Мастера боевых искусств в кино. Уэсли Снайпс
Впервые я увидел его в фильме “Пассажир №57”, где Снайпс играл сотрудника службы безопасности авиаперевозок, противостоящего бандитам, которые захватили самолет. Боевых сцен в фильме было немного, но все равно смотреть было интересно.
Затем, конечно, был “Блейд”. Я, честно говоря, не знаю, чья заслуга в создании этого фильма больше – режиссера и постановщика боевых сцен или самого Снайпса. Скорее всего, удачно совпало и то, и другое.
Снайпс обладает феноменальными физическими данными. Его координация движений безупречна. Он, похоже, может двигаться в режиме любого стиля. Это очень редкий талант – совершенное владение своим телом. То, чему другие учатся годами, ему дается сразу. Несомненно, если бы Уэсли выбрал себе спортивную карьеру, он мог бы стать спортсменом мирового класса в любом виде спорта – в плавании, легкой атлетике, гимнастике. Этот талант, наряду с актерским, дал Снайпсу возможность пробиться в звезды: начинал он с небольших ролей различных спортсменов – футболиста, боксера, бейсболиста.
Поначалу я считал, что Снайпс – серьезный специалист по крайней мере в нескольких стилях восточных боевых искусств. И только читая по очереди все варианты его биографии, которые мне удалось найти, с удивлением обнаружил, что он всерьез занимался только капоэйра. Лишь в одном месте вскользь было замечено, что по утрам он занимается “гимнастикой Шаолинь”. Признаюсь – это меня слегка озадачило. Пересматривая фильмы (“Блейд-II”, “Искусство войны”), я, конечно, заметил акробатику, свойственную капоэйре, но совершенно не обнаружил классических капоэйристских раскачиваний, как у Марка Дакаскоса в фильме “Только сильнейшие” (Only the Strong). Дакаскос, кстати, занимался капоэйрой всего несколько месяцев перед съемками. Вот уж поистине – магия кино. Плюс талант каждого из вышеуказанных товарищей. Было бы интересно увидеть их обоих в одном фильме, где один бы играл капоэйриста, а другой вун-хоп-куен-доиста (Уэстли бы взял несколько уроков у Марка перед началом съемок).
Но вернемся к Снайпсу. Больше всего его стиль в кино напоминает американское контактное каратэ + кикбоксинг + элементы “гимнастики Шаолинь”. Особенно ярко выражены следы последней в сценах с оружием в “Блейдах”. Также встречаются броски и захваты, напоминающие дзюдо и дзю-дзюцу. В общем, капоэйрой дело не ограничивается.
Уэсли Снайпс родился в Орландо, штат Флорида, 31 июля 1962 года. Он окончил школу сценических искусств по классу вокала, танца и сценической речи. Также он учился в Университете штата Нью-Йорк. После окончания института Снайпс успел сменить множество мест работы. Начинал он с создания труппы “Struttin`Street Stuff”, снимался в рекламе, дебютировал на Бродвее в драме, посвященной войне во Вьетнаме (“Зимние мальчики”). Но по-настоящему карьера Уэсли началась после видеоклипа Майкла Джексона “Bad”, где Снайпс сыграл бандита, угрожавшего Майклу.
Игра молодого актера привлекла внимание режиссера Спайка Ли. Ли дал Снайпсу эпизодическую роль саксофониста в фильме "Mo’ Better Blues". Затем он же пригласил Уэсли сниматься в фильме “Тропическая лихорадка” (JungleFever). Так на американском сленге называется связь между белой женщиной и афроамериканцем. Роль чувствительного интеллигентного чернокожего американца, заводящего роман с замужней белой женщиной, Снайпс с не меньшим успехом сыграл еще раз позже, в фильме “Свидании на одну ночь” Майка Фиггиса. Спайк Ли и Майк Фиггис – единственные на данный момент (текст написан в 2002 году. – Прим. ред.) режиссеры, которые увидели в Снайпсе тонкого, интеллигентного актера. В остальных случаях эксплуатировалась его внешность и спортивный талант.
Снайпс снялся во многих ролях спортсменов самого разного профиля – футболиста в “Диких котах”, бейсболиста в “Высшей лиге” (MajorLeague), боксера в “Золотых улицах” и “Непобежденном” (Undisputed). Имидж “спортсмена” крепко привязался к Снайпсу, но он сумел доказать свою актерскую состоятельность. Он снялся вместе с Де Ниро в фильме “Фанат” (Fan, The), сыграл свои звездные роли в “Белые не умеют прыгать” и “Пассажир 57”. Затем он снимался вместе с Сильвестром Сталлоне, Шоном Коннери, Томми Ли Джонсом, Денисом Хоппером. Тем не менее в Голливуде вряд ли уже найдется место для Снайпса-актера. Публика ждет от него “экшн”. И Снайпс старается оправдать доверие.
Звездным фильмом для Уэсли Снайпса стал “Блейд”. Не в последнюю очередь успеху фильма способствовали великолепные боевые сцены, поставленные с очень точно выверенным балансом монтажа и “живых” трюков. В отличие от “Матрицы” и некоторых гонконгских и китайских фильмов, здесь нет немотивированного бегания по стенам и парения в воздухе. Там где надо, конечно, приходится и полетать, и побегать вверх-вниз по вертикальным стенам, но только в силу острой необходимости, не делая из этого показательных выступлений по воздухоплаванию.
Снайпс очень точно попал в образ героя, который, входя в логово врага, не имеет права на ошибку. В ситуациях, которые он сам себе создает, он должен действовать безупречно. И все его движения в боевых сценах предельно точны. В этом Снайпс приближается к одному из главных критериев истинных боевых искусств – речь идет о спонтанной точности, готовности адекватно встретить любые изменения и соответствовать им. Естественно – не без помощи режиссера и постановщика боевых сцен. Но и сам по себе Снайпс стремится к предельной достоверности во всех своих ролях. Если он играет боксера – мы верим, что это чемпион мира (“Непобежденный”), если он играет секретного агента (“Искусство войны”), мы верим, что это лучший агент, если он играет вампира, который борется с другими вампирами, мы верим, что это самый ловкий, сильный и опасный вампир. Снайпс глубоко погружается в любую роль, в любую двигательную среду, в любой образ и добивается полной достоверности – и драматической, и двигательной. В этом его уникальность.
К сожалению, Голливуд вряд ли даст Снайпсу возможность в полной мере проявить его драматический талант. Да и двигательный, скорее всего, будет использоваться достаточно однообразно. Впрочем, теперь у него есть возможность самому выбирать сценарии. По крайней мере, сценарий его жизни складывается достаточно удачно.
Фильмография
1. Блейд II (Blade 2), 2002
2. Под прицелом (LibertyStandsStill), 2001
3. Непобежденный (Undisputed), 2001
4. Зигзаг(Zigzag), 2001
5. Disappearing Acts, 2000
6. Искусствовойны(Art of War, The), 2000
7. Бейвкость(Play It to the Bone), 1999
8. ДжекиЧан: Мояистория(Jackie Chan: My Story), 1998
9. Спортбудущего(Futuresport), 1998
10. Блейд(Blade), 1998
11. Вниз кДельте (Down in the Delta), 1998
12. Судебные Исполнители (U.S. Marshals), 1998
13. ПоследняяНочь(One Night Stand), 1997
14. Убийство в Белом Доме (Murderat 1600), 1997
15. МечтаАмерики(America's Dream), 1996
16. Фанат(Fan, The), 1996
17. ВонгФу. Спасибозавсе(To Wong Foo, Thanks for Everything), 1996
18 ДжулияНьюмар(Julie Newmar), 1995
19. Денежныйпоезд(Money Train), 1995
20. Ожидание(Waiting to Exhale), 1995
21. Зонавысадки(Drop Zone), 1994
22. 1993 MTV Movie Awards (1993) (TV)
23. Шугархилл(Sugar Hill), 1993
24 Точкакипения(Boiling Point), 1993
25. Разрушитель(Demolition Man), 1993
26. Восходящеесолнце(Rising Sun), 1993
27. 1992 MTV Movie Awards (1992) (TV)
28. Real Malcolm X, The (1992) (TV) .... Himself (actor)
29. Пассажир57 (Passenger 57), 1992
30. Танецнаводе(Waterdance, The), 1992
31. Белые не умеют прыгать (WhiteMenCan'tJump), 1992
32. Лихорадкаджунглей(Jungle Fever), 1991
33. НьюДжекСити(New Jack City), 1991
34. Mo' Better Blues, 1990
35. КорольНью-Йорка (King of New York), 1990
36. Помогите (H.E.L.P), 1990
37. Высшая лига (MajorLeague), 1989
38. История Вьетнамской войны II (VietnamWarStoryII), 1988
39. Bad, 1987
40. Критическоеусловие(Critical Condition), 1987
41. Улицызолота(Streets of Gold), 1986
42. Wildcats (1986)
Ссылки
http://www.spacesurfer.com/mceleb/list/Wesley_Snipes_0.html
Интервью с Иваном Охлобыстиным после премьеры фильма
21.11.2012
|
Тони Кей - о своем фильме "Учитель на замену"
21.05.2012
|
Дмитрий Лукин. Главы из книги "Мастера боевых искусств в кино"
29.12.2011
|
Дмитрий Лукин. Главы из книги "Мастера боевых искусств в кино"
17.11.2011
|
Дмитрий Лукин. Главы из книги "Мастера боевых искусств в кино"
11.11.2011
|
Дмитрий Лукин. Главы из книги "Мастера боевых искусств в кино"
27.10.2011
|
Дмитрий Лукин. Главы из книги "Мастера боевых искусств в кино"
13.10.2011
|
Дмитрий Лукин. Главы из книги "Мастера боевых искусств в кино"
4.10.2011
|
Дмитрий Лукин. Главы из книги. Предисловие
26.09.2011
|