Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Мастера боевых искусств в кино. Эдмунд Паркер

Мастера боевых искусств в кино. Эдмунд Паркер
ДМИТРИЙ ЛУКИН

 

Этот человек был одним из основателей американского каратэ. Он был одним из первых, кто поставил каратэ на коммерческую основу. Он был одним из первых, кто основал в США целую сеть школ каратэ. Он основал всеамериканский чемпионат по каратэ, через который прошли почти все звезды боевых искусств, такие как Чак Норрис, Бенни Уркидез, Билл Уоллес. Он один из первых на Западе понял красоту и силу китайских боевых искусств. Он создал собственный стиль, который вобрал в себя самые эффективные приемы из японских, китайских и западных школ. Он написал большое количество книг о каратэ, в том числе – трехтомный фундаментальный труд, который до сих пор является учебником для всех, кто всерьез интересуется боевыми искусствами.  И наконец, он был одним из первых американских мастеров, снявшихся в художественных фильмах. Он  осознал силу кинематографа в деле популяризации боевых искусств. Он проложил дорогу в кино таким звездам жанра, как Брюс Ли и Чак Норрис. К сожалению, в нашей стране он мало кому известен. В этой главе мы попытаемся восполнить пробел. Этот человек заслуживает внимания во всех аспектах своей личности – мастер боевых искусств, бизнесмен, учитель, исследователь, писатель, популяризатор. 

            Я впервые увидел это имя в титрах фильма “Совершенное оружие” (см. статью “Джефф Спикмен”). К сожалению, имя Паркера  было уже в черной рамке. Он скончался, немного не дожив до выхода фильма на экраны. Только через несколько лет я прочитал статью А.Тараса с подробной биографией Паркера в журнале “Кэмпо”. Ниже я предлагаю вашему вниманию выдержки из этой статьи(см. «Кэмпо»,№5, 1992).

 

Эд Паркер и его Кэнпо-каратэ

            Эдмунд Кеалоха Паркер родился в Гонолулу на Гавайях 19 марта 1931 года. По мужской линии он был прямым потомком (праправнуком) короля Камехамеха Первого, правившего на Гавайских островах в начале XIXвека. Его второе (гавайское) имя означает “возлюбленный”.  

            С детства Эд отличался наблюдательностью, упорством в стремлении к цели, творческими способностями. Вот пример, который наглядно это показывает. Несколько раз он видел в море авианосцы. Ведь неподалеку от Гонолулу находится база американского флота, знаменитая “Жемчужная гавань” - Пёрл-Харбор. Пораженный зрелищем гигантских кораблей, с которых взлетали самолеты, маленький Эд с помощью одного только ножа вырезал из дерева макет авианосца и разместил на нем свои игрушечные самолеты. Впоследствии эти качества позволили ему развить современную систему самозащиты, более эффективную, чем многие традиционные системы.

            Семья Паркеров жила в районе Калихи, известном в Гонолулу своими трущобами и шайками хулиганов. В детстве и юности Эду приходилось много драться. Дело в том, что его родители были членами секты мормонов, воспитывали своих детей в духе строгой религиозной морали. В частности, они внушили им стойкое отвращение к спиртным напиткам, сквернословию и преступлениям. А уличные дружки постоянно подбивали юного Паркера то на выпивку, то на кражу, то на визит к проститутке. Эд всегда отказывался, его начинали подначивать, и дело обычно кончалось дракой.

            Такая жизнь требовала отличной физической формы. В период учебы в школе Эд занимался боксом, дзюдо и легкой атлетикой, играл в школьной футбольной команде. Однако из-за интенсивных тренировок и частых драк учился он слабо. Классный руководитель даже сказал ему как-то, что он никогда ничего не добьется в жизни. Много лет спустя Паркер вспоминал, что именно эти слова пробудили в нем желание доказать, что он достигнет успеха.

            В возрасте 16 лет Паркер впервые познакомился с “кэнпо”. Произошло это так. Его товарищ по воскресной церковной школе, Фрэнк Чжоу, рассказал ему, как на днях победил известного местного хулигана. Зная, что тот сильнее его друга, Эд не поверил. Тогда Фрэнк показал несколько приемов, принесших ему победу. Пораженный Эд немедленно попросился в ученики. Но Фрэнк сказал, что драться его научил старший брат, Уильям, и отвел к нему.

            В свою очередь, Уильям Чжоу с 1942 года являлся учеником Джеймса Митозэ, мастера дзю-дзюцу, японца по происхождению. Система, которую преподавал Митозэ, основывалась на прямолинейных движениях, характерных для большинства японских систем. Однако Уильям дополнил ее круговыми движениями из китайского кунгфу, которым его научил отец, и некоторыми приемами уличного “кулачного боя”. Таким образом, тот вариант кэнпо, которому Паркера обучал Уильям Чжоу, объединял технику японского дзю-дзюцу, китайского кунгфу и уличных драк. Однако это “искусство” было очень “сырым” и, подобно сахарному тростнику, растущему на Гавайях, нуждалось в переработке. Именно этим занялся Эд Паркер.

            Он довольно быстро пришел к мысли, что совершенствование и распространение кэнпо станет главным делом его жизни. Во всяком случае, он поведал об этом своей будущей жене Лейлани уже в 1949 году, когда ему было всего 18 лет и он оканчивал школу. Она вспоминает, что он тренировался тогда каждый день, не жалея себя, и поэтому очень быстро постигал основы кэнпо. Уильям вручил ему черный пояс всего после двух лет занятий!

            В том же 1949 году, окончив школу, Паркер уехал с Гавайев на материк и поступил в университет в Прово (штат Юта). Он надеялся, что кэнпо станет его профессией и обеспечит средствами к существованию. Однако понимал, что если превращать кэнпо в свой бизнес, то понадобятся соответствующие знания. Следовательно, требуется высшее образование. Его учитель Чжоу полностью был с ним согласен и поддерживал стремление к дальнейшей учебе. Университет в Прово Паркер окончил в 1956 году, получив степень бакалавра по социологии и психологии. Учеба заняла так много времени потому, что во время корейской войны он добровольно поступил на службу в береговую гвардию.

            Почти всю свою службу (с 1951 по 1954 год) Паркер проходил на Гавайях. Там он в свободное время продолжал занятия кэнпо с Уильямом Чжоу. Вернувшись после демобилизации в Прово, Эд Паркер основал клуб кэнпо при университете, а также начал его преподавать в местном оздоровительном клубе. Кроме того, он в это же время обучал технике кэнпо сотрудников городской полиции и даже патрулировал иногда вместе с ними на улицах. Впервые в США Паркер стал выдавать своим ученикам свидетельства о прохождении курса боевого искусства, которое он именно тогда назвал “Кэнпо-каратэ”.

            28 декабря 1954 года в Солт-Лейк-Сити (религиозном центре мормонов) он обвенчался с Лейлани Йап. Семья всегда играла очень важную роль в жизни Паркера. У него было пятеро детей (три дочери и два сына) и 14 внуков. Другим важным элементом его жизни с детства оставалась религия. Лейлани вспоминает, что суровый наставник каратэ сразу становился мягким и добрым, когда речь шла о семье или о церкви. Она говорит, что сочетание религиозной веры мормонов, семейных радостей и забот и непрестанных занятий кэнпо-каратэ образовало тот узор, который и был жизнью человека по имени Эдмунд Паркер.

            После окончания университета Паркер отклонил предложение остаться в нем преподавателем и уехал с женой в Калифорнию. Его пригласил туда Рой Вудворт, бывший управляющий оздоровительным клубом в Прово, возглавивший аналогичный клуб в Пасадене (одном из пригородов JIoc-Анджелеса). Он решил взять Паркера  в качестве своего рода приманки для привлечения в зал большего количества занимающихся. Но вскоре этот зал купила другая компания, руководители которой считали, что кэнло-каратэ не вписывается в атлетический тренинг. Так Паркер остался без работы, едва успев приступить к ней, а его жена ждала в это время первого ребенка.

            Но, как это нередко бывает у сильных людей, крушение прежних планов сыграло положительную роль в дальнейшей судьбе Паркера. Он сам говорил: “это заставило меня встать на свои ноги. Если бы я продолжал работать на других, то никогда не завел бы собственного дела. Меня к этому вынудили правила бизнеса. Я стал преподавать каратэ за плату прежде всего потому, что этого не делал никто другой”. Он занял денег у своего соседа и арендовал на них зал, в котором открыл в сентябре 1956 года студию каратэ. Он назвал ее студией потому, что считал местом для творчества, а не тупой зубрежки. Сосед спросил только: “Каратэ - это что, мексиканское блюдо?” - и согласился подождать три месяца. Студия быстро начала процветать, и Паркер смог вернуть долг раньше срока. Считается, что она стала первой коммерческой школой каратэ в США.

            Потом Паркер познакомился с Терри Робинсоном, в прошлом тренером по борьбе, работавшим в это время инструктором физкультуры в оздоровительном клубе при отеле Беверли-Уолшир. Когда Паркер продемонстрировал ему свою технику самозащиты, Робинсон был потрясен. “Он представил меня членам клуба, - вспоминал Паркер, - и вскоре я начал заниматься с этой “толпой”, состоявшей в основном из продюсеров, режиссеров и артистов кино”. Это произошло в 1960 году. Среди новых друзей и учеников Паркера двое сыграли весьма заметную роль в дальнейшем распространении кэнпо-каратэ.

            Первым из них был знаменитый певец рок-н-ролла Элвис Пресли. Его дружба с Паркером продолжалась почти 18 лет, вплоть до самой смерти в 1977 году. Жизни Эда Паркера и Элвиса Пресли так тесно связаны через каратэ, что мы позволим себе посвятить несколько строк в этой главе Элвису. Мало кто знает, что король рок-н-ролла прозанимался каратэ 19 лет. Свой путь в мире боевых искусств Элвис начал в 1958 году, когда служил в армии. Он стал свидетелем показательных выступлений мастеров Дзю-Дзюцу. В том же году его перевели в Германию, где он начал заниматься каратэ Сетокан под руководством Юргена Зейделя. Элвис настолько увлекся каратэ, что не оставил занятий и после армии. В 1960-м, после демобилизации, он начинает заниматься стилем Ситорю у Ханка Слеманского  в Мемфисе, и получает первый дан. Несколько месяцев спустя Пресли знакомится с Паркером и становится его учеником до самой своей смерти.   Элвис был заворожен красивыми, вычурными движениями, которые продемонстрировал ему Паркер, и стал навсегда поклонником Кэнпо-карате. Он даже наклеил эмблему школы  на свою гитару. В 70-х в Америки мастеров каратэ было немного. Элвис был одним из 100-150, имевших черный пояс. И не удивительно, что он демонстрировал свои навыки где только можно. Во время перерывов в концертах он за кулисами крушил доски и показывал ката. И даже обучил каратэ двух своих охранников Рэда и Рони Уэстов. Позже они основали “Теннеси каратэ инститъют”, одним из совладельцев которого стал знаменитый Билл Уоллес (“Сахарная нога”). Пресли часто посещал школу, тем самым создавая ей великолепную рекламу. Однако Элвис редко соглашался допустить журналистов на свои тренировки и практически никогда не позволял производить кино- и фотосъемку. Несмотря на это, Элвис внес огромный вклад в пропаганду каратэ. Благодаря ему миллионы людей увлеклись боевыми искусствами. Он стал первым исполнителем главных ролей в кино, использовавшим элементы каратэ  в своих фильмах.  Конечно, не стоит сравнивать Элвиса с Брюсом Ли. Он никогда бы не смог подняться на такой уровень. Но Элвис проложил дорогу мастерам, которые пришли в кино после него. И наверное, путь Брюса Ли в кино был бы более трудный, не будь впереди Элвиса. Будучи миллионером, Элвис потратил на развитие каратэ немало денег. Он купил кимоно членам американской команды,  отправлявшейся в турне по Европе. И заплатил за каждое по 500 долларов, в то время как обычное кимоно стоило 25. Делал он дорогие подарки и каратистам, к которым относился с уважением. Так, самому Эду Паркеру он подарил кадиллак. Особые отношения сложились у Пресли с Биллом Уоллесом. Началось все с конфликта. В школе Паркера существовала традиция, по которой он, вручая ученику черный пояс, наносил ему символический удар ногой в живот. На вручение черного пояса Биллу Уоллесу был приглашен Пресли. Но, вручив Уоллесу диплом, Пресли промахнулся и ударил того не в живот а в пах. Удар был не очень сильный, и Уоллес никак не отреагировал на него, но по всему было видно, что он с удовольствием бы ответил на удар. После этого появились статьи о том, что Пресли “победил” великого бойца, и Уоллес, разозлившись, выбросил диплом, выписанный Паркером, в корзину. На том бы все и кончилось. Но за год до того, ка Уоллес стал чемпионом мира по фул-контакт каратэ, он получил серьезную травму левой ноги. Несколько месяцев лечения не дали результата. А так как удар левой ногой у него был в несколько раз сильнее, чем правой, Билл начал подозревать, что его карьера в спорте подошла к концу. Узнав об этом, Элвис на свои деньги нашел и нанял лучшего специалиста по иглоукалыванию. После первого же сеанса Уоллес смог выйти на татами. Можно сказать, что Уоллес, бывший чемпионом мира по фул-контакт каратэ в среднем весе с 1974 по 1980 год и не проигравший ни одного боя, обязан своим успехом Элвису.

Сложно оценивать степень мастерства Элвиса в каратэ. Элви постоянно разъезжал по миру, и у него не было времени регулярно тренироваться. Но тем не менее сам Паркер считал Элвиса хорошим мастером: “Не важно, какому дану соответствовал Элвис. Важно, что он по любым меркам был хорошим черным поясом. И он много раз говорил мне, что если бы не был певцом, то хотел бы стать профессиональным каратистом”. Элвис не был великим бойцом. Для него каратэ оставалось мечтой, сказочным миром, принадлежность к которому так нравилось ему ощущать. Каждый год 10 августа тысячи людей съезжаются в штат Теннеси на неделю памяти Элвиса. В эту неделю проходит турнир по каратэ, на который приезжают в качестве гостей, судей и инструкторов великие чемпионы, которые знали его лично. И 16 августа, в день   смерти Элвиса,  они вручают победителям призы с его инициалами. После смерти Элвиса Паркер опубликовал в 1978 году книгу воспоминаний о нем - “Внутренний мир Элвиса”.

            Другим близким другом Паркера стал молодой кинорежиссер Блейк Эдвардс. Уже в свой первый фильм “Экспериментальный террор” он включил сцены схваток с участием нескольких учеников Паркера. Затем он снял фильмы “Розовая пантера” и “Месть розовой пантеры”, в которых Паркер сыграл роль Като, мастера каратэ, помощника полицейского инспектора Клоузица.

            Еще раньше Паркера стали приглашать на телевидение в качестве консультанта для постановки сцен с драками. Первой работой такого рода стал в 1957 году многосерийный телефильм “Опасная малиновка”. За ним последовал сериал “Я – шпион”. А еще позже Паркер сам снимался в телефильмах “Я люблю Люси” и “Ухажерство отца Эдди”. В 1958 году, во время съемок сериала “Я – шпион” Паркер познакомился с Джимми Ли и Минг Ламом, мастерами кунгфу из Сан-Франциско. Потом он много раз приезжал к ним в гости. “Эд нравился китайским мастерам, а ему нравилось кунгфу”, вспоминает Джон Мак-Суини, один из его самых старых учеников.

            В один из таких приездов они познакомили его с Брюсом Ли, тогда никому еще не известным студентом. Позже Паркер вспоминал об этом так: “Он оказался довольно нахальным парнишкой, но очень симпатичным, несмотря на все свое нахальство. Я посмотрел, как он работает, и предложил снять его на пленку, чтобы показать продюсерам. Я сразу понял, что если Брюс попадет на большой экран, то восточные боевые искусства приобретут огромную популярность... Итак, мы сделали цветной фильм, который я отнес Биллу Дозье, снимавшему тогда сериал “Бэтмен”. И он снял Брюса в сериале “Зеленый Шершень”. Так благодаря помощи Паркера Брюс Ли попал в мир кино.

            Вся эта история произошла в 1964 году в Лонг-Бич, еще одном пригороде Лос-Анджелеса. В августе того года Паркер проводил там первый международный чемпионат каратэ, открытый для всех желающих, независимо от направления, стиля и школы боевых искусств. С тех пор и по сей день они проводятся ежегодно, привлекая сотни участников, прессу и тысячи зрителей. Победа в этом чемпионате оказывает большое влияние на репутацию и карьеру любого бойца. Это и понятно. Ведь, говоря словами Паркера, “как узнать, кто есть кто в мире боевых искусств, пока все не откроют свои карты? Если какой-то парень - фальшивка, дайте ему возможность выступить и сделать то, что он может. Если он ничего из себя не представляет, то об этом узнают все. И наоборот”. На этих чемпионатах проявился талант Джо Льюиса, Майка Стоуна, Джима Келли, Чака Норриса и многих других, ставших впоследствии знаменитостями. Здесь же ученик Паркера Дэн Иносанто подружился с Брюсом Ли, продолжателем дела которого он впоследствии стал.

Каждый участник чемпионата получает шеврон с эмблемой, которую придумал Паркер. Выглядит она так: овал, символизирующий земной шар, белый фон которого означает цвет пояса новичков. Окантовка овала наполовину коричневая, наполовину черная, что соответствует цвету поясов продвинутых учеников. В овале три языка красного цвета разной высоты. Красный цвет - это огонь, который, как и боевые искусства, прекрасен на вид, но смертелен при соприкосновении. В то же время это цвет мастерства. А три языка - это три уровня постижения искусства самообороны: примитивный, механический и спонтанный...

Помимо этого чемпионата Паркер организовал популярные до сих пор соревнования между командами тихоокеанского и атлантического побережья США и ряд других.

            Свою организацию - Американскую ассоциацию кэнпо-каратэ - Паркер создал осенью 1956 года, через пару месяцев после открытия студии в Пасадене. Три года спустя он отправился на Гавайи, чтобы пригласить себе в помощь Уильяма Чжоу и вместе с ним расширить сферу влияния ассоциации. Чжоу, однако, отказался уезжать из Гонолулу. Пришлось Паркеру управляться одному. В 1960 году он преобразовал свою ассоциацию в международную, с центром в Пасадене. На ее эмблеме (которую Паркер разработал вместе со своим братом Дэвидом) изображены тигр и дракон.

            Ученики Паркера Джон Маккуин из Ирландии и Райнер Шульте из ФРГ распространяли кэнпо-каратэ в Европе. Сам он ездил с той же целью в Канаду, Мексику, Южную Америку. В настоящее время филиалы этой ассоциации (ИККА) действуют в 12 странах мира и объединяют примерно 35 тысяч человек в 170 клубах. С 1978 года издается также журнал ассоциации, который называется “Бойцы” (Fighters).

            Американская ассоциация кэнпо-каратэ стала в 1956 году одной из первых региональных организаций боевых искусств (раньше ее, в 1954 году, только во Франции Анри Пле создал национальную федерацию вольного бокса и каратэ). А в 1960 году Международная ассоциация, безусловно, была первой в мире организацией такого рода. Кроме того, Паркер первым из западных мастеров стал писать книги о боевых искусствах Востока. В 1957 году он издал книгу “Кэнпо-каратэ”. Она начиналась словами, излагавшими кредо (символ веры) Эда Паркера: “Я иду к вам с пустыми руками. У меня нет оружия. Но если мне придется защищать себя, свои принципы или честь, если это окажется вопросом жизни или смерти, то оружием станет каратэ - мои пустые руки”.

            В своей книге, иллюстрированной многочисленными рисунками и фотографиями, Паркер описал уязвимые точки и ударные поверхности человеческого тела, дал базовую технику кэнпо-каратэ и ряд связок технических приемов, показывающих, как использовать эту технику для самозащиты. Уделил он также внимание общефизической и психологической подготовке. Нетрудно увидеть, что по такой схеме в дальнейшем писали свои книги о различных школах и стилях боевых искусств сотни других американских и европейских специалистов.

            Через 6 лет, в 1963 году, он издал вторую книгу – “Секреты китайского каратэ”. В ней Паркер довольно подробно пересказал легенду о монастыре Шаолинь и его монахах-воинах, изложил традиционные китайские взгляды на цели и методы практики боевых искусств, познакомил читателей с характерной китайской техникой рукопашного боя и с наиболее распространенными видами традиционного китайского оружия. Эта книга вышла в тот период, когда Запад переживал бум японского каратэ. Поэтому заявление Паркера о том, что родина каратэ - в Китае и что китайские боевые искусства гораздо обширнее и эффективнее японских, вызвало настоящую сенсацию и взрыв негодования. Книга и ее автор обогнали свое время. За Паркером в мире восточных боевых искусств прочно закрепилась репутация мятежника. На традиционалистов его имя стало действовать, как красная тряпка на быка. Это и понятно. Ведь подавляющее большинство людей всегда предпочитают следовать чужому мнению или примеру, чем думать своей собственной головой. В этой связи возникает законный вопрос: насколько оригинальной системой является паркеровское кэнпо-каратэ? Может быть, правильнее считать его создателем Уильяма Чжоу? Или Джеймса Митозэ? И вообще, что может быть оригинального в сочетании приемов дзю-дзюцу, кунгфу и бокса?

            Относительно своего первого учителя Паркер говорил, что занятия с ним стали для него лишь отправной точкой в работе по созданию кэнпо-каратэ. Он утверждал, что вклад Чжоу в эту систему составил не более 15% от ее объема. Пожалуй, главное, что он передал Паркеру, - это техника как таковая, а не принципиальная установка на использование приемов из разных видов боевых искусств. Суть такой установки хорошо передает следующая история. Однажды на соревнованиях по японскому каратэ к Паркеру подошел молодой японец, обладатель черного пояса. И спросил его: “Почему вы не придерживаетесь традиций? Вы не используете японскую терминологию и не учите чистому каратэ”. Паркер ответил: “Что делает ваше каратэ “чистым”, а мое - нет? Основатель вашей системы (Сётокан) господин Фунакоси изучал два стиля боевого искусства (Сюри-тэ и Наха-тэ) у двух разных мастеров (Азато и Итосу), а потом смещал их воедино. В каратэ нет “чистых” систем. “Чистое” каратэ тогда, когда “чистый” кулак вонзается в “чистую” плоть!”

            Вопросы “чистоты” и оригинальности любого стиля или системы всегда относились к числу дискуссионных. Споры на данную тему ведутся ровно столько времени, сколько существуют различные школы боевых искусств, и будут продолжаться до тех пор, пока не исчезнет конкуренция между ними. А поскольку в обозримом будущем этого не произойдет, постольку будут продолжаться и споры.

По мнению Паркера, нет и не может быть ни одной системы боя голыми руками, принципиально отличающейся своей техникой от всех других систем. Ведь люди везде устроены одинаково. С позиций анатомии, физиологии и биомеханики ясно, что число вариантов наиболее эффективных способов защиты и нападения в схожих ситуациях ограничено. Именно поэтому многие приемы самообороны по существу одинаковы в системах, возникших в разное время и в разных местах. Другое дело, что сами эти системы не могут быть полностью идентичны по своим принципам, методам тренинга, тактике ведения поединка, по соотношению ударных и болевых приемов и т. д.

            За прошедшие века радикальные изменения произошли не в технике, а в характере ситуаций, требующих ее применения. Например, никто не станет сейчас нападать на прохожего с мечом или алебардой в руках, ему никогда не придется выбивать всадника из седла ударом ноги в прыжке. Зато появились автомобили, лифты, кроссовки и многое другое, чего не было еще сто лет назад. Так вот, кэнпо-каратэ Паркера - это система самозащиты в экстремальных ситуациях современной жизни, рассчитанная на реальные возможности так называемого “среднего человека”.

            Ее основу составили 150 элементов базовой техники, взятые им из японского дзю-дзюцу, китайского кунгфу и североамериканского “вольного” бокса. Среди них стойки и захваты, удары и броски, блоки и болевые приемы. Главным критерием выбора техники была для Паркера степень ее соответствия биомеханическим и моторным возможностям человеческого тела. Этим он решительно отличается от создателей восточных боевых систем, стремившихся имитировать движения различных животных и вдохновлявшихся идеями буддийско-даосской философии. В кэнпо-каратэ нет места для мистики, легендарных историй и восточной экзотики. Нет там и “секретных” приемов, которые старый учитель якобы передает в конце жизни избранным ученикам. Это научно обоснованная система. Паркер говорил, что свою концепцию постижения боевого искусства он может сравнить с процессом обучения устному и письменному языку: «Когда ребенок учится говорить, он сначала усваивает отдельные звуки, потом слоги, затем начинает составлять из них слова,.. а еще позже соединяет эти слова в целые фразы. Если представить, что каждое техническое действие - это звук или слог, то станет понятным, что я имею в виду». Иными словами, 150 элементов базовой техники - это своего роде «словарь», дающий возможность «разговаривать» на языке движений в соответствующих ситуациях. Продолжая сравнение с речью, надо отметить, что с помощью одних и тех же слов люди говорят по-разному. Речь одних свободна и выразительна, у других она бедная и косноязычная. Все дело в их способностях и подготовке.

Обращаясь затем к вопросу о подготовке, Паркер говорил, что есть три основных вида письма: машинопись, где каждая буква печатается только после того, как напечатана предыдущая; письмо от руки (курсив), где следующая буква как бы «вытекает» из предшествующей; и стенография, в которой один условный значок обозначает либо слог, либо целое слово. Так и в боевых искусствах. Отдельные движения, выполняемые с перерывами между ними, можно сравнить с печатанием. Движения, вытекающие одно из другого, - это курсив, а если блок и удар, захват и подножка совпадают во времени, это стенография. Легче всего научиться печатать на машинке. Красиво и быстро писать от руки значительно труднее. Не зря существует такое искусство, как каллиграфия. Ну а стенографией вообще владеет считанное число людей. Цель наставника боевого искусства в том, чтобы его ученики научились свободно «стенографировать». Итак, оригинальность кэнпо-каратэ Эда Паркера - в его «словаре» базовой техники и в правилах пользования им. И то и другое он изложил в пятитомном труде «Бесконечное постижение кэнпо», изданном в 80-х годах. (Этот фундаментальный труд называют также «Энциклопедией кэнпо-каратэ». Он основан не только на огромном личном опыте Паркера, но и, в гораздо большей мере, на кинезиологии, науке о движениях.) Каждый, кто занимается кэнпо-каратэ, должен сам подбирать из этого словаря ту технику, которая наиболее приемлема для него, с учетом особенностей своего телосложения и нервно-мышечных реакций, своей психологии и предполагаемых опасностей. А из отобранных элементов и приемов надо конструировать свои собственные связки и объединять их в комплексы формальных упражнений.

Поэтому, в зависимости от того, на чем делается акцент, кэнпо-каратэ можно считать и системой дзю-дзюцу, и каратэ, и кунгфу. Если главное для бойца - удары кулаками в голову и по корпусу, то это кулачный бой. Если он предпочитает захваты, болевые приемы и броски - это дзю-дзюцу. Если использует в первую очередь удары ногами, то каратэ. Система Паркера оставляет широкий простор для индивидуального творчества. Понятно, что такой подход абсолютно неприемлем для традиционалистов, преклоняющихся перед авторитетом учителя и традициями своей школы, видящих вершину мастерства в скрупулезно точном повторении приемов и форм, созданных в далеком прошлом...

В первой половине 70-х годов организация Паркера пережила ряд трудностей, в основном финансового характера. Главная причина их была в том, что многие люди просто использовали его в своих целях, меньше всего думая о таких вещах, как благодарность, помощь или вознаграждение. Из-за своей сердечности, открытости и веры в людей Паркер пережил немало горьких разочарований. Но всплеск популярности боевых искусств, который произошел благодаря Брюсу Ли и его фильмам, помог справиться с возникшими проблемами. В 1975 году Паркера посетил в Пасадене престарелый Джеймс Митозэ, чтобы вручить ему диплом и пояс 10-го дана в кэнпо дзю-дзюцу. В 1976 году читатели знаменитого американского журнала «Черный пояс» избрали Паркера «человеком года», а в 1979 году – «инструктором года». В том же 1979 году Паркер реорганизовал свою Ассоциацию, открыл ряд новых филиалов, значительно увеличил количество учебно-методических семинаров. Кроме того, в 1974 году Паркер сыграл главную роль в художественном кинофильме «Убить золотого гуся», в котором его партнером был известный мастер хапкидо Бонг Су Хань. Фильм имел значительный успех в США.

Проводя семинары, Паркер разъезжал по всей стране и по всему миру. Почти каждый уик-энд он проводил теперь вдали от семьи, которую так любил. Обычными стали для него и недельные туры по нескольким городам подряд. Все это принесло результаты. Журнал «Черный пояс» отметил в июне 1981 года, что «благодаря Паркеру и его неустанной деятельности традиции кэнпо-каратэ становятся в США все более прочными». Особенно много работал Паркер в 1990 году. Он завершил съемки кинофильма «Абсолютное оружие», главную роль в котором играл его ученик Джефф Спикмен, а Паркер ставил сцены драк. Провел серию семинаров в Чикаго и Лос-Анджелесе. Продолжал писать книги, тренировать новых учеников, консультировать своих инструкторов. Приближалось Рождество... Паркер хотел провести его на Гавайях со своей 93-летней матерью (отец умер в 1965 году). Но когда он прилетел с женой в Гонолулу и шел с ней через зал аэропорта, произошел сильнейший сердечный приступ и Паркер упал мертвым. Это случилось 15 декабря 1990 года на 60-м году жизни.

            На похоронах, которые состоялись в Пасадене, присутствовало более двух тысяч человек. Брат Эдмунда Джозеф сказал в надгробной речи: «Он завершил все свои начинания». А Лейлани добавила: «Эдмунд исполнил мечту детства»...

            В чисто техническом плане для кэнпо-каратэ характерны следующие особенности:

1.  В нем нет так называемой “основной стойки”. Стойкой является любое естественное положение тела, удобное для того действия, которое выполняет боец в данный момент. Например, проводя удар кулаком, многие практики кэнпо немного оседают вниз, чтобы увеличить мощь удара.

2.  Бойцы кэнпо учатся двигаться в бою ровно столько, сколько требует ситуация, предельно экономно расходуя силы. В нем нет акробатических кульбитов и танцевальных па, столь характерных для кунгфу, и мало прыжков. Нет и ложных выпадов (финтов), которые могут, конечно, сбить противника с толку, но забирают много энергии и делают бойца весьма уязвимым, если его противник более опытный и умелый.

3.  В кэнпо-каратэ практикуют так называемое «внутреннее дыхание», незаметное для окружающих. Оно неглубокое и синхронизировано с движениями бойца. Специальных дыхательных упражнений, выполняемых вне связи с боевыми приемами, там нет.

4.  Все блоки в кэнпо стремятся превращать в захваты. Этот принцип Паркер ввел после того, как его друг погиб у него на глазах от предсмертного судорожного удара копытом оленя. Захватив руку или ногу противника, боец получает возможность некоторое время контролировать его действия. Этого времени вполне достаточно для собственной атаки.

5. Захваты сравнительно легко можно продолжить болевыми приемами, поэтому в Кэнпо-каратэ болевые приемы играют важную роль.

6. Удары ногами в верхнем уровне (в голову, грудь, плечевой пояс) не практикуются. Паркер считал их неприемлемыми потому, что они требуют отличной растяжки (которой обладают немногие) и предварительного разогрева тела (чего в драке быть не может), а также занимают больше времени, чем удары в нижнем уровне. Основные удары ногами в Кэнпо - это удары в пах и в колено, которые выполняются различными ударными поверхностями стопы во всех направлениях.

7. В Кэнпо-каратэ нет ставки на один смертельный удар, что отличает его от большинства школ японского каратэ. Паркер считал, что победа одним ударом в реальной уличной схватке скорее исключение, чем правило. Поэтому в Кэнпо реализуется принцип «многократного уничтожения», согласно которому противник выводится из строя серией из нескольких приемов.

8. Атаки и контратаки в Кэнпо-каратэ проводятся не в «лоб», а в том месте и на том уровне (чаще всего снизу и сбоку), где противник хуже защищен и не ждет опасности.

9. В Кэнпо-каратэ существует следующая система поясов: сначала ученик получает от инструктора белый пояс, затем его сменяет оранжевый, потом фиолетовый, после синий и, наконец, зеленый. Эти цвета отличают младшую группу от старшей, где все носят коричневый пояс - первой, второй или третьей степени. Инструкторы, начиная с 1-го дана, надевают черные пояса, а мастера - красные.

 

            Паркер оставил огромный след в истории американского каратэ. Созданная им Ассоциация Американского Кэнпо-каратэ (A.K.K.I) продолжает существовать и ее отделения работают во многих странах мира. Паркер привлек миллионы людей к занятиям боевыми искусствами. Он адаптировал традиционные техники и методики к современным условиям, сделал их понятными для людей с западным менталитетом. Он перешагнул стилевые, национальные, культурные ограничения и обратился к общему источнику  всех боевых искусств – человеческому духу. Его заслуги перед кинематографом не менее велики. Паркер первый из мастеров боевых искусств снялся в игровом фильме. Он открыл для кино Брюса Ли, Джеффа Спикмена. На его чемпионатах зажглись звезды Чака Норриса, Боба Уоллеса, Бенни Уркидеза и многих других мастеров, ставших затем  героями кинобоевиков. Он соединил казалось бы несоединимые вещи – коммерцию и искусство, современное западное мировоззрение и традиции древнего Востока, кино и боевое искусство.

 

Интервью с Иваном Охлобыстиным после премьеры фильма
21.11.2012

"Я вообще считаю, что в игровом кино не должно быть в речи достоверности улиц. Это редко когда уместно. Кино не должно следовать за зрителем, напротив, оно должно подчиняться эстетическому принципу, подающему пример людям".

Тони Кей - о своем фильме "Учитель на замену"
21.05.2012

"Я ничего не знаю об американских школах, хотя живу в Лос-Анджелесе. Я не снимал кино про учителя и думаю, что фильм в результате получился не про преподавателей, и не про школу, и не про состояние образовательной системы в США, а про человека и решения, которые он принимает".

Дмитрий Лукин. Главы из книги "Мастера боевых искусств в кино"
29.12.2011

Нортон считает, что в наше время нельзя слепо следовать традициям в боевых искусствах. Конечно, путь новатора намного труднее пути имитатора, но для того, чтобы стать личностью, надо идти своим путем. Для того чтобы раскрыть свой собственный потенциал, каждый должен индивидуализировать свой стиль и свой тренировочный процесс.

Дмитрий Лукин. Главы из книги "Мастера боевых искусств в кино"
30.11.2011

"Снайпс обладает феноменальными физическими данными. Его координация движений безупречна. Он, похоже, может двигаться в режиме любого стиля. Это очень редкий талант – совершенное владение своим телом. То, чему другие учатся годами, ему дается сразу". 

Дмитрий Лукин. Главы из книги "Мастера боевых искусств в кино"
11.11.2011

"Спикмен считает, что он несет моральную ответственность за то, как он показывает боевые искусства в кино. В большей степени его привлекает кино для детей. “Те дети, на которых я действительно пытаюсь повлиять, – им нужен мотив, нужна помощь в принятии правильных решений".

Дмитрий Лукин. Главы из книги "Мастера боевых искусств в кино"
27.10.2011

Дакаскос понимает глубинные основы формирования мастера и не пытается форсировать процесс. Имея прочную базу, он может позволить себе развивать и дополнять ее без риска разрушить. Он продолжает учиться, зная, что только время и труд могут приблизить его к мастерству его учителей.

Дмитрий Лукин. Главы из книги "Мастера боевых искусств в кино"
13.10.2011

На философские вопросы о смысле жизни Саммо отвечает примерно так: “Просто делайте то, что вы хотите делать. Делайте то, к чему чувствуете влечение. Не дайте этому пройти мимо вас. И что бы вы ни делали – делайте это наилучшим образом”.

Дмитрий Лукин. Главы из книги "Мастера боевых искусств в кино"
4.10.2011

Леди-Дракон. Так назывался один из ее ранних фильмов. Так часто называют в прессе саму Синтию. Безусловно – она одна из самых “правдоподобных” женщин, которых я когда-либо видел в боевых сценах в кино.

Дмитрий Лукин. Главы из книги. Предисловие
26.09.2011

Очень мало фильмов имеют право называться искусством. К сожалению, закон жанра диктует определенный тип поведения для героя. Очень мало фильмов, которые показывают внутреннюю красоту боевых искусств, их духовную сущность. Однако традиционные боевые искусства в основе своей имеют тишину...

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами и заказать их доставку в любую точку России. Добро пожаловать!

Шесть книг Издательского дома "Мой Город" стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Теперь каждый желающий может познакомиться с книгами ИД "Мой Город" (Издательство Игоря Розина) и купить их в электронном виде. Для этого достаточно пройти по ссылке.

Издательский дом «Мой Город» выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

Украшения ручной работы

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Со страниц этого сборника звучит голос одного сада. Одного из многих. Потому что он жив и существует – благодаря одному человеку, автору этой книжки. И в то же время через эти стихи словно бы говорят все сады, все цветы, все деревья и травы мира. Может быть потому, что подлинная поэзия – универсальна и не имеет границ.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".