Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

"Животным нельзя показать, что ты их боишься"

"Животным нельзя показать, что ты их боишься"
АРТУР И КАРИНА БАГДАСАРОВЫ
Дрессировщики
Текст: Лидия Садчикова

 

Ровно 20 лет назад в челябинском цирке знаменитый дрессировщик, народный артист России Михаил Багдасаров показал свою новую программу «Тигры-шоу», которую здесь же и создавал.

Впервые вместе с ним в качестве артистки на манеж вышла его дочь Карина. Сын Артур ассистировал за сеткой. Взволнованно следила за действием их мама Ирина Багдасарова, отец которой когда-то был цирковым гимнастом.

Брат и сестра теперь – заслуженные артисты России, лауреаты различных фестивалей. В эти дни они снова работают на челябинском манеже, где до 4 декабря будет идти программа «Мир цирка» с феерическим аттракционом «Тигры-шоу» во втором отделении. Тем самым, начало которому было положено именно здесь.

- Три года мы жили в цирковой гостинице, под окнами которой отец устроил «фазенду» и выращивал огурцы, лук, помидоры, – улыбается Артур. – Мы с сестрой учились в школе № 69, и все свободное время проводили в цирке возле бати. Всю нашу семью согревают теплые воспоминания о Челябинске, о друзьях, которых мы здесь нашли.

- Таких директоров цирка, каким был Александр Константинович Сергеев, мы нигде не встречали, – поддержала брата Карина. – Он душой болел за все, что связано с этим видом искусства. Печально, что цирк, который он тогда возглавлял, «потерял форму»: сильно обветшал и работает всего четыре месяца в году. Ведь это самый доступный жанр искусства.

Брат и сестра рассказали для наших читателей, как они продолжили дело Михаила Багдасарова, «полосатый рейс» которого стартовал от станции «цирк» в 1978 году.

 

Артур: «Я побывал в объятьях тигра»

- У Карины растет сын, и у меня тоже. Они не рвутся в нашу профессию. У них свои интересы: компьютеры, различные гаджеты. А мы в их возрасте даже дома жонглировали апельсинами, придумывали фокусы. Если родители хотели меня наказать, они говорили: «Ты сегодня в цирк не пойдешь».

Я всегда хотел быть дрессировщиком, как отец. Ассистировал ему лет с десяти. Повторял приемы, движения, жесты. Батя называл меня «промокашкой». Он был строгим руководителем. Попадало нам и палкой, и хлыстом. Мы с сестрой ходили полосатые, как тигры.

С 1993 года стали выходить на манеж втроем. В свои 15 лет я был самым молодым дрессировщиком тигров в России. Заочно окончил ГИТИС. Мы десять лет так работали, будучи артистами Росгосцирка, который возглавлял Мстислав Запашный. С большим успехом гастролировали по стране и за рубежом, за что в 2003 году нам с Кариной присвоили звания заслуженных артистов России. Но к этому времени начались простои. Из-за унизительных зарплат приходилось подрабатывать в других номерах. Условия гастролей были ужасные. Что делать? Бросить цирк и заняться чем-то другим?

Однажды отец сказал угрюмо: «Наверное, будем в шапито выступать». Но это бы перечеркнуло все наши многолетние успехи. Я рассвирепел: «Не хочу в шапито. Надо идти к Максиму Никулину». Отец самолюбив, он просить не любит. На Цветной бульвар отправился я. Максим Юрьевич по-доброму со мной поговорил, и вскоре нас пригласили на Московский фестиваль циркового искусства, но, увы, отец наш не мог там участвовать по возрасту.

Мы взяли «золото». Никулин аплодировал стоя. После этого для нас открылись двери знаменитого цирка. Нам не верилось, что рядом с этим историческим зданием будет висеть наша афиша. Но теперь она там висит. Только «опилочные» дети могут нас понять. Мы – артисты цирка Никулина!

Отец с тех пор на манеж не выходит, но до прошлого года сопровождал нас на гастролях и все представления стоял рядом с клеткой. Конечно, сильно переживал за нас, болел всем сердцем. В прошлом году у него случился инфаркт в Новосибирске. Доктор вынес вердикт: «Никаких поездок».

Папа уже не делает нам замечания, но по-прежнему остается самым большим авторитетом, и не только для нас. Он вписал в историю российской дрессуры свою главу. На его теле 150 шрамов – звериные «автографы». У меня их «всего» 120.

Кстати, один из самых трагических случаев произошел с ним как раз в Челябинске. Батю порвал лев из нашей тогдашней группы животных. Мы страшно переживали за отца. Но только позже я понял: настоящий страх приходит тогда, когда ты сам попадаешь в беду.

Во время представления на Цветном бульваре в 2006 году мой любимец Цезарь вышел из-под контроля. Не виню его, это стечение обстоятельств. Возможно, я слишком близко подошел к барьеру, чтобы отправить зверя на трюк. Но его задняя лапа случайно попала в предохранительную сетку. Я его сгоняю, а ему больно. На кого излить негодование? На того, кто рядом. Цезарь выбросил переднюю лапу вперед и зацепил меня. Кошка весом в 200 килограммов может играть человеком, как кроликом. Он подтащил меня к себе, нанес несколько ударов лапами по рукам и после этого вцепился зубами в голову. Сестра пыталась меня отбить, но невозможно противостоять железной тигриной хватке. Только когда в клетку ворвался отец и несколько раз выстрелил из шумового пистолета, Цезарь ослабил свои «объятья».

Я надолго вышел из строя. Не хочется вспоминать, как жутко болело все тело. Три месяца меня лечили в самых известных московских больницах, но неудачно. Правая рука высохла, как плеть. На ней были открытые раны, прямо на них наложили гипс. Под ним началась гангрена. Руку чуть было не ампутировали. На поправку пошел только когда попал в платную клинику. 25 общих наркозов пережил. Из-за чего по сей день случаются провалы в памяти. Ерунда, на работе это не отражается. Хотя боли мучают до сих пор. В правой руке у меня нет сустава, кисть не сгибается.

Главное, что я психологически не сломался, сумел победить страх. Иначе бы в профессию не вернулся.

Через полгода после ужасного инцидента, узнав, что готовится новая программа, сказал сестре: «Невмоготу лежать без дела – хочу работать». Но режиссеру не признался, что правая рука неподвижна, все делал левой рукой. Наш аттракцион вернулся, мы помирились с Цезарем. Он умер этим летом из-за обострения панкреатита. Раньше животные такими болезнями не страдали. Но раньше мясо и вода были качественнее. Сейчас думаем с Кариной о новой программе «Хозяин тайги», которую, надеюсь, в будущем покажем и челябинцам.

 

Карина: «Не плакать и забыть о страхе»

- Я окончила Бакинское хореографическое училище и грезила балетом. Но в 1988 в Азербайджане началась война. Родители увезли меня в Челябинск, где я окончила десятилетку.

Поступила в Челябинскую академию культуры на хореографический факультет. Мечтала танцевать в ансамбле Игоря Моисеева. Тигры в мои планы не входили. Но папа сказал: «Буду тебя готовить к аттракциону». И начались ежедневные изнурительные репетиции. Попробуй не послушайся отца! Я его боялась больше, чем тигров. Пришлось перевестись на заочное отделение на специальность «Режиссура театрализованных представлений и праздников», а про танцы забыть.

Только мама знала, как мне тяжело и страшно. Она твердила: «Никто не должен видеть, как мы с тобой вместе плачем». И от папы слышала: «Моя дочь не имеет права на слезы, моя дочь самая сильная, самая лучшая». Неизвестно какой бы я стала танцовщицей. А благодаря папе, надеюсь, внесла свою лепту в историю российского цирка.

Однажды на гастролях в Иваново в минуту дрянного настроения вдруг приходит в голову мысль: а ведь дрессировщица тигров в Иванове я одна, в соседней Костроме таких тоже нет, и в Ярославле, и по всему Золотому Кольцу, да и не только. Женщин-укротительниц тигров, наверное, не намного больше, чем женщин-космонавтов. И мне стало весело.

Я до сих пор вхожу в клетку с чувством страха – нормальный инстинкт самосохранения. Но говорить на эту тему не люблю, чтобы не притягивать опасность. Знаю, как тяжела тигриная лапа. В Челябинске на меня случайно упал полосатый артист и сильно рассек мне бровь. Я месяц упиралась, не хотела выходить на манеж. Отец схитрил: попросил подать мяса, когда он был в клетке с тиграми, и я снова начала работать.

Животным нельзя показать, что ты их боишься. Всю жизнь я чувствую, как они меня проверяют. Расслабишься, и тут же о себе напомнят. Даже если это твой любимый зверь, в котором ты полностью уверен, как в случае с Цезарем. Мы его стали воспринимать, как плюшевого котенка. А у «котенка» клыки во-о-т такого размера!

Эх, если б можно было с ними говорить. Пусть не на словах, а на каком-то интуитивном уровне донести нужную информацию. Это моя давняя мечта.

В нынешней группе у меня есть любимец – тигр по кличке Гектор. Я его чуть ли не своей грудью выкормила. Его месячным к нам привезли, он еще сосать не умел, соску выплевывал. Я ему молоко из шприца в пасть заливаю, он орет, а молоко течет мимо, у меня вся майка мокрая. И сама реву: ну, что я за дрессировщица, если не могу тигренка накормить?
Тыкался он, тыкался и лапкой нащупал розочку на бретельке, припал к ней, начал чмокать. Я хвать бутылку с молоком и ему сую. Он вмиг его высосал и отвалился. Я от радости плакала, бегала по Цветному бульвару и орала: «Ура, я тигра накормила!» С того времени я к нему и прониклась.

У нас все питомцы вниманием не обижены, все хорошие. Бетти – единственная дама. Ей 14 лет, но она до сих пор девственница. Тигр, с которым она крутила любовь, умер, Бетти никого к себе не подпускает. Арго считает себя мачо, и по праву: он мощный, красивый. Правда, коварный. Если случаются между тиграми драки, то зачинщик всегда Арго. Красс очень хорош собой, настоящий амурец, но как артист ленив. Макс очень талантливый мальчик, трюки выполняет творчески. Икар у нас недавно болел, у него проблемы с почками.
Боялись, что потеряем его, весь Красноярск подняли на ноги, но выходили. Еще у нас есть Ахилл. Сейчас подрастает молодняк: купили в зоопарках пятерых детенышей.

Звери, родившиеся и выращенные в клетке, не знают, что такое природа и не выживут на воле. Более того, в цирках эти тигры живут намного дольше, чем их дикие сородичи.

Могу спокойно посмотреть в глаза представителям общества «зеленых». Я, укротительница тигров, спасаю еще и диких зверей, участвуя во всех мероприятиях WWF – Фонда дикой природы, вкладывая туда деньги. И зрителей к этому приобщаем. На каждом представлении объявляем об акции: отправив СМС-ку за 15 рублей, можно помочь сохранению обитателей лесов.

Почему людям кажется, что в цирке мучают животных? Вы бы знали, сколько мы вкладываем здоровья, сил, энергии, чтобы звериных детенышей, от которых в зоопарках отказываются матери, поставить на четыре лапки и сделать из них артистов.

Источник: mediazavod.ru

 

В круге

Интервью с легендарным джазистом Леонидом Чижиком

"Без моего мира, мира моментального творчества, я себя не представляю. Моя философия заключается в том, что есть правда момента. Нужно иметь огромное уважение к этой йоте времени, мельчайшему дроблению его".

Интервью с Ростиславом Геппом (2008)

"Что касается дня рождения "Ариэля", то мы восстановили историческую справедливость. Ярушин авторитарно вел отсчет с 1971 года, когда он возглавил группу. Это неправильно. Первое выступление "Ариэля" как коллектива состоялось на праздничном вечере в ночь с 1967 на 1968 год".

Интервью с Александром Пороховщиковым. Челябинск, январь 2004

"Перед женщинами я готов стоять на коленях... Я всегда страдаю: ну почему мне не дано рожать? Будете смеяться, но я с природой не согласен: в области интимных отношений надо было людей от животных отделить. Поцеловались бы мужчина и женщина, а от поцелуя ребенок родился. Я целовался бы через каждую минуту..."

Интервью с бывшим челябинцем, архитектором института «Метрогипротранс» Николаем Шумаковым

Под руководством Н.И.Шумакова,  лауреата премии «Светлое прошлое», запроектированы и построены многие станции столичного метрополитена, первый в Москве вантовый, то есть висячий мост, крупнейший в Европе аэровокзальный комплекс «Внуково-1». В числе его работ – и первая линия Челябинского метрополитена.

Интервью с Зурабом Церетели

"Я не обижаюсь на критику... Не считаю себя великим. Я не гений, а прораб. А камертоном моих произведений станет время".

Интервью с Александром Розенбаумом

"Мое дело – сцена, песни. Вот моя политика, нравится это кому-то или нет..."

Интервью с Анной Бутаковой

– Когда налаживается контакт, тогда и начинается портрет.

– Тяжелая работа?

– Для меня – самая главная в жизни, и самое большое наслаждение. Рассветы еще будут, и цветы заново зацветут, а люди уходят...

Беседа с Сергеем Семянниковым

"Талант – размытое понятие. Критериев четких нет. Но по-моему «талант» сродни совести. Есть талант – должна быть совесть".

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".