Мастера боевых искусств в кино. Джефф Спикмен
Впервые я увидел его в фильме “Совершенное оружие”. С первых кадров и до самого конца фильма я заворожено смотрел на экран кинозала и ловил каждое его движение. Хотя как раз последнее сделать было довольно трудно. Движения героя Спикмена на экране не вписывались ни в одну из известных мне систем, и вместе с тем напоминали сразу несколько. Так как в афише было написано, что фильм о мастере каратэ, я не имел оснований в это не верить. Каратэ так каратэ. Но то, что я видел, не вписывалось в мое понимание каратэ, впрочем, достаточно узкое в то время.
Фильм начинался с кадров, где герой выполняет формальный комплекс у себя в квартире. Этот комплекс меня и насторожил. Я и сегодня не уверен – был ли это формальный комплекс или импровизация, бой с тенью. Настолько все выглядело естественно. Движения как бы вытекали одно из другого. Не было перерывов и остановок. Удары наносились в основном руками, причем чаще – открытой ладонью и без типичной для каратэ фиксации в конечной фазе. Удар не заканчивался, а переходил в следующее движение. Было много мягких уводящих блоков, поворотов корпуса вокруг своей оси, сравнительно мало ударов ногами. Это было чем-то похоже на вин-чун, но движения имели большую амплитуду и производились в горизонтальной плоскости (в вин-чун в основном используется вертикальная плоскость и руки не выходят за пределы ширины корпуса). В общем – получался какой-то перевернутый вин-чун с нарушением нескольких основных принципов. Впрочем, некоторые принципы все-таки соблюдались. Например – прилипание, атака сериями ударов с короткой дистанции, использование атакующих конечностей противника в качестве точек опоры для собственной атаки. Техника ног была выражена относительно слабо и не представляла собой ничего нового для меня. В основном, удары ногами использовались как добивающие или во время комплексной атаки в сочетании с сериями ударов руками. В дополнение ко всему – Спикмен применял очень своеобразную бросково-толчковую технику, которая также имела мало общего с техниками известных японских стилей – дзю-до, дзю-дзюцу, айкидо. Броски использовались только в ситуациях, когда они требовали минимальных усилий, и только такие, которые не требовали сложных движений.
Вообще – вся техника была очень “контекстно-зависимая”, т.е. вытекала из конкретной ситуации как реакция на эту ситуацию, как органичное продолжение ситуации. Концептуально все это было очень похоже на ушу, но по форме – абсолютно не похоже. Разве что на вин-чун, с которого сняли все стилевые ограничения.
Особенно поразила меня тогда способность Спикмена действовать свободно во всех направлениях – вперед, назад, вбок. Наиболее ярко это проявилось в паре эпизодов, где он дрался сразу с несколькими противниками на короткой дистанции. Мне кажется – эти эпизоды были специально сняты для демонстрации возможностей стиля в работе против нескольких противников. В одном из эпизодов герой возвращается поздно вечером в расстроенных чувствах и натыкается на трех подозрительных парней, которые окружают его и, по-видимому, собираются ограбить. Так как герой Спикмена был в плохом настроении, он не проявил излишнего гуманизма к “заблудшим”. Все трое упали почти одновременно. В этом эпизоде как раз проявилась способность Спикмена свободно менять направление атаки, не тратя время на “прицеливание” и не делая лишних движений. Самое удивительное, что движения выглядели совершенно естественными. Так, шел себе человек. Ну, остановили его в темном месте, ну, вытащил кошелек, ну, уронил нечаянно, повернулся неловко – через одно плечо, через другое. У одного ножик выпал, у другого – челюсть. Так все трое и упали, не успев понять, что началась драка. И зрители тоже не поняли, что произошло. Включая меня. Дома я пытался повторить хотя бы общий рисунок движений, и у меня ничего не получилось. Четкого рисунка в памяти не осталось. И так как в то время у меня еще не было видео, изучить стиль Спикмена подробней не удалось. Сейчас видео есть. Непосредственно перед написанием этой главы я пересмотрел “Совершенное оружие” уже не знаю точно в который раз. И снова ничего не запомнил. Наверное, надо чаще смотреть J. Вообще – для этого стиля характерна какая-то неуловимость движений. То есть – движения вроде бы видны, но понять их форму очень трудно, т.к. они какие-то незаконченные, ускользающие. Прямо-таки дзэнские ускользающие от обыденного сознания образы получаются. Но у истоков стиля стоял не японец и даже не китаец.
Все, что связано с Джефом Спикменом, неразрывно связано с его учителем Эдом Паркером и системой кэнпо-каратэ, которая так и называется в «американском народе» – кэнпо-каратэ Эда Паркера.
Итак, обратимся к истокам. Эдмунд Кеалоха Паркер (1931-1990), американец гавайского происхождения, жил на Гавайских островах и учился у Уильяма Квай-Сун Чжоу – основателя гавайского кэнпо-каратэ. Соответственно, Уильям Чжоу учился у своего отца, китайца по происхождению, а также у Джеймса Митосэ. Стиль Митосэ представлял собой синтез техник окинавских стилей и южного Шаолиня. Чжоу переработал и упорядочил систему Митосэ. В 1951 году Паркер получил от Чжоу черный пояс, а в 1954 году открыл свое додзе в Штатах. Паркер творчески переработал стиль Чжоу и назвал его “Американское кэнпо-каратэ”. Сам Паркер считал, что от гавайского кэнпо-каратэ осталось процентов пятнадцать.
В стиль Паркера вошли 150 базовых приемов, взятых из дзю-дзюцу, окинавских стилей, гавайских стилей. А.Е.Тарас пишет по этому поводу [1]: “Главным критерием выбора техники была для Паркера степень ее соответствия биомеханическим и моторным возможностям человеческого тела. Этим он радикально отличался от большинства основателей восточных систем, вдохновлявшихся идеями даосско-буддийской философии. В системе Паркера нет места для мистики, легендарных историй и восточной экзотики. Это научно-обоснованная система”. Оставим словосочетание “даосско-буддийская” на совести А.Е.Тараса и сравним цитату с воспоминаниями самого Спикмена об учителе: “Я был потрясен с самого начала. Со временем я очень многое узнал об этом человеке и о его мечтах и стремлениях. Мы стали большими друзьями. Он научил меня многому в Кенпо, но гораздо более – в жизни. Он был динамичным человеком, чей интеллект и духовность были настолько глубоки, что он вложил в меня это вместе с прочностью и мощностью Кенпо… Дух боевого искусства введет вас в новую реальность, укрепит вас и ваш дух, сделает вас лучше”. По-моему, последнее высказывание вполне в “даосско-буддийском” духе.
Мастера, которые в своем развитии подошли к вершинам боевого искусства, неизбежно сталкиваются с понятием духа. Даже люди, которые изначально настроены скептически, вынуждены бывают признать существование некой сущности, не объяснимой с точки зрения законов материального мира. Кроме того, если они честны перед собой и перед учениками, они вынуждены учитывать и использовать этот феномен в преподавании своего искусства. В какой-то момент дух становится для человека настолько очевидным фактом, что он уже не может делать вид, что его не существует.
К сожалению, многие в погоне за чистой эффективностью выбрасывают все, что в текущий момент недоступно их пониманию, и превращаются в бездушных биороботов. К счастью, в случае с Эдом Паркером и Джефом Спикменом этого не произошло. Кстати, и в фильме “Совершенное оружие” очень сильно выражен этот самый дух. Это, по моему мнению, один из немногих фильмов, где показан дух боевых искусств, их глубинный смысл. В фильме чувствуется атмосфера додзе, связь поколений мастеров, идущая из древности. Впечатление усиливает очень точно подобранная музыкальная тема “I’vegotaPower” (суровый негритянский рэп), которая звучит на протяжении всего фильма.
Но вернемся к Паркеру. Паркер сравнивал процесс обучения боевому искусству с процессом обучения письму [1]. Сначала изучаются буквы, потом бувы складываются в слова, затем слова складываются во фразы. В кэнпо-каратэ с буквами отождествляются 150 приемов базовой техники. Ученик может выбирать необходимые ему приемы, исходя из конкретной ситуации, и создавать из них комбинации. Если продолжать аналогию с письмом, то можно сравнить степень овладения техникой с тремя видами письма – машинописью, письмом от руки и стенографированием. При машинописи буквы печатаются одна за другой. Этому соответствует выполнение приемов последовательно, с перерывами между ними. При письме от руки буквы пишутся непрерывно одна за другой. Одна буква плавно перетекает в другую. Письму от руки соответствуют непрерывные последовательности движений. Стенография – это когда один символ выражает слог или целое слово. Этому соответствует комплексное движение, которое несет в себе несколько технических действий одновременно.
Паркер считал, что задача учителя – научить своих учеников свободно “стенографиовать”. В этом Паркер приблизился к традиционным дальневосточным (особенно китайским) системам, в которых в очень небольшом количестве базовых движений “зашифровано” бесконечное количество вариантов применения. Скажем в скобках, что китайцы приходят в замешательство, когда их спрашиваешь – является ли данное движение ударом или блоком. С их точки зрения, такая постановка вопроса лишена смысла. В каком-то случае движение может быть использовано как блок, в каком-то случае – как удар, в каком-то – как толчок или бросок. В любом случае – сначала движение изучается как сущность, качество, которое потом можно использовать в контексте, соответствующем ситуации. Соответственно – в одном движении может быть несколько сущностей, т.е., например, одним движением можно выполнить уклон, блок, удар и бросок. Умение мыслить и действовать такими комплексными приемами и определяет степень мастерства.
Эд Паркер изложил свою систему в пятитомном труде “Бесконечное постижение кэнпо”. Каждый изучающий систему Паркера может выбрать наиболее подходящие для себя приемы из 150 базовых. Таким образом, каждый ученик уникален и неповторим в своих действиях. Это снижает шансы противника “просчитать” его, зная, к какой школе он принадлежит. Кроме того, ученику не навязывается жесткий набор техник, которые он обязан зазубрить несмотря на то, что некоторые не подходят его телосложению и психотипу.
В 1960 году Паркер создал Международную ассоциацию кэнпо-каратэ, которая стала одной из самых массовых организаций боевых искусств в мире. 15 декабря 1990 года Эд Паркер умер от инфаркта, не дожив трех месяцев до премьеры фильма своего любимого ученика Джефа Спикмена. Фильм, как вы уже наверно догадались, назывался “Совершенное оружие” (PerfectWeapon).
Паркер сознательно продвигал Джефа Спикмена в кино. Кино было мечтой Паркера, которую он не успел воплотить сам. Но он успел “запустить” на голливудскую орбиту Спикмена. Паркер стремился передать искусство кэнпо через кино. Видимо, поэтому “Совершенное оружие” так насыщен духом боевых искусств.
Спикмен тщательно готовился к карьере актера. Несколько лет, перед тем как начать сниматься в кино, он изучал актерское мастерство. У него было точное представление о том, как он хочет показывать боевое искусство на киноэкране. “Ко всему прочему, я не хотел прослыть еще одним киношным остолопом-мастером боевых искусств. Был один конкретный пример, который закрепил это во мне. Когда Ван Дамм выпустил свой первый фильм "Кровавый спорт" и я посмотрел его – я сказал: если этот парень, по существу балетный танцовщик, может делать это, уж будьте уверены, что и я смогу”.
Спикмен считает, что он несет моральную ответственность за то, как он показывает боевые искусства в кино. В большей степени его привлекает кино для детей. “Те дети, на которых я действительно пытаюсь повлиять, – им нужен мотив, чтобы избежать наркотиков, помощь в принятии правильных решений в жизни. Молодым людям нужно знать, как стать полноценным человеком”. То есть для Спикмена кино – не просто развлечение. Кино является для него средством воспитания, формирования будущих поколений. В этом вопросе Спикмен в корне расходится с большинством кинозвезд Голливуда и с некоторыми своими коллегами из мира боевых искусств.
Занимаясь темой Джефа Спикмена, я обнаружил множество неслучайных случайностей, которые окружают его карьеру в кино. Все эти события исходят от Эда Паркера. Создается впечатление, что Паркер готовил Спикмена к карьере в кино долго и тщательно. Как готовят спутник к запуску на орбиту. Паркер вложил в Джефа все свои знания, он спланировал и создал ситуацию, которая помогла Спикмену с первых же ролей стать звездой жанра. Паркер создал “промоушен” Спикмену. Причем создал так искусно, что процессы, запущенные Паркером, продолжались и после его смерти. Спикмен вспоминает: "В первой и единственной статье, которую Эд опубликовал обо мне в журнале "Черный пояс", выходящем в Америке, и единственной, которую я не читал до его смерти, он сказал: Я никогда не учил Джеффа, как быть хорошим, я научил его, как раскрыть в себе хорошее”. Кроме того, путешествуя после съемок “Совершенного оружия” по различным додзе, Джефф с удивлением обнаружил, что люди, знавшие Паркера, знают и Спикмена: “Они все знали обо мне от Эда. Он сказал им, что я был ему как сын, и что удивительно, он никогда не говорил этого мне”. Что это – гениальное стратегическое планирование или “даосско-буддийская” мистика?
Так или иначе, Спикмен стал звездой кино, совершенно точно осознавая свою миссию в нем. На съемках фильма “Эксперт” произошел такой случай. Спикмену позвонили родители мальчика, который был смертельно болен. Мальчик знал, что скоро умрет, и самым большим его желанием было – поговорить со своим кумиром Джефом Спикменом. “Я сказал ему, что если бы он мог выздороветь, я взял бы его на съемки и он мог бы увидеть фильм в процессе создания. Это бы точно произошло. Браян был переведен на обслуживание для VIP. Мы дали Браяну все, что могли; мы отправили его в магазины игрушек и купили все, что он хотел. Но все-таки он умер совсем скоро. Этот маленький мальчик подтвердил правильность моего стремления. Этот случай дал мне очень много. Этот мальчик знал, что он умрет; но он все еще хотел встретить меня. Мы посвятили фильм ему из-за того, что он был частью духа кино”. Фильм “Эксперт”вышел с посвящением Браяну Смиту.
К настоящему времени (2002 год. – Прим.ред.) Джефф Спикмен снялся в четырнадцати фильмах, сериале “Кикбоксер и ребенок”, в нескольких эпизодах в таких известных сериалах, как “Китайский городовой” (MartialLow) и “Уокер – техасский рейнджер”. У него есть жена и трое детей. Он имеет свою школу кэнпо-каратэ и проводит ежегодные семенары “JeffSpeakmen’sInternationalKenpoCamp”, куда приглашает всех занимающихся кенпо-каратэ со всего мира. Основной идеей семинаров является объединение людей, занимающихся кенпо-каратэ. Спикмен считает, что идея единения людей, занимающихся боевым искусством, которую выдвинул еще Паркер, как нельзя более актуальна в настоящее время.
Говоря о своем успехе, Спикмен всегда упоминает своего учителя. Похоже, связь между ними продолжает существовать. По-другому и быть не может в современной школе боевых искусств, "абсолютно лишенной” “даосско-буддийской” мистики.
Фильмография
1. Львиное Сердце (Lionheart) - 1990
2. Совершенное Оружие (Perfect Weapon) - 1991
3. Уличный Рыцарь (StreetKnight) - 1993
4. Эксперт (Expert) - 1994
5. Смертельный Захват (Deadly Outbreak) - 1995
6. Временной Замок (Timelock) - 1996
7. Скорпион-1 (ScorpioOne) - 1997
8. Бег Плато (Plato'sRun) - 1997
9. ЗемляСвободы(Land of the Free) - 1997
10. ПобегизАтлантиды(Escape From Atlantis) - 1997
11. ДеньПамяти(Memorial Day) - 1998
12. ВБегах(Running Red) - 1999
13. Заон Банд (GangLaw) - 1999
14. Ночной Террор (NightTerror) - 2002
Ссылки
1. А.Е. Тарас. Энциклопедический справочник. Боевые искусства. 200 школ боевых искусств Востока и Запада: Традиционные и современные боевые искусства Востока и Запада. - Минск: Харвест, 1996.
2. kenpocamp.com - официальный сайт Джефа Спикмен.
3. mamp.narod.ru – русскоязычный сайт о мастерах боевых искусств в кино.
Интервью с Иваном Охлобыстиным после премьеры фильма
21.11.2012
|
Тони Кей - о своем фильме "Учитель на замену"
21.05.2012
|
Дмитрий Лукин. Главы из книги "Мастера боевых искусств в кино"
29.12.2011
|
Дмитрий Лукин. Главы из книги "Мастера боевых искусств в кино"
30.11.2011
|
Дмитрий Лукин. Главы из книги "Мастера боевых искусств в кино"
17.11.2011
|
Дмитрий Лукин. Главы из книги "Мастера боевых искусств в кино"
27.10.2011
|
Дмитрий Лукин. Главы из книги "Мастера боевых искусств в кино"
13.10.2011
|
Дмитрий Лукин. Главы из книги "Мастера боевых искусств в кино"
4.10.2011
|
Дмитрий Лукин. Главы из книги. Предисловие
26.09.2011
|