Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Памяти священномученика Михаила Громогласова

Памяти священномученика Михаила Громогласова
АЛЕКСАНДР ВЕРНИГОРОВ
Краевед

В 2013 году исполняется 150 лет со дня рождения и 95 лет со дня трагической гибели Михаила Дмитриевича Громогласова. Священнослужитель, он окончил Уфимскую духовную семинарию. В церковной службе с 1886 года, был священником на Белорецком, а затем на Узянском заводах. Состоял наблюдателем церковно-приходских школ и школ грамоты Верхнеуральского уезда, был членом уездного отделения епархиального училищного совета (1893-1902). С 1905 года служил настоятелем Свято-Николаевского собора в Верхнеуральске. Протоирей. Благочинный Градо-Верхнеуральского благочинного округа. Законоучитель. В 1913 году имел имущества, застрахованного на 11 тысяч рублей. Из церковных наград имел набедренник, скуфью, камилавку, наперсный крест; а из светских – орден Святой Анны 3 степени, медаль Красного Креста.

До 1906 года в Верхнеуральском уезде не было ни одной средней школы: ни мужской, ни женской.  Родители для получения среднего образования были вынуждены отправлять своих детей в другие города. После своего назначения в Верхнеуральск отец Михаил Громогласов сразу стал решать эту проблему. Несмотря на многочисленные трудности, уже в 1906 г. он добивается открытия в Верхнеуральске женской гимназии, сначала в составе четырех, а затем восьми классов, преподает в ней Закон Божий. Если в 1906 году в гимназии было 76 учениц, то через десять лет, в 1916 году – уже 330, а более 40 ее выпускниц уже получали высшее образование в Москве, Петрограде, Казани…

В 1915 году ввиду переполнения местного реального училища протоиерей Михаил открывает мужское частное учебное заведение с программой гимназии, строит для него специальное здание, снабжает учебными пособиями, классной обстановкой и хорошей библиотекой. К началу 1917-1918 учебного года гимназия имела три класса со 170 учащимися.

В течение своей жизни он отстроил, открыл и оборудовал 29 школ и 2 гимназии с учащимися до 3000 человек в поселках, станицах и уездном городе. Также им оборудована тюремная церковь в Верхнеуральске. Таким образом, в истории духовной жизни и просвещения Верхнеуральска  отец М.Д. Громогласов занимает исключительно важное, а может быть, и самое первое место.

При большевиках отец Михаил не участвовал в политической борьбе, но по ложному доносу был арестован, ранен, сидел в верхнеуральской тюрьме, подвергался гонениям, использовался на тяжелых физических работах. В тюрьме продолжал вести церковную службу. В это время его дом и гимназия были разграблены. По воспоминаниям М.П. Полосина, по приказу комиссара Н. Иванова за убитого в бою с казаками матроса И. Тяжельникова  17 именитых верхнеуральцев, находящихся в тюрьме (среди которых известны: бывший городской голова Петр Полосин; войсковой старшина Петр Воротовов; казачья семья Прокопьевы – муж, жена и 14-летний сын; директор реального училища Михаил Ершов; мещане Иосиф Мансуров, Митрофан Тарасов, Самсон Иванов, Николай Чипилев, Степан Васильев, Михаил Шлыгин),  были вывезены по дороге на Тирлянский завод и расстреляны большевиками недалеко от села Наурузово (Башкирия) в безымянном долу. Отец Михаил благословил всех смертников перед расстрелом и сам мужественно принял смерть, продолжая читать молитву. Убитых раздели и сбросили в ров, тела присыпали землей, тогда это место получило название Буржуй Узяк («Буржуйский дол»). Через 5 дней их удалось перезахоронить на городском кладбище Верхнеуральска, но в настоящее время его могила неизвестна. М.Д. Громогласов погиб на 56-м году жизни, у него осталось 9 детей – два старших сына избрали путь церковного служения, судьба детей неизвестна.

Вот таким был крестный путь священника-просветителя М.Д. Громогласова.

До недавних пор информация о датах жизни и смерти отца Михаила Громогласова сильно разнилась и была весьма противоречива. Но благодаря сотруднику Оренбургской епархии Елене Банниковой теперь точно установлено: его дата рождения по старому стилю – 4 ноября 1863 г. (взята из записи в метрической книге о его рождении в ЦГИА Республики Башкортостан); и дата смерти – 28 мая по старому стилю (ОГАЧО), что соответствует 10 июня нашего времени.

В конце 1918 года в «Оренбургском церковно-общественном вестнике» были опубликованы посмертные записки протоиерея М.Д. Громогласова «В большевистском застенке», а в начале 1919 года постановлением Верхнеуральской городской думы принято решение именовать городское учебное заведение «Городская мужская прогимназия памяти протоиерея Михаила Громогласова». В 1981 году Русской православной церковью за границей протоиерей М. Громогласов был канонизирован. С 2008 года сначала Челябинская епархия, а с 2011 года Оренбургская епархия занимается вопросами подготовки и отправки в Москву документов для прославления его в лике святых. В настоящее время есть основания полагать, что этот вопрос Московским Патриархатом все же решится положительно, и тогда верхнеуральцы обретут своего святого.

Жизнь и деяния священника Михаила Громогласова заслужили народную память, а он сам – увековечивания в Верхнеуральске, особенно в этот дважды юбилейный для него год.

Источники: 1.Отчет Верхнеуральского городского общества взаимнаго от огня страхования за 1915 год. Верхнеуральск, тип. С.А.Попова, 1915 г. 2.Пройденный путь. Сборник (посвящен десятилетию Октябрьской революции). Издатель Верхнеуральский райком ВКП(б),1927г. 3.  1918 год (из воспоминаний обывателя)./ М.П.Полосин.// Гражданская война на Волге в 1918 г. Сборник 1.Прага, 1930.  4. Памятная книжка по Оренбургскому учебному округу на 1915 год. 5. В большевистском застенке  (посмертные записки протоиерея М.Д.Громогласова./ Оренбургский церковно-общественный вестник.// 1918.-6.10(23.09); 8.12 (25.11).  6. Памяти прот. М.Д.Громогласова./ Оренбургский церковно-общественный вестник.// 1918.-27 августа. 7. Открытие в городе Верхнеуральске частного мужского среднего учебного заведения с программой мужской гимназии./ «Оренбургские епархиальные ведомости». Часть неофициальная. 1915. № 45-46. 8. Десятилетие Верхнеуральской женской гимназии./ «Оренбургские епархиальные ведомости». Часть неофициальная.1916.- №45-46. 9. Челябинская область. / Энциклопедия. Том 1. //Челябинск.2005. 10.  Краткий исторический очерк Верхнеуральской женской гимназии./ Газета «Казак», Миасский завод, №113. 25.11.1911; №114. 27.11.1911; №1. 1.12.1911.   11. Казачья голгофа. / Н.С.Шибанов.// Челябинск. 2004.- С.10-16.  12. Имена на карте./ М.Муратов.// Бельские просторы. 2002. 13. Ужасы в Верхнеуральске./ Власть народа. // Челябинск. 1918.-9.07. 14. Заседание Городской думы./ Уральский маяк.// Верхнеуральск. 1919.- 1.02. 15. Метрическая книга Верхнеуральской Благовещенской церкви./ 1918. // ОГАЧО. Ф.И-226 ОП.31 Д.78. 16. Старый Верхнеуральск в слове современников./Сост. В.С.Боже,И.В.Купцов. // Челябинск.АБРИС.2009.

 

Протоиерей Димитрий Климов - о том, что происходит сегодня вокруг - и в душах.
28.02.2015

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

Страницы истории Верхнеуральска
29.04.2014

На старинном верхнеуральском кладбище сохранился надгробный памятник с надписью: «Котя Менжулинъ. 1910-1918». Кто такой Котя? Почему он умер так рано?

16.03.2014

"Пою детям стихиры Пасхи. «Мироносицы жены утру глубоку ...» Мама, почему ты плачешь? Ну как же, малыши, не плакать, хоть раз-то в году можно и поплакать, не всё же строить всех на подоконнике в шесть рядов..."

Страницы биографии Готлиба Михайловича Ронинсона
30.01.2014

В биографии гениального комика, снявшегося в таких фильмах как «Берегись автомобиля», «Зигзаг удачи», «Ирония судьбы, или с легким паром!», «Двенадцать стульев» и т.д., есть строка: «В 1941-1945 годах – старший пионервожатый и воспитатель детского дома в Верхнеуральске». Что за ней скрыто?

27.05.2013

Как-то ночью преподобный молился в одиночестве, вдруг - яркий свет. И входят три ангела в светлых одеждах, у каждого в руке - посох. Что это было? Считается, что Свирскому отшельнику явилась сама Троица, причём в первый раз со времён Авраама в виде трёх ангелов.

20.03.2013

Отца Святослава (Соболькина) из села Клястицкого называют бессребреником. В 41 год нет у него ни кола ни двора. Только пять дочек, старшей Насте пятнадцать, младшей Злате 2 года, да изнурительный жертвенный труд без отдыха и выходных.

– Бессребреник – это громко сказано, – не согласен он. – Наверное, потому так говорят, что без денег храмы восстанавливаем.

Интервью с католическим монахом-отшельником, перешедшим в православие
28.01.2013

27 августа 2010 г.  Габриэль Бунге перешел из католичества в православие. Присоединение совершил митрополит Волоколамский Иларион. В нашей беседе отец Габриэль рассказал о мотивах такого решения, о том, чем Валаам принципиально отличается от Швейцарии, и о многом другом.

22.01.2013

Преподобный Серафим Саровский очень любим в народе, но если попытаться выяснить, за что именно его так высоко чтут, то суть ответа большинства людей будет сводиться к фразе: «за чудеса».

Из наследия Петра Кудряшева (1797-1827)
18.12.2012

"Увы! С тех пор я узнал людей, не имеющих ни сердца, ни чувств, таких людей, которые забыли права человечества и отравили жизнь мою ядом мучительной горести!.. Но судьбы неисповедимы! Может быть, и мне предстоит счастливая будущность; может быть, и я снова узнаю радости, как Федор, о котором хочу рассказать моим читателям".

Рассказы сербского философа Павле Рака
5.12.2012

"Зимой помогал я Симеону в огороде. Поднимаем камень, а там гадюка с «рожком» лежит. И спит: зимний сон. Симеон: «Что же делать? Если камень назад положим, можно её задавить... А если так оставить, погибнет от холода». Взял Симеон змею, положил её в карман пальто, пока она немножко не согрелась. Потом зашевелилась и уползла".

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".