Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Искусство быть рыбой...

Искусство быть рыбой...
АНДРЕЙ ЯНШИН

 

Что ценится в современном мире? Да, успех, безусловно. Но это, так сказать, в итоге, в сухом остатке. А на старте? О да, талант, талант как способность. Собственно, так это понятие определяет большинство словарей и энциклопедий. То есть современный человек за единицу таланта принимает познавательную (наука) либо выразительную (искусство) способность, которую можно оценить извне, примерить на себя. (Отсюда, кстати, у нас культ премий и лауреатов). Чем более уникальна эта способность, тем талант выше. Но все ли так просто?

В чем талант рыбы? В том, чтобы охотиться или ускользать от преследования? В том, чтобы метать икру и давать потомство? В том, чтобы играть с волнами или чувствовать стаю и быть с ней в единстве? Я думаю, что изначальный, фундаментальный талант, фундаментальная способность рыбы – чувствовать воду. Только кажется, что это общий для всех рыб талант, врожденный. Судьба рыбы, индивидуальная ее судьба, и все остальные ее «таланты» (и значит, повороты судьбы) зависят от этого, основного. Это – фундамент.

Талант, самый главный, глубинный, это не просто способность – это способность следовать законам мира. В чем тогда талант человека? Дышать? Любить? Творить?

Человек, единственный из живых существ, рожден, во-первых, способным осознавать, мыслить; и, во-вторых,  рожден способным о-с-мыслить свою конечность. В мире человека есть смерть – не как предчувствие и предощущение. Как факт. Собственно, человек становится человеком, homo sapiens, когда понимает, что – смертен. С этого мига он перестает быть ребенком.

Может быть, в таком случае талант, фундаментальная способность человека – способность мыслить о смерти? Жить, постоянно помня о смерти? Может быть, это и будет для человека следованием законам мира? И может быть это памятование и будет стержнем любого человеческого таланта, таланта подлинного, не смываемого волной времени? А все остальные таланты (таланты, лишенные этого стержня) – только детская игра, счастливая игра в уютной палатке, на которую неумолимо надвигается ураган? Попросту – бегство.

Впрочем, памятование о смерти не обязательно подразумевает думание о ней. Оно подразумевает некую предельность. Жизнь на пределе. Смерть оказывается странной штукой, которая ограничивает нас и которая одновременно дает шанс на безграничность. И талант – это способность стремиться к безграничности, устремляться к ней вопреки здравому смыслу, усмешкам и зовам социума, вопреки опыту и инстинкту. Талант – это жажда бесконечности. И, чтобы не останавливаться на этом, продолжу мысль: реализованный талант – это резонанс с нею.

Поэтому, если меня спросят, талантлив ли нобелевский лауреат, получивший премию за разработку, скажем, каких-нибудь ультра-современных химико-биологических технологий, – я скажу: не факт.

Если меня спросят, талантлив ли древний охотник, эвенк, эскимос или чукча, способный несколько суток кряду бежать за своей добычей, без колебаний лишающий оленя жизни, я скажу: талантлив, причем однозначно.

Древний охотник жил в ином мире. Смерть не была для него границей. Он видел прошлое, пред-чувствовал будущее, он общался с ушедшими из этого мира и с теми, кто жил «по соседству», в «близких» мирах. Духи предков, духи мест, земли и воды, таинственные существа других измерений не были для него чем-то чуждым, они входили в сферу его диалога. Его диалог простирался – в бесконечность.

Для мира,  законы которого кажутся нам незыблемыми сегодня, считается уникальным, скажем, суточный бег, когда человек без отдыха одолевает расстояние в 200-250 км. Для мира, в котором жили древние эвенки (и насколько древние? как давно умерла эта культура охоты, культура открытости смерти? и умерла ли?*), это было обычным. Почему? Ученые объясняют эту способность архаических охотников их умением погружаться в транс. Талантом, сказали бы мы. Но транс – что это? Не очередное ли умное слово?

Да, физическое тело, взятое само по себе, рассматриваемое обособленно, почти не способно на суточный бег. Потому что – конечно; конечны его ресурсы. Но тело, открытое энергиям мира (мира, не ограниченного видимым оком), это уже совсем другое тело. Его бег – уже не «усилие», не вызов, но само бытие, естественное, как дыхание, как сон. Не вызов, но соответствие миру. И тело тут – резонатор, проводник, посредник между мирами. Это «умное» тело, «бегущее» в бесконечность. Недаром потенциально каждый охотник был в архаической культуре немного шаманом…

А шаман – кем был он? Шаман – идеальный «связной». Посредник, осуществляющий (корректирующий) связь племени – с бесконечностью. А идеальный – потому что в буквальном смысле отдал всего себя этой связи, потому что отказался от себя как от «я», от эго. Наверное, трудно представить более красивую метафору души, чем образ шамана.

Мы сильно заблуждаемся, если полагаем, что душа – это нечто, существующее автономно. Я бы сказал, что душа – это связь, это динамика, некий канал, по которому Небо нисходит на Землю. Тропинка для Духа.

Как бессмыслен свет свечи в солнечный полдень, так нелепы потуги на душу у человека, который фиксирован на конкретном. И как флейта не может звучать, если нет в ней пустого пространства, так человек не может быть подлинно талантлив, если нет в нём этой священной жажды освободиться от груза эго. Впустить в себя бесконечность.

 

 

* Достаточно прочитать книгу В.Серкина «Хохот шамана», чтобы понять, что всё это живо, и что только от каждого из нас зависит, какой мир выбрать: ограничивающий, замкнутый на себя – или распахнутый в бесконечность...

 

8.02.2016

С детства и юности, под давлением социума, мы теряем чувство (нам врожденное) Идеи. Чувство Идеи нас самих, Идеи этого мира. Падаем в морок театра теней. И вспоминание, как показывает нам автор книги Марина Борская, есть одна из немногих возможностей вернуть себе это чувство… вернуться – к себе.

Экологические размышления
22.10.2013

Вы не замечали, что современное человечество погрязло в мусоре? А ведь внешняя среда – это проявление внутреннего хаоса... Какой смысл говорить о великой русской душе, о наших талантах и способностях, если мы несем с собой тонны виртуального и реального хлама?

Колонка Андрея Яншина
20.03.2013

Макаренко был удивительно сдержанный человек – и удивительно страстный. Внешняя сдержанность помогала ему выливать свою педагогику в чеканные формы, уместные в той эпохе. Но внутренняя страстность, великая страсть, великое его Делание Человека «прожигало» те формы, которые сам он и создавал.

Во что и как верят язычники, живущие на берегах главной русской реки
24.10.2012

"Есть мордовская песня, в ней поется, как в широком-широком поле стоит высокая яблоня, дует ветер, а на яблоневых ветвях расселись верховный мордовский бог Нишке-паз, бог ульев, а еще бог солнца Чи-паз и Николай Угодник. И эта компания непрерывно делит меру счастья живущим вокруг яблони людям… А что? Яблоня большая, места всем хватит".

Андрей Яншин. Жизнь под библиотечной сенью...
1.08.2012

"Странно, библиотека – другая, другое помещение, другие книги смотрят на тебя корешками, да и прошло уже столько десятилетий, но запах, аромат – абсолютно тот же… Какой полиграфист объяснит эту метаморфозу, точнее – эдакое волшебное постоянство? Ведь запах – едва ли не самое эфемерное, что есть на свете…"

31.05.2012

День защиты детей – это событие. Ежегодно в этот день звучат торжественные речи и заклинания, взрослые дяди и тети вереницами тянутся в детские дома и детсады, обремененные дарами и улыбками. Не секрет, что для очень многих из них это бремя – на один день, сбросил – и пошел дальше. Социальная ответственность называется.

О сборнике стихов Александра Самойлова «Киргородок»
9.11.2011

Поэтический сборник Александра Самойлова «Киргородок» - это не совсем поэзия. Недаром и завершается он - новеллой. Тогда что это? Прозопоэзия? Поэтическая проза? Не-ет. Это - нечто без претензии...

Андрей Яншин
23.09.2011

Наткнулся на новость – в Челябинск приезжает со своим гала Ульяна Лопаткина. Что-то задело, заглянул в Яндекс-фотки – и понеслось… Вот она – жизнь чувств, вот она – женщина, свободная от навязываемого социумом образа, вот она – красота…

Андрей Яншин
22.08.2011

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

9.08.2011

Для самобытной религии саамов характерны магия, фетишизм и анимизм. Еще в XVI–XVII веках о лапландских чародеях было известно далеко за пределами Лапландии. Чары саамских колдунов пугали и восхищали путешественников.

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".