Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

"Верхнеуральский Пушкин"

"Верхнеуральский Пушкин"
ПЕТР КУДРЯШЕВ (1797-1827)
Декабрист, писатель и поэт
Текст: Александр Вернигоров

 

В 2012 году поэту и писателю декабристу Петру Михайловичу Кудряшеву исполняется 215 лет. О его творчестве и биографии рассказывает его земляк, верхнеуральский краевед Александр Вернигоров.

Все, что сердцу мило

Родился Кудряшев в солдатской семье на окраине России, в небольшом уездном городке, который еще совсем недавно был крепостью. Сиротство, образование, которое он получил в Верхнеуральском военно-сиротском отделении, и военная служба, казалось бы, не предполагали занятия писательским трудом. Литературная деятельность Кудряшева широко развернулась в Оренбурге, куда он был переведен в 1822-м (по другим данным в 1818-м) из Верхнеуральска на должность аудитора ордо-нансгауза (чиновника по судебным делам). В Оренбурге он написал большинство своих поэтических и прозаических произведений. Там же вокруг Кудряшева, пользовавшегося заслуженным авторитетом, сплотился кружок литераторов.

Кудряшев знал башкирский, киргизский (казахский), татарский и калмыцкий языки. Он был одним из первых южноуральских краеведов, который изучал жизнь и традиции многонационального края.

Несмотря на то, что его произведения подвергались жестокой цензуре, в них чувствуются смелость и прогрессивность взглядов и глубокая симпатия к народу. Недаром издатель «Отечественных записок» П.П.Свиньин назвал его «…певцом картинной Башкирии, быстрого Урала и беспредельных степей Киргиз-Кайсацких». Петр Кудряшев в числе первых в русской литературе обратился к теме Пугачева, а также первым проявил интерес к личности Салавата Юлаева – героя башкирского народа. По свидетельству оренбургского историка И.Казанцева, Кудряшеву принадлежит первый перевод на русский язык песни о Салавате Юлаеве, которая переложена на музыку известным русским композитором А.А.Алябьевым. Писал он и об Отечественной войне 1812 года, 200-летний юбилей которой отмечается в этом году.

Предводитель тайного общества

В Оренбурге Кудряшев встает во главе существовавшего еще до него Оренбургского тайного общества. При нем тайное общество пополнилось молодыми, более решительными членами. П.М.Кудряшев разрабатывает программные документы: устав и инструкцию, а также гимн, определявшие цели и задачи, планы организации.

В Оренбургском тайном обществе обсуждался и конкретный план, рассчитанный на то, чтобы «поднять знамя бунта в городе», используя перешедшие на сторону восстания регулярные и казачьи войска, а также поддержку населения. Программой предусматривалось лишить свободы военного губернатора и верных ему чиновников и затем, взяв власть в Оренбурге, двинуться на Казань, поднимая «все лежащие по пути селения». Планировалось дополнить военный «бунт» массовым народным, прежде всего крестьянским восстанием. Члены общества вели пропаганду в войсках.

Оренбургское тайное общество было властями раскрыто в апреле 1827 года по доносу провокатора. Однако Кудряшев, несмотря на тяжелую болезнь, проявил себя достойно, узнав о доносе, успел предупредить его членов и уничтожить компрометирующие материалы. Поэтому за неимением прямых улик Кудряшева и многих арестованных вскоре освободили. Однако сам П.М.Кудряшев неожиданно умирает 9 мая 1827 года.

Помнят на родине

Как-то известный челябинский писатель и краевед К.А.Шишов сказал, что Кудряшев – это наш верхнеуральский Пушкин. Есть в его творчестве фрагмент из «Киргизского пленника», который можно назвать «Посвящением родному городу».

«Верхнеуральск… Немногие крепости, немногие города могут похвалиться таким прекрасным местоположением, какое имеет Верхнеуральск, стоящий на левом крутом берегу быстрого Урала, – пишет «верхнеуральский Пушкин». – Вокруг него возвышаются горы, расположенные в виде неправильного амфитеатра. С одной стороны виден величественный, безлесный Извоз, с глубоким ущельем, которое начинается от самой вершины и оканчивается близ подошвы; с другой – синеется угрюмая, дикая сопка, на коей лежат ужасные камни, издали кажущиеся огромным строением; подле нее зеленеется Мохнатая гора, покрытая молодым березняком. Вдали чернеет цепь гор Рифейского хребта. Между ними, в большом отдалении, в ясное время видна страшная Иремель-тау, грозный исполин Каменного Пояса, покрытый вечными снегами и окруженный холодными туманами и сизыми облаками! Быстрый Урал шумит, извивается в тысяче излучин и, при самом городе, принимает в себя прозрачную Урледу, с которого вблизи соединяются светлые струи тихой Узельги. На правом берегу Урала разлиты многие озера, которые, при солнечном свете, блестят как чистое серебро. В недальнем расстоянии от города протекает игривая речка Ямская. Словом, быстрый взор на каждом шагу встречает предметы самые прелестные, самые восхитительные, самые романические!..

Благословляю, благословляю тебя, незабвенный Верхнеуральск! Ты занимаешь незавидное место на карте Азиатской России; но самое первое – в моей памяти, в моем сердце! Могу ли, могу ли я забыть время, проведенное в тебе, пленительный городок? То бесценное время, в которое меня окружала радость, в которое меня лелеяло счастье. – Увы! Почто минуты радости пролетают быстро? Почто счастье наше бывает непродолжительно? Но что такое радость? Мыльный пузырь! Что такое счастье? Блестящая пыль на крылышках бабочки! Дунь — и мыльный пузырь лопнет! Прикоснись ко крылышкам мотылька — и блестящая пыль исчезнет… Расставшись с тобою, незабвенный Верхнеуральск, я расстался с игривою радостью, расстался с легкокрылым счастьем! Все, что было для меня мило, что было для меня драгоценно — осталось в тебе, незабвенный Верхнеуральск!..»

А где же памятник?

В настоящее время познакомиться с его произведениями практически невозможно. Только в 2009 году в книге В.С.Боже и И.В.Купцова «Старый Верхнеуральск в слове современников» был опубликован его «Киргизский пленник (быль Оренбургской линии)», а также фрагмент его письма П.П.Свиньину. И это все, а ведь П.М.Кудряшев много публиковался в столичных журналах: «Отечественные записки», «Вестник Европы», «Благонамеренный» и других. В Интернете этих произведений в открытом доступе нет. Поиски начали с запросов в другие города. Первым откликнулся оренбуржец Александр Исковский. Он прислал работу Кудряшева «Сокрушитель Пугачева. Илецкий казак Иван», опубликованную впервые в 1829 году. Неожиданно для меня оказалось, что творчество П.М.Кудряшева в наше время изучают ученые – кандидат филологических наук Н.А.Хуббитдинова из Уфы, доктор филологических наук Е.К.Созина из Екатеринбурга. Исследователи творчества нашего земляка отозвались на предложение собрать его произведения и тем самым дать возможность читателям познакомиться с его работами. В настоящее время удалось найти более 20 произведений автора – стихов, повестей, писем, самые известные из которых: «Сокрушитель Пугачева. Илецкий казак Иван». Оренбургская повесть; «Искак». Татарская повесть; «Абдряш». Башкирская повесть; «Даржа». Калмыцкая повесть; «Предрассудки и суеверия башкир»; а также переводы стихов Байрона и Вальтера Скотта.

Творчество Петра Кудряшева для южноуральцев остается неизвестным, а его личность недооцененной. И в 2012-м, юбилейном для писателя году, к тому же объявленном в России годом истории, это возможно было бы исправить, для чего необходимо издать книгу с произведениями П.М.Кудряшева, которая станет своеобразным памятником писателю, поэту – земляку, а также провести «Кудряшевские чтения».

Источник: mediazavod.ru

 

14.11.2014

"Насмешка судьбы: он написал «Остров сокровищ» и мог бы написать новых «Трёх мушкетёров», но ему это было неинтересно".

Страницы истории Верхнеуральска
29.04.2014

На старинном верхнеуральском кладбище сохранился надгробный памятник с надписью: «Котя Менжулинъ. 1910-1918». Кто такой Котя? Почему он умер так рано?

Страницы биографии Готлиба Михайловича Ронинсона
30.01.2014

В биографии гениального комика, снявшегося в таких фильмах как «Берегись автомобиля», «Зигзаг удачи», «Ирония судьбы, или с легким паром!», «Двенадцать стульев» и т.д., есть строка: «В 1941-1945 годах – старший пионервожатый и воспитатель детского дома в Верхнеуральске». Что за ней скрыто?

23.05.2013

В этом году исполняется 150 лет со дня рождения и 95 лет со дня трагической гибели Михаила Дмитриевича Громогласова, священника и просветителя, принявшего мученическую смерть от рук большевиков.

О Джейн Остин, ее творчестве и ее судьбе
4.03.2013

Талант особой моральной чувствительности позволял ей видеть, что самый заурядный сельский бал или коллективная прогулка куда интересней пьес Шекспира. Вот эту миниатюрность мира, эту поэзию такта и благоразумия редко могут уловить современные деятели киноискусств с их высокотехнологичными студиями и бюджетами, сравнимыми с бюджетом всей Британии конца XVIII века.

Из наследия Петра Кудряшева (1797-1827)
18.12.2012

"Увы! С тех пор я узнал людей, не имеющих ни сердца, ни чувств, таких людей, которые забыли права человечества и отравили жизнь мою ядом мучительной горести!.. Но судьбы неисповедимы! Может быть, и мне предстоит счастливая будущность; может быть, и я снова узнаю радости, как Федор, о котором хочу рассказать моим читателям".

Страницы истории Верхнеуральска
22.10.2012

"Лишь летом 1917 года П.С. Полосин перестал быть городским головой. Когда в  1918 году к Верхнеуральску приблизилась гражданская война, старший сын Михаил долго уговаривал отца уехать с ним вместе, но Петр Семенович решил остаться, говоря, что ему ничего сделать не могут, хотя бы уже потому, что кроме добра он никому ничего иного не делал. За эту веру в справедливость людей он заплатил своей жизнью".

28.09.2012

«...приказал я егерским полкам и 3-му баталиону Уфимского полка атаковать штыками, любимым оружием русского солдата. Бой яростный и ужасный не продолжался более получаса: сопротивление встречено отчаянное, возвышение отнято, орудия возвращены, и не было слышно ни одного ружейного выстрела ... пленных не было ни одного, из всей бригады спаслись бегством немногие».

Борис Акунин - о своем творчестве, своих альтер-эго и своих коллегах
4.05.2012

"Беллетристика – вещь архитектурная, она требует знаний, чувства меры и дисциплины. Все 15 лет я живу с очень четким пониманием этого, хотя были моменты, когда чувствовал, будто бы упираюсь головой в стену, которую не пробить, и тогда приходилось прибегать к сильным средствам..."

Дина Рубина - о своей книге "Окна", о своем любимом окне и своей жизни
17.04.2012

"Это профессия такая: создавать миры. Иные миры, понимаете? Иные, чем реальность. Это такая параллельная реальность, только более яркая, чем та, которая нас окружает".

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".