"Я верю в то, что человек не умирает..."
Имя Ульяны Лопаткиной, прима-балерины Мариинского театра, в Петербурге слышали даже те, кто никогда в жизни не был на балете. Мир узнал об Ульяне в 1994 г., когда она сумела в партии Одетты-Одилии сказать свое слово. Тогда критики в один голос заявили, что в историю русского балета вписана новая строка. Ульяна Лопаткина стала феноменально известной, ее называли "лицом" Мариинского театра в России и за рубежом.
За шесть последующих лет балерина получила все существующие в стране призы, стала Заслуженной артисткой России. Потом - некоторые проблемы со здоровьем, замужество, в мае 2002 г. у Ульяны родилась дочь Маша, а в январе 2003 г. балерина перенесла операцию на стопе.
Первый раз после длительного перерыва в выступлениях прима появилась на концерте в честь 300-летия Петербурга перед президентами сорока стран. Она танцевала свой коронный номер - "Умирающий лебедь", поставленный Фокиным для Анны Павловой сто лет назад. В октябре 2003 г. Ульяна поехала на гастроли с театром в Сан-Франциско, откуда сразу же донеслись восторженные отзывы о чуть похудевшей и от этого кажущейся еще более невесомой балерине. Газеты трубили о "вернувшемся сокровище мирового танца". И, наконец, в январе этого года знаменитая прима снова выступила на родной сцене.
Балетные вообще очень скрытны. Они дружат только друг с другом, женятся друг на друге, но если вам удастся попасть в их круг, вы быстро заметите характерные особенности этого мира - балетные восторженны и ранимы, они тонко думают и чувствуют и, несмотря на свою замкнутость, с радостью открываются человеку, которому доверяют.
Ульяна Лопаткина - это особый разговор. Со всеми дружелюбна, радушна, внимательна, но в какой-то момент - хлоп! - створочки закрылись, и дальше тебя уже не пустят. Про нее ходят легенды: одни говорят, она болезненно религиозна, другие - что это все удобная маска…
Я пришла к Ульяне в гости (у нас хорошие отношения). Ее квартира удобна и с любовью обставлена, мы пьем чай с шоколадной пастой (разве балерине можно?), повсюду стоят или висят разнообразные маленькие сувенирчики в виде балеринок в белых пачках. Я очень благодарна Ульяне, что она вот так - искренне, доверительно - рассказала о себе.
Итак,
Первые шаги
В шестнадцать лет мы с подругой решили покреститься. С момента крещения все и началось: новая точка отсчета моей жизни. Я обрела позицию, принципы, которым хотела следовать. Я постепенно набиралась жизненного опыта, - через какие-то книги, мудрых людей, которых начала встречать.
Вопреки сложившемуся стереотипу, человек, придя за помощью в храм, не остается одинок. Церковь - это общество христиан. И мы - по сути язычники - принимаем христианство и постепенно воцерковляемся. У нас свои боги - деньги, богатство, мы этому служим, мы к этому стремимся. Мы о Боге ничего не знаем, мы только слышали. Нас затрагивает что-то, мы начинаем прислушиваться, добывать информацию. Мы идем в храм и крестим своих детей, но продолжаем жить по своим собственным правилам. Потом перестраиваем эти правила с большим трудом... Все очень конкретно. Ты становишься православным - и твой жизненный путь меняется. Тебе все время приходится выбирать. Ты борешься и не всегда побеждаешь.
Я выросла в атеистической семье, но мои родители воспитывали во мне стремление ко всему доброму и хорошему. Для меня это и вылилось в то, что я пришла в Церковь. Я не говорю, что я стала доброй и хорошей. Но верующие должны стремиться быть "хорошими" - не компрометировать своего Господа, не очернять своими поступками Его имя. По нашей жизни люди судят о нашей вере и о нашем Боге. А Ему можно служить не только в монастыре, но и в миру.
Я решила так: каждый человек на своем месте может делать какую-то работу для Бога, попытаюсь и я...
Иногда думаешь: как поступить в той или иной ситуации. Что является толчком для принятия какого-то решения? Наверное, внутренний импульс и… "Господи-помоги", - просьба о помощи. И решение приходит, приходит и поддержка. Как написано у Святых отцов, не надо ждать каких-то особенных чудес, каких-то ярких событий.
Очень часто человеку думается: увижу чудо - и тогда действительно поверю, и буду жить, как Бог велит. Но помощь приходит чаще всего самым естественным путем: через людей. Через добрый совет, через пример трудностей другого человека.
Иногда посмотришь, как кто-то живет - и тебя точно холодной водой окатит. А тот человек - ничего, живет и улыбается, да еще и тебя утешает. Иногда в книжке вдруг слова прочтешь - и получишь ответ на свой вопрос. Так все и складывается, неприметным образом. Но понимаешь, что это неслучайно.
Рисунок танца
Я бы сравнила танцевальные движения с речью. Речь, язык как средство выражения используется всеми по-разному. Он может быть утонченным, деликатным, тактичным. Может быть простым, искренним и понятным. А может - вульгарным и шокирующим.
Возьмем, например, "Спящую красавицу", классический балет, где все построено на изысканном слоге, на определенной эстетике, где сама героиня - чистое шестнадцатилетнее существо, которую первая любовь ожидает через сто лет. Сама история целомудренна, и движения таковы.
Либо зайдите в кабаре-бар - там тоже движения. Но насколько разные эти движения и насколько разные вызывают они у людей чувства! Поэтому для артиста очень важно рассказать историю своим языком, не допуская грубых и бестактных интонаций.
Мне кажется, что классический балет в наше время перешел в разряд, не побоюсь этого слова, возвышенного искусства. В отличие от того скоморошества и зрелищ, которые называли себя театром во время зарождения театра как такового. Произошли очень большие изменения.
Сейчас молодежь приходит смотреть "Ромео и Джульетту" - и им становится скучно! Нет такого потока информации, как в телевидении, не такая быстрая смена картинки, не такая динамика. Люди уже адаптировались к постоянному информационному шоку, и, чтобы воспринять историю, рассказанную языком балета в сопровождении классической музыки, им уже необходима некая внутренняя установка.
Я думаю, сейчас просто необходимо ходить на классические балеты и спектакли. Хотя бы с образовательной целью. Не говоря уже о том, что классическая музыка облагораживает душу. Но воспринимать такую музыку - дело непростое. Этому надо учиться.
Желание внутренне мотивировать - почему я здесь, что я могу на этом месте, - у меня появилось достаточно давно. Это проявилось даже в подходе к работе. Если тебе дают любую партию - не важно, что другие говорят "как это тебе подходит!" или "ой, это тебе совсем не подходит!" - в любом случае ты поставлен в ситуацию, которую не можешь изменить в силу определенных причин. Я выбрала такую позицию: то, что я должна сделать, я сделаю как можно лучше, с полной отдачей всех своих сил и, по возможности, не просто качественно и интересно, а - одухотворенно.
Что такое одухотворенность, о которой многие говорят, и без которой танец становится скучен? Если ты трудишься не для своей собственной славы, а для человека, сидящего в зале, если ты хочешь, чтобы сегодня он оторвался от своих бытовых проблем и хоть чуточку задумался о другом - любви, жертвенности, дружбе... Если он просто увидит на сцене такое красивое действие, что у него захватит дух, или слезы выступят на глазах, или поднимется настроение... Если артист к этому хотя бы стремится, задумывается об этом - у него может получиться.
Зависит ли от нас выбор репертуара? Чаще всего нет. Но! Любой человек имеет возможность свободы творчества. Можно, не меняя рисунка танца, расставить какие-то свои акценты, а очень часто бывает, что акценты смещают идею и даже смысл происходящего. Можно нюансами выстроить линию роли так, что получится совершенно другой сигнал, другое ощущение от роли. Главное, чтобы у артиста была цель, к которой бы он стремился. А достигнуть ее можно совершенно незаметными средствами.
Для чего эти вериги
Да, балет - это тяжелый труд. Ради чего? Если подвижники носили вериги ради Бога, то, получается, балерина истязает себя ради собственной формы? Еще говорят, что балетная школа - это концлагерь, в котором у девочек нет никакой личной жизни. А какая может быть личная жизнь у девочек? Самое главное дело их еще маленькой жизни - это учиться.
Конечно, кого-то приводят родители для удовлетворения собственных амбиций. Но очень часто дети по своему желанию идут в балетную школу, правда, они не всегда знают, насколько это тяжело. Тем не менее, спроси ребенка, который проучился успешно три, пять лет, - давай все бросим? Настоящий ответ будет: нет, я это не брошу. Настолько уже втягиваешься... Это не процесс самоистязания, а процесс преодоления.
Нет личной жизни? Знаете, это даже хорошо. Ведь что сейчас является личной жизнью для девочки? Раньше подразумевалось, что человек может почитать книжку, сходить в музей, съездить с родителями за город. А личная жизнь в теперешнем понимании - отношения юношей и девушек как замужних мужчин и женщин. Когда они, по сути, еще дети.
Я считаю, что для юных душ и организмов хорошо, когда человек учится самодисциплине, умеет себя выстраивать и устраивать, умеет пожертвовать какими-то мелкими удовольствиями - парой пирожных, поваляться часок у телевизора - ради дела, если он приучается трудиться...
Но когда ребенок начинает задумываться - для чего все это? - тогда родителям или наставникам нужно позаботиться о том, чтобы он увидел цель, и достаточно высокую. Он должен осознать, что балет, как и другие виды искусства, - это первая ступенька на пути к совершенствованию личности, к отрыву от земного, бытового, как приступочка к лестнице, первый толчок. Вот такой цели и стоит посвятить жизнь.
Вера и традиции
Что такое для меня наша родная, исконно русская и несколько забытая в общей массе православная вера? Во-первых, это принципы жизни. Возьмем терминологию советских лет: порядочный человек или нет. Если мыслить такими категориями, то верующий человек - это порядочный человек. Он придерживается принципов, о которых говорится в Евангелии.
Заповеди - это маленькие законы существования в мире. Они человека сдерживают. Например, есть правила поведения в храме. Есть сложившиеся традиции, обряды. Но ведь это - форма выражения чувств человека. Ну не принято в театре класть ноги в грязной обуви на парапет. Не принято ругаться матом, не принято плевать жвачку... Вот и в храме есть свои правила поведения. И почему бы им не следовать, зачем придумывать велосипед заново, если он уже изобретен?
Я просто постаралась не зацикливаться на внешнем, а выражать свои внутренние чувства традиционным для православного человека путем. То есть в такой форме, в какой это принято в храме. За внешним найти для себя внутреннее.
Церковь не ограничивает меня, но она меня дисциплинирует. Я должна встать с утра, я не выспалась, и Маша мне не даст поспать, у нее или соска выпадет, или еще что. Но - встать надо. Отодрать свою голову от подушки, заставить себя и пойти в храм помолиться, - за мужа, маму, папу, Машу, бабушку, за тех людей, которых я любила и люблю, пойти и присоединиться ко всем молящимся.
Вот говорят: почему я должен ходить в храм? Человек не должен, никто его не заставляет, это свободный выбор. Я поначалу тоже думала: тяжело стоять, и я ничего не понимаю на этой службе. Но все-таки у меня внутри было желание это понять. Почему-то мне казалось, что так надо. А зачем надо? И вот все эти вопросы внутри перемешиваются - непонимание с усталостью, потом уже просто неудобно уйти: как-то все стоят, а я начну уходить... Полная каша. После уж старалась разобраться во всем этом.
Конечно, я человек слабый, который старается быть сильным. Трезво смотреть на реальность и еще умудряться благодарить Бога: ну, это ничего и то ничего, все образуется. Воспитывать себя, воспитывать. Как только перестал себя настраивать - и хуже стало вокруг, и черное небо, и все не так. Многие говорят: да ты расслабься. Но что я получу? Расслабился - и все покатилось под гору, настроение ухудшается, жизнь начинает расползаться.
Я считаю, что человек должен себя сдерживать. Если он будет выплескивать свои отрицательные чувства на близких, потому что ему нужно разрядиться - что тогда получится? Захотел выплеснуть ненависть или гнев - и выплеснул. Потом пришел: да, ну так случилось, бывает, я сорвался...
Любой человек в здравом уме понимает, что он все равно в жизни хоть сколько-нибудь себя сдерживает. А вера - это действительно самодисциплина. Начиная от самых первых ступенек - внешних проявлений - человек идет по лесенке самосовершенствования и постепенно учится сдерживать себя уже в том, что не видно другим, но знает он сам. Так он пытается трудиться над собой.
В детстве, когда спрашивают, кем ты хочешь стать, некоторые мудрые дети отвечают: я хочу стать хорошим человеком. Вот вера, Церковь, Бог учат становиться хорошим (то есть настоящим) человеком.
У тебя есть некий отрезок времени: от первого проблеска сознания в младенчестве и до конца жизни. А окружающая атмосфера, люди, ситуации - это поле деятельности, среда, в которой происходит этот процесс, - процесс становиться хорошим. Все это только средства - твоя профессия, личная жизнь, друзья, обстоятельства твоей личной судьбы. Средства для достижения той цели, ради которой Бог нас впустил сюда. Вот этот срок - дойти до смерти, чтобы потом показать результат.
И я считаю, что это очень страшно - не верить в то, что человек живет после смерти. Сначала человек может мысли о смерти отодвигать, отодвигать... А это нельзя отодвигать. В жизни постоянно встречаются много маленьких испытаний, человек на них натыкается, преодолевает, становится опытным, он себя как-то реализует, но если у него нет цели и он не понимает, ради чего все это происходит, то он может впасть в такие черные глубины отчаяния! Еще будучи на земле, умереть заживо.
Мне кажется, это самое главное - я верю в то, что человек не умирает. Как дети верят в чудеса. А самое большое чудо в жизни - что смерти нет.
Источник: www.nsad.ru
23.03.2012
|
Андрей Яншин
23.09.2011
|