«Послание сердца» Вальтера Розенблюма дошло до Урала
Олеся Горюк
2012 год объявлен годом США в России, а значит, нас ожидает целая серия русско-американских проектов. Первой ласточкой стала выставка снимков Вальтера Розенблюма – одного из пионеров американской документальной фотографии. Его называют «мастером честного кадра».
Розенблюм родился в бедной еврейской семье иммигрантов в восточном Нью-Йорке. Мама Вальтера умерла, когда ему было шестнадцать. Чтобы легче пережить утрату, парень взял в руки камеру и стал снимать в своем районе.
Уже в первой серии работ «Питт-стрит» он заявил о себе как мастере фотографии. Герои кадров Розенблюма – иммигранты из Восточной Европы, жители кварталов нижнего Ист-Сайда в Манхэттене, рабочие, дети горожан. Главная тема – маленький человек в большом городе, его будни и праздники, радости и печали. Шокирующих сюжетов нет, фотографии Розенблюма ценны деталями.
Всматриваешься – и видишь на доме с выбитыми окнами надпись «Тито любит Люси», причудливую сеть морщин на лице старухи, дырочку в бандане молодой девушки.
Розенблюм снимал в те времена, когда можно было жить чуть ли не на один доллар. На его фотографиях – бедные, но внутренне уверенные в себе, цельные люди.
Во время Второй мировой войны Розенблюм отправился на фронт военным корреспондентом. Прошел боевой путь с войсками генерала Патона, снимал освобождение Дахау, заслужил военные награды. В серии «Война» – операция в госпитале, отчаянный крик солдата, сидящего на трупе своего товарища, священник, справляющий панихиду. Все снято грамотно и технически виртуозно, но все равно понимаешь: Розенблюм – певец мирной жизни. Тут и градус эмоций выше, и сюжеты интереснее. В 50-е годы Розенблюм продолжил заниматься своей любимой темой – снимать летопись бедных районов Нью-Йорка (серия «Восточный Гарлем»). В конце 50-х появляется серия «Гаити», в 70-х – «Европа».
Все перечисленные серии (70 фотографий) заняли два зала на втором этаже картинной галереи на улице Труда. В первом зале – фотографии взрослых, во втором, получившемся особенно светлым, – детей.
Розенблюм считается документалистом, но почти в каждой его фотографии – такое богатство смыслов, что позволяет теоретикам фотоискусства считать его предтечей современного арт-фото. Один пример, не случайно выбранный организаторами выставки для афиши. Девочка качается на качелях под знаменитым Нью-Йоркским мостом, олицетворяя детство, придавленное индустрией. Но вот качели взлетают, и девочка как будто бы попирает ногами небоскреб.
Полноценная выставка фотографий Вальтера Розенблюма проходит в России впервые. Приятно осознавать, что это событие состоялось во много благодаря инициативе куратора этого проекта в Челябинске Елены Шипицыной, долгое время ведшей переговоры с консульством США в Екатеринбурге.
Консульство оплатило переезд фотографий, Московский мультимедиа арт-музей достойно одел их в рамы. Огромное спасибо следует сказать Наоми и Нине Розенблюм, вдове и дочери фотографа, бережно сохранившим бесценное наследие. Наоми – выдающийся историк фотографии, автор нескольких монографий. Нина – режиссер и сценарист документального и короткометражного кино, неоднократный номинант «Оскара». В 1999 году она сняла фильм о своем отце «В поисках Питт-стрит», который смогут посмотреть все, кто придет 3 февраля в 16.00 на открытие выставки.
Источник: mediazavod.ru
вокруг проекта
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|