"Грустный комик" в Верхнеуральске
12 февраля 2014 года исполняется 98 лет со дня рождения Готлиба Михайловича Ронинсона – актёра театра и кино, народного артиста РСФСР (1989), одного из ведущих актёров театра на Таганке. В настоящее время найдены свидетельства, подтверждающие, что в годы Великой Отечественной войны артист жил и работал в Верхнеуральске.
ГРУСТНЫЙ КОМИК
Г.М. Ронинсон – один из лучших комедийных актёров в любимых советских фильмах. Он исполнял небольшие роли, но приобрел огромную известность у зрителей. Его называли прирожденным комиком, королем эпизода, его герои смешны и нелепы, странны и чудаковаты, но всегда в них есть доброта и человечность. Его «крестным отцом» в кинематографе был Эльдар Рязанов. Ронинсон снялся в его легендарных фильмах «Берегись автомобиля» (1966), «Зигзаг удачи» (1968), «Старики-разбойники» (1971), «Ирония судьбы, или с легким паром!» (1975), «О бедном гусаре замолвите слово» (1980). Готлиб Михайлович снимался и у других видных режиссеров, среди них – Леонид Гайдай («Двенадцать стульев», «Не может быть!»), Георгий Данелия («Афоня»), Никита Михалков («Раба любви»), Александр Алов и Владимир Наумов («Бег»). А всего у актера более 30 киноработ.
Готлиб Ронинсон 45 лет прослужил в Московском театре драмы и комедии на Таганке – он оказался единственным актером, который числился в этой труппе до прихода Юрия Любимова и оставался в ней при новом руководстве.
Ещё Г.М. Ронинсон озвучивал мультфильмы: «Мешок яблок», «Чудеса в решете», «Свинопас» и «Потерялась птица в небе».
НЕПОДРАЖАЕМЫЙ ДЯДЯ ГОША
Готлиба Михайловича называли доктором Айболитом и «министром здравоохранения Таганки», так как он всех выручал лекарствами и помогал найти хороших врачей. Он говорил: «Приятно быть полезным людям. В этом смысл человеческой жизни».
В театре его все называли дядей Гошей. Ронинсон был дружен с Владимиром Высоцким, который посвятил ему стихи:
Если болен морально ты или болен физически,
Заболел эпохально ты или периодически –
Не ходи ты по частникам, не плати ты им грошики.
Иди к Гоше, несчастненький, тебя вылечит Гошенька.
Это шуточное стихотворение было с посвящением: «Готлибу Михайловичу от Высоцкого в день его (Готлиба Михайловича) пятидесятилетия. Высоцкий». Для Ронинсона этот автограф был самым дорогим подарком в его домашнем архиве. Как и портрет Михаила Булгакова с дарственной надписью писателя.
В детстве Гоша пел в хоре мальчиков в Большом театре, где его заметил Михаил Афанасьевич и рекомендовал Рубену Симонову обратить на него внимание.
Ронинсон был мастер пародии. Оценил его талант выдающийся артист А.Н. Вертинский. После концерта он прошел за кулисы и поблагодарил Готлиба Михайловича за пародию на себя. «Все дразнятся, а вы шутите», – сказал он.
Ронинсон после фильма «Берегись автомобиля» подружился с Иннокентием Смоктуновским, который бывал у него дома. А с Валерием Золотухиным Готлиб Ронинсон размещался в театре в одной гримерной.
«А еще он очень любил детей, – вспоминала актриса Таганки Марина Полицеймако. – Вся наша театральная ребятня выросла у него на глазах, бегали за ним гурьбой, он быстро находил с ними общий язык. Своих детей у Готлиба Михайловича не было, семьей он так и не обзавелся. Обожал маму – а когда она умерла, остался совсем один…»
У Ронинсона были неплохие денежные сбережения, которые он завещал детскому приюту. Но когда грянула перестройка, деньги обесценились. Под конец жизни он очень страдал от одиночества.
ЧТОБЫ ПОМНИЛИ
« Он был верующим человеком, – вспоминала врач Татьяна Еремеева. – По крайней мере, те последние двадцать лет жизни, на протяжении которых мы были знакомы, исповедовал православие, и после смерти отпевали его как Григория». За несколько лет до смерти Ронинсон сам заказал себе надгробный памятник. Привез его в театр и спрятал в подсобке. Ушёл из жизни 25 декабря 1991 года. Похоронен в Москве рядом с матерью на Введенском кладбище. Большой архив артиста был утерян.
Всю свою жизнь Г.М. Ронинсон был бесконечно предан искусству. И после смерти его помнят: в 2000-х годах вышли телевизионные передачи из цикла «Чтобы помнили» Леонида Филатова, и «Куда уходили кумиры», а также телефильм «Несмешная жизнь смешного человека». В этих программах его коллеги Ю. Любимов, Э. Рязанов, Л. Филатов, В. Смехов, А. Демидова, В. Золотухин, Б. Хмельницкий и другие с большой теплотой отзываются о дяде Гоше Ронинсоне. Также о нем вышло много публикаций в СМИ.
В 2012 году в Театре на Таганке открылась фотовыставка, посвященная артисту. На ней были представлены фотографии, запечатлевшие Г.М. Ронинсона в спектаклях. Объявление о выставке приглашало зрителей «открыть для себя великолепного, удивительного и неподражаемого Артиста».
ВЕРХНЕУРАЛЬСКИЕ ГОДЫ
В биографии гениального комика есть строка: «В 1941-1945 годах – старший пионервожатый и воспитатель детского дома в Верхнеуральске». Готлиб Ронинсон из-за болезни не был призван, и в наш город эвакуировался из Москвы со своей матерью. В Верхнеуральске этот факт стал известен в начале 2000-х годов, но тогда не удалось найти ни документов, ни очевидцев, запросы в разные инстанции не давали результата. И только в 2012 году – первая удача, благодаря режиссеру Театра на Таганке Ренате Сотириади и заведующей архивом Светлане Сидориной, удалось получить очень важные документы. Из них следует, что отец Ронинсона был рабочим металлистом и коммунистом, арестовывался и сидел в тюрьме в Вильно. В 1920 году он перебрался в Москву, где затем ушел из семьи. Сына определили в Кремлевский детский сад. (Есть утверждение, что однажды маленького Гошу взял на руки и со словами «Ты очень хороший!» поцеловал в лоб В.И. Ленин). Мать воспитывала сына одна. Готлиб Ронинсон в 1929-1931 пел в детском хоре Большого театра, а в 1931-1940 работал артистом мимического ансамбля Большого театра. В сентябре 1940 года поступил по конкурсу в театральное училище имени Щукина при театре Вахтангова.
А вот как Г.М. Ронинсон сам описывает верхнеуральский период:
«…Во время Великой Отечественной войны театр и училище эвакуировали в г. Омск. Я не мог поехать с театром, так как мне было поручено эвакуировать детские учреждения гор. Москвы (Свердловский район столицы) в гор. Верхнеуральск Челябинской области. В Верхнеуральске кроме своей основной работы воспитателя, я выполнял задания райкома и райисполкома г. Верхнеуральска. Был уполномоченным по организации сбора продуктов для освобожденных районов от немецких оккупантов, в мандате говорилось, что мне обязаны оказывать всяческую помощь. Устраивал концерты в городе силами эвакуированных. Сбор с концертов шёл в фонд обороны родины. В 1944 г., когда театр Вахтангова и училище возвратились в Москву, я получил вызов и приехал в Москву, чтобы продолжить учебу…»
Еще одной удачей в поиске ронинсоновских следов стала информация из районной газеты «Красный уралец» за 1942 год. Зимой 1941/42 года Дом культуры Верхнеуральска бездействовал. И газета в апреле 1942 г. опубликовала несколько мнений под общим заголовком «За развитие культуры в городе». Заметка под названием «Открыть Дом культуры» принадлежала воспитателю детского комбината Г. Ронинсону. Вот её содержание:
«Верхне-Уральск принадлежит к той немногочисленной категории советских городов, где культурная жизнь не на высоком уровне. Как могло случиться, что в таком большом районном центре, как Верхне-Уральск, единственный очаг культурной жизни – Дом культуры – на замке? Значительная доля вины за это ложится на горисполком, отдел пропаганды и агитации РК ВКП(б) и райком комсомола.
Есть ли у нашего города возможности для оживления Дома культуры, есть ли соответствующие силы? Безусловно, есть. Надо только серьезно заняться этим делом, а не сидеть сложа руки. Надо, чтобы председатель исполкома горсовета т. Фомин занялся приведением в порядок помещения Дома культуры. К работе в Доме культуры надо привлечь руководителей кружков, лекторов, докладчиков. Такие люди в городе есть. Отдел агитации и пропаганды РК ВКП(б) и райком комсомола должны созвать совещание для обсуждения плана работы Дома культуры. План этот необходим, для тогочтобы Дом культуры не превратился исключительно в танцевальный зал».
Обращает на себя внимание, что Ронинсон активно выразил свою позицию, не побоялся критиковать местную власть. Стоит отметить, что Верхнеуральск он называл НАШИМ ГОРОДОМ, считал, что культура должна не только развлекать, но и просвещать, и развивать людей. Уже в следующих номерах газеты видны реальные дела. Летом 1942 г. была возобновлена деятельность Дома культуры, заработала художественная самодеятельность, был организован драматический кружок. Самодеятельные артисты выступали на полевых станах и в сельских клубах. В октябре 1942 в заметке «Кружковцы к Октябрю» звучит:
«Драматический кружок Верхне-Уральского Дома культуры готовит к годовщине Октября ряд одноактных пьес, посвященных Великой Отечественной войне. Среди них «Земляки», «Заговорил» и комедия «Уважительная причина». Режиссер кружка т. Ронинсон много работает над тем, чтобы пьесы были показаны жизненно и правдиво».
Представленные сведения подтверждают, что Готлиб Михайлович жил (около 3-х лет) и активно работал в трудные годы войны в Верхнеуральске. Именно за это Ронинсон был награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». По сведениям В.Н. Ефановой, школьное отделение московского детского интерната размещалось по ул. Советской в домах №№ 34 и 36. По неподтвержденным данным, в них и работал Г.М. Ронинсон.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Всё-таки удивительна история Верхнеуральска, и каждый раз находится этому новое подтверждение. Казалось бы, небольшой провинциальный городок, а сколько до сих пор открывается знаменитых имен, с ним связанных. Из всех, кто ранее работал в верхнеуральской культуре, пожалуй, самый известный и популярный артист – это Г.М. Ронинсон. Но пока у нас в городе его верхнеуральское прошлое мало кому известно, а он сам нигде и никак не отмечен. В объявленный год культуры возможно это исправить. Думаю, что будет исторически справедливо в Верхнеуральске сохранить имя уникального артиста. У нас проходит много разных конкурсов самодеятельности, чтецов, театральных коллективов, и было бы уместно для какой-то категории учредить и вручать премию «имени Дяди Гоши Ронинсона». Именно так его называли в родном театре, наверняка так же называли и воспитанники детского дома. А еще не плохо бы познакомить земляков с его биографией, создать стенды, памятные таблички, посвященные замечательному Артисту.
P.S. Автор выражает свою признательность режиссеру Театра на Таганке Р. Сотириади и заведующей архивом театра С. Сидориной, сотрудникам Верхнеуральского музея и директору Верхнеуральского детдома О.А. Ивановой за содействие в сборе материала.
Источники:
1. Сайт Галины Петровны Ивановой. http://www.esenin.ryazan.ru/10.html
2. А. Ф. Передрий. Владимир Высоцкий. Сто друзей и недругов. http://lib.rus.ec/b/395305
3. Большие актеры маленьких ролей. Часть 1 http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=224883172&journalid=3668069&go=prev&categ=1
4. Э. Михалёва. О Готлибе Ронинсоне. http://www.vagant2003.narod.ru/2003167023.htm
5. Рита Болотская. Ронинсон: гениальный актер одной фразы http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/gotlib_roninson/history.html
6. Ф. И. Раззаков. Свет погасших звезд. Люди, которые всегда с нами. http://coollib.net/b/183036/read
7. В.Н.Ефанова. Сиротско-попечительская служба г. Верхнеуральска http://old.chelreglib.ru/el_izdan/kalend2009/sirota.htm
8. Сайт Театра на Таганке. http://taganka.theatre.ru/
9. Дело. Ронинсон Г.М. Архив Театра на Таганке.
10. Г.Ронинсон. Открыть Дом культуры. /Красный уралец. 26.04.1942г.
11. Г.Зиссер. Больше внимания Дому культуры/Красный уралец. 18.10.1942г.
12. Кружковцы к октябрю./Красный уралец.21.10.1942г.
13.Телепередача Л.Филатова. Чтобы помнили. 2003 http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=456
14. Телепередача. Как уходили кумиры. 2005 http://video.yandex.ru/users/gonch-an/view/1659/user-tag/как%20уходили%20кумиры/#
15. Телефильм. Несмешная жизнь смешного человека http://rutv.ru/brand/show/id/10417
Источник: Верхнеуральский извозчик
Страницы истории Верхнеуральска
29.04.2014
|
23.05.2013
|
Из наследия Петра Кудряшева (1797-1827)
18.12.2012
|
Страницы истории Верхнеуральска
22.10.2012
|
28.09.2012
|
О Петре Кудряшеве (1797-1927), удивительном человеке и незаурядном литераторе
18.04.2012
|