В искусстве нельзя походить друг на друга
Народный художник СССР, президент Российской академии художеств Зураб Церетели живет удивительно насыщенной жизнью. Как такое по силам 77-летнему человеку?!
Главная страница его сайта – словно лента информбюро. Громкие, часто международного уровня события с участием самого маэстро происходят почти ежедневно. Он сегодня в Москве, вчера был в Париже, неделей раньше – где-нибудь в глубинке России.
Журналисты пишут: в какое время суток его ни застань, Зураб Константинович всегда бодр и активен. Значит, есть какой-то эликсир, дающий эту энергию? Он открыто отвечает на этот вопрос: мол, тайны нет, им движет интерес к жизни. Неделю назад, открывая в Челябинском выставочном зале Союза художников авторскую выставку «Сердце на палитре», Церетели рассказывал:
- Все зависит от семьи, от генов, от бабушки-дедушки, мамы-папы. Из детства помню своего дядю художника Георгия Нижарадзе. Он был атлет, когда шел по улице, женщины столбенели. Дядя давал мне уроки рисования. Я мечтал: «Стану художником и буду таким же красивым, как мой дядя». Я не такой красивый, но художником стал.
На самом деле он знает цену своему обаянию. К нему так и тянет женщин. Челябинки не были исключением: окружили художника, забросали вопросами. Он терпеливо отвечал каждой, задержав открытие выставки.
Самые красивые женщины планеты считают за честь познакомиться с известным российским художником. В его московской мастерской гостили Софи Лорен, Джина Лоллобриджида, Катрин Денев. Нынешним летом актриса Джеральдина Чаплин, приехав на Московский кинофестиваль, первым делом отправилась в Российскую академию художеств. И Церетели, часто повторяющий, что готов удочерить всех женщин, повел ее на выставку своих картин, посвященных легендарному отцу Джеральдины. Она только ахала: «Какие краски, как мне нравится ваша кисть…»
…Шикарный черный костюм-тройка, белоснежная рубашка, красный галстук и такого же цвета платок в кармане пиджака. На правом запястье – массивные и по всему видно, что весьма ценные фирменные часы, на левом – тяжелый золотой браслет в виде цепи из крупных звеньев. Золотые запонки необычны по форме, известно, что дизайн их разработал сам Церетели.
Обращает на себя внимание и его перстень из черного камня. Церетели носит его в память о покойной жене Инессе Андроникашвили, с которой он прожил сорок лет (она умерла в 1998 году). Старинный фамильный перстень семейства Андроникашвили передавался из поколения в поколение, потом Инесса Александровна подарила его мужу. На перстне-камее изображена сцена из поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».
Богатство – это талант
- В парижских архивах я нашел собственноручно написанный Петром I документ, – рассказал Зураб Константинович. – Это его указ о создании Российской академии художеств и науки. Я сделал копию и могу ее передать в Челябинск. Пусть напоминает о том, что была эпоха, когда Россия шагала в будущее через искусство. Поэтому было много интересных художественных школ.
А сейчас мы портим поколение. Только нефть, только доллары и евро… Один мой знакомый, очень талантливый художник, работает на банкира. А тот диктует ему, что и как делать. Я посмотрел на его картины и ужаснулся: так он опустился. Коммерция – это не богатство, богатство – талант. Только искусство спасет нас.
Сам Церетели человек очень состоятельный. У него целое имение в центре столицы. Во дворе – настоящий музей под открытым небом. Можно увидеть его скульптуры, посвященные Высоцкому, Бродскому. Есть там громадный Путин в кимоно, композицию эту Церетели назвал «В здоровом теле – здоровый дух». Среди друзей художника – сильные мира сего. А начиналась история его успеха с неизвестности и безденежья.
- Я окончил академию художеств, – вспоминает Зураб Константинович. – Рисовал, выполнял какие-то мелкие заказы. Сидел почти без денег. Не знаю, кто меня порекомендовал, но однажды за мной прилетел вертолет, и мне сказали, что я должен лететь, меня ждут. Прилетели на какую-то госдачу. Подходит ко мне начальственного вида человек и говорит: «Вот эти здания у нас одинаковые, подумайте, как сделать так, чтобы было красиво». И ушел. Остался я один на улице и думаю: надо делать ноги. А в кармане пусто. Сначала шел до станции пешком, потом запрыгнул в поезд Москва-Тбилиси и до утра бегал из одного вагона в другой, чтобы контролеры не поймали. И только много позже появились предложения из Моспроекта, потом я делал в разных странах российские посольства.
Кстати, отец Церетели хотел, чтобы он пошел по его стопам и был инженером-строителем. Но Зураб Константинович придерживается другого мнения: родители должны понимать, что все дети разные, надо мудро относиться к их выбору, смотреть, куда ведет их мышление.
- Я очень рад, что и мои дети занялись рисованием. Дочь Елена, внуки Вася, Зураб, Виктория. Зураб в основном скульптурой занимается. Не стесняюсь сказать, что у них это получается хорошо. Можно делать семейную выставку. Василий сейчас исполнительный директор Московского музея современного искусства.
Я люблю не только своих детей. Всех. Обожаю их собирать вокруг себя. Каждые выходные в своем музее-мастерской провожу мастер-классы для ребятишек. Я, пожалуй, меньше им даю, больше от них получаю.
Уникальные дети встречаются. Свободно мыслят. Какое у них воображение! Если бы были живы Шагал, Пикассо, Модильяни, они бы обалдели от такой пластики. Сейчас растет очень талантливое поколение. У маленьких художников проявляется индивидуальность.
В искусстве нельзя походить друг на друга. Если мы по-разному одеваемся, тогда почему должны одинаково рисовать, как это делали некоторые советские художники в эпоху коммунизма? Но мне повезло с учителями. Моим педагогом был Василий Шухаев. Таких рисовальщиков в России больше нет.
Необязательно, чтобы все становились художниками. Но чем больше будет творческих людей, тем гармоничнее будет жизнь в России.
Мне нравится подход президента Татарстана Шамиева. Он мудрый, сделал все, чтобы в Казани открыли филиал Суриковского института. Родители счастливы: сейчас ведь отправить детей на учебу в столицу трудно. При губернаторе Аяцкове в Саратове появилась академия рисования. Моя концепция – в каждой российской губернии открыть такие учебные заведения. Это важно, если мы хотим позаботиться о будущих поколениях.
Мозги художника надо изучать
Когда проходило открытие выставки «Сердце на палитре», челябинский художник Тимур Дидишвили, член-корреспондент Российской академии художеств, шепнул мне на ушко:
- Может, неудобно говорить грузину о грузине, но скажу: Церетели – явление уникальное, человек возрожденческого масштаба. Он ничего не делает с оглядкой, всегда распахнут миру. У него и двери кабинета всегда открыты, даже когда идет президиум. Нет у него кабинетных междусобойчиков. И его искусство такое же отрытое. Он как дышит, так и пишет. Каждое утро, где бы ни был, встает пораньше – и к мольберту. Вот поэтому у него такое огромное количество работ. Это восхитительно, не все художники так живут. А самое главное – он добрый, неконфликтный человек. За что, впрочем, подвергается критике: мол, Церетели адаптируется к любой власти. А художник и должен быть на высоте. Не сотвори себе кумира и не создай себе врага.
- Ваши московские коллеги всегда ко мне придираются, – поделился Церетели с челябинскими журналистами. – Я им сказал: «Критикуйте, это для меня лишняя реклама». После этого они замолчали.
Художник имел в виду большой скандал из-за созданного им памятника Петру I, который новое руководство московской мэрии, сменившей на этом посту друга Церетели – Лужкова, намеревалось убрать. Сам автор спорной композиции держался спокойно и даже шутил: мол, поскольку памятник этот не его собственность, то пусть чиновники переносят куда пожелают, хоть на собственные дачи. Он вообще полагает, что сооружение хотят убрать, только чтобы расчистить место для другого проекта.
- На меня нападали и по поводу памятника Колумбу, который стоит в Севилье, – рассказал мастер. – Против меня тогда даже развернули кампанию. Говорили, будто фигура Колумба не из металла, а целиком из золота, которое якобы я решил вывезти из России. 126 метров золота?
Я не глухой и не слепой. Знаю, что у моего творчества много хулителей. Меня некоторые российские журналисты долбят даже за то, что сделанные мною памятники стоят в разных частях света, хотя я честно выигрывал право на их создание в международных творческих конкурсах.
Но я не обижаюсь на критику. На земле иногда рождаются люди, испытывающие потребность создавать произведения искусства. Знаете, мозги художника надо изучить. Композиторы «слышат» свою музыку и потом записывают ее. И я так работаю: вдохновение исходит свыше, потом сама собой рождается картина или скульптура. Не считаю себя великим. Я не гений, а прораб. А камертоном моих произведений станет время.
Всегда говорю молодым: рождаешь идею, надо довести ее до конца. Настала эпоха инициативных людей. Например, меня никто не просил, но такой уж у меня характер: взял и создал в Москве три музея. Очень горжусь музеем современного искусства на Петровке, он сделан на высочайшем уровне. Позор, что в Москве такого музея не было! Во Франции их семь, в Америке – двенадцать.
Когда я был в Екатеринбурге, то прямо сказал: смешно, что у них нет образа Петра I, по указу которого появился город, и нет образа Екатерины, чье имя он носит. Это же история, ее надо знать! Так должны мыслить и во всех российских губерниях.
Источник: mediazavod.ru
В круге
Интервью с легендарным джазистом Леонидом Чижиком
|
Интервью с Ростиславом Геппом (2008)
|
Интервью с Александром Пороховщиковым. Челябинск, январь 2004
|
Интервью с бывшим челябинцем, архитектором института «Метрогипротранс» Николаем Шумаковым
|
О своем искусстве рассказывают представители династии Багдасаровых
|
Интервью с Александром Розенбаумом
|
Интервью с Анной Бутаковой
|
Беседа с Сергеем Семянниковым
|