Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Лица балетных

Ульяна Лопаткина
АНДРЕЙ ЯНШИН

 

***

Наткнулся на новость – в Челябинск приезжает со своим гала Ульяна Лопаткина. Что-то задело, заглянул в Яндекс-фотки – и понеслось… Вот она – жизнь чувств, вот она – женщина, свободная от навязываемого социумом образа, вот она – красота… И потом – короткие реплики-ответы ее, ее коллег – для камеры, для «новостей»: есть еще – люди, есть – лица, есть – жизнь… Как блестят глаза, сколько пластики, витальной мощи, какая искренность, цельность в каждом жесте, в каждой фразе, в каждом мимическом движении.

Лиц балетных мы почти не видим, даже завсегдатаи театров, а зря. Вот их лицами надо бы украсить улицы, заполнить теле- и иные экраны. Монолитные лица политиков, конфетные лица рекламных девочек-мальчиков на их фоне не то что меркнут – истаивают, разоблачают сами себя. Оказывается, что там – не лица, даже не маски, а нечто в бесконечном минусе, отсутствие лиц. Политики живут в минус-времени, ибо это время ада, когда один миг, одно состояние, одна нота повторяются бесконечно… мм, заело пластинку, бывает… Всё бы ничего, только вот совершилось это (заело то бишь), как назло, публично, и слушаем, слушаем… и уже привыкли…

Милые, не слушайте политиков, отверните от них свои лица, – смотрите на лица балетных… Здесь – жизнь, здесь – феерия, здесь – полнота и тайна…

 

***

Но почему, почему они такие? Счастливые, одухотворенные, сияющие очами. Почему они прекрасны зачастую даже вопреки законам формальной гармонии, даже когда черты их лиц разрушают все эталоны и представления о красоте? В чем источник? Разве не в постоянном /творческом/ усилии  тела, освещающего лицо своим светом? Разве не в лице-действе, укорененном в  тело-действии? Живое тело, сумевшее сохранить свою детскую мудрость, детское целомудрие и детский огонь для взрослого мира, сумевшее встроить  тончайшие энергии детской спонтанности в остывающие потоки  социума…

 

***

Гениальный австрийский поэт Георг Тракль сравнивал человека – со зверем. Можно сказать, он испытывал великую ностальгию по тому состоянию зверя, суть которого – полное слияние с Природой, отданность ей, гармония с нею. Витальная мощь и красота зверя служили для него камертоном и мерой человеческого /не-/совершенства. Потому-то зверь чаще всего предстает  в его стихах перед человеком – в сумраке, в сумерках, как эталон – который недостижим.

Продолжая Тракля, можно сказать, что балетные –  «священные животные», траклевские «звери» для современного цивилизованного человека.  Для человека, отдавшего свое тело на откуп рутине, погрязшего в машинных ритмах своего каждодневного расписания; для человека, обреченного на предсказуемость, повторяемость и обусловленность своих ментальных проявлений в силу обусловленности и четкой очерченности (заданности социумом) проявлений телесных.

Помните: «Но намечен распорядок действий / И неотвратим конец пути»… В этих строках – одна неточность. Не «и», а «и поэтому». Мы предсказуемы сейчас – и поэтому предсказуемо наше будущее, предсказуемо вплоть до финала. Взрослея, наши тела стремительно перестают быть живыми, утрачивают инстинкты зверя, его интуиции и интенции. Мы утрачиваем телесный разум, который делает нас существами Земли, детьми Земли, утрачиваем связь с Землей и – при живой Матери – становимся сиротами.

Сегодняшний хомо сапиенс – это человек вымороченного ума, ума, порождающего условности, разрушающего себя и мир вокруг, ибо ум этот отрезан от целого, вырван из контекста Большой Жизни. И все его усилия вернуться, как правило, не кончаются ничем, т.к. ум – зеркальная система, замкнутая на себя. Максимум, что он изобретает в своей тоске по детской целостности, – экстрим вроде горных лыж, серфинга или фридайвинга. Что ж, и это хлеб,  и это – тропинка, только вот важно не останавливаться, идти до конца, а это мало кому под силу… Слишком трудно сломить инерцию воспитания, привычек и обусловленностей, кардинально сменить внтутреннюю иерархию, ум ума подчинить уму тела… А стоило бы. Стоило несомненно. Ведь одно дело – осознавать умом, и другое – всем собой, от пяточек до макушки и еще выше, как младенец…

 

***

Когда увидел первый раз на сцене Диану Арбенину, был околдован. Что за странность? Женщина, а не боится быть не-женственной; рокерша, но лирична и наивна, как девушка… и что-то в ней было, что коррелирует с балетом. Что? Может быть, свобода? Она так же свободна, так же вне пут условностей, открыта переменам, их потоку.  Не держится за свой образ…

И, да – лицедейство балетных многое объясняет. Оно отлично от лицедейства драматического актера, певца, вокалиста. Оно по определению телесно. Текучее, отзывчивое тело, открытое чувствам, проводящее чувства, освященное жизнью чувств… волшебное тело…

 

***

Камень преткновения для драматического артиста, может быть, в том, что душа обгоняет тело, душа – гибче тела, дальше тела, а тело – не успевает… проблема балетных – тело может обогнать душу, и тогда душа – тоскует. Не то ли – Нижинский? Я видел такие их очи. Но есть у судьбы и удачи, когда душа конгениальна телу; тогда смотришь – и насмотреться не можешь… как на Ульяну.

Ну что за лицо, что за мимика. Какая чара свободы. Прямо по Канту: душа, полная чувств, это чудо и великое счастье…  Сбывается, иногда сбывается. Вот… сбылось в Ульяне Лопаткиной. До такой степени, что и на гала ее я не пойду, и так всё видно.  Оче-видно. Видно – очами. В ее очах…

 

 

8.02.2016

С детства и юности, под давлением социума, мы теряем чувство (нам врожденное) Идеи. Чувство Идеи нас самих, Идеи этого мира. Падаем в морок театра теней. И вспоминание, как показывает нам автор книги Марина Борская, есть одна из немногих возможностей вернуть себе это чувство… вернуться – к себе.

Колонка Андрея Яншина
20.03.2013

Макаренко был удивительно сдержанный человек – и удивительно страстный. Внешняя сдержанность помогала ему выливать свою педагогику в чеканные формы, уместные в той эпохе. Но внутренняя страстность, великая страсть, великое его Делание Человека «прожигало» те формы, которые сам он и создавал.

Андрей Яншин. Жизнь под библиотечной сенью...
1.08.2012

"Странно, библиотека – другая, другое помещение, другие книги смотрят на тебя корешками, да и прошло уже столько десятилетий, но запах, аромат – абсолютно тот же… Какой полиграфист объяснит эту метаморфозу, точнее – эдакое волшебное постоянство? Ведь запах – едва ли не самое эфемерное, что есть на свете…"

31.05.2012

День защиты детей – это событие. Ежегодно в этот день звучат торжественные речи и заклинания, взрослые дяди и тети вереницами тянутся в детские дома и детсады, обремененные дарами и улыбками. Не секрет, что для очень многих из них это бремя – на один день, сбросил – и пошел дальше. Социальная ответственность называется.

23.03.2012

Все-таки качество балетных антреприз, привозимых в Челябинск, растет. И проект «Черный лебедь…» – тому подтверждение.

О сборнике стихов Александра Самойлова «Киргородок»
9.11.2011

Поэтический сборник Александра Самойлова «Киргородок» - это не совсем поэзия. Недаром и завершается он - новеллой. Тогда что это? Прозопоэзия? Поэтическая проза? Не-ет. Это - нечто без претензии...

Интервью с Ульяной Лопаткиной
6.10.2011

"Все это только средства - твоя профессия, личная жизнь, друзья, обстоятельства твоей личной судьбы. Средства для достижения той цели, ради которой Бог нас впустил сюда..."

Андрей Яншин
22.08.2011

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Андрей Яншин
3.08.2011

"Талант, самый главный, глубинный, это не просто способность – это способность следовать законам мира. В чем тогда талант человека?.. Как флейта не может звучать, если нет в ней пустого пространства, так человек не может быть подлинно талантлив, если нет в нем этой священной жажды освободиться от груза эго. Впустить в себя бесконечность..."

Андрей Яншин
28.07.2011

"...и вот, картина художника доступна для всего города: копию ее повесили на левом крыле фасада Публичной библиотеки. Можно вроде бы порадоваться, но вот незадача: чтобы рассмотреть эту сравнительно небольшую работу, нужно подойти к ней совсем близко..."

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".