О галереях современного искусства в Челябинске
Галереи современного искусства в Челябинске — это, как правило, некоммерческие организации, имеющие перед собой культуртрегерскую, то есть просветительскую функцию. Что же движет челябинскими галеристами?
OkNo в Европу
Галерея OkNo находится там же, где и студия-театр «Манекен» (у них даже зрители совпадают), — в подвальчике рядом с Международным факультетом ЮУрГУ.
Галерея работает по приглашению университета, но официально она в его структуру не входит. Что еще интересно, хотя основная аудитория «Окна» это студенты, из ЮУрГУ приходит меньше всего народу. Чаще всего галерею посещают ребята из ЧелГУ, педагогического университета и Академии культуры и искусств.
— Аудитория наша немногочисленна, — замечает арт-директор галереи Светлана Шляпникова, — постоянных посетителей, наверное, не больше пятисот. В списке рассылки их, впрочем, несколько больше — девятьсот. Плюс еще есть вот какой момент: пусть некоторые люди уже уехали из Челябинска, но они продолжают следить за деятельностью «Окна».
Галерея, к слову, открылась десять лет назад (в марте этого года был юбилей). Она возникла, как говорит Светлана, потому что «был круг художников, с которыми мы общались и у которых не было реальной возможности выставляться». Причем, это были не только челябинские художники.
— Круг наших знакомств был широкий, — продолжает Светлана, — были люди из Екатеринбурга, Нижнего Тагила, из зарубежья — Германии, Англии, Америки. В следующем сезоне, кстати, мы хотим поработать с Францией.
Сезон в галерее, среди прочего, открыт с сентября по начало июня. Этот график обусловлен тем, что все люди, занятые в галерее, занимаются в прямом смысле волонтерством, совмещая его с основной работой (Светлана, например, трудится старшим научным сотрудником в Музее искусств). А летние каникулы — время отдыха.
— Плюс надо готовить проекты для следующего сезона, — замечает арт-директор «Окна». — Если проекты поддержаны грантами, то у нас их бывает десять за сезон. Откуда берутся гранты? Они, как правило, исходят из американских благотворительных фондов — фонда Сороса и фонда Форда. Европейские фонды очень опасливо относятся к России. Чтобы получить грант из европейского фонда, надо, например, чтобы художник непременно был из Европы. Со своими российскими проектами галерея не может заявляться в эти фонды для получения грантов.
Экспонаты в галерее выставляются самые разные (это и инсталляции, и видеоарт, и прочие). И хотя, как говорит Светлана, «искусство не может существовать без финансовой поддержки, бывает, что иногда выставки в «Окне» делаются при нулевых бюджетах, хотя без затрат все равно не обходится».
Когда речь заходит о месседже или, проще говоря, миссии галереи, Светлана формулирует ее без запинки: «Наша задача всегда была в помощи и поддержке начинающих художников. Мы никогда не ставили перед собой цель продавать произведения, да и в Челябинске это практически невозможно. Нам интересно было выстроить творческую лабораторию, где создается искусство и как-то осмысляется окружающая действительность».
Когда я интересуюсь у Светланы, почему все-таки так мало народу приходит в галерею, она замечает, что тут дело даже не в современном искусстве как таковом, а в падении интереса к искусству вообще.
— Плюс, опять же, есть еще одна проблема — у нас в Челябинске нет арт-критики, — замечает Шляпникова. — У нас нет людей, которые могли бы профессионально прокомментировать какие-то культурные события, создать им имидж. У нас слишком много звеньев отсутствует.
— Получается, что в Челябинске галеристы работают на собственном энтузиазме, галереи посещает мало народу, и нет критики.
— Мне кажется, что в нашем случае — да, — неутешительно резюмирует Светлана.
Магия чисел
Впрочем, не стоит бить тревогу. Все не так уж плохо. По крайней мере, в этом меня убеждает художественный директор галереи 10,06 Полина Ляпустина.
— Сейчас мы открываем второй сезон, — говорит Полина, — в сентябре нам будет ровно два года. Почему в названии галереи цифры? Вы уже не первый кто об этом спрашивает. Это, как можно догадаться, дата — десятое июня. Но она секретная (улыбается). На самом же деле, когда мы выбирали название, мы очень хотели иметь такое наименование, которое будет нас как-то позиционировать. Но среди обилия русских и иностранных слов ничего не нашли.
Зато нам приглянулась философия, что существует в Челси — есть в Нью-Йорке такой район галерей. Там они в большинстве своем называются номерами и, прежде всего, отличаются друг от друга спецификой, а не наименованием. Поэтому мы решили, что хотим быть известными в Челябинске, благодаря тому, что делаем, а не тому, как мы называемся.
Это 10,06, кажется, удалось. По крайней мере, галерея сейчас явно на слуху, а на Ночи музеев в ней было достаточно народу.
— На посещаемость мы не жалуемся, — признается Полина, — я знаю, что на наши выставки приходят от полутора до двух тысяч людей. Плюс в отеле кто-то постоянно ходит между этажами и натыкается на выставленные работы.
Почему в отеле? Дело в том, что 10,06 находится на втором этаже Park City Hotel, что является, наверное, не самым очевидным местом для галереи.
— Может быть, такое решение неожиданно для Челябинска, но в мировой практике оно достаточно широко распространено, — невозмутимо парирует Полина. — У нас с директором отеля Мариной Карелиной изначально была договоренность, что несмотря на то, что мы здесь находимся на льготных условиях, отель никак не может влиять на политику галереи. Разве что, поскольку актуальное искусство бывает разное, никакой «порнографии» мы не показываем. Да и провокация провокации рознь, особенно если она сделана в рамках искусства.
Галерея обычно делает шесть проектов в год. Одна выставка в среднем обходится в пятнадцать тысяч рублей.
— Мы все делаем из семейного бюджета (второй владелец галереи — муж Полины Дмитрий. — Прим. авт.), — рассказывает художественный директор, — благо, у нас есть дизайн-студия «Ляпустин» (названная в честь дедушки Дмитрия — Александра, известного челябинского фотографа и журналиста). А это все-таки смежные отрасли — дизайн и искусство. Поэтому из того, что зарабатываем, мы и оплачиваем.
Что касается искусства, то в галерее чаще всего выставляются графические работы. Потому, наверное, говорит Полина, что сейчас актуальное искусство среди классических техник развивается именно в этом русле. Если же говорить о художниках, то тут существуют два основных направления. Это молодые художники и просто художники из других городов, которых интересно обсуждать. Обсуждения и семинары, кстати, одна из главных установок галереи.
— Мы не хотели просто вывешивать работы и сопроводительный текст к ним, — замечает Полина. — Задумали приглашать художников или искусствоведов, чтобы они обсуждали экспозиции со зрителями. Именно эти обсуждения должны были помочь посетителями понять современное искусство и полюбить его.
Полина полна оптимизма и верит, что в Челябинске в будущем может появиться свой центр и музей современного искусства:
— Мы считаем, что Челябинск — город больших возможностей. Когда с чем-то работаешь и видишь, что результат налицо, это окрыляет. Когда люди, которые знали меня до замужества, говорят: «Полина, мы узнали об одной классной галерее. Она называется 10,06. Ее открыла Полина Ляпустина. Ты же интересуешься искусством, ты должна пойти», я говорю им: «Вообще-то это моя новая фамилия. И они в шоке».
Источник: Южноуральская панорама
вокруг проекта
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|