Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

"Грустный комик" в Верхнеуральске

"Грустный комик" в Верхнеуральске
ГОТЛИБ РОНИНСОН (1916-1991)
Актер театра и кино
Текст: Александр Вернигоров

12 февраля 2014 года исполняется 98 лет со дня рождения Готлиба Михайловича Ронинсона – актёра театра и кино, народного артиста РСФСР (1989), одного из ведущих актёров театра на Таганке. В настоящее время найдены свидетельства, подтверждающие, что в годы Великой Отечественной войны артист жил и работал в Верхнеуральске.

ГРУСТНЫЙ КОМИК

Г.М. Ронинсон – один из лучших комедийных актёров в любимых советских фильмах. Он исполнял небольшие роли, но приобрел огромную известность у зрителей. Его называли прирожденным комиком, королем эпизода, его герои смешны и нелепы, странны и чудаковаты, но всегда в них есть доброта и человечность. Его «крестным отцом» в кинематографе был Эльдар Рязанов. Ронинсон  снялся в его легендарных фильмах «Берегись автомобиля» (1966), «Зигзаг удачи» (1968),  «Старики-разбойники» (1971), «Ирония судьбы, или с легким паром!» (1975), «О бедном гусаре замолвите слово» (1980). Готлиб Михайлович снимался и у других видных режиссеров, среди них – Леонид Гайдай («Двенадцать стульев», «Не может быть!»), Георгий Данелия («Афоня»), Никита Михалков («Раба любви»), Александр Алов и Владимир Наумов («Бег»). А всего у актера более 30 киноработ.

Готлиб Ронинсон 45 лет прослужил в Московском театре драмы и комедии на Таганке – он оказался единственным актером, который числился в этой труппе до прихода Юрия Любимова и оставался в ней при новом руководстве.

Ещё Г.М. Ронинсон озвучивал мультфильмы: «Мешок яблок», «Чудеса в решете», «Свинопас» и «Потерялась птица в небе».

НЕПОДРАЖАЕМЫЙ ДЯДЯ ГОША

Готлиба Михайловича называли доктором Айболитом и «министром здравоохранения Таганки», так как он всех выручал лекарствами и помогал найти хороших врачей. Он говорил: «Приятно быть полезным людям. В этом смысл человеческой жизни».

В театре его все называли дядей Гошей. Ронинсон был дружен с Владимиром Высоцким, который посвятил ему стихи:

Если болен морально ты или болен физически,

Заболел эпохально ты или периодически

Не ходи ты по частникам, не плати ты им грошики.

Иди к Гоше, несчастненький, тебя вылечит Гошенька.

Это шуточное стихотворение было с посвящением: «Готлибу Михайловичу от Высоцкого в день его (Готлиба Михайловича) пятидесятилетия. Высоцкий». Для Ронинсона этот автограф был самым дорогим подарком в его домашнем архиве. Как и портрет Михаила Булгакова с дарственной надписью писателя.

В детстве Гоша пел в хоре мальчиков в Большом театре, где его заметил Михаил Афанасьевич и рекомендовал Рубену Симонову обратить на него внимание.

Ронинсон был мастер пародии. Оценил его талант выдающийся артист А.Н. Вертинский. После концерта он прошел за кулисы и поблагодарил Готлиба Михайловича за пародию на себя. «Все дразнятся, а вы шутите», – сказал он.

Ронинсон после фильма «Берегись автомобиля» подружился с Иннокентием Смоктуновским, который бывал у него дома. А с Валерием Золотухиным Готлиб Ронинсон размещался в театре в одной гримерной.

«А еще он очень любил детей, – вспоминала актриса Таганки Марина Полицеймако. – Вся наша театральная ребятня выросла у него на глазах, бегали за ним гурьбой, он быстро находил с ними общий язык. Своих детей у Готлиба Михайловича не было, семьей он так и не обзавелся. Обожал маму – а когда она умерла, остался совсем один…»

У Ронинсона были неплохие денежные сбережения, которые он завещал детскому приюту. Но когда грянула перестройка, деньги обесценились. Под конец жизни он очень страдал от одиночества.

ЧТОБЫ ПОМНИЛИ

« Он был верующим человеком, – вспоминала врач Татьяна Еремеева. – По крайней мере, те последние двадцать лет жизни, на протяжении которых мы были знакомы, исповедовал православие, и после смерти отпевали его как Григория». За несколько лет до смерти Ронинсон сам заказал себе надгробный памятник. Привез его в театр и спрятал в подсобке. Ушёл из жизни 25 декабря 1991 года. Похоронен в Москве рядом с матерью на Введенском кладбище. Большой архив артиста был утерян.

Всю свою жизнь Г.М. Ронинсон был бесконечно предан искусству.  И после смерти его помнят: в 2000-х годах вышли телевизионные передачи из цикла «Чтобы помнили»  Леонида Филатова, и «Куда уходили кумиры», а также телефильм «Несмешная жизнь смешного человека». В этих программах его коллеги Ю. Любимов, Э. Рязанов, Л. Филатов, В. Смехов, А. Демидова, В. Золотухин, Б. Хмельницкий и другие с большой теплотой отзываются о  дяде Гоше Ронинсоне. Также о нем вышло много публикаций в СМИ.

В 2012 году в Театре на Таганке открылась фотовыставка,  посвященная артисту. На ней были представлены фотографии, запечатлевшие Г.М. Ронинсона в спектаклях. Объявление о выставке приглашало зрителей «открыть для себя великолепного, удивительного и неподражаемого Артиста».

ВЕРХНЕУРАЛЬСКИЕ ГОДЫ

В биографии гениального комика есть строка: «В 1941-1945 годах – старший пионервожатый и воспитатель детского дома в Верхнеуральске». Готлиб Ронинсон из-за болезни не был призван, и в наш город эвакуировался из Москвы со своей матерью. В Верхнеуральске этот факт стал известен в начале 2000-х годов, но тогда не удалось найти ни документов, ни очевидцев, запросы в разные инстанции не давали результата. И только в 2012 году – первая удача, благодаря режиссеру Театра на Таганке Ренате Сотириади и заведующей архивом Светлане Сидориной, удалось получить очень важные документы. Из них следует, что отец Ронинсона был рабочим металлистом и коммунистом, арестовывался и сидел в тюрьме в Вильно. В 1920 году он перебрался в Москву, где затем ушел из семьи. Сына определили в Кремлевский детский сад. (Есть утверждение, что однажды маленького Гошу взял на руки и со словами «Ты очень хороший!» поцеловал в лоб В.И. Ленин). Мать воспитывала сына одна. Готлиб Ронинсон в 1929-1931 пел в детском хоре Большого театра, а в 1931-1940 работал артистом мимического ансамбля Большого театра. В сентябре 1940 года поступил по конкурсу в театральное училище имени Щукина при театре Вахтангова.

А вот как Г.М. Ронинсон сам описывает верхнеуральский период:

«…Во время Великой Отечественной войны театр и училище эвакуировали в г. Омск. Я не мог поехать с театром, так как мне было поручено эвакуировать детские учреждения гор. Москвы (Свердловский район столицы) в гор. Верхнеуральск Челябинской области. В Верхнеуральске кроме своей основной работы воспитателя, я выполнял задания райкома и райисполкома г. Верхнеуральска. Был уполномоченным по организации сбора продуктов для освобожденных районов от немецких оккупантов, в мандате говорилось, что мне обязаны оказывать всяческую помощь. Устраивал концерты в городе силами эвакуированных. Сбор с концертов шёл в фонд обороны родины. В 1944 г., когда театр Вахтангова и училище возвратились в Москву, я получил вызов и приехал в Москву, чтобы продолжить учебу…»

Еще одной удачей в поиске ронинсоновских следов стала информация из районной газеты «Красный уралец» за 1942 год. Зимой 1941/42 года Дом культуры Верхнеуральска бездействовал. И газета в апреле 1942 г. опубликовала несколько мнений под общим заголовком «За развитие культуры в городе». Заметка под названием «Открыть Дом культуры» принадлежала воспитателю детского комбината Г. Ронинсону. Вот её содержание:

«Верхне-Уральск принадлежит к той немногочисленной категории советских городов, где культурная жизнь не на высоком уровне. Как могло случиться, что в таком большом районном центре, как Верхне-Уральск, единственный очаг культурной жизни – Дом культуры – на замке? Значительная доля вины за это ложится на горисполком, отдел пропаганды и агитации РК ВКП(б) и райком комсомола.

Есть ли у нашего города возможности для оживления Дома культуры, есть ли соответствующие силы? Безусловно, есть. Надо только серьезно заняться этим делом, а не сидеть сложа руки. Надо, чтобы председатель исполкома горсовета т. Фомин занялся приведением в порядок помещения Дома культуры. К работе в Доме культуры надо привлечь руководителей кружков, лекторов, докладчиков. Такие люди в городе есть. Отдел агитации и пропаганды РК ВКП(б) и райком комсомола должны созвать совещание для обсуждения плана работы Дома культуры. План этот необходим, для тогочтобы Дом культуры не превратился исключительно в танцевальный зал».

Обращает на себя внимание, что Ронинсон активно выразил свою позицию, не побоялся критиковать местную власть. Стоит отметить, что Верхнеуральск он называл НАШИМ ГОРОДОМ, считал, что культура должна не только развлекать, но и просвещать, и развивать людей. Уже в следующих номерах газеты видны реальные дела. Летом 1942 г. была возобновлена деятельность Дома культуры, заработала художественная самодеятельность, был организован драматический кружок. Самодеятельные артисты выступали на полевых станах и в сельских клубах. В октябре 1942 в заметке «Кружковцы к Октябрю» звучит:

«Драматический кружок Верхне-Уральского Дома культуры готовит к годовщине Октября ряд одноактных пьес, посвященных Великой Отечественной войне. Среди них «Земляки», «Заговорил» и комедия «Уважительная причина». Режиссер кружка т. Ронинсон много работает над тем, чтобы пьесы были показаны жизненно и правдиво».

Представленные сведения подтверждают, что Готлиб Михайлович жил (около 3-х лет) и активно работал в трудные годы войны в Верхнеуральске. Именно за это Ронинсон был награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». По сведениям В.Н. Ефановой, школьное отделение московского детского интерната размещалось по ул. Советской в домах №№ 34 и 36. По неподтвержденным данным, в них и работал Г.М. Ронинсон.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Всё-таки удивительна история Верхнеуральска, и каждый раз находится этому новое подтверждение. Казалось бы, небольшой провинциальный городок, а сколько до сих пор открывается знаменитых имен, с ним связанных.  Из всех, кто ранее работал в верхнеуральской культуре, пожалуй, самый известный и популярный артист – это Г.М. Ронинсон. Но пока у нас в городе его верхнеуральское прошлое мало кому известно, а он сам нигде и никак не отмечен. В объявленный год культуры возможно это исправить. Думаю, что будет исторически справедливо в Верхнеуральске сохранить имя уникального артиста. У нас проходит много разных конкурсов самодеятельности, чтецов, театральных коллективов, и было бы уместно для какой-то  категории  учредить и вручать премию «имени Дяди Гоши Ронинсона». Именно так его называли в родном театре, наверняка так же называли и воспитанники детского дома. А еще не плохо бы познакомить земляков с его биографией, создать стенды, памятные таблички, посвященные замечательному Артисту.

P.S. Автор выражает свою признательность режиссеру Театра на Таганке Р. Сотириади и заведующей архивом театра  С. Сидориной, сотрудникам Верхнеуральского музея и директору Верхнеуральского детдома О.А. Ивановой за содействие в сборе материала.

 

Источники:

1. Сайт Галины Петровны Ивановой. http://www.esenin.ryazan.ru/10.html

2. А. Ф. Передрий. Владимир Высоцкий. Сто друзей и недругов. http://lib.rus.ec/b/395305

3. Большие актеры маленьких ролей. Часть 1 http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=224883172&journalid=3668069&go=prev&categ=1

4. Э. Михалёва. О Готлибе Ронинсоне. http://www.vagant2003.narod.ru/2003167023.htm

5. Рита Болотская.  Ронинсон: гениальный актер одной фразы http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/gotlib_roninson/history.html

6. Ф. И. Раззаков. Свет погасших звезд. Люди, которые всегда с нами. http://coollib.net/b/183036/read

7. В.Н.Ефанова. Сиротско-попечительская служба г. Верхнеуральска http://old.chelreglib.ru/el_izdan/kalend2009/sirota.htm

8. Сайт Театра на Таганке. http://taganka.theatre.ru/

9. Дело. Ронинсон Г.М. Архив Театра на Таганке.

10. Г.Ронинсон. Открыть Дом культуры. /Красный уралец. 26.04.1942г.

11. Г.Зиссер. Больше внимания Дому культуры/Красный уралец. 18.10.1942г.

12. Кружковцы к октябрю./Красный уралец.21.10.1942г.

13.Телепередача Л.Филатова. Чтобы помнили.  2003  http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=456

14. Телепередача. Как уходили кумиры. 2005 http://video.yandex.ru/users/gonch-an/view/1659/user-tag/как%20уходили%20кумиры/#

15. Телефильм. Несмешная жизнь смешного человека http://rutv.ru/brand/show/id/10417

Источник: Верхнеуральский извозчик

 

Страницы истории Верхнеуральска
29.04.2014

На старинном верхнеуральском кладбище сохранился надгробный памятник с надписью: «Котя Менжулинъ. 1910-1918». Кто такой Котя? Почему он умер так рано?

23.05.2013

В этом году исполняется 150 лет со дня рождения и 95 лет со дня трагической гибели Михаила Дмитриевича Громогласова, священника и просветителя, принявшего мученическую смерть от рук большевиков.

Из наследия Петра Кудряшева (1797-1827)
18.12.2012

"Увы! С тех пор я узнал людей, не имеющих ни сердца, ни чувств, таких людей, которые забыли права человечества и отравили жизнь мою ядом мучительной горести!.. Но судьбы неисповедимы! Может быть, и мне предстоит счастливая будущность; может быть, и я снова узнаю радости, как Федор, о котором хочу рассказать моим читателям".

Страницы истории Верхнеуральска
22.10.2012

"Лишь летом 1917 года П.С. Полосин перестал быть городским головой. Когда в  1918 году к Верхнеуральску приблизилась гражданская война, старший сын Михаил долго уговаривал отца уехать с ним вместе, но Петр Семенович решил остаться, говоря, что ему ничего сделать не могут, хотя бы уже потому, что кроме добра он никому ничего иного не делал. За эту веру в справедливость людей он заплатил своей жизнью".

28.09.2012

«...приказал я егерским полкам и 3-му баталиону Уфимского полка атаковать штыками, любимым оружием русского солдата. Бой яростный и ужасный не продолжался более получаса: сопротивление встречено отчаянное, возвышение отнято, орудия возвращены, и не было слышно ни одного ружейного выстрела ... пленных не было ни одного, из всей бригады спаслись бегством немногие».

О Петре Кудряшеве (1797-1927), удивительном человеке и незаурядном литераторе
18.04.2012

Кудряшев знал башкирский, киргизский (казахский), татарский и калмыцкий языки. Он был одним из первых южноуральских краеведов, который изучал жизнь и традиции многонационального края. Занимаясь литературным творчеством, Кудряшев одновременно возглавлял в Оренбурге тайное общество, целью которого были захват власти в городе и поднятие "народного бунта".

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".