Челябинец в первом поколении
Есть такое выражение: "на роду написано". К В.В. Поздееву это относится в буквальном смысле. Появился он на свет в деревне Ильинка Красноармейского района 28 июля 1936 г. Родился слабым, не верили, что выживет, поэтому оформлять свидетельство о рождении стали только в августе. Регистраторы ЗАГСа нашли в книге записей свободную строчку - и с тех пор официально считается, что родился Поздеев в Челябинске 8 июля. И еще одна "запись на роду": отца призвали на фронт в 1942 г., а потом сообщили, что он пропал без вести в 1941-м… Надо ли удивляться тому, что известный челябинский краевед Поздеев проверяет и перепроверяет самые, казалось бы, общеизвестные исторические свидетельства?
Взять хотя бы название нашего областного центра. Челяба - "яма" или мифический Селебей? Владимир Васильевич выстраивает цепочку: челе, шеле, селе - географические названия с подобными зачинами. И выясняется - большинство таких названий связано с дорогами - где перевал, где брод, где ущелье… Там, где Челябка впадала в Миасс, было много песчаных наносов. Стало быть - броды, "проход речной". И все это подтверждает настольная книга Владимира Васильевича - "Пуштунско-русский словарь". Такая основательность подхода уже в первых газетных публикациях Поздеева в 1980-е гг. привлекла внимание легендарного челябинского краеведа И.В. Дегтярева. Его В.В. Поздеев считает своим учителем. Иван Васильевич познакомился с ним, признал Владимира Васильевича "серьезным человеком", впоследствии доверял ему читать свои краеведческие тетрадки. Такой чести удостаивался не всякий "остепененный" историк, а Поздеев был по образованию инженер.
В Челябинский энергетический техникум он поступил после окончания в 1952 г. восьмого класса копейской школы №13: хотел до армии получить специальность. В техникуме было много преподавателей из числа репрессированных. У самого Владимира Васильевича семью не обошли репрессии, оттого родители уехали из Поздеевой заимки в Челябинск, где легче было затеряться в тревожные 1930-е гг. Когда служил на Тихоокеанском флоте в радиотехнической лаборатории морской авиации (1956-1958), пришло время разоблачения культа личности. После армии вернулся в Челябинск, поступил в Челябинский политехнический институт, после третьего курса бросил. Многие годы проработал в Челябинском управлении треста "Востокэнергочермет".
К сорока годам окончательно понял, в чем его настоящее призвание, хотя интерес к топонимике, к исконному смыслу древних названий возник еще в детстве. Читать начал с четырех лет, в те же годы услышал, как родственница-школьница учит "Плач Ярославны". Запало это словесное волшебство в душу… В языке его уральской родни уцелело множество древних речений, и "Слово о полку Игореве" ему понятнее, чем исследователям, далеким от народной речевой стихии. В.В. Поздеев сделал собственный перевод поэмы. С Лихачевым и Заболоцким конкурировать не берется - просто его точка зрения совпала с мнением Белинского: "Слово" даже переводить не нужно, достаточно заменить обветшалые слова.
Еще школьником пытался понять значение и происхождение местных географических названий. И чем старше становился, тем менее убедительными казались тюркские и финно-угорские толкования. Слово "арии" было под запретом… Но постепенно приходило понимание, что уральские топонимы много древнее тех языков, которые сменяли здесь друг друга еще до прихода русских. Сегодня Поздеев убежден: финно-угорские племена жили гораздо севернее, а наши южноуральские топонимы в огромной массе своей - наследие ариев. Вот почему, несмотря на позднейшие тюркские искажения, их смысл так проясняет пуштунский словарь. Даже в тексте "Махабхараты" Владимир Васильевич нашел упоминание Багаряка (в связи с месторождением медных руд), отыскал и описание печей, подобных обнаруженным в Аркаиме.
Будь Владимир Васильевич подвержен модному поветрию выискивать аристократические корни своего генеалогического древа - наверняка доказал бы родство с новгородскими князьями Поздеевыми, которых истребили московские завоеватели. Но ему достаточно знания о Поздееве Антоне, Никифоровом сыне, который родился в 1669 г. в деревне Демьянцево подле Тотьмы, на Вологодчине. В 1719 г. государственный крестьянин Антон Поздеев поселился в Теченской слободе, записался в казаки Миасской крепости, в 1748 г. считался "знатным казаком". Вот от него ведет свой род челябинец в первом поколении В.В. Поздеев.
Человек разносторонних интересов, Владимир Васильевич везде выходит за рамки намеченного. Стал когда-то собирать марки, посвященные Эрмитажу. Теперь в его коллекции на первом месте Русский музей. Значки с гербом Челябинска соседствуют сегодня с гербами других уральских городов… Но годы заставляют сосредоточиться на главном. В его картотеке, созданной в результате многолетней работы в архивах, музеях, библиотеках Урала и страны, примерно 15 тысяч топонимов - вот основа подготовки историко-топонимических справочников по Челябинской области и г. Челябинску. Только для областной энциклопедии написано уже более пятисот статей…
Владимир Васильевич многое еще успеет сделать - в роду Поздеевых долгожители: его отец застал прапрадеда Афанасия, родившегося в начале ХIХ в.
Вокруг
|
Владимир Боже - памяти В.В.Поздеева
|
Страницы жизни
|
Юлия Поздеева. Памяти отца
|
В круге
Интервью с А.П.Моисеевым
|
|
Краткий очерк истории города
|
Топонимическое исследование
|