City, города Балтимора, не менее 80 процентов ее студентов (на самом деле, я думаю, 90) – афро-американцы. Надо заметить, что БШ – городская, а не районная школа. В районную школу может записаться любой житель студенческого возраста. А вот чтобы стать студентом нашей БШ, нужно сдать вступительные экзамены и представить хорошую характеристику из средней школы (middle school). Отсюда с необходимостью следует, что в нашу БШ попадают афро-американцы не из самых проблематичных семей. Это имеет решающее значение для всей жизни и атмосферы школы. О большинстве других high schools of Baltimore City я слышал чудовищные вещи, которые не стану сейчас пересказывать. Впрочем, в подобных школах я и не бывал.

Малая Школа – примерно 120 учеников – это часть большой. Стать студентом МШ можно, сдав дополнительный экзамен по алгебре и еще некоторым другим предметам. Административно МШ не зависит от большой, что является ее огромным преимуществом, о чем я еще скажу. Финансирует МШ большой частный фонд, который поддерживает многие образовательные и медицинские проекты. Кстати, официальное название МШ – The Ingenuity Project, Проект Изобретательных.

Чтобы подчеркнуть ограниченность моего американского опыта, нужно еще сказать, что учеников каждого класса МШ мы делим на две группы в соответствии с их способностями. Таким образом, ко мне попадает ежегодно всего 35-40 студентов 10, 11 и 12 классов. Они, как видите, проходят тройное сито. Кроме обучения этого контингента, в мои обязанности заведующего кафедрой математики Ingenuity Project'a входит еще составление и контроль программ, математические кружки и соревнования, а также "курирование над учителями", как говорил один из моих коллег, который никогда не пропускал и не прощал ошибок – ни в русском языке, ни в математике. Остается добавить, что кафедры математики БШ и МШ – два разных подразделения математического фронта.

Считается, что Ingenuity Project призван дать детям из не слишком богатых семей бесплатное хорошее образование – сравнимое с тем, которое они получили бы, став учениками частных, то есть платных школ (вопрос о том, действительно ли ученики частных школ получают хорошее – в нашем смысле – образование, я оставляю пока открытым). Подразумевается, что в основном это должны быть афро-американцы. И действительно, в средних школах (6-8 классы) нашего Project'a из четырехсот студентов примерно 80 процентов афро-американцев. В BШ (9-12 классы) их около 60 процентов. В моих же классах, куда попадают самые сильные, никогда больше 25 процентов, кажется, не было.

Все эти подсчёты должны показаться дикими бывшему советскому человеку. Зачем специально заботиться о том, чтобы "расовый состав" школы совпадал с "расовым составом" населения города? Не лучше ли, забыв о цвете кожи, дать всем несколько экзаменов, выявить лучших и принять их в Project? Вспоминается горькая шутка, бытовавшая среди московских математиков в 70-80-е годы "прошлого века" (так называемое чёрное двадцатилетие московского мехмата, когда лица с «неправильной» пятой графой практически не принимались в МГУ): "Для чего проводятся вступительные экзамены в МГУ?" – "Чтобы выявить сильнейших и HE принять их в университет!"

Мы, советские люди, считали и сейчас считаем, что так называемые академические успехи – единственный критерий, позволяющий отобрать в школу или в вуз самых достойных. А как же иначе? Не спортивные же успехи учитывать, принимая в мединститут. Тот, кто лучше покажет себя на вступительных экзаменах, и в вузе сумеет почерпнуть больше и у него наибольшие шансы стать хорошим специалистом. Иначе говоря, общественное мнение ожидало справедливости именно в этом смысле.

Американское общество, видимо, так не считает. При поступлении в школы и вузы расовая принадлежность абитуриента определенно учитывается. При прочих равных (а зачастую и неравных) – у афро-американца или латиноса (не слишком приятное слово, но так говорят) больше шансов оказаться студентом даже очень престижного вуза, чем у "белого человека". Такова сегодняшняя реальность.

Вот свежий пример. В прошлом году мой выпускной класс состоял из девяти человек. Трое из них были зачислены в MIT (произносится ЭМ-АЙ-ТИ) – Массачусетский Технологический Институт. Это одно из трёх самых лучших американских высших учебных заведений, аналог Московского Физтеха в лучшие его времена. Наряду с двумя блестящими студентами в MIT был зачислен афро-американец весьма средних способностей – учитывая, конечно, ранг этого вуза. Вероятно, он занял, как у нас говорили, чье-то место, но я никогда не слышал отрицательных суждений подобного рода.

Бывали, правда, случаи, когда "белые люди" пытались отстаивать справедливость. Несколько лет назад три абитуриентки, не будучи принятыми в университет (на юридический факультет), обратились в суд. Шаг за шагом, дело дошло до Верховного Суда Соединенных Штатов. Я, честно говоря, надеялся, что уж Верховный Суд решит всё "по справедливости". И ошибся. Суд принял половинчатое решение, которое можно выразить словами: "Приёмная комиссия может позволить себе и не быть расово слепой". Девушек в университет так и не зачислили.

"Этот вопрос имеет две стороны. Рассмотрим вторую", – писал О"Генри. Первую он, правда, опускал. Вторая сторона не слишком благоприятна для университета, приёмная комиссия которого согласна не быть расово слепой. Ведь университет выпускает не только юристов (низкая квалификация которых сравнительно безопасна для общества), но также инженеров и врачей. И частная фирма не очень охотно возьмет на работу инженера, получившего диплом университета с репутацией "расово зрячего". Таким образом, равновесие хотя бы частично, но восстанавливается.

Разумеется, существуют еще и третья, и четвертая, и десятая стороны вопроса. В своем рассказе я поневоле многое упрощаю. Один только пример. Каким был состав Верховного Суда, принявшего неопределенное решение, сколько из пяти его судей было республиканцев и сколько демократов? Ответ на этот вопрос повлечет за собой новые вопросы и так далее, без конца. В Уравнении Вселенной нет независимых переменных. Всё зависит от всего.

Ваш Доктор Джи

 

Doctor G. Письма с другого берега
6.10.2013

"...Я и раньше замечал отсутствие остроты в устной и письменной речи американцев, с которыми мне приходилось иметь дело. А уж о сарказме и речи нет, его просто не понимают - или игнорируют..."

12.09.2011

Так что главное в образовании? Всё главное. Но самое главное, по-моему, - сначала отделить образование от воспитания. Задача школы – образовывать, а если воспитывать, то косвенно. Воспитание нужно вернуть туда, где оно было всегда: в семью и церковь.

Doctor G. Письма с другого берега
31.07.2011

"...Отсутствие слов "математическая культура" в языке – это симптом. Ученики ею не овладевают, учителя не владеют, и это, по-моему, одна из коренных причин общего упадка математического образования".

Doctor G. Письма с другого берега
3.07.2011

"Элементарная математика является частью математической науки. Увы, в Америке так не считают..."

Doctor G. Письма с другого берега
12.06.2011

"Фибоначчи смотрит весело... Лобачевский мрачен..."

Doctor G. Письма с другого берега
5.06.2011

"Я действительно считаю, что память и ум американских учеников недостаточно натренированы, и одна из причин - игнорирование поэзии в школьной программе..."

Doctor G. Письма с другого берега
2.06.2011

Представьте себе раннее утро, широкий школьный коридор, плохо освещенный и, как сказал бы Бабель, длинный, как степь. Вы ступаете на его каменный пол. Прямо перед вами

Doctor G. Письма с другого берега
18.05.2011

В Америке невыгодно быть нечестным. Раз подмочив свою репутацию, ты можешь сгубить всю свою карьеру: как когда-то в Союзе, при поступлении на службу у тебя попросят характеристику с прежнего места работы.

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами и заказать их доставку в любую точку России. Добро пожаловать!

Шесть книг Издательского дома "Мой Город" стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Теперь каждый желающий может познакомиться с книгами ИД "Мой Город" (Издательство Игоря Розина) и купить их в электронном виде. Для этого достаточно пройти по ссылке.

Издательский дом «Мой Город» выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

Украшения ручной работы

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Со страниц этого сборника звучит голос одного сада. Одного из многих. Потому что он жив и существует – благодаря одному человеку, автору этой книжки. И в то же время через эти стихи словно бы говорят все сады, все цветы, все деревья и травы мира. Может быть потому, что подлинная поэзия – универсальна и не имеет границ.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".