Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Мастера боевых искусств в кино. Марк Дакаскос

Мастера боевых искусств в кино. Марк Дакаскос
ДМИТРИЙ ЛУКИН

В некоторых фильмах он играет японца, в некоторых – китайца, в некоторых – североамериканца, иногда бразильца. В зависимости от контекста роли, он пользуется разными техниками – кэндо, ушу, капоэйра. Кто же он на самом деле?

Марк Дакаскос родился на Гавайях в семье известного специалиста по боевым  искусствам Эла Дакаскоса. Отец Марка Эл сочетает в себе филиппинскую, китайскую и испанскую кровь. Мать Морико Мак Вей – наполовину ирландка, наполовину японка. Таким образом, Дакаскос является типичным гавайцем.    

Его первым учителем был отец. Эл Дакаскос известен в мире боевых искусств. Он разработал собственный стиль Вун-Хоп Куен До (WUNHOPKUENDO), основой которого стал стиль Кадзюкэнбо-кэнпо гавайца Адриано Эмперано. В Вун-Хоп Куен сочетаются техники филиппинских, японских, китайских стилей, а также английского бокса.

Родная мать Марка была ученицей Эла Дакаскоса. Эл очень тщательно следил за тем, чтобы техники, которые он изучает и преподает, были реалистичны. Он всегда задавался вопросом – как будет применяться данная техника в условиях реальной самозащиты. Кроме того – Эл Дакаскос был очень быстр: “Он может показать технику медленно. Затем он делает ее быстро. Если вы моргнули, вы пропустили это движение. Так он был быстр! Мне никогда не удастся стать таким же быстрым, как папа. Но это то, к чему я стремлюсь”.

Вторым учителем Марка стала его приемная мать Малия Бернал (Malia Bernal). Она входит в десятку лучших спортсменов-единоборцев США и пять лет подряд была первой по работе с оружием, в спаррингах и формах среди женщин.  Она также была первой женщиной, появившейся на обложке журнала “Черный пояс”. Малия придерживается классического подхода, в котором особый акцент делается на базовой технике. “На ее часовых технических тренировках мы бегали 15 минут, 15 минут  стояли в стойке лошади*,  растягивались 10 минут и выполняли формальные  комплексы около 20 минут. На полуторачасовых спарринговых тренировках мы бегали 15 минут, стояли в стойке лошади 15 минут, растягивались 15 минут и практиковали удары по мешкам около 45 минут”. Малия очень серьезно относилась к постановке формальных комплексов. При изучении нового комплекса считалось, что он усвоен, если ученик мог выполнить его десять раз подряд без ошибок. Кроме того, Малия очень тщательно ставила технику ног и прыжки. Иногда она заставляла Марка делать комплексы, которые требовали интенсивных передвижений и прыжков в тяжелых альпинистских ботинках. После таких тренировок у Марка не возникало проблем с прыжковой техникой на соревнованиях. Тренировки у Малии были суровыми, но она всегда готова была помочь ученику раскрыть его потенциал.  

Таким образом, Марк вырос в атмосфере боевых искусств. Первый международный турнир он выиграл в возрасте 10 лет. К 15 годам Марк уже стал  победителем нескольких международных юношеских турниров, в том числе – чемпионата Европы по Кун-Фу и Каратэ. К 18 годам он успел поучавствовать более чем в двухстах соревнованиях в США и Европе.

В возрасте 17 лет Марк поехал на Тайвань, где обучался  у своего третьего учителя Муо Хьюи Шена (Muo-Hui Shen) техникам Цинь-На** и Шуи Дзяо**. Обучение началось с повторения пройденного. Первые две недели Марк по часу растягивался и по два часа стоял в стойке лошади. Стоя в стойке лошади и наблюдая, как тренируются другие ученики, Марк сожалел  о времени, которое он должен был потратить на столь нудное занятие. В моменты, когда стоять становилось совсем трудно, он быстро вставал, встряхивал ноги и снова принимал стойку, стараясь, чтобы учитель не заметил этого. После двух шестидневных недель таких тренировок Марк сообщил учителю, что он всерьез хочет стать его учеником. После этого сифу Муо Хьюи Шен начал обучать его технике. Марк провел в школе сифу Муо Хьюи Шена около шести месяцев.

Также Марк занимался у профессора Джианг Хао Квана (Professor Jiang Hao-Quan) шаолиньским стилем, Цинь-на, Шуи-дзяо и Тайцзи. Профессору Джиангу было уже за восемьдесят, но он все еще мог делать  шпагат.  Джианг Хао Кван закончил Центральный институт Ушу в Нанджинге, Китай, в 1936 году. Его стаж ушу превышал 70 лет. Марк опоздал к началу учебного сезона, и профессор занимался с ним и его товарищем  индивидуально по два часа в день, чтобы “подтянуть” их до общего уровня. Профессор Джианг делал в течение тренировки такой же объем движений, что и ученики. После тренировок Марк не мог сдержать дрожь в ногах. Однако у профессора такой проблемы не наблюдалось.   

Не ограничившись китайскими стилями, Марк изучил бразильскую Капоэйру у Амена Санто (Amen Santo).  Впервые Марк увидел Капоэйру, когда был в гостях у одного из учеников своего отца Билла Овенса (Bill Owens) в Окланде, штат Калифорния. Билл изучал это африкано-бразильское искусство и решил показать Марку несколько техник и “Джингу”. Марк был очарован. Через некоторое время он узнал, что в Санта Монике живет учитель Капоэйры. Лишь через несколько лет Марк смог посетить его. “Маэстро Амен Санто мог летать, переворачиваться, бить, петь и танцевать, не переставая улыбаться. Я стал его учеником”. Марк изучал капоэйру всего два месяца перед пробами на роль в фильме “Только сильнейшие” (Only the Strong). Еще пять месяцев у него было перед началом съемок. В этом фильме Марк играл бывшего спецназовца, который решил организовать секцию Капоэйры в школе. Естественно, плохие хулиганы не могли с этим смириться. Начались драки в африкано-бразильском стиле, которым хулиганы тоже владели неплохо. Амен Санто помогал ставить боевые сцены, был консультантом, сыграл учителя Марка и даже помогал записывать саундтрек.

Марк в этом фильме выглядит очень неплохо в роли “капоэйриста”, правда, в самых напряженных эпизодах боев иногда срывается на более привычную китайскую технику (она все-таки более эффективна и экономична в некоторых ситуациях). Амен Санто появляется в кадре в финальном эпизоде, где происходит всеобщий праздник и где с показательными выступлениями выступают ученики Марка и он сам. Амен производит сильное впечатление. Он несомненно большой мастер своего стиля. Марк же, кроме того, вызывает восхищение своей способностью к обучению. Так “войти” в совершенно незнакомую культуру движений всего за несколько  месяцев  тернировок может далеко не каждый.

Кроме прочего, Марк брал уроки английского (точнее – американского) бокса у  Джеральда  Тикью (Gerald Teague). Но все-таки базовым для него остается стиль его отца Вун-Хоп Куен. Марку потребовалось десять лет, чтобы овладеть базой. После этого   родители отправили его к другим учителям. Очень мудрый поступок с их стороны. Всегда лучше знать предмет с разных сторон, чем с одной.  Изучение новых техник расширило его кругозор, научило видеть  различия и сходства не только между боевыми искусствами, но и между культурами.

Зная квалификацию своих учителей, Марк не считает себя мастером и продолжает учиться в надежде когда-нибудь достичь их уровня. Несмотря на свой легкий и жизнерадостный характер, он глубоко понимает философские основы боевых искусств, т.к. получил “классическое” образование от своих родителей.  

Пример Марка Дакаскоса подтверждает общие тенденции в современных боевых искусствах. В наше время вся информация, копившаяся веками в разных культурах, открыта. Едва ли не всё, что раньше скрывалось в недрах различных школ и кланов, сейчас доступно широкой публике (впрочем, конечно, не всё: есть еще нераскрытые секреты и неизведанные глубины). Происходит естественный отбор наиболее эффективных техник, поиск новых методик обучения, создание  комбинированных стилей. Невозможно сегодня считать себя мастером, не сравнив на практике свое искусство с другими.  В этих условиях сильные традиционные школы имеют возможность трансформироваться, сохранив свой дух, адаптироваться к новым условиям, избавиться от балласта, накопившегося за столетия “закрытого” существования. Вместе с тем, существует опасность закрыться от мира, пытаясь сохранить устоявшиеся догмы. Это неминуемо приведет к деградации и вырождению боевого искусства в некое подобие танца. Что, собственно, уже случалось не раз со многими стилями во многих странах. Те же, кто откроется миру, – выживут.

Возможно, примерно из таких соображений (наряду с коммерческими) китайцы не только открыли миру свои боевые искусства, но и активно их пропагандируют. А ведь еще в начале XXвека мало кто за пределами Поднебесной знал о существовании высокоразвитого боевого искусства в этой стране.

Есть и другая крайность – пренебрежение традициями,  эклектическое смешение внешне эффективных техник для быстрого получения нужного результата. В этом случае весь опыт, накопленный поколениями, объявляется устаревшей чепухой и выбрасывается. Человек, начинающий заниматься боевыми искусствами, видит только внешний фасад, верхушку айсберга. Он не может сразу воспринять всю информацию, заложенную в традиции. Для приобщения к знаниям, накопленным поколениями, нужны годы работы над собой под руководством носителя традиции. Гораздо проще воспользоваться этой самой верхушкой, то есть выучить базовую технику, сдать через пару лет на черный пояс, подкачать мышцы, чтобы компенсировать недостаток техники, и вперед – к спортивным успехам. При этом совершенно уничтожается духовная составляющая боевых искусств, и мы получаем наглых молодых людей, которые, овладев простейшими приемами каратэ или кикбокинга, высокомерно плюют на все, что выходит за границы их понимания. Правда, после встречи с нормальным специалистом они долго пытаются понять – почему  поверхность земли так быстро приблизилась к их лицу, и на практике узнают, что такое временная невесомость и чем она заканчивается в условиях действия гравитации. 

Наверное, самый лучший сегодня путь – это, как было и всегда, – путь серединный. То есть, опираясь на проверенную временем традицию, воспринимать и адаптировать к себе все лучшее из других направлений. Этим путем, как мне кажется, и идет Марк Дакаскос. Он понимает глубинные основы формирования мастера и не пытается форсировать процесс. Имея прочную базу, он может позволить себе развивать и дополнять ее без риска разрушить. Он продолжает учиться, зная, что только время и труд могут приблизить его к мастерству его учителей. 

Актерская карьера Дакаскоса началась, как это часто бывает, случайно.  Марк со своей   подругой гулял в китайском квартале Сан-Францисско. Только что закончилась тренировка у  Малии Бернал, и они собирались перекусить. К ним подошли два человека и спросили, не является ли Марк актером. Марк ответил отрицательно и собирался идти дальше, но один из мужчин, сказав, что это не имеет значения, предложил ему попробовать себя в кино. Он пояснил, что является ассистентом режиссера, снимает  серьезный драматический фильм и дал Марку свою  визитную карточку. Марк обещал подумать. В конце концов, он решился позвонить. После этого он встретился с режиссером фильма и поговорил с ним минут пятнадцать. Через несколько дней ему позвонили и сказали, что он принят и будет играть роль друга одной из главных героинь фильма. Это была маленькая второстепенная роль.

В первый же день съемок Марк оказался лицом к лицу с одной из красивейших женщин, которую он когда-либо видел. Это была звезда китайского кино Джоан Чен (JoanChen), нашему зрителю она может быть известна по фильму “Последний император” (TheLastEmperor). Фильм, в котором снимался Марк, назывался “Дим Сум” (Dim Sum), режиссером его был Вайн Ванг (Wayne Wang). А человека, давшего Дакаскосу свою карточку, звали Крис Ли (ChrisLee), позже он стал президентом студии Три-Стар (Tri-StarPictures).

Отработав неделю на съемках, Марк получил первый опыт актерского ремесла. В процессе монтажа картины режиссер, однако, решил сократить пару действующих лиц. Под ножницы попала и роль Марка Дакаскоса. Но Марк приобрел  знакомства в кинобизнесе и начал брать уроки актерского мастерства. И он до сих пор продолжает учиться, занимаясь сразу у нескольких преподавателей.

 

Из тех фильмов с его участием, которые я видел, мне больше понравились три: “Братство волка”, “Драйв” и “Плачущий убийца”.

В “Братстве волка” у Дакаскоса совершенно нестандартная для специалиста по боевым искусствам роль индейца – слуги  охотника на оборотня. Действие фильма происходит в XVIIIвеке где-то  во французской провинции. В округе заводится существо, которое безнаказанно нападает на людей, в основном – на женщин и детей,  и тем самым ставит под сомнения способность короля контролировать ситуацию. Для расследования этих странных событий на место приезжает натуралист и охотник де Франсак и привозит с собой совершенно неповторимого, удивительно колоритного слугу-индейца Мани, которого и играет Дакаскос. По ходу действия индеец проявляет чудеса ловкости и героизма, используя иногда совершенно естественные для жителя Американского континента тех времен техники У-шу. Выглядит все это на экране очень впечатляюще. Марк в боевой раскраске носится по лесам и пещерам и валит злодеев пачками. В конце концов герой Дакаскоса погибает в неравной борьбе.

“Драйв” – один из лучших, по моему мнению, фильмов жанра по качеству постановки боевых сцен. Марк играет в нем человека, из которого злодеи, посредством вживления в него имплантанта, ускоряющего процессы метаболизма в организме, сделали боевого киборга. Но так как “киборг” решил жить своим умом, они пытаются забрать имплантант обратно. На протяжении всего фильма происходит бешеная погоня злодеев за героем Дакаскоса. Временами они его догоняют, и происходят совершенно невероятные батальные сцены, ради которых и стоит посмотореть этот фильм. Дакаскос двигается невероятно быстро. И даже с учетом обычной для данного жанра практики ускорения движений героя на экране, впечатляет филигранная “робототехническая” точность движений  Марка, идеальное исполнение прыжков и акробатики. Марк играет киборга и действительно двигается как киборг – без свойственных человеку задержек, ошибок и колебаний. Акробатика вместе с тем выглядит очень правдоподобно. Я имею в виду, что не заметно, чтобы использовались привычные для гонконгского и китайского кино тросики, которые помогают героям летать и бегать по вертикальным стенам – в общем, нарушать закон гравитации. В одном из интервью Марк сказал, что выполнял всю акробатику сам. В любом случае – постановка боев сделана на высочайшем уровне. Постановщиками боев в этом фильме были Коичи Сакамото, Дж.Дж. Перри, Роджер Юань.

В фильме “Плачущий убийца” молодой художник попадает в сети одной из китайских тайных сект. Они делают из него высокопрофессионального убийцу – фримена, способного убить даже главаря мафии. Но в какой-то момент одна девушка становится свидетелем убийства. И вместо того, чтобы убрать свидетеля, фримен влюбляется. В результате, он поворачивает свое мастерство против своего же клана. Все снято очень красиво – романтическая любовная история на фоне почти непрерывных боевых сцен.

Остальные фильмы не произвели на меня сильного впечатления. В этом, как мне кажется, нет вины Марка. Его актерский и двигательный диапазон необычайно широк. Просто получились стандартные боевики без особых изысков (“База”, “Саботаж”, “Китайский связной”). А в фильме “Ворон-лестница в небо”, который продолжает тему, начатую в фильме “Ворон” с участием Брэндона Ли, очень трудно было подняться до уровня первого фильма. Хотя, возможно, если бы Марк снялся в первом фильме, он сделал бы это не хуже Брэндона. Но у семьи Ли своя история – трагическая и мистическая одновременно. Впрочем, об этом в следующих главах.

 

Фильмография

1.Авантюрист (Adventurer), 2003

2. Смертельная Колыбель (Cradle 2 the Grave), 2003

3. Огненное дыхание (Scorcher), 2002

4. Инстинкт Убийства(Instinct to Kill), 2001

5. Братство Волка(Brotherhood of the Wolf , Le Pacte des Loups), 2001

6. Китайский Связной(China Strike Force), 2000

7. Совершенный муж(The Perfect Husband)

8. База(The Base), 1999

9. Без Права на Ошибку (No Code of Conduct), 1998

10. Ворон(Crow), 1998

11. Чистилище(Sanctuary), 1997

12. Буги-Бой(Boogie Boy), 1997   

13. Красная линия(Redline, Deathline), 1997

14. ДНК(DNA), 1997

15. Драйв(Drive), 1996

16. Саботаж(Sabotage), 1996

17. Остров доктора Моро  (The Island of Dr. Moreau), 1996

18. Плачущий убийца(Crying Freeman), 1995 

19. Спасение  (Redemption, Kickboxer 5),  1995

20. Смертельное прошлое(Deadly Past), 1995

21. Командир Эскадрильи4 (Wing Commander IV), 1995

22. Двойной дракон(Double Dragon), 1993

23. Петухи(Roosters), 1993

24. Только сильнейшие(Only the Strong), 1993

25. Американский самурай (AmericanSamurai), 1993

26. Город Ангелов (AngelTown), 1990

 

Ссылки

Официальный сайт Марка Дакаскоса - http://www.dacascos.com



* Стойка лошади (мабу – кит.) – одна из основных базовых стоек в китайских стилях.  Ноги расставлены шире ширины плеч, колени согнуты так, что бедра параллельны полу. Обычно ученики начинают тренировать эту стойку  в статическом состоянии, стоя неподвижно от 5 до 15 минут.

** Цинь-на – техника захватов, болевых приемов  и бросков. Существует как самостоятельный стиль, а также, входит как раздел во все боевые стили ушу.

 

Интервью с Иваном Охлобыстиным после премьеры фильма
21.11.2012

"Я вообще считаю, что в игровом кино не должно быть в речи достоверности улиц. Это редко когда уместно. Кино не должно следовать за зрителем, напротив, оно должно подчиняться эстетическому принципу, подающему пример людям".

Тони Кей - о своем фильме "Учитель на замену"
21.05.2012

"Я ничего не знаю об американских школах, хотя живу в Лос-Анджелесе. Я не снимал кино про учителя и думаю, что фильм в результате получился не про преподавателей, и не про школу, и не про состояние образовательной системы в США, а про человека и решения, которые он принимает".

Дмитрий Лукин. Главы из книги "Мастера боевых искусств в кино"
29.12.2011

Нортон считает, что в наше время нельзя слепо следовать традициям в боевых искусствах. Конечно, путь новатора намного труднее пути имитатора, но для того, чтобы стать личностью, надо идти своим путем. Для того чтобы раскрыть свой собственный потенциал, каждый должен индивидуализировать свой стиль и свой тренировочный процесс.

Дмитрий Лукин. Главы из книги "Мастера боевых искусств в кино"
30.11.2011

"Снайпс обладает феноменальными физическими данными. Его координация движений безупречна. Он, похоже, может двигаться в режиме любого стиля. Это очень редкий талант – совершенное владение своим телом. То, чему другие учатся годами, ему дается сразу". 

Дмитрий Лукин. Главы из книги "Мастера боевых искусств в кино"
17.11.2011

"Он был одним из первых американских мастеров, снявшихся в художественных фильмах. Он  осознал силу кинематографа в деле популяризации боевых искусств. Он проложил дорогу в кино таким звездам жанра, как Брюс Ли и Чак Норрис. К сожалению, в нашей стране он мало кому известен".

Дмитрий Лукин. Главы из книги "Мастера боевых искусств в кино"
11.11.2011

"Спикмен считает, что он несет моральную ответственность за то, как он показывает боевые искусства в кино. В большей степени его привлекает кино для детей. “Те дети, на которых я действительно пытаюсь повлиять, – им нужен мотив, нужна помощь в принятии правильных решений".

Дмитрий Лукин. Главы из книги "Мастера боевых искусств в кино"
13.10.2011

На философские вопросы о смысле жизни Саммо отвечает примерно так: “Просто делайте то, что вы хотите делать. Делайте то, к чему чувствуете влечение. Не дайте этому пройти мимо вас. И что бы вы ни делали – делайте это наилучшим образом”.

Дмитрий Лукин. Главы из книги "Мастера боевых искусств в кино"
4.10.2011

Леди-Дракон. Так назывался один из ее ранних фильмов. Так часто называют в прессе саму Синтию. Безусловно – она одна из самых “правдоподобных” женщин, которых я когда-либо видел в боевых сценах в кино.

Дмитрий Лукин. Главы из книги. Предисловие
26.09.2011

Очень мало фильмов имеют право называться искусством. К сожалению, закон жанра диктует определенный тип поведения для героя. Очень мало фильмов, которые показывают внутреннюю красоту боевых искусств, их духовную сущность. Однако традиционные боевые искусства в основе своей имеют тишину...

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами и заказать их доставку в любую точку России. Добро пожаловать!

Шесть книг Издательского дома "Мой Город" стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Теперь каждый желающий может познакомиться с книгами ИД "Мой Город" (Издательство Игоря Розина) и купить их в электронном виде. Для этого достаточно пройти по ссылке.

Издательский дом «Мой Город» выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

Украшения ручной работы

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Со страниц этого сборника звучит голос одного сада. Одного из многих. Потому что он жив и существует – благодаря одному человеку, автору этой книжки. И в то же время через эти стихи словно бы говорят все сады, все цветы, все деревья и травы мира. Может быть потому, что подлинная поэзия – универсальна и не имеет границ.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".