Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Озеро Смолино. Прошлое и настоящее

Озеро Смолино. Прошлое и настоящее
ВЛАДИМИР ПОЗДЕЕВ
Топонимист, краевед

 

У юго-восточной окраины Ленинского района города Челябинска плещутся волны озера Смолино. Озеро огромное, настоящее маленькое море; его так раньше и называли: Челябинское морце, то есть Челябинское маленькое море. Челябинцы гордились курортным уголком под боком у города.

Озеро является осколком древнего моря, даже вода морского типа. Озеро заполняет чашу с плотным дном из осадочной глины, поверх которой осел местами песок, лечебные грязи и такого же качества ил. Озеро как бы «дышит». Оно временами уменьшается и сильно мелеет. Вода становится горько-соленой, непригодной для всего живого. Рыба в озере исчезает. Вода наполняется сероводородом. Зеркало водной глади резко сокращается.

 

Происхождение названия

Очень сильно уменьшилось озеро в начале прошлого ХХ века. Летом 1925 года на отмелях у старинного казачьего поселка Смолино в обнажившихся илах археологи нашли кремневые скребки, ножички, пилки, лезвия, отщепы – заготовки для инструментов. Мастерская по изготовлению каменных изделий принадлежала первобытным людям. Тогда же раскопали несколько курганов – древних могил эпохи бронзы. Судя по находкам археологов, эти места густо заселялись во все три эпохи человечества – каменный, бронзовый и железный века.

Самые древние люди были рыболовами. Более всего их стоянок на озере Смолино. На некоторых мысах жили по тысяче лет. Питались смолинцы рыбой. Места ловли рыбы называются «саймами», и эти места использовали ещё недавно и челябинские рыболовы. Древние жители охотились, собирали ягоды и коренья, занимались животноводством. На территории Южного Урала в разное время проживало очень много различных племен и народностей, были предки славян и германцев,  иранцев и памирцев, индусов и жителей Пакистана. Именно предки жителей Афганистана дали первоначальное название озеру Смолино – ИРЕНДИК («красновато-золотистое») – за цвет песка и почвы в его окрестностях. Сменившие их предки башкир и татар превратили имя в ИРЕНТИК-куль.

С 1736 года недалеко от озера русские заложили крепость и назвали ее Челябинской, или, более кратко, Челяба – по речке с иранским же именем Челябка. Что в переводе на русский язык означает «проходной (или ямной) речки долина».

Озеро Смолино в то время распалось на три водоема, но с середины века увеличилось, и избыток воды стал сливаться через реку Игуменку (в переводе – Грязнуху) в реку Миасс (в переводе –  Золотая или Медная река). Затем озеро Ирентик (Смолино) опять обмелело. Вода во всех трех водоемах стала горькой и соленой, озеро стали именовать Горьким, как соседнее Первое озеро (иранцы его именовали Малакуль – грязной воды озеро).

На западном берегу озера получил земельный надел первопоселенец Челябинской крепости Савва Онисимов сын Смолин. Трое братьев Смолиных основали старинный казачий поселок Смолино возле озера. Озеро Горькое постепенно по деревне стали именовать Смолинским, Смолино. Так его называют до сих пор.

 

Смолино – курорт

Наблюдательные местные жители обратили внимание на лечебные свойства воды, ила и грязи озера Смолино. Уже Паллас узнал об этом, путешествуя в 1770 году по просторам Южного Урала. Почти через сто лет провели анализ озерной воды. Вода оказалась близкой к минеральным водам европейских курортов – Соденским и Киссенгенским. А опыт и наблюдения показали, что купание в озере и ванны из озерной воды благотворно действуют на организм, лечат многие болезни.

Дикий морской курорт появился в окрестностях Челябинска. Сотни людей со всех уголков страны потянулись к берегам Смолинского озера. Челябинцы стали на арендованной у казаков земле строить дачные помещения, появилась Смолеозерная заимка, Медведевка, Татарка.

Челябинский летописец В.А. Весновский с горечью писал в начале ХХ века: « Положение целебного озера, купание в котором можно сравнить только с морским, вблизи такого крупного торгового, промышленного и культурного пункта, как Челябинск, представляется необычно удачным. Всё только за инициативой и средствами».

Западный лесистый берег постепенно становился местом отдыха. Озеро с начала ХХ века стало усыхать. Перестали водиться окунь, щука, карась, ёрш. Лишь после 1936 года началось очередное расширение озера. Специалисты обратили внимание на цикличность, совпадение колебаний уровня воды в водоемах области с колебаниями уровня воды Каспийского моря. Причина явления пока не изучена.

В 1920-30 гг. на озере появились дачи местных областных и городских властей. Ещё раньше, около 1864 года, у северного побережья монашки стали выращивать арбузы и тыквы, засадили недалеко от озера делянку саженцами фруктовых деревьев. Так появилась в дальнейшем опытная зональная станция в самом центре нынешнего Ленинского района.

Застройка бывшего дна озера в северном направлении началась в годы Великой отечественной войны: построили заводы и поселили возле них людей. По окончании войны озеро увеличилось в размере, появилась опять рыба. Землянки и бараки постепенно уступали место многоэтажным домам. Жилая часть района срослась у восточного побережья со старинным казачьим поселком, бывшей заимкой казака Сухомесова. Воды в озеро добавляют и изношенные городские трубы канализации и водоснабжения, и несколько маленьких речушек. Одина из них – Поганка (она же Каменный лог, Колупаевка, Чернушка). В многоводные годы она впадала в Игуменку, и через нее излишек воды из огромного озера уходил в реку Миасс.

 

Экологические проблемы озера Смолино

Озеро наполнилось почти до краев. Из-за пополнения пресной водой через дыры в трубопроводах и полива многочисленных приусадебных и садовых участков вода в Смолинском озере становится все более пресной, теряет свои лечебные свойства. Городские явные и тайные сливы испортили состав воды и лечебных грязей. Желание купаться в озере Смолино у многих горожан пропало, а про лечение грязью верится уже с великим трудом. Город потерял курортную зону на своей окраине. Озеро, с одной стороны, гибнет, а с другой стороны – продолжает развиваться.

Уже много лет перекачивают из Смолино воду в другие водоемы, ибо естественный слив разрушен. Восстановить его сложно и очень дорого: в черте Челябинска сливать через Игуменку удовольствие дорогое. Дешевле прорыть новое русло рукотворной речки от низинного, но болотистого берега возле поселка Сухомесова до Шелюгинских озер и болот и расширить водосточную систему до реки Миасс. И, конечно, пора избавиться от дырявых труб аварийных сливов.

Озеро еще не у края пропасти, даже раки, любители чистой воды, возле поселка Сухомесова и Берегового поселка попадаются в руки. По чистоте оно самое-самое чистое. Ему уступают по чистоте Первое озеро, река Миасс и Шершневское водохранилище. Пока еще оно пусть ощипанное, но дачное и райское место. Многое в судьбе озера зависит от нас, хозяев города. Природа же на стороне озера была и будет.

 

 

Литература:

СМОЛИНО, озеро. Карты  1736, 1742, 1785, 1800 гг.

В. Агаров. Челябинское морцо /Озеро Смолино/ 1914 г.

Сб. Дореволюционный Челябинск в слове современников. ЦИКНЧ. Челябинск. 1997 г.

Доброхотов Ф.П. при участии Весновского В.А. Урал Северный, Средний, Южный.  Петроград. 1917 г.

П.П. Семенов-Тянь-Шанский. Полное географическое описание нашего отечества. Том 5. Урал и Приуралье. С-Петербург. 1914 г.

М.А. Андреева. Смолино. Энциклопедия. Челябинск. 2001 г.

А.П. Моисеев, М.Е. Николаева. Памятники природы Челябинской области. Сборник Природа и мы. Челябинск  ЮУКИ. 1987 г.

В. Борисов Озеро Смолино – природный курорт. Газета «Вечерний Челябинск» 1987. 7 июля.

Е. Качанов. Древние челябинские озера. Газета «Вечерний Челябинск» 1974, 5 апреля.

М. Фонотов. Ритмы Смолино. Газета «Челябинский рабочий». 1997, 1 марта.

В. Косолапов. Загадки озера Смолино. Газета «Вечерний Челябинск». 1985, 6 августа.

В. Борисов. Не нужен берег турецкий…  ГОЛОС. Челябинск. 1991, 2-5 августа.

В.В. Поздеев. Ирентик /Ирендюки/. Энциклопедия Челябинск. 2001 г.

В.В. Поздеев. Флаг семьи на карте. Челябинск. Инфор. № 4 декабрь 1999 г.

В.В. Поздеев. Вехи времени и племен. Городской романс. Челябинск. ЮУКИ. 1996 г.

Списки первопоселенцев новопоставленных крепостей по дороге в Оренбург. Москва. РГАДА. Фонд Сената 248, опись 6, книга 144/1.

 

Вокруг

Владимир Боже - памяти В.В.Поздеева

"Это был спокойный, трудолюбивый,  чуждый  всякой позы человек. Он не претендовал на внимание людей, не любил говорить речей. Всякое общение с ним было неформальным. В наш железный век это дорогого стоит".

Юлия Поздеева. Памяти отца

«А здорово я их всех, должно быть, удивил!» - с победоносным видом сказал папа, когда этим летом на финишную прямую вышли сразу две его книги – перевод «Слова о полку Игореве» с комментариями и «Ступени наследия. Челябинск в прошлом».

Страницы жизни

Постепенно к нему приходило понимание, что уральские топонимы много древнее тех языков, которые сменяли здесь друг друга еще до прихода русских. Сегодня Поздеев убежден: финно-угорские племена жили гораздо севернее, а наши южноуральские топонимы в огромной массе своей - наследие ариев.

В круге

Краткий очерк истории города

Многие думают, что название города Копейска происходит от слова «копейка», но это не так. Каждый, кто хоть раз бывал в городе-спутнике Челябинска, мог заметить, что история Копейска неразрывно связана с добычей угля.

Топонимическое исследование

 

Представлен перевод древнего текста, отражающий концепцию В.В. Поздеева о том, что новгородская особенность речи конца XII века проясняет все испорченные места в памятнике Древней Руси и тем самым подтверждает время рождения произведения, место его рождения и косвенно авторство с новгородскими корнями.

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами и заказать их доставку в любую точку России. Добро пожаловать!

Шесть книг Издательского дома "Мой Город" стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Теперь каждый желающий может познакомиться с книгами ИД "Мой Город" (Издательство Игоря Розина) и купить их в электронном виде. Для этого достаточно пройти по ссылке.

Издательский дом «Мой Город» выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

Украшения ручной работы

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Со страниц этого сборника звучит голос одного сада. Одного из многих. Потому что он жив и существует – благодаря одному человеку, автору этой книжки. И в то же время через эти стихи словно бы говорят все сады, все цветы, все деревья и травы мира. Может быть потому, что подлинная поэзия – универсальна и не имеет границ.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".