Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Копейск

Копейск. Вход в Горсад, 1948. Фото В.Морозова
ВЛАДИМИР ПОЗДЕЕВ
Топонимист, краевед

 

Многие думают, что название города Копейска происходит от слова «копейка», но это не так. Каждый, кто хоть раз бывал в городе-спутнике Челябинска, мог заметить, что история Копейска неразрывно связана с добычей угля. Название города происходит от  старинного слова копь. Так называют рудник; место, где из земли, открытым способом добывают руду, уголь, соль.  Кстати, свою  малую  родину  старожилы часто  называют  ласково  Копи.

По  легенде, уголь  обнаружили  случайно в поселке Тугайкуль, когда копали колодец или  погреб. В конце XIX– начале XXвеков, после  прокладки  Транссибирской магистрали, Челябинск стал крупным железнодорожным узлом. Бурный рост экономики требовал топлива, и открытие залежей угля в окрестностях города пришлось как нельзя кстати.

Первую шахту на юго-востоке Копейска, в поселке Тугайкуль открыл  предприниматель  И.Н.  Ашанин  в  1907 году. Тогда она называлась «Екатерина», но прославилась под другим именем – «Красная горнячка». В Тугайкуле отбывали  наказание политические ссыльные поляки  и  русские – первые  шахтеры  Копейска. 

В 1912-13 годах бизнес предпринимателя Ашанина развивался особенно активно. Его компания получила новые земельные участки, где строились новые шахты, а вокруг них – рабочие поселки, из которых и сейчас состоит город Копейск: Злоказово, Потанино, Северный рудник.

В  годы  гражданской  войны, в  1919  году, вокруг Челябинска шли  упорные  бои,  осколки снарядов, гильзы в копейских лесах находили еще в середине 50-х годов.

С  установлением  власти  Советов  все  копи  с  земельными  отводами  национализировали, и был образован  угольный  трест – Государственные копи, или Госкопи. Всего Госкопям  принадлежало  1068,28  десятин; население  в  1920  году состояло  из  8474  жителей. Копейск тогда еще не назывался городом, считался сельским поселением.

Условно  территорию  делили  на  Северную  и   Южную  группу  в  составе:  Уфалейские, Тугайкульские  и  Кыштымские  копи; заимки  Бойкова, Головешкина, Плотникова, Немецкая; ж.д.р. Примыкание.  Многие  семьи  имели  коров, лошадей  и  другую  живность. Основной  тип  жилья – бараки  и  землянки. Судя  по  спискам  избирателей   1920  и   начала   1930 гг.,  среди  копейчан  было  много  бывших  жителей  из  селений  челябинской  округи.   

27 августа 1928  поселок Государственные Копи  получил  статус  поселка  городского  типа,  во  главе  которого  находился  городской  Совет. По  данным  переписи  1926  года  поселок Госкопи  относился  к  Челябинскому  району  и  округу  Уральской  области. Он  состоял  из  786  хозяйств  (семей).

В поселке имелись больница, врачебно-амбулаторный, фельдшерский и агрономический  пункты; одна 7-летняя  и  четыре  4-летних  школы, почта, кооператив, телефон, телеграф – все  в  южной  части. Тогда же впервые обозначили год основания Копейска – 1908-й. 

К  этому  времени  определились  границы  поселения: часть  территории отрезали  от  земельных  дач  окрестных  поселков  Дударево,  Сухомесово, Петровский, Тугайкуль  и  Козырево. Поселок Тугайкуль  к  Копям  еще  не  относился  и  входил  в  состав  Фатеевского  сельсовета. Тугайкульский  поселок, в  настоящее   время  почти  лишенный  исторической  части, является  самым  старым  в  черте  сплошной  городской   застройки. 

В  метрической  книге  Ильипророкской  церкви  Миасской  крепости  24  апреля  1810  года зарегистрировано  венчание  малолетнего  казака   Курочкина  Николая  из  пригородной  деревни  Тугайкуль  и  казачьей  дочери   Козыревой  Палагеи  из  Миасской  крепости.  (Ч. ОГАЧО,  ф. И – 33.  оп. 5. д. 32. л. 7 об.).  На  Генеральном  плане  Челябинского  уезда (межевание  проводилось  в  1798-1802?)  этой деревни  еще  нет. Правда,  к  Копейску  относится  Калачевский  сельсовет  со  старинным  селом  Калачево,  которое  по  церковному  источнику  упоминается  в  1781 году как  деревня  Еткульской  крепости. 

С  начала  1-й  пятилетки  в  районе  Злоказовских  копий  развернулось  строительство  шахт № 21, 22, 23, севернее  их  205-й  и  в  п. Северный  Рудник  12-й  шахт; в  районе  п.  Силовая создавалась 20-я шахта; велись  подготовительные  и  разведочные  работы  в  южной  части  города. 

С  пуском   в  Челябинске  ЧГРЭС  вступили  в  эксплуатацию  мощные  Северная  подстанция (п. ЧГРЭС)  и  Южная  подстанция  (п. Старокамышинск).  К  началу  Великой Отечественной войны  вступили в строй или   строились   шахты  в  южной  половине  города.  А  на  территории  Козыревского  сельсовета  заложили   и  построили  шахту  с  двумя  стволами   (№ 17)  с  целью  неполного  сжигания  угля  под  землей  для  получения  газа  и  газификации  промышленности  Челябинска,  с  отдельным  поселком  Подземгаз, ныне  п. Вахрушево.  Со  смертью  автора  идеи  шахта  получила  классическое  назначение. Вступили  в  строй  два  завода  оборонного  назначения   и  рудоремонтный  завод.

По  постановлению  ВЦИК  20.06.1933  поселок  городского  типа  преобразовали  в  город  Копейск  районного  подчинения  и  образовали  рп.  Горняк  из  поселков  в  северной  части  города.  20.01.1943  в  Копейске  образовали  Горняцкий,  Кировский  и  Сталинский  районы, которые  указом  ВС  РСФСР  от  24  апреля  1959  упразднили.

В  черте Копейска  существовали  колхозы: «2  пятилетка»  в  п.  Северный  Рудник, «7  Съезд  Советов»  в  п. Потанино, «Новый  Путь»  в  п.  Кирпичного  завода  и  «Свободный  Труд»  в  п.  Мелких  шахт.  К  началу  1960  гг.  они  прекратили  существования  постепенно  все. 

Около  шахты  № 205  в  годы  Великой Отечественной войны  трест  Бакалстрой  ввел  в  эксплуатацию  небольшую  ведомственную  шахту  с  поселком Бакал,  который  заселил  трудармейцами. 

Значительный  прирост  населения  Копейска  совпадает  с  кампанией  раскулачивания  в  1930 г.  и  переселением  немцев  в  1941 г. в  статусе  трудармейцев; о  чем  напоминают  до  сих  пор  стандартные  одно- и двухэтажные  бараки  служб  ОГПУ  и   НКВД  во  всех  шахтерских  поселках  города.

Во  время  Великой Отечественной войны  на  базе  эвакуированного  оборудования   ввели  в  эксплуатацию   Копейский  машиностроительный  завод. На  небольшой  глубине  велась  добыча  угля  мелкими  временными  шахтами.  После  войны  появились  новые  крупные  шахты, появилась  обогатительная  фабрика, закрылись  старые  шахты времен 1-й пятилетки.

В последние десятилетия, в  условиях  новой  экономической  политики добыча  угля  стала  значительно  снижаться; усилился  отток  населения, особенно  молодежи,  причем еще  с  1960-х гг.

Сегодня в городе  зарегистрировано  свыше  1000 предприятий  различного  направления  и  свыше  7000  частных  предприятий  с  числом  работающих 1-2  человека, обычно родственников. К крупнейшим предприятиям относятся: Машиностроительный  завод, Ремонтно-механический  завод, Молочный  завод, завод «Пластмасс», Завод  скобяных  изделий, Завод  изоляции  труб, Мебельная  фабрика, Авторемонтный  завод, Кирпичный  завод, Завод  по  производству  битума  и  другие  акционерного  типа  предприятия. 

Вместе  с  городом  получили  развитие  системы  образования, здравоохранения, культуры  и  спорта; есть  музей,  библиотеки, детские  учреждения, храмы.

Герои  Советского  Союза  Алабугин  Ф.А., Васильев  И.Н..  Похвалин  Н.Т – всего  8  человек – оставили  след  в  истории  города. 10  копейчан  получили    почетное  звание  Героя  Социалистического  Труда.

По  горняцкой  традиции  День  города  отмечается  в  последнее  воскресенье  августа – в  День  шахтера,  как  и  в  других  шахтерских  городах.

 

Литература:

1.     Семенов  М.Г.  и  др. Краснознаменный  Копейск. ЮУКИ. Ч. 1974. 

2.     Энциклопедия  «Челябинская  область». Тт.1, 3. Ч. 2004.

3.     В. Даль. Толковый  словарь  живого  великорусского  языка. Т. 2.  М. 1994

 

Вокруг

Владимир Боже - памяти В.В.Поздеева

"Это был спокойный, трудолюбивый,  чуждый  всякой позы человек. Он не претендовал на внимание людей, не любил говорить речей. Всякое общение с ним было неформальным. В наш железный век это дорогого стоит".

Юлия Поздеева. Памяти отца

«А здорово я их всех, должно быть, удивил!» - с победоносным видом сказал папа, когда этим летом на финишную прямую вышли сразу две его книги – перевод «Слова о полку Игореве» с комментариями и «Ступени наследия. Челябинск в прошлом».

Страницы жизни

Постепенно к нему приходило понимание, что уральские топонимы много древнее тех языков, которые сменяли здесь друг друга еще до прихода русских. Сегодня Поздеев убежден: финно-угорские племена жили гораздо севернее, а наши южноуральские топонимы в огромной массе своей - наследие ариев.

В круге

У юго-восточной окраины Ленинского района города Челябинска плещутся волны озера Смолино. Озеро огромное, настоящее маленькое море; его так раньше и называли: Челябинское морце. Челябинцы гордились курортным уголком под боком у города.

Топонимическое исследование

 

Представлен перевод древнего текста, отражающий концепцию В.В. Поздеева о том, что новгородская особенность речи конца XII века проясняет все испорченные места в памятнике Древней Руси и тем самым подтверждает время рождения произведения, место его рождения и косвенно авторство с новгородскими корнями.

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами и заказать их доставку в любую точку России. Добро пожаловать!

Шесть книг Издательского дома "Мой Город" стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Теперь каждый желающий может познакомиться с книгами ИД "Мой Город" (Издательство Игоря Розина) и купить их в электронном виде. Для этого достаточно пройти по ссылке.

Издательский дом «Мой Город» выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

Украшения ручной работы

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Со страниц этого сборника звучит голос одного сада. Одного из многих. Потому что он жив и существует – благодаря одному человеку, автору этой книжки. И в то же время через эти стихи словно бы говорят все сады, все цветы, все деревья и травы мира. Может быть потому, что подлинная поэзия – универсальна и не имеет границ.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".