«Черный лебедь. Шедевры мирового балета». Послесловие
Все-таки качество балетных антреприз, привозимых в Челябинск, растет. И проект «Черный лебедь…» – тому подтверждение. Художественный руководитель и режиссер проекта Руслан Нуртдинов, темнокожая танцовщица Кейти Фетла, балерина Вера Арбузова и оперная певица Лариса Ахметова приехали за день до концерта и имели возможность провести несколько репетиций на сцене театра. А ведь бывали случаи, когда артистов привозили в театр за три часа до начала вечера, и подобная беспечность никогда не оставалась безнаказанной: танцовщики падали, экран показывал бледную картинку, софиты не включались в нужный момент.
«Черный лебедь…» прошел практически без заминок, если не считать крошечную паузу во втором отделении, когда искали нужную фонограмму. На креслах в зрительном зале лежали брошюрки, в которых не только была указана последовательность номеров, но и имелась информация о каждом артисте. Такое внимание к зрителю не могло не вызвать симпатию. Как и тот факт, что в первом отделении Руслан Нуртдинов задействал челябинский кордебалет. В трех номерах танцевали шестнадцать белых лебедей, и это придало проекту весомости.
Все первое отделение было посвящено лебединой теме. Грациозные птицы воспеваются балетным искусством не так уж и часто: навскидку вспоминаются только «Лебединое озеро» и «Умирающий лебедь».
Руслан Нуртдинов тоже, видимо, ничего другого не нашел. Сначала помучил зрителей ничего не значащим видеорядом: вот лебеди плавают в пруду, вот они летят острым клином, а вот как красиво они машут крыльями. Зачем? Люди ведь балет пришли смотреть, а не телевизор, и готовы воспринимать танец без утомительных вступлений. Потом Лариса Ахметова спела на самую известную тему из балета Чайковского … «Арию лебедя». Промелькнула, помахав крыльями, Кейти Фетла.
После «Белого адажио» из «Лебединого озера» зрителям вновь пришлось обратить взоры на экран и созерцать лебедей, плавающих в парке. Голос некоего Мальцева за кадром прочел стихотворение Варакина. Потом стало интереснее. Руслан Нуртдинов и Кейти Фетла станцевали номер под названием «Лебединая верность» на музыку Моцарта (хореографию к нему придумала сама Кейти). Их сменили Аями Оки и Антон Плоом. Их «черное» па-де-де из «Лебединого озера» удостоилось самого теплого приема и самых громких аплодисментов.
Люди шли на негритянку (лицо Кейти Фетла красовалось на всех афишах), а открыли для себя японку. Аями Оки – воспитанница Академии Русского балета имени Вагановой, с 2009 года – солистка национального театра Токио. Артистизм, грация, плавность линий, красота балетных поз – все было в японской танцовщице.
А закончилось первое отделение долгожданным «Умирающим лебедем» в исполнении Кейти Фетла (Кедибон Джоанна Фетла – так звучит ее полное имя).
Скептик может сказать: «Да уж, эта Кейти – не Анна Павлова». Можно еще сравнить темнокожую балерину с Майей Плисецкой или Ульяной Лопаткиной – на экране показали в хронологическом порядке всех трех. В отличие от них у Кейти нет за плечами классической балетной школы.
Афроамериканцам, как рассказал на пресс-конференции Руслан Нуртдинов, очень редко удается сделать карьеру в балете: у них другая, чем у европейцев и азиатов, костная и мышечная структура. И наша героиня, как выяснилось позже, мастер, в первую очередь, современной хореографии. Но было в умирающем черном лебеде Кейти Фетла нечто такое, чего не встретишь у русских балерин. «Детская наивность и животное начало» – очень точно определила балерина Вера Арбузова, коллега Кейти по проекту «Черный лебедь». Добавьте к этому невероятную пластичность и гибкость. Кейти, например, делает руками и спиной волнообразные движения, которые, конечно, совсем не похожи на взмах лебединых крыльев, но наблюдать за ними очень любопытно.
Во втором отделении шарма и необычности происходящему добавила Кармен в исполнении Ларисы Ахметовой. Оперная дива ходила по зрительному залу и приглашала на танец сидящих в партере мужчин. Те охотно вставали со своих мест. Вновь порадовала Кейти Фетла, на сей раз танцем собственного сочинения в стиле афро-фьюжн, хотя, на мой взгляд, это в чистом виде модерн. Вот где ее родная стихия! Единственный, кто мог бы сделать номер лучше – хореограф: все-таки любому танцовщику необходим взгляд со стороны.
Остальное – привычный «джентельменский набор»: дуэтные танцы из «Корсара», «Жизели», «Спящей красавицы», «Дон Кихота». Все это публика, во-первых, уже видела в других балетных антрепризах, а во-вторых, может при желании посмотреть у нас. Перечисленные балеты, за исключением «Корсара», есть в репертуаре театра имени Глинки. Почему бы не обратиться к малоизвестной классике, редкой для провинциальной сцены, или к шедеврам хореографов второй половины двадцатого века? А то получается, что за классику отвечают Мариус Петипа и Лев Иванов, а за современность – Вера Арбузова и Кейти Фетла.
Мне почему-то кажется, что Руслан Нуртдинов и сам все это понимает. Если верить буклету, в скором времени он привезет в Челябинск новый проект «Фарух Рузиматов и звезды мирового балета». И там мы, возможно, увидим немало интересного.
Источник: mediazavod.ru
Интервью с Ульяной Лопаткиной
6.10.2011
|
Андрей Яншин
23.09.2011
|