Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Валентин Полетаев (1928-1977)

ОСОБЫЕ СУДЬБЫ. В.П.Полетаев: «Я отлично понимаю...  что за это Открытое письмо… меня могут «убрать» без суда и следствия. Это не удивляет, ибо у нас могут даже «закрывать» целые страны, не считаться с миллионами людей! А один человек для такой государственно-бюрократической машины, как наша, – это совсем незаметная песчинка».

 

В.П. Полетаев – человек удивительной судьбы. Родившийся в далекой тюменской деревне, он с отличием закончил Ленинградский юридический институт, в 27 лет защитил кандидатскую диссертацию – и мог бы успешно встроиться в хрущевскую реальность. Однако выбор его оказался прямо противоположным: искренний и умный человек, он не хотел жить в фальши, и, как юрист прекрасно зная, чем это чревато, решил во что бы то ни стало донести свои взгляды на положение в стране до ее тогдашних руководителей.

За свое «Открытое письмо», адресованное ЦК КПСС, он был арестован, приговорен к ссылке, но не был сломлен.

Возможно, его диссидентская активность после ссылки стала меньше, но представляется, что у него было на это внутреннее право. Главный поступок своей жизни он совершил в 31 год, и этот поступок был из разряда тех, которые придают смысл и структуру всему бывшему до и всему последующему. Благодаря этому поступку, он мог смело смотреть в глаза окружающим (которые, говоря метафорически, в подавляющем своем большинстве эти глаза отводили) – ибо он мог смотреть в глаза своей совести. (От редактора)

 

 

Наталья Полетаева

 

«Легко сказать, как сказали об этом нам, что больше двадцати лет у нас процветал культ Сталина. А ведь это в переводе на язык жизни – миллионы напрасно погубленных, искалеченных физически и духовно людей. А партии, я уже не говорю о народе, только сказали, только довели до сведения, что у нас был допущен культ личности. Доклад Хрущева не обсуждался даже в партии, в нем не проанализированы серьезно причины и следствия культа.

У меня сложилось твердое убеждение, что при таком положении дел развитие у нас идет и пойдет от культа личности к культу новой личности».

Эти строки были написаны в период хрущевской «оттепели» – в конце 1950-х годов. Их автор – Валентин Поликарпович Полетаев – детально рассмотрел не только основные направления «внутренней и внешней политики партии и правительства», но и дал оценку состоянию дел в нашем законодательстве, экономике, сельском хозяйстве и системе образования в своей работе  «Открытое письмо», объем которой составил 111 машинописных страниц.

«Может быть, наивно, – писал он позднее, – [но] я рассуждал: если мне не удастся передать написанное в ЦК КПСС, тогда я попытаюсь передать все в Югославское посольство».

Будучи юристом, он прекрасно знал, на что себя обрекал. «Я отлично понимаю... – писал он, – что за это Открытое письмо, за один факт обращения с просьбой о выезде в Югославию, социалистическую страну, какой я ее считал и считаю, меня могут «убрать» без суда и следствия. Это не удивляет, ибо у нас могут даже «закрывать» целые страны, не считаться с миллионами людей! А один человек для такой государственно-бюрократической машины, как наша, – это совсем незаметная песчинка».

Надежды на благополучный исход дела было мало, но он все же надеялся, «что Открытое письмо попадет в честные руки и хотя бы часть его станет известна людям. И тогда я буду считать, что прожил 31 год не напрасно, а сделал хоть и маленькое, но полезное дело», – писал Валентин Поликарпович.

 

***

Он родился 26 октября 1928 года в селе Слободо-Бешкильское Исетского района Тюменской области. Семья несколько раз переезжала: сначала в Анжеро-Судженск, чтобы избежать раскулачивания, затем в Узбекистан, чтобы выжить с маленькими детьми в голодные 30-е годы. Наконец, перед войной, обосновалась в Ялуторовске. Девять человек – отец с матерью и семеро детей – жили в маленьком, «вросшем в землю» домишке, переделанном из бани, оставшейся от одного «сибиряка-куркуля». 

Повидать тогда пришлось разное... В воспоминаниях Валентина Поликарповича есть строки: «Противоречия нашей действительности заставляли задумываться над ними серьезно давно, еще когда я был школьником. Я видел обезлюдевшие, голодные и разоренные деревни. Я видел, как калмыков привозили в Сибирь лютой зимой. А они, бедные, полураздеты и полуразуты, с малыми ребятишками и дряхлыми стариками. Почему? Зачем? Эти вопросы возникали сами собой. Бесконечные помню вздохи отца, умницы-мужика: «Был бы жив Ленин, так разве бы это было?!» Не верить Сталину я тогда не мог, я даже не допускал этого в мыслях. Но от вопросов жизни нельзя было уйти. Почему столь страшный разрыв между устным и печатным словом, всем воспитанием и обучением и живой действительностью? Зачем так много по делу и совсем без дела славословят Сталину?»

После окончания школы он уехал в Ленинград. Поступил в Ленинградский юридический институт им. М.И. Калинина, выдержав огромный конкурс (после войны фронтовиков принимали на особых условиях, и мест для выпускников школ оставалось очень мало). Институт закончил с отличием. Был комсоргом группы, секретарем комсомольского бюро курса, а в период учебы в аспирантуре при Ленинградском государственном университете им. А.А. Жданова – заместителем секретаря комитета ВЛКСМ вуза. Был членом КПСС (1951–58 годы), внештатным лектором райкома КПСС Василеостровского района Ленинграда. Защитил кандидатскую диссертацию по теме «Борьба со спекуляцией по советскому уголовному праву»(1955 год).

В то же время как юрист он узнавал из достоверных источников о том, что происходило в стране в период сталинских репрессий. В Ленинграде это было совсем недавно, ведь очередная «чистка» там проводилась в 1948–49 годах.

«В конце 1953, через год после окончания института, мой друг стал прокурором спецотдела прокуратуры РСФСР. Он пережил идеологическую катастрофу до того глубокую, что с большой радостью ушел с этой работы. Парень даже поседел. «Душа плачет, Валентин», – говорил он мне. – Он занимался пересмотром дел 1938 и других черных лет... Я уверен, что со временем этот период назовут черной страницей в истории России».

В 1955 году, после защиты кандидатской диссертации, отказавшись от должности в райкоме, которую ему предлагали, Валентин Поликарпович уехал в Хабаровск, где работал старшим преподавателем юридического заочного института и специальной школы МВД.

Летом 1958 года в Ялуторовске, когда гостил у матери, составил черновые наброски в 3 тетрадях, послужившие основой для «Открытого письма». 19 ноября приехал в Москву, побывал в Югославском посольстве – хотел «узнать, согласятся ли там “в случае крайности” взять что-либо». После этого был задержан сотрудниками КГБ, и черновые тетради были у него изъяты.

Впрочем, от своих намерений он не отказался. В последующие несколько месяцев им было написано «Открытое письмо». А 6 декабря 1958 года он отправил в ЦК КПСС другое письмо, в котором изложил то, что было в черновых тетрадях, и просил разрешения на выезд в Югославию. Затем им было написано письмо на имя Н.С. Хрущева (впоследствии приобщенное к делу), которое было направлено в Тюменский обком КПСС, оттуда в Ялуторовский райком, но, впрочем, туда так и не поступило.

21 октября 1960 года Валентин Поликарпович был арестован, а 1 марта 1961 года осужден  Хабаровским краевым судом по статье 70-й (бывшая 58-я) УК РСФСР к 3 годам ссылки в городе Тайшете Иркутской области.

Чему было посвящено «Открытое письмо?» В одной из своих записей позднее Валентин Поликарпович сформулировал его основные положения:

«1. Основной причиной и следствием культа личности явился бюрократический централизм. Была извращена деятельность партии и государства; ленинский принцип их деятельности – демократический централизм – был заменен прямо противоположным – бюрократическим централизмом. Без этого был бы немыслим культ Сталина, в создании которого виновато прежде всего «руководящее ядро» во главе со Сталиным. «Руководящее ядро» партии явилось образцом бюрократического централизма. Была парализована активность и самодеятельность народа, партии и Советов снизу доверху. Кошмарный разгул произвола и беззакония, диктат, губительно-вредная крикливость и шумиха вместо дела, страшнейший бюрократизм, обман и самообман на каждом шагу, – вот неотъемлемые черты и свойства культа, на которых я довольно подробно останавливался. Особенно подробно был изложен вопрос о беззаконии, об отравляющем духе воспитания и обучения от школы до вуза, о пропаганде и агитации и др.

2. Об этих причинах и следствиях у нас даже и не сказали толком, а не то, чтобы искоренили. Бюрократизм как был, так и остался. Обюрократившийся централизованный аппарат не уничтожили, а лишь слегка заменили. Его заставили петь гимны вместо Сталина новому лицу, имеющему власть. Вот почему у нас получается, что везде, – идет ли речь о кукурузе, целине, литературе и т. д. – одно лицо – Хрущев. Культ Сталина ведь тоже не сразу вырос до таких огромных масштабов, он имел свои стадии развития. Конкретные примеры (бюрократические методы работы, отсутствие должной деловитости, а взамен ее ненужная шумиха и т. д.) дают основания серьезно беспокоиться, что развитие у нас идет и пойдет все дальше и глубже от культа личности к культу личности.

3. В рукописи рассматривалась критически деятельность некоторых из живых «власть имущих», в частности, Н. Хрущева, К. Ворошилова и др. На конкретных примерах я подробно останавливался на вопросе о том, что слишком незавидна и неблаговидна роль представителей руководящего ядра (Ворошилова, Молотова, Берии, Шверника, Поспелова и др.) в создании культа Сталина, в тех кошмарных делах, которые творились при нем. На примере «Ленинградского дела» я показал роль Хрущева. Делался вывод о том, что здравствующие ныне представители «руководящего ядра» не заинтересованы в разоблачении культа Сталина до конца, т. к. тогда им надо было бы разоблачать себя, показывать свою неблаговидную роль.

4. На примере нашей критики проекта программы Союза Коммунистов Югославии я пытался показать, что люди, в свое время создававшие культ Сталина, пользуются его же методами в некоторых вопросах, жив сталинизм. На примере критики проекта программы СКЮ это видно нагляднее всего, т. к. критика эта дается через 5 лет после смерти Сталина, но здесь берется под защиту его культ, защищаются и оправдываются происходившие при Сталине извращения в вопросах марксизма-ленинизма о государстве; используется излюбленный Сталиным прием необоснованного навешивания ярлыков, как это допущено в отношении коммунистов целой страны и т. д.»

«Посмотрим на законы, – писал Валентин Поликарпович. – Сравните, например, следующее:

1/.Ст. 136 УК РСФСР – умышленное убийство. Совершенное:

а/из корысти, ревности /если она не подходит под признаки Ст. 138 УК/ и других низменных побуждений,

б/лицом, привлекавшимся ранее за умышленное убийство или телесное повреждение и отбывшим назначенную меру социальной защиты,

в/способом, опасным для жизни многих людей или особо мучительным для убитого...

влечет за собой ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ НА СРОК ДО ДЕСЯТИ ЛЕТ.

2/.Указ от 4 июня 1947 г. «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества»

1/.Кража, присвоение, растрата или иное хищение гос. имущества –

КАРАЕТСЯ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ В ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОМ ЛАГЕРЕ НА СРОК ОТ СЕМИ ДО ДЕСЯТИ ЛЕТ С КОНФИСКАЦИЕЙ ИМУЩЕСТВА ИЛИ БЕЗ КОНФИСКАЦИИ.

/Пример из практики: допустим, женщина, имеющая троих детей, муж у которой погиб на фронте, украла на хлебозаводе, где работала, буханку хлеба. 1947 год – голодный год, тогда еще была карточная система. Эту женщину судили по приведенной статье Указа. Срок наказания – не меньше СЕМИ лет лишения свободы/.

Оказалось, например, что эта же женщина украла ту же буханку хлеба, но не одна, а предварительно договорившись со сторожем. Тогда их судили по ст. 2 Указа, которая гласит:

2/.Хищение государственного имущества, совершаемое повторно, а равно совершенное организованной группой /шайкой/ или в крупных размерах карается заключением в исправительно-трудовом лагере на срок отДЕСЯТИ до ДВАДЦАТИ ПЯТИ ЛЕТ с конфискацией имущества.

СПРАВЕДЛИВЕЙШЕЕ И ДЕМОКРАТИЧНЕЙШЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО! Не правда ли?

Ведь мы, многие студенты, понимали это, а нам забивали головы всякими надстройками, которые содействуют оформлению и укреплению своего базиса, нам пели гимны об образцовом законодательстве. Человек, говорили нам сталинскими словами, – самый ценный у нас капитал. Мы сравнивали ст. 136 УК и статьи УКАЗА от 4 июня 1947 г. и убеждались в этом сами. А если бы ту энергию, те силы, разговоры и диспуты – все это направить и затратить на дело!»

А вот отрывок из «Открытого письма» о «бодрящих» лозунгах:

«...Что мы знали и знаем о действительной жизни в США? Ничего или почти ничего. Нам вдалбливали в головы, что Америка – «мировой жандарм», что она богатая страна по количеству преступлений, что она идет по пути фашизации, там нет свобод, существует рабство негров и т.д. в этом же роде.

И вдруг, как гром в ясный день, раздался лозунг: «Догоним Америку в ближайшие годы по производству молока, мяса и масла на душу населения!»

Я не сочувствую членам антипартийной группы, т. к. они до мозга костей сталинисты и причинили народу много вреда, они здорово потрудились в создании культа личности. В Постановлении Пленума об этой группе говорится, однако, следующее: «Они вели ничем не оправданную борьбу против поддержанного колхозами, областями, республиками призыва партии – догнать в ближайшие годы США по производству молока, мяса и масла на душу населения. Тем самым участники антипартийной группы продемонстрировали барски пренебрежительное отношение к насущным интересам широких народных масс и свое неверие в огромные возможности, заложенные в социалистическом хозяйстве, в развернувшееся всенародное движение за ускоренный подъем производства молока и мяса».

Нам неизвестно, как участники группы вели борьбу против этого лозунга. Но, разбирая этот лозунг, следует крепко подумать над тем, хороший он или плохой, решить, чего в нем больше.

Что в нем хорошего? Во-первых, он бодрит, поднимает дух, зовет к чему-то хорошему /народ не знает конкретно, к чему/.

Во-вторых, он подчеркивает преимущество социалистической системы над капиталистической.

В-третьих, он имеет определенное международное значение /главным образом пропагандистское/.

Но есть и плохие стороны этого лозунга.

1/ Лозунг прежде всего должен быть понятным народу, народ должен знать конкретные требования его. Народ должен знать, как в США сеют, убирают, питаются, как живут и т. д. А для этого нам еще надо «открывать» Америку, т. к. мы ничего дельного не знали об этой стране в то время, когда был выдвинут этот лозунг, и не знаем сейчас. Думается, что если бы народ увидел наглядно, какова там культура производства, как люди питаются, одеваются, в каких условиях живет трудящийся человек, к чему надо еще СТРЕМИТЬСЯ, то он понял бы очень и очень многое.

Во всяком случае, лозунг не должен слепо бодрить, и он бы не бодрил так.

2/ Лозунг этот основан на незнании людей, на ОДНОЙ БЕСШАБАШНОЙ УВЕРЕННОСТИ ДОГНАТЬ США /шапками забросаем – это присуще для русского духа/, в этом тоже его плохая сторона. Здесь мы еще и еще раз видим, что слепая вера, а не СОЗНАНИЕ берет верх. Сегодня неожиданно прогремело: «ДОГОНИМ!», а завтра с еще большей силой загремит: «ДОГНАЛИ!» В обоих случаях только шум, только «УРА», но не дело. Этот лозунг переложен в частушке так: «Мы АМЕРИКУ догоним, ты, АМЕРИКА, держись!» Ясность лозунга здесь смазана, т. к. это громкое «ДЕРЖИСЬ!» могут истолковать и как угрозу. Главное же – надо разъяснять и разъяснять, в чем надо догонять Америку, а в чем мы ее давным-давно обогнали... А это уже не лозунг, если для его разъяснения потребуются целые труды.

У простого народа нередко понятие складывается так:

-                   Америку догоним, а дальше что?

-                   Дальше и до коммунизма совсем недалеко...

-                   Ух она, Америка! Она, брат, ближе, видно, к коммунизму-то, чем мы, она скорей нашего построит его!

Опять же надо разъяснять многое, поднимать почти все учение марксизма-ленинизма.

3/ Лозунг этот может с успехом использоваться капиталистами как наглядная агитация против социализма и отвлечения народных масс от борьбы с капитализмом. «Смотрите, как плохо они живут, они еще только собираются догнать нас; зачем вам от хорошей жизни бороться за плохую и т. д.».

Одним словом, от лозунга остается лишь его агитаторское значение.

Если же его рассматривать с теоретической точки зрения, то открывать никаких Америк не надо, ибо марксизм научно обосновал вывод о двух фазах коммунизма. Социализм создает высшую по сравнению с капитализмом производительность труда, социализм закономерно должен перерастать в коммунизм. На этом пути социализм догонит и перегонит капиталистические страны по производству продукции на душу населения.

Нужно ли выставлять это в качестве самостоятельного лозунга? Не знаю. Я просто сказал, что надо подумать над этим, я не могу оспаривать мнение ЦК КПСС, которое приводил выше.

Дело ведь иногда не в словах и лозунгах, а в сущности».

 

После ссылки Валентин Поликарпович жил в Челябинске, в последние годы работал главным юрисконсультом треста «Востокметаллургмонтаж», в областном арбитражном суде, публиковал в местной прессе статьи по юридическим вопросам. В газетах и журналах выходили его статьи о М.Е. Салтыкове-Щедрине, революционерах-разночинцах и др. Очень любил книги, собрал большую библиотеку, куда входили издания по философии, истории, психологии, юридическим вопросам, художественная литература.

В 1974 году, когда был выслан из страны А.И. Солженицын, написал еще одну «крамольную» статью – «О М. Шолохове и А. Солженицыне (заметки читателя)». В ней есть такие строки:

 «Шолохов и Солженицын – два крупных писателя современности, два лауреата Нобелевской премии по литературе.

Один окружен всяческими почестями в нашей стране, имеет все земные звания и награды, он академик, Герой труда, является с 1937 года бессменным депутатом Верховного Совета, считается партийным деятелем и т. д.

Другой – лишен даже человеческого звания, объявлен предателем и «выдворен» из своей страны.

Произведения одного издают миллионными тиражами, о нем пишут исследования, увековечивают даже героев его произведений, а самого Шолохова сравнивают только с великим писателем земли русской – Львом Толстым.

Другого – нельзя читать, он запрещен, и даже его повесть «Один день Ивана Денисовича» считается сейчас крамольной, хотя, строго говоря, с ней следовало бы поступить так, как рекомендовал в свое время сделать А. Чехов с лермонтовской «Таманью», то есть учить по ней не только языку и литературному мастерству, но и истории, политике, основам права. Еще в большей мере это относится к «Архипелагу ГУЛАГ» и другим произведениям Солженицына.

Два народных писателя – две совершенно различных судьбы, таков пока ПОЗОРНЕЙШИЙ факт»...

В конце этой работы Валентин Поликарпович предлагал:

«1.Признать Указ о «выдворении» Солженицына, великого писателя и гражданина Советской России, НЕЗАКОННЫМ. Книги Солженицына издать в СССР немедленно.

2.Привлечь к уголовной ответственности за злоупотребление властью ВСЕХ лиц, подготовивших, издавших и исполнивших упомянутый Указ. Наказать также в уголовном порядке всех лиц, принимавших участие в преследовании, травле, исключении Солженицына из Союза писателей, обмане народа и других антиобщественных деяниях.

3.Создать особую комиссию Верховного Совета по расследованию злодеяний, описанных в «Архипелаге ГУЛАГ», разрешив ей издание специального органа. Привлечь к уголовной ответственности всех лиц, принимавших участие в упомянутых злодеяниях, независимо от сроков давности, смерти или преклонного возраста виновных, имея при этом в виду, что осуждению подлежат не только лица, но и деяния с целью восстановления правды во всем /в том числе печатных произведениях, пенсионном обеспечении, награждениях и т. д./».

В 1990 году эта статья была отправлена родственниками в журнал «Новый мир», сотрудники которого переслали ее А. И. Солженицыну в Вермонт.

В то время это уже было возможно: в 1989 году постановлением Президиума Верховного Суда РСФСР приговор в отношении В.П. Полетаева отменен и дело прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления. А «Открытое письмо» было передано родственникам в Управлении КГБ Челябинской области.

______________

Статьи о В.П. Полетаеве опубликованы в сборнике «Челябинск неизвестный. Выпуск 4» (2008 год), газетах «Челябинский рабочий» (1990 год), «Тюменский комсомолец» (от 31 января 1991 года),  «Тюменская правда» (19, 21, 22 июля 2011 года).

Копия «Открытого письма» с 2005 года хранится в Российском государственном архиве новейшей истории (Москва), с 2010 года – в архиве Международного общества «Мемориал» (Москва), куда переданы также черновые записи к «Открытому письму» и другие материалы. С 2011 года ряд материалов хранится в Ялуторовском музейном комплексе (Тюменская область).

 

Скачать книгу в форматах .doc (Microsoft Word) или .pdf (Adobe Reader): 

Элементы проекта

ОСОБЫЕ СУДЬБЫ

 

Христофор Барданес был редким человеком. Одно из двух: или он был рожден путешественником, или скитальцем его сделала судьба. В любом случае он явно лишен был способности жить оседло. Таких людей плохо понимали во все времена. Но если бы не они, люди так и не знали бы, что там, за горизонтом...

ОСОБЫЕ СУДЬБЫ

 

"Вернуться. Воскреснуть. Начать жизнь заново. Иногда это кажется невозможным. Самым страшным днем в жизни Насти был тот, когда ее сбил грузовик. Ее жизнь стала бесконечным испытанием, преодолением..."

ОСОБЫЕ СУДЬБЫ

 

"Меня поразили его глаза, и даже, вернее, взгляд его. Он не смотрел прямо и пристально. А взглядывал искоса, боковым острым взглядом. Глаза у него очень большие, серые, светлые. И от этого странного бокового взгляда является почти физическое ощущение, что видит он дальше, чем обыкновенный человеческий глаз. Я почувствовал сразу, что передо мной не просто "хороший человек", а какое-то явление высшего порядка".

ОСОБЫЕ СУДЬБЫ

 

Согласно легенде, поднявшись однажды на священную гору Фудзи, Энку дал обет вырезать сто двадцать тысяч изображений Будды и божеств буддийского пантеона. Выполнил ли Энку свой обет? В это трудно поверить. Но работая с непостижимой быстротой, он, совершенно очевидно, всю свою жизнь исступлённо стремился к этому.

"Так он прожил свою жизнь — философ, странствующий на телеге. Наставник. Народный поэт. Духовный отец... Он поднялся высоко, оставаясь на земле. Мудрец в тряпье, покрытом пылью дорог. Такой же, как каждый, но вобравший в себя судьбы всех".

ОСОБЫЕ СУДЬБЫ

 

«Хивинка» — так назывался документальный рассказ Н. Бухарина, опубликованный в 1892 году в Оренбурге. Но начало надо отнести к 1888 году, когда автор встретился с Акулиной Григорьевной Степановой, старушкой 78 лет, и спросил, почему ее называют Хивинкой. Тогда-то и была записана история этой женщины.

ОСОБЫЕ СУДЬБЫ

 

«Когда я сперва снимал, а потом писал очерки о Зиновии Пешкове, я просто ощущал себя вторым Александром Дюма. Приключения Эдмона Дантеса порой уступают приключениям Пешкова... Причем ясно, что это все было на самом деле, а ведь ситуации просто невероятные» (Эльдар Рязанов)

НЕВЫДУМАННАЯ ИСТОРИЯ

 

В ту роковую ночь, в декабре 1998-го, 18-летняя Юлия рожала вместе с 16-летней Леной. Их дети появились на свет с разницей в 15-20 минут. По словам Юлии, она прекрасно помнит, что врач, принявшая ребенка Лены, спросила: «Ваш муж – нерусский? Сразу видно. Ребеночек чернявенький».

На главную    В начало раздела

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами и заказать их доставку в любую точку России. Добро пожаловать!

Шесть книг Издательского дома "Мой Город" стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Теперь каждый желающий может познакомиться с книгами ИД "Мой Город" (Издательство Игоря Розина) и купить их в электронном виде. Для этого достаточно пройти по ссылке.

Издательский дом «Мой Город» выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

Украшения ручной работы

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Со страниц этого сборника звучит голос одного сада. Одного из многих. Потому что он жив и существует – благодаря одному человеку, автору этой книжки. И в то же время через эти стихи словно бы говорят все сады, все цветы, все деревья и травы мира. Может быть потому, что подлинная поэзия – универсальна и не имеет границ.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".