Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Мастера боевых искусств. Синтия Ротрок

Мастера боевых искусств. Синтия Ротрок
ДМИТРИЙ ЛУКИН

 

Леди-Дракон. Так назывался один из ее ранних фильмов. Так часто называют в прессе саму Синтию. Безусловно – она одна из самых “правдоподобных” женщин, которых я когда-либо видел в боевых сценах в кино.

В отличие от большинства киношных дам, которые побеждают здоровых мужчин на экране, ткнув их  несформированным кулаком с оттопыренным большим пальцем в накачанные мышцы брюшного пресса, Синтия дерется вполне профессионально. Она единственная из европейских женщин (насколько мне не изменяет память), которая снималась вместе с такими звездами жанра, как Само Хунг, Ричард Нортон, Боло Янг.  И в общем-то – снималась на равных. Не много найдется женщин, способных выдержать такое с собой обращение.

Даже несмотря на условности кино, ей приходится нелегко на съемочной площадке. Во многих сценах ей приходится падать, принимать удары партнеров, которые не привыкли себе отказывать в контакте и наверняка не всегда учитывали на съемках пол и вес оппонента. И синяки, которые мы видим на экране, наверно не все нарисованы гримером.

Кроме того, приходится этих партнеров каким-то образом побеждать. Конечно, вызывает некоторое сомнение ее победа над героем Ричарда Нортона в фильме “Леди-Дракон (Lady Dragon)” или достаточно упорное сопротивление Боло Янгу (“Когти тигра”), но такова специфика жанра – приукрашивать суровую реальность. И все-таки, она вызывает уважение своим мужеством на экране и восхищение своей женственностью, которую она умудряется не терять в самых тяжелых и опасных ситуациях.

 

Биография

Синтия начала заниматься боевыми искусствами в г.Скрантон (Scranton), штат Пенсильвания, в возрасте 13 лет в частном зале одного из друзей своих родителей. Ее природные данные были сразу замечены ее учителями, и они убедили ее начать выступления в соревнованиях по каратэ. К этому времени, когда  она получила  свой первый черный пояс, Синтия уже была на пути к званию чемпиона мира.

В 1982 году Синтия стала  чемпионом США по формам  (ката)  без оружия и с оружием. Она выиграла все титулы и в открытом, и в закрытом первенствах. С 1981 по 1985 Синтия Ротрок была бессменным чемпионом мира по каратэ в разделах форм с оружием и без оружия.

Вот что писал журнал “BlackBelt” (Черный пояс) в 1983 году в статье, посвященной присвоению Ротрок звания “Чемпион года”: «Наполеон завоевывал страны, Паттон уничтожал армии, Шерман брал города. Синтия Ротрок доминирует в разделе форм среди женщин в национальных чемпионатах по каратэ”. Она владеет такими традиционными китайскими видами оружия, как двойные мечи, шест, девятисекционная цепь, железный веер и многими окинавскими и японскими видами.

Как чемпион, Синтия путешествовала по миру,  показывая свое умение обращаться с ее арсеналом холодного оружия. Ее выступления создали Синтии репутацию профессионала в области боевых искусств и вскоре сделали достаточно известной. Ее фото постоянно появлялись на обложках журналов. В течение двух лет вышло более трехсот статей и рассказов, в которых упоминалось ее имя. Все ведущие журналы по боевым искусствам публиковали статьи о ней. 

Синтия попала в узкий круг избранных, которые включены в галерею славы журналов “BlackBelt” и “Kung-Fu”. Также ее имя включено в списки таких организаций, как “Галерея Славы боевых искусств” (MartialArtsGalleryofFame), ”Боевые искусства”(MARTIALARTS),  “Традиции” (Traditions), “История” (History), “Люди” (People), “Книга истоков боевых искусств” (TheMartialArtsSourcebook).

На кинематографическую сцену Синтия ворвалась подобно взрыву динамитной шашки после сериала “Жареный цыпленок Кентукки” (KentuckyFriedChicken) в начале 80-х годов. Вскоре продюсеры оценили ее способности, и кинематографическая карьера Синтии начала стремительно развиваться. Ее первым полнометражным фильмом стал “Да, мадам”, где Синтия снялась вместе с Мишель Йо. Таким образом Синтия и Мишель начали свой путь  к тому, чтобы стать самыми успешными женщинами-звездами боевиков в мире.

Вскоре Синтию пригласили в Гонконг, чтобы попробоваться на роли в гонконгских фильмах. Синтия не знала, чего ожидать от работы в Гонконге. Ей казалось, что она будет сниматься в фильмах на исторические темы, и ей придется носить традиционную  китайскую одежду. Но, к своему удивлению, она обнаружила, что будет сниматься в фильмах, где действие происходит в наше время и используются современные сюжеты.  

В результате Синтия провела в Гонконге пять лет, снимаясь в  фильмах местных кинокомпаний. В это время она снялась вместе со звездами фильмов кунг-фу Само Хунгом и Йеном Бьяо. Она даже была приглашена на роль оппонента Джеки Чана в фильме “Доспехи Бога”. Но Джеки был болен, и кинокомпания предложила ей роль в фильме  “Правильные заблуждения” (RightingWrongs)  вместе с Йеном Бьяо.

Работая в Азии, Синтия поставила своеобразный рекорд, пройдя путь от полной безызвестности до огромной популярности и став первой западной  актрисой, добившейся успеха в Гонконге. Фактически, она покидала Гонконг как одна из самых известных актрис в его истории.

Гонконгский киногигант Голден Харвест  (GoldenHarvestProductions) принял решение попытаться “раскрутить” Синтию Ротрок в США и запустил серию боевиков Чайна О’Брайен (ChinaO’Brain) и Чайна О’Брайен-2.  Хотя эти фильмы не были очень популярны в кинотеатрах, они стали лидерами в международных видео-магазинах и в кабельных телевизионных сетях. Даже в настоящее время они занимают видное место в некоторых хит-парадах боевиков. Стремительная карьера Ротрок в кино дала ей бесспорное право называться “ Видео-королевой кунг-фу”.

 

В течение своей карьеры в кино Синтия снялась более чем в 30 фильмах и телесериалах. Расписание съемок часто заставляло ее работать в самых экзотических  местах планеты. И как  того требует приключенческое кино, в основном это были места с очень плохим климатом. Но Синтия быстро показала, что она получает удовольствие от работы с ведущими режисерами боевиков, такими как Роберт Клауз (RobertClouse) – “Выход дракона” с Брюсом Ли, Кори Йен (CoryYuen) – “Не отступать и не сдаваться”, Сэмо Хунг  – “Шанхайский экспресс”, Гай Норрис (GuyNorris) – “Честь и ярость II”, Кевин Хукс (KevinHooks) – “Неодолимая сила” (IrresistibleForce), Оли Сэзон (OleySassone) – “Быстрый побег II”  (FastGetawayII), Поль Маслак (PaulMaslak) – (BlondeJustice), Джон Шлезингер (JohnSchlesinger) – “Око за око” (EyeforanEye), Брайан Тодд (BrianTodd) – “Пленник” (Hostage) и Фред Уильямсон (FredWilliamson) – “Ночное видение” (NightVision).

 

Редактор журнала “Черный пояс” (BlackBelt) Уильям Гроак (WilliamGroak) однажды опубликовал досье Синтии Ротрок, в котором подводились итоги ее деятельности на экране:

“Синтия Ротрок:

Специализация – звезда приключенческих фильмов;

Миссия – завоевать Америку;

Статистика – может драться руками и ногами, бороться, стрелять, двигаться быстро и опасно для противника. 155 побежденных сумасшедших террористов и ни одного поцарапанного.

Профиль – спортивного телосложения, косичка лучше, чем у Сигала, грудь лучше, чем у Арнольда, выглядит лучше Ван-Дама и Норриса, и, в отличие от Сталлоне и Виллиса, крушит плохих парней, балансируя на трехдюймовых каблуках”.

           

От себя могу добавить – не переставая при этом улыбаться:

Самым главным фактором  ее успешной карьеры  в кино стало то, что с самого начала работы в нем Синтия была специалистом в боевых искусствах.  Это  выгодно отличает ее от многих актрис Голливуда, которые пытаются сниматься в боевых сценах.

Пресса отслеживает карьеру Синтии с самого ее начала. Синтия является “любимицей” практически каждого репортера, писателя, пишущего для журналов по боевым искусствам.  Они знают, что Синтия привлекает к их публикациям тысячи зрителей.

 

Но давайте все-таки разберемся, что в ней такого особенного, в этой Леди-Дракон. Конечно, в связи со спецификой книги, нас будет в первую очередь интересовать  боевая техника, которую использует Синтия на экране. Техника, заставляющая  зрителя поверить в реальность происходящих на экране избиений здоровенных злодеев (часто вооруженных всякими мерзкими предметами, вроде кусков труб, арматуры, палок) маленькой изящной девушкой.  

Все началось в Пенсильвании, где Синтия родилась. Там она начала заниматься корейским стилем Танг Судо. Получив черный пояс, Синтия начинает заниматься Кунг-фу. Как признается сама Синтия – Танг Судо стало слишком “прибыльным”, и она стала относиться к тренировкам как к работе. Другими словами – в рамках этой техники ей стало скучно.

Впервые увидев Кунг-фу, она была поражена необычными для корейских и японских боевых искусств движениями, обилием акробатики, разнообразием и сложностью форм. Синтия сконцентрировалась на формах (таолу) и работе с оружием.

И так как в Америке возможно все, она получила черный пояс и по Кунг-фу (в китайской традиции до недавнего времени не было поясов и данов). Точнее, у Синтии насчитывается пять черных поясов – Танг Судо, Тхэквондо, Ушу (общее название спортивных стилей, практикуемых в КНР), стиль Орла, стиль северного Шаолиня. Также она практиковала Тай-Цзи и Ба-Гуа.

Но Синтия не ограничивается использованием методик боевых искусств в своих тренировках. Она применяет упражнения, взятые из йоги, гимнастики, балета. “Если вы выполняете одни и те же упражнения все время, это сдерживает дальнейший прогресс вашего тела”, – говорит она в одном из интервью.

Вообще, как и большинство современных специалистов по боевым искусствам, она не придерживается одного стиля  или даже одного направления, но использует все, что может быть эффективно применено.

Это касается не только приемов, но и методов растяжки, физической подготовки и т.д.  Конечно, в кино используются самые эффектные (не обязательно – самые эффективные в реальном бою) приемы. Прыжки, акробатика (ушу), работа ногами на уровне головы и выше (корейские стили – Тхэквондо, Твонг-судо), амплитудная работа с оружием – в основном с китайским. Этот набор практически совпадает с тем комплексом техник,  который используют артисты и каскадеры гонконгской школы “кинокунфу”.

Практически отсутствует работа на короткой дистанции,  слабо выражена работа руками,  достаточно редко встречаются броски. И это закономерно. Все вышеперечисленное  требует достаточно большой физической силы и хотя бы близкого к противнику веса. Кроме того, ближний бой не так эффектно смотрится на экране.

В общем-то, все киношное кунфу использует в основном внешние амплитудные стили как раз из соображений зрелищности, точнее, исходя из понятий о зрелищности среднестатистического зрителя. А жаль. За бортом кинематографа остались такие эффективнейшие стили, как Тайцзи, Вин-чун, громадное количество южнокитайских стилей, практически все так называемые “внутренние” стили ушу, до недавнего времени в тени оставалось Айкидо (спасибо Сигалу за презентацию самого гуманного из боевых искусств).

Благодаря такой селекции, мировой зритель практически избавлен от созерцания техник «прилипания», толчковых техник, техник ближнего боя, то есть – квинтэссенции боевых искусств. Тем более приятно было видеть элементы тай-цзи в исполнении Само Хунга в сериале “Китайский городовой”  (в оригинале “MartialLow”), но это уже совсем другая глава.

Все вышеперечисленное не значит, что Синтия  не владеет теми аспектами боевых искусств, которые мало используются в кинематографе. Кроме семинаров по растяжке, она проводит семинары по самозащите, в том числе и специализированные для женщин. А тут уж никак не обойтись без непопулярных в кино приемов. Гораздо проще научить неподготовленного человека бить ногой в пах, чем в голову. И на короткой дистанции гораздо естественней толчок, чем удар. А в момент нападения насильника или грабителя на женщину, дистанция автоматически является короткой. То есть Синтии в силу профессии (инструктор) приходится заниматься тем, что в меньшей степени удается использовать в кино. В общем-то, вполне гармоничное сочетание различных аспектов боевых искусств.

Кинематограф в жизни Синтии Ротрок – это лишь верхушка айсберга. Большую часть времени она посвящает инструкторской работе, проведению семенаров в различных уголках мира. Как она сама говорит – ей нравится учить. И те люди, которые приходят к ней на семинар просто ради того, чтобы посмотреть вблизи на кинозвезду, бывают приятно удивлены, когда их вполне профессионально и очень добросовестно начинают обучать реальным боевым техникам.

Кроме всего прочего, Синтия учавствует в различных женских общественных организациях. И конечно, самое большое достижение Синтии – это ее дочка Скайлар.  Возможно, через несколько лет в титрах фильмов появится еще одна фамилия Ротрок.

 

Фильмография

Полнометражные фильмы

1. Потерянная пуля (LostBullet) , 2002 

2. Вне закона (Outside The Law), 2002

3. Спасение(Redemption), 2001

4. Заложник(Hostage)

5. Око за око(Eye For An Eye)

6. Ночное видение(Night Vision)

7. Под присягой (Sworn To Justice)

8. Неодолимая сила(Irresistible Force), 1994

9. Быстрый побег(Fast Getaway), 1990

10. Быстрый побег II (Fast Getaway II), 1994

11. Ангел-хранитель(Guardian Angel), 1994

12. Леди-Дракон(Lady Dragon), 1992

13. Леди-Дракон II(LadyDragonII),1993

14. Когти тигра(Tiger Claws), 1992

15. Когти тигра II (Tiger Claws II)

16. Когти тигра III (Tiger Claws III)

17. Чайна О’Брайен(China O’Brien)

18. Чайна О’Брайен II (China O’Brien II)

19. Честь и Ярость(Rage And Honor), 1992

20. Честь и Ярость II (Rage And Honor II), 1992

21. Не отступать и не сдаваться (RetreatNoSurrenderII), 1989

22. Шанхайский экспресс (ShanghaiExpress), 1985

23. Правильные заблуждения II– блондинка в ярости

(Righting Wrongs II - Blonde Fury) , 1989

24. Правильные заблуждения (RightingWrongs), 1987

25. Да, мадам (YesMadam), 1986

26. Магический кристалл (MagicCrystal),1987

27. Ангел-Кикбоксер(Angel, the Kickboxer)

28.Ангел ярости(Angel of Fury), 1993

29. Городской полицейский (CityCop),1989

30. Фатальное желание (Fatal Desire) 1992

31. Драться, чтобы победить (FighttoWin)

32. Честь и гордость (Honor& Glory), 1992

33. Инспекторы одевают юбки (Inspectors Wear Skirts),1985

34. Леди-судебный исполнитель (LadyEnforcer)

35. Боевой закон(Martial Low), 1990

36. Боевой законII (Martial Low II - Undercover), 1991

37. Бумажные драконы (PaperDragons)

38. 24 Hours to Midnight, 1992

39. Непобедимая(Undefeatable), 1993

 

Документальные

1. Лучшие фильмы о боевых искусствах(Best of the Martial Arts Films), 1990

2. Кинематограф мести(Cinema of Vengeance), 1993

3. Энциклопедия боевых искусств(Encyclopedia of Martial Arts, Vol. 1), 1995

 

Телевидение

1. Dukes Of Hazard Reunion (MOW)  

2. Геркулес(Hercules)

3. Кот(The Cat)   

 

Интервью с Иваном Охлобыстиным после премьеры фильма
21.11.2012

"Я вообще считаю, что в игровом кино не должно быть в речи достоверности улиц. Это редко когда уместно. Кино не должно следовать за зрителем, напротив, оно должно подчиняться эстетическому принципу, подающему пример людям".

Тони Кей - о своем фильме "Учитель на замену"
21.05.2012

"Я ничего не знаю об американских школах, хотя живу в Лос-Анджелесе. Я не снимал кино про учителя и думаю, что фильм в результате получился не про преподавателей, и не про школу, и не про состояние образовательной системы в США, а про человека и решения, которые он принимает".

Дмитрий Лукин. Главы из книги "Мастера боевых искусств в кино"
29.12.2011

Нортон считает, что в наше время нельзя слепо следовать традициям в боевых искусствах. Конечно, путь новатора намного труднее пути имитатора, но для того, чтобы стать личностью, надо идти своим путем. Для того чтобы раскрыть свой собственный потенциал, каждый должен индивидуализировать свой стиль и свой тренировочный процесс.

Дмитрий Лукин. Главы из книги "Мастера боевых искусств в кино"
30.11.2011

"Снайпс обладает феноменальными физическими данными. Его координация движений безупречна. Он, похоже, может двигаться в режиме любого стиля. Это очень редкий талант – совершенное владение своим телом. То, чему другие учатся годами, ему дается сразу". 

Дмитрий Лукин. Главы из книги "Мастера боевых искусств в кино"
17.11.2011

"Он был одним из первых американских мастеров, снявшихся в художественных фильмах. Он  осознал силу кинематографа в деле популяризации боевых искусств. Он проложил дорогу в кино таким звездам жанра, как Брюс Ли и Чак Норрис. К сожалению, в нашей стране он мало кому известен".

Дмитрий Лукин. Главы из книги "Мастера боевых искусств в кино"
11.11.2011

"Спикмен считает, что он несет моральную ответственность за то, как он показывает боевые искусства в кино. В большей степени его привлекает кино для детей. “Те дети, на которых я действительно пытаюсь повлиять, – им нужен мотив, нужна помощь в принятии правильных решений".

Дмитрий Лукин. Главы из книги "Мастера боевых искусств в кино"
27.10.2011

Дакаскос понимает глубинные основы формирования мастера и не пытается форсировать процесс. Имея прочную базу, он может позволить себе развивать и дополнять ее без риска разрушить. Он продолжает учиться, зная, что только время и труд могут приблизить его к мастерству его учителей.

Дмитрий Лукин. Главы из книги "Мастера боевых искусств в кино"
13.10.2011

На философские вопросы о смысле жизни Саммо отвечает примерно так: “Просто делайте то, что вы хотите делать. Делайте то, к чему чувствуете влечение. Не дайте этому пройти мимо вас. И что бы вы ни делали – делайте это наилучшим образом”.

Дмитрий Лукин. Главы из книги. Предисловие
26.09.2011

Очень мало фильмов имеют право называться искусством. К сожалению, закон жанра диктует определенный тип поведения для героя. Очень мало фильмов, которые показывают внутреннюю красоту боевых искусств, их духовную сущность. Однако традиционные боевые искусства в основе своей имеют тишину...

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".