Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Мастера боевых искусств в кино. Джефф Спикмен

Мастера боевых искусств в кино. Джефф Спикмен
ДМИТРИЙ ЛУКИН

 

Впервые я увидел его в фильме “Совершенное оружие”. С первых кадров и до самого конца фильма я заворожено смотрел на экран кинозала и ловил каждое его движение. Хотя как раз последнее сделать было довольно трудно. Движения героя Спикмена на экране не вписывались ни в одну из известных мне систем, и вместе с тем напоминали сразу несколько. Так как в афише было написано, что фильм о мастере каратэ, я не имел оснований в это не верить. Каратэ так каратэ. Но то, что я видел, не вписывалось в мое понимание каратэ, впрочем, достаточно узкое в то время.

Фильм начинался с кадров, где герой выполняет формальный комплекс у себя в квартире.  Этот комплекс меня и насторожил. Я и сегодня не уверен – был ли это формальный комплекс или импровизация, бой с тенью. Настолько все выглядело естественно.  Движения как бы вытекали одно из другого. Не было перерывов и остановок. Удары наносились в основном руками, причем чаще – открытой ладонью и без типичной для каратэ фиксации в конечной фазе. Удар не заканчивался, а переходил в следующее движение. Было много мягких уводящих блоков, поворотов корпуса вокруг своей оси, сравнительно мало ударов ногами. Это было чем-то похоже на вин-чун, но движения имели большую амплитуду и производились в горизонтальной плоскости (в вин-чун в основном используется вертикальная плоскость и руки не выходят за пределы ширины корпуса).  В общем – получался какой-то перевернутый вин-чун с нарушением нескольких основных принципов. Впрочем, некоторые принципы все-таки соблюдались. Например – прилипание, атака сериями ударов с короткой дистанции, использование атакующих конечностей противника в качестве точек опоры для собственной атаки. Техника ног была выражена относительно слабо и не представляла собой ничего нового для меня. В основном, удары ногами использовались как добивающие или во время комплексной атаки в сочетании с сериями ударов руками. В дополнение ко всему – Спикмен применял очень своеобразную бросково-толчковую технику, которая также имела мало общего с техниками известных японских стилей – дзю-до, дзю-дзюцу, айкидо. Броски использовались только в ситуациях, когда они требовали минимальных усилий, и только такие, которые не требовали сложных движений.

Вообще – вся техника была очень “контекстно-зависимая”, т.е. вытекала из конкретной ситуации как реакция на эту ситуацию, как органичное продолжение ситуации. Концептуально все это было очень похоже на ушу, но по форме – абсолютно не похоже. Разве что на вин-чун, с которого сняли все стилевые ограничения.

Особенно поразила меня тогда способность Спикмена действовать свободно во всех направлениях – вперед, назад, вбок. Наиболее ярко это проявилось в паре эпизодов, где он дрался сразу с несколькими противниками на короткой дистанции. Мне кажется – эти эпизоды были специально сняты для демонстрации возможностей стиля в работе против нескольких противников. В одном из эпизодов герой возвращается поздно вечером в расстроенных чувствах и натыкается на трех подозрительных парней, которые окружают его и, по-видимому, собираются ограбить. Так как герой Спикмена был в плохом настроении, он не проявил излишнего гуманизма к “заблудшим”. Все трое упали почти одновременно. В этом эпизоде как раз проявилась способность Спикмена свободно менять направление атаки, не тратя время на “прицеливание” и не делая лишних движений. Самое удивительное, что движения выглядели совершенно естественными. Так, шел себе человек. Ну, остановили его в темном месте, ну, вытащил кошелек, ну, уронил нечаянно, повернулся неловко – через одно плечо, через другое. У одного ножик выпал, у другого – челюсть. Так все трое и упали, не успев понять, что началась драка. И зрители тоже не поняли, что произошло. Включая меня. Дома я пытался повторить хотя бы общий рисунок движений, и у меня ничего не получилось. Четкого рисунка в памяти не осталось. И так как в то время у меня еще не было видео, изучить стиль Спикмена подробней не удалось. Сейчас видео есть. Непосредственно перед написанием этой главы я пересмотрел “Совершенное оружие” уже не знаю точно в который раз. И снова ничего не запомнил. Наверное, надо чаще смотреть J. Вообще – для этого стиля характерна какая-то неуловимость движений. То есть – движения вроде бы видны, но понять их  форму очень трудно, т.к. они какие-то незаконченные, ускользающие. Прямо-таки дзэнские ускользающие от обыденного сознания образы получаются. Но у истоков стиля стоял не японец и даже не китаец.

Все, что связано с Джефом Спикменом, неразрывно связано с его учителем Эдом Паркером и системой кэнпо-каратэ, которая так и называется в «американском народе» – кэнпо-каратэ Эда Паркера.

Итак, обратимся к истокам. Эдмунд Кеалоха Паркер (1931-1990), американец гавайского происхождения, жил на Гавайских островах и учился у Уильяма Квай-Сун Чжоу – основателя гавайского кэнпо-каратэ. Соответственно, Уильям Чжоу учился у своего отца, китайца по происхождению, а также у Джеймса Митосэ. Стиль Митосэ представлял собой синтез техник окинавских стилей и южного Шаолиня. Чжоу переработал и упорядочил систему Митосэ. В 1951 году  Паркер получил от Чжоу черный пояс, а в 1954 году открыл свое додзе в Штатах. Паркер творчески переработал стиль Чжоу и назвал его “Американское кэнпо-каратэ”. Сам Паркер считал, что от гавайского кэнпо-каратэ осталось процентов пятнадцать.

В стиль Паркера вошли 150 базовых приемов, взятых из дзю-дзюцу, окинавских стилей, гавайских стилей. А.Е.Тарас пишет по этому поводу [1]: “Главным критерием выбора техники была для Паркера степень ее соответствия биомеханическим и моторным возможностям человеческого тела. Этим он радикально отличался от большинства основателей восточных систем, вдохновлявшихся идеями даосско-буддийской философии. В системе Паркера нет места для мистики, легендарных историй и восточной экзотики. Это научно-обоснованная система”. Оставим словосочетание “даосско-буддийская” на совести А.Е.Тараса и сравним цитату с воспоминаниями самого Спикмена об учителе: “Я был потрясен с самого начала. Со временем я очень многое узнал об этом человеке и о его мечтах и стремлениях. Мы стали большими друзьями. Он научил меня многому в Кенпо, но гораздо более – в жизни. Он был динамичным человеком, чей интеллект и духовность были настолько глубоки, что он вложил в меня это вместе с прочностью и мощностью Кенпо… Дух боевого искусства введет вас в новую реальность, укрепит вас и ваш дух, сделает вас лучше”. По-моему, последнее высказывание вполне в “даосско-буддийском” духе.

Мастера, которые в своем развитии подошли к вершинам боевого искусства, неизбежно сталкиваются с понятием духа. Даже люди, которые изначально настроены скептически, вынуждены бывают признать существование некой сущности, не объяснимой с точки зрения законов материального мира. Кроме того, если они честны перед собой и перед учениками, они вынуждены учитывать и использовать этот феномен в преподавании своего искусства. В какой-то момент дух становится для человека настолько очевидным фактом, что он уже не может делать вид, что его не существует.

К сожалению, многие в погоне за чистой эффективностью выбрасывают все, что в текущий момент недоступно их пониманию, и превращаются в бездушных биороботов. К счастью, в случае с Эдом Паркером и Джефом Спикменом этого не произошло. Кстати, и в фильме “Совершенное оружие” очень сильно выражен этот самый дух. Это, по моему мнению, один из немногих фильмов, где показан дух боевых искусств, их глубинный смысл. В фильме чувствуется атмосфера додзе, связь поколений мастеров, идущая из древности. Впечатление усиливает очень точно подобранная музыкальная тема “I’vegotaPower” (суровый негритянский рэп), которая звучит на протяжении всего фильма. 

Но вернемся к Паркеру. Паркер сравнивал процесс обучения боевому искусству с процессом обучения письму [1]. Сначала изучаются буквы, потом бувы складываются в слова, затем слова складываются во фразы. В кэнпо-каратэ с буквами отождествляются 150 приемов базовой техники. Ученик может выбирать необходимые ему приемы, исходя из конкретной ситуации, и создавать из них комбинации. Если продолжать аналогию с письмом, то можно сравнить степень овладения техникой с тремя видами письма – машинописью, письмом от руки и стенографированием. При машинописи буквы печатаются одна за другой. Этому соответствует выполнение приемов последовательно, с перерывами между ними. При письме от руки буквы пишутся непрерывно одна за другой. Одна буква плавно перетекает в другую. Письму от руки соответствуют непрерывные последовательности движений. Стенография – это когда один символ выражает слог или целое слово. Этому соответствует комплексное движение, которое несет в себе несколько технических действий одновременно.

Паркер считал, что задача учителя – научить своих учеников свободно “стенографиовать”. В этом Паркер приблизился к традиционным дальневосточным (особенно китайским) системам, в которых в очень небольшом количестве базовых движений “зашифровано” бесконечное количество вариантов применения. Скажем в скобках, что китайцы приходят в замешательство, когда их спрашиваешь – является ли данное движение ударом или блоком. С их точки зрения, такая постановка вопроса лишена смысла. В каком-то случае движение может быть использовано как блок, в каком-то случае – как удар, в каком-то – как толчок или бросок. В любом случае – сначала движение изучается как сущность, качество, которое потом можно использовать в контексте, соответствующем ситуации. Соответственно – в одном движении может быть несколько сущностей, т.е., например, одним движением можно выполнить уклон, блок, удар и бросок. Умение мыслить и действовать такими комплексными приемами и определяет степень мастерства.

Эд Паркер изложил свою систему в пятитомном труде “Бесконечное постижение кэнпо”.  Каждый изучающий систему Паркера может выбрать наиболее подходящие для себя приемы из 150 базовых. Таким образом, каждый ученик уникален и неповторим в своих действиях. Это снижает шансы противника “просчитать” его, зная, к какой школе он принадлежит. Кроме того, ученику не навязывается жесткий набор техник, которые он обязан зазубрить несмотря на то, что некоторые не подходят его телосложению и психотипу. 

В 1960 году Паркер создал Международную ассоциацию кэнпо-каратэ, которая стала одной из самых массовых организаций боевых искусств в мире. 15 декабря 1990 года Эд Паркер умер от инфаркта, не дожив трех месяцев до премьеры фильма своего любимого ученика Джефа Спикмена. Фильм, как вы уже наверно догадались, назывался “Совершенное оружие” (PerfectWeapon).

Паркер сознательно продвигал Джефа Спикмена в кино. Кино было мечтой Паркера, которую он не успел воплотить сам. Но он успел “запустить” на голливудскую орбиту Спикмена. Паркер стремился передать искусство кэнпо через кино. Видимо, поэтому “Совершенное оружие” так насыщен духом боевых искусств.

Спикмен тщательно готовился к карьере актера. Несколько лет, перед тем как начать сниматься в кино, он изучал актерское мастерство. У него было точное представление о том, как он хочет показывать боевое искусство на киноэкране. “Ко всему прочему, я не хотел прослыть еще одним киношным остолопом-мастером боевых искусств. Был один конкретный пример, который закрепил это во мне. Когда Ван Дамм выпустил свой первый фильм "Кровавый спорт" и я посмотрел его – я сказал: если этот парень, по существу балетный танцовщик, может делать это, уж будьте уверены, что и я смогу”.  

Спикмен считает, что он несет моральную ответственность за то, как он показывает боевые искусства в кино. В большей степени его привлекает кино для детей. “Те дети, на которых я действительно пытаюсь повлиять, – им нужен мотив, чтобы избежать наркотиков, помощь в принятии правильных решений в жизни. Молодым людям нужно знать, как стать полноценным человеком”. То есть для Спикмена кино – не просто развлечение. Кино является для него средством воспитания, формирования будущих поколений. В этом вопросе Спикмен в корне расходится с большинством кинозвезд Голливуда и с некоторыми своими коллегами из мира боевых искусств.

Занимаясь темой Джефа Спикмена, я обнаружил  множество неслучайных случайностей,  которые окружают его карьеру в кино. Все эти события исходят от Эда Паркера.  Создается впечатление, что Паркер готовил Спикмена к карьере в кино долго и тщательно. Как готовят спутник к запуску на орбиту. Паркер вложил в Джефа все свои знания, он спланировал и создал ситуацию, которая помогла Спикмену с первых же ролей стать звездой жанра. Паркер создал “промоушен” Спикмену. Причем создал так искусно, что процессы, запущенные Паркером, продолжались и после его смерти. Спикмен вспоминает: "В первой и единственной статье, которую Эд опубликовал обо мне в журнале "Черный пояс", выходящем  в Америке, и единственной, которую я не читал до его смерти, он сказал: Я никогда не учил Джеффа, как быть хорошим, я научил его, как раскрыть в себе хорошее”. Кроме того, путешествуя после съемок “Совершенного оружия” по различным додзе, Джефф с удивлением обнаружил, что люди, знавшие Паркера, знают и Спикмена: “Они все знали обо мне от Эда. Он сказал им, что я был ему как сын, и что удивительно, он никогда не говорил этого мне”.  Что это – гениальное стратегическое планирование или “даосско-буддийская” мистика?  

Так или иначе, Спикмен стал звездой кино, совершенно точно осознавая свою миссию в нем. На съемках фильма “Эксперт” произошел такой случай. Спикмену позвонили родители мальчика, который был смертельно болен. Мальчик знал, что скоро умрет, и самым большим его желанием было – поговорить со своим кумиром Джефом Спикменом. “Я сказал ему, что если бы он мог выздороветь, я взял бы его на съемки и он мог бы увидеть фильм в процессе создания. Это бы точно произошло. Браян был переведен на обслуживание для VIP. Мы дали Браяну все, что могли; мы отправили его в магазины игрушек и купили все, что он хотел. Но все-таки он умер совсем скоро. Этот маленький мальчик подтвердил правильность моего стремления. Этот случай дал мне очень много. Этот мальчик знал, что он умрет; но он все еще хотел встретить меня. Мы посвятили фильм ему из-за того, что он был частью духа кино”. Фильм “Эксперт”вышел с посвящением Браяну Смиту.

К настоящему времени (2002 год. – Прим.ред.) Джефф Спикмен снялся в четырнадцати фильмах, сериале “Кикбоксер и ребенок”, в нескольких эпизодах в таких известных сериалах, как “Китайский городовой”  (MartialLow) и “Уокер – техасский рейнджер”.  У него есть жена и трое детей. Он имеет свою школу кэнпо-каратэ и проводит ежегодные семенары “JeffSpeakmen’sInternationalKenpoCamp”, куда приглашает всех занимающихся кенпо-каратэ со всего мира. Основной идеей семинаров является объединение людей, занимающихся кенпо-каратэ. Спикмен считает, что идея единения людей, занимающихся боевым искусством, которую выдвинул еще Паркер, как нельзя более актуальна в настоящее время.  

Говоря о своем успехе, Спикмен всегда упоминает своего учителя. Похоже, связь между ними продолжает существовать. По-другому и быть не может в современной школе боевых искусств, "абсолютно лишенной”  “даосско-буддийской” мистики.

 

Фильмография

1. Львиное Сердце (Lionheart) - 1990

2. Совершенное Оружие (Perfect Weapon) - 1991

3. Уличный Рыцарь (StreetKnight) - 1993

4. Эксперт (Expert) - 1994

5. Смертельный Захват (Deadly Outbreak) - 1995

6. Временной Замок (Timelock) - 1996

7. Скорпион-1 (ScorpioOne) - 1997

8. Бег Плато (Plato'sRun) - 1997

9. ЗемляСвободы(Land of the Free) - 1997

10.  ПобегизАтлантиды(Escape From Atlantis) - 1997

11. ДеньПамяти(Memorial Day) - 1998

12. ВБегах(Running Red) - 1999

13. Заон Банд (GangLaw) - 1999

14. Ночной Террор (NightTerror) - 2002

 

Ссылки

1. А.Е. Тарас. Энциклопедический справочник. Боевые искусства. 200 школ боевых искусств Востока и Запада: Традиционные и современные боевые искусства Востока и Запада. - Минск: Харвест, 1996.

2. kenpocamp.com - официальный сайт Джефа Спикмен.

3. mamp.narod.ru – русскоязычный сайт о мастерах боевых искусств в кино.

 

Интервью с Иваном Охлобыстиным после премьеры фильма
21.11.2012

"Я вообще считаю, что в игровом кино не должно быть в речи достоверности улиц. Это редко когда уместно. Кино не должно следовать за зрителем, напротив, оно должно подчиняться эстетическому принципу, подающему пример людям".

Тони Кей - о своем фильме "Учитель на замену"
21.05.2012

"Я ничего не знаю об американских школах, хотя живу в Лос-Анджелесе. Я не снимал кино про учителя и думаю, что фильм в результате получился не про преподавателей, и не про школу, и не про состояние образовательной системы в США, а про человека и решения, которые он принимает".

Дмитрий Лукин. Главы из книги "Мастера боевых искусств в кино"
29.12.2011

Нортон считает, что в наше время нельзя слепо следовать традициям в боевых искусствах. Конечно, путь новатора намного труднее пути имитатора, но для того, чтобы стать личностью, надо идти своим путем. Для того чтобы раскрыть свой собственный потенциал, каждый должен индивидуализировать свой стиль и свой тренировочный процесс.

Дмитрий Лукин. Главы из книги "Мастера боевых искусств в кино"
30.11.2011

"Снайпс обладает феноменальными физическими данными. Его координация движений безупречна. Он, похоже, может двигаться в режиме любого стиля. Это очень редкий талант – совершенное владение своим телом. То, чему другие учатся годами, ему дается сразу". 

Дмитрий Лукин. Главы из книги "Мастера боевых искусств в кино"
17.11.2011

"Он был одним из первых американских мастеров, снявшихся в художественных фильмах. Он  осознал силу кинематографа в деле популяризации боевых искусств. Он проложил дорогу в кино таким звездам жанра, как Брюс Ли и Чак Норрис. К сожалению, в нашей стране он мало кому известен".

Дмитрий Лукин. Главы из книги "Мастера боевых искусств в кино"
27.10.2011

Дакаскос понимает глубинные основы формирования мастера и не пытается форсировать процесс. Имея прочную базу, он может позволить себе развивать и дополнять ее без риска разрушить. Он продолжает учиться, зная, что только время и труд могут приблизить его к мастерству его учителей.

Дмитрий Лукин. Главы из книги "Мастера боевых искусств в кино"
13.10.2011

На философские вопросы о смысле жизни Саммо отвечает примерно так: “Просто делайте то, что вы хотите делать. Делайте то, к чему чувствуете влечение. Не дайте этому пройти мимо вас. И что бы вы ни делали – делайте это наилучшим образом”.

Дмитрий Лукин. Главы из книги "Мастера боевых искусств в кино"
4.10.2011

Леди-Дракон. Так назывался один из ее ранних фильмов. Так часто называют в прессе саму Синтию. Безусловно – она одна из самых “правдоподобных” женщин, которых я когда-либо видел в боевых сценах в кино.

Дмитрий Лукин. Главы из книги. Предисловие
26.09.2011

Очень мало фильмов имеют право называться искусством. К сожалению, закон жанра диктует определенный тип поведения для героя. Очень мало фильмов, которые показывают внутреннюю красоту боевых искусств, их духовную сущность. Однако традиционные боевые искусства в основе своей имеют тишину...

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами и заказать их доставку в любую точку России. Добро пожаловать!

Шесть книг Издательского дома "Мой Город" стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Теперь каждый желающий может познакомиться с книгами ИД "Мой Город" (Издательство Игоря Розина) и купить их в электронном виде. Для этого достаточно пройти по ссылке.

Издательский дом «Мой Город» выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

Украшения ручной работы

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Со страниц этого сборника звучит голос одного сада. Одного из многих. Потому что он жив и существует – благодаря одному человеку, автору этой книжки. И в то же время через эти стихи словно бы говорят все сады, все цветы, все деревья и травы мира. Может быть потому, что подлинная поэзия – универсальна и не имеет границ.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".