Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Странник

Странник

Михаил Фонотов

Кишиневский купец Барданес, грек по происхождению, отправил своего сына Христофора учиться в гимназию. В Киев. Почему-то. Христофор добрался до Киева, поступил, зиму провел за учебой, а летом пустился в обратный путь домой, на каникулы. Однако в пути на его караванчик напали ногайцы. Караван разграбили. Кого убили, кого скрутили...

Христофор оказался в Стамбуле. На невольничьем рынке. И в середине XVIII столетия еще торговали людьми. Молодой и здоровый Христофор кому-то пригляделся. Кому — неизвестно. Известно только, что привез он своего раба в Вену и на месте не держал. Возил с собой. По всей Европе. Почему-то была у хозяина потребность мотаться из края в край. И не раз по кругу. Берлин, Кельн, Париж, Марсель, Милан, Венеция, Рим, Генуя, Варшава, Краков — такие круизы, которым, может быть, кто-то из современников и позавидует, совершал раб Христофор со своим хозяином-непоседой.

Вы спросите: при чем тут Урал? И я отвечу: пока ни при чем. Пока.

О Христофоре Барданесе написал К. Гуревич в «Уральском следопыте» в 1969 году. А много раньше некто, не оставивший своего имени, сочинил жизнеописание Барданеса, в котором свидетельствовал, что «он говорил на многих языках, был весьма здоров, довольствовался малым. Как человек, видевший много на свете, ничему не удивлялся, но все особенно значительное открывал весьма скоро. Он имел великую страсть к собиранию всяких известий».

Одно из двух: или Христофор рожден был путешественником, или скитальцем его сделала судьба. В любом случае он явно лишен был способности жить оседло.

Скитания по Европе закончились тем, что хозяин продал своего раба, а от нового собственника Христофор, судя по всему, сбежал. Тот, видимо, пытался удержать его на одном месте. Какое-то время Христофор «бродил в печальном виде» по Венгрии и Польше, пока не отправился в Петербург. Почему-то.

Ему уже за тридцать. А учиться хочется. Если очень хочется, то можно. И он поступает в медико-хирургическое училище. Нравы в том училище были, известно, средневековые: розги, плети, карцер. Предпочтение отдавалось «уму, загнанному через задние ворота». Но что вчерашнему рабу средневековье? Шаг вперед, к цивилизации. Христофор учился хорошо, на половине курса ему как отличнику учебы присвоили звание подлекаря, после чего он сразу устроился на работу в Адмиралтейском госпитале.

Не очень важно, как Барданес узнал, что Иоган-Петр Фальк готовит экспедицию на Урал и в Сибирь. Важно то, что Христофор узнал об этом и обратился к Фальку с просьбой взять его в отряд. Вакансий, собственно, уже не было. Разве что чучельщиком. Должность весьма скромная, оклад соответственно, но Христофор сразу согласился.

В сентябре 1768 года экспедиция оставила столицу. Тверь, Москва, Саратов, Царицын. В Астрахани оказались уже летом 1770 года.

Вы можете еще раз спросить: но при чем тут Урал? Спасибо. Вовремя. В 1771 году экспедиция Фалька добралась до Урала. К тому времени Барданесу доверялись самостоятельные поездки. В частности, в киргизскую степь. В отчете об этой поездке Христофор говорит о своем «ненасытном желании и надежде открыть что-либо полезное», о «живейшей радости», наполнившей его. «Невзирая на все предусмотренные опасности и затруднения, охотно последовал я сему повелению».

2 апреля 1771 года он выехал из Челябы к Звенигородской крепости, оттуда — в Троицк. Исследовал развалины, что «находятся в 19 верстах выше Тугузина». А теперь следите за датами — 27 мая он уже у Алгинского хребта в 463 верстах от Троицка, 15 июня возвращается в Троицк, на базу отряда, на следующий день вновь покидает базу, 26 июля он уже гость султана Мамета, владетеля Малого улуса Средней Киргизской Орды, 22 августа — Семипалатинская крепость, потом — Алтай.

Еще год Барданес скитается по Уралу и Сибири, а осенью 1772 года в Томске застает Фалька и Палласа. Фальк заболел, и Паллас поручает Христофору сопровождать академика в обратный путь. В Казани Фальку становится легче, и они решают смотаться вниз по Волге, через калмыцкие степи, на Северный Кавказ. Съездили. Когда в следующем году вернулись в Казань, Фальк снова заболел и в припадке психического расстройства застрелился. Его рукописи и коллекции в Петербург доставил Барданес.

Ученым Христофор не стал, однако его, подлекаря, оставили на службе при Академии — лаборантом химической лаборатории. Оно бы ничего, и лаборантом сошло бы, но — скучно. Христофор вернулся к медицине. Поступил лекарем на флот. Сначала в Кронштадте, потом в Таганроге. Жил бы в порту, но не сиделось на месте. Как судовой лекарь Барданес совершает ряд дальних морских путешествий на кораблях русского флота.

Такая судьба. В Челябинске Христофор Барданес пробыл недолго. (А где он задерживался долго?). Но он тут был. Спускался к Миассу. Ходил в бор. И ему, бродяге, повидавшему полсвета, Челяба нужна была так же, как все остальные города, в которых он еще не побывал.

Христофор Барданес был редким человеком. Таких людей плохо понимали во все времена. Но если бы не они, люди так и не знали бы, что там, за горизонтом...

(Очерк из книги М.С.Фонотова "Соловьиный остров", Челябинск, 2001)

 

Элементы проекта

ОСОБЫЕ СУДЬБЫ

 

"Вернуться. Воскреснуть. Начать жизнь заново. Иногда это кажется невозможным. Самым страшным днем в жизни Насти был тот, когда ее сбил грузовик. Ее жизнь стала бесконечным испытанием, преодолением..."

ОСОБЫЕ СУДЬБЫ

 

"Меня поразили его глаза, и даже, вернее, взгляд его. Он не смотрел прямо и пристально. А взглядывал искоса, боковым острым взглядом. Глаза у него очень большие, серые, светлые. И от этого странного бокового взгляда является почти физическое ощущение, что видит он дальше, чем обыкновенный человеческий глаз. Я почувствовал сразу, что передо мной не просто "хороший человек", а какое-то явление высшего порядка".

ОСОБЫЕ СУДЬБЫ

 

Согласно легенде, поднявшись однажды на священную гору Фудзи, Энку дал обет вырезать сто двадцать тысяч изображений Будды и божеств буддийского пантеона. Выполнил ли Энку свой обет? В это трудно поверить. Но работая с непостижимой быстротой, он, совершенно очевидно, всю свою жизнь исступлённо стремился к этому.

"Так он прожил свою жизнь — философ, странствующий на телеге. Наставник. Народный поэт. Духовный отец... Он поднялся высоко, оставаясь на земле. Мудрец в тряпье, покрытом пылью дорог. Такой же, как каждый, но вобравший в себя судьбы всех".

ОСОБЫЕ СУДЬБЫ

 

«Хивинка» — так назывался документальный рассказ Н. Бухарина, опубликованный в 1892 году в Оренбурге. Но начало надо отнести к 1888 году, когда автор встретился с Акулиной Григорьевной Степановой, старушкой 78 лет, и спросил, почему ее называют Хивинкой. Тогда-то и была записана история этой женщины.

ОСОБЫЕ СУДЬБЫ

 

«Когда я сперва снимал, а потом писал очерки о Зиновии Пешкове, я просто ощущал себя вторым Александром Дюма. Приключения Эдмона Дантеса порой уступают приключениям Пешкова... Причем ясно, что это все было на самом деле, а ведь ситуации просто невероятные» (Эльдар Рязанов)

НЕВЫДУМАННАЯ ИСТОРИЯ

 

В ту роковую ночь, в декабре 1998-го, 18-летняя Юлия рожала вместе с 16-летней Леной. Их дети появились на свет с разницей в 15-20 минут. По словам Юлии, она прекрасно помнит, что врач, принявшая ребенка Лены, спросила: «Ваш муж – нерусский? Сразу видно. Ребеночек чернявенький».

ОСОБЫЕ СУДЬБЫ

 

Главный поступок своей жизни он совершил в 31 год, и этот поступок был из разряда тех, которые придают смысл и структуру всему бывшему до и всему последующему. Благодаря этому поступку, он мог смело смотреть в глаза окружающим  – ибо он мог смотреть в глаза своей совести.

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами и заказать их доставку в любую точку России. Добро пожаловать!

Шесть книг Издательского дома "Мой Город" стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Теперь каждый желающий может познакомиться с книгами ИД "Мой Город" (Издательство Игоря Розина) и купить их в электронном виде. Для этого достаточно пройти по ссылке.

Издательский дом «Мой Город» выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

Украшения ручной работы

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Со страниц этого сборника звучит голос одного сада. Одного из многих. Потому что он жив и существует – благодаря одному человеку, автору этой книжки. И в то же время через эти стихи словно бы говорят все сады, все цветы, все деревья и травы мира. Может быть потому, что подлинная поэзия – универсальна и не имеет границ.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".