Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Школе нужен аристократизм

Заслуженный учитель РФ Евгений Ямбург
ЕВГЕНИЙ ЯМБУРГ
Заслуженный учитель РФ
Текст: Валерий Выжутович

 

Официальное название этого государственного среднего учебного заведения - Центр образования N 109 г. Москвы. А неофициальное, на котором лежит печать личности, укладывается в два слова - Школа Ямбурга.

Школе больше тридцати лет. За прошедшие годы ее директор стал доктором педагогических наук, заслуженным учителем РФ, членом-корреспондентом Российской академии образования и вообще сделался знаменит. Сама же школа из экспериментальной площадки, где обкатывалась "адаптивная модель" (приспособление учебной системы к возможностям и потребностям учеников, а не наоборот), превратилась в многопрофильный центр образования: детский сад, начальные классы, гимназия, лицей, классы педагогической коррекции...

Школа Ямбурга - это еще и собственный театр, конюшня, флотилия с двумя пароходами и несколькими морскими ботами, мастерская художественных ремесел, кафе, парикмахерская, медицинские кабинеты... Это, если угодно, Ямбург-Сити, где чего только нет.

Мы беседовали накануне 1 сентября, в не самое свободное время для директора школы. Впрочем, когда оно бывает свободным?

 

Воспитательное пространство, или Эффект соленого огурца

- Давно закончились директорские каникулы?

- Их, по сути, и не было. Пару недель отдохнул в Подмосковье и все. У директора школы каникул не бывает. У меня уже накопилось 360 дней неиспользованного отпуска. Это как "тяжелый декрет". Кто-то думает, что если детей нет в школе, то здесь и делать нечего. Но как раз в это время у директора дел невпроворот. Я испытываю огромное удовольствие от строительных работ. Потому что школьный ремонт - это тоже педагогика.

- В каком смысле?

- В самом прямом. В педагогике существует так назывемый эффект соленого огурца. То есть в хорошем "рассоле" ребенок "просаливается". Воспитание средой - это вещь, требующая мозгов, творчества и огромного желания. Ведь школьная среда - это не только сверкающие чистотой коридоры, не только современно оборудованные уголки для отдыха. Это совершенно особым способом организованное пространство.

Вот вы, пока шли ко мне в кабинет, наверное, обратили внимание: вдоль коридора висят дружеские шаржи на учителей, на директора... В советские времена некоторые мои коллеги, увидев эту портретную галерею, с ужасом восклицали: "Что вы делаете! Это подрыв учительского авторитета!" А, по-моему, в школе нет ничего вреднее, чем глупая серьезность. Школа и так довольно агрессивное учреждение. И потом, лучше дружеский шарж на учителя, чем мат в его адрес на стенах туалета.

- К школьным туалетам, я знаю, у вас особенно трепетное отношение.

- Да, я - основоположник туалетного движения в школах России. Я глубоко убежден, что культура не делится на высокую и низкую. Странно говорить с учениками о высоком, когда в школе, извините, пахнет мочой. Я объясняю детям, что если театр начинается с вешалки, то школа - с мест общего пользования.

Как-то пришел к одной знакомой директрисе, мы с ней когда-то вместе учились. Гляжу - стены туалета в ее школе покрашены черной краской. Я ахнул: "Ты с ума сошла?!" Она говорит: "Ямбург, ты не понимаешь, на черном грязь меньше видна". Я говорю: "Душа моя, на черном грязь больше видна, это во-первых. А, во-вторых, зачем превращать туалет в каземат?" В другую школу приехал - мне строители говорят: "Мы просто балдеем от директорских указаний". - "А что такое?" - "Да вот он дал команду обложить кирпичами каждый унитаз. Чтобы дети ногами не разбивали".

Таких примеров тьма. Помню, ко мне приехали директора школ из шахтерского региона. Стали жаловаться: "У нас дети в столовой, пока тарелку с раздачи несут, сто раз супом обольются". Я говорю: "А вы не пробовали купить супницы и поставить на столы?" Эта убогость, эта привычка к опрощению - вот что меня удручает. Можно сколько угодно орать на детей: "Не садитесь на подоконники, не убивайте батарею!" - и все равно не перестанут садиться. А можно около подоконника поставить скамейку и больше не будет повода орать.

Вы видели наше кафе? Согласитесь, оно не похоже на солдатскую столовую, где пахнет хлоркой и кислыми щами. Здесь даже бар есть - к огорчению детей, безалкогольный. А свет - боковой, приглушенный. Поэтому тут никто не вопит как резаный. Вы же в кафе вполголоса разговариваете, верно? Цвет стен, интерьер, освещение - это все тоже педагогика.

 

Три урожая с одного куста

- А парикмахерская вам зачем? Что, дети сами себя стригут, делают прически друг другу?

- У нас еще и кузница, и гончарка, и ювелирка. Недавно стеклодувку купили. Каждый человек в чем-то должен быть королем. У одного умные руки, а у другого умная голова. Поэтому есть экономический, юридический, медицинский, физико-математический классы, а есть классы художественных ремесел. Ты можешь быть в математике ни бум-бум, зато ты лучше всех стрижешь. Тогда меньше зависти, ненависти, агрессии.

Вообще нормальный педагог с одного куста снимает три урожая. Наличие в школе той же парикмахерской - это, с одной стороны, профессиональная подготовка, чтобы в будущем был кусок хлеба. С другой - преодоление зависти, снятие барьеров между "талантливыми" и "бесталанными". Случалось, девочки из элитных математических классов говорили мне: "Почему стричь доверяют не всем ребятам, а только таким-то и таким-то? Мы тоже хотим!" А с третьей стороны - это элементарное самообслуживание.

- Мне трудно представить, что столичная старшеклассница, пусть даже не из слишком обеспеченной семьи, вверит свою драгоценную голову школьной подружке.

- Да запросто! Ведь интересно же. Ну а потом: дети стригут не только друг друга. К нам дедушки, бабушки приходят стричься. В салоне простая стрижка стоит 350 рублей. А тут бесплатно.

- У вас в кафе, мне говорили, всегда есть дежурный.

- А как же!

- Будто бы даже все классы поочередно дежурят по школе.

- Да, все, как обычно.

- Мой сын, пошедший в первый класс на излете советской эпохи, узнав от меня, что у вас "не изжито" дежурство по школе, сразу вспомнил, как тоже расхаживал с повязкой на рукаве, и кисло поморщился.

- А что такого? Самообслуживание. Те же директора из шахтерского региона жаловались, что родители в их школах возмущаются и ссылаются на приказ минобразования, запрещающий отвлекать детей на хозработы. Я спросил своих коллег: "Это дети мэров, пэров?" Нет, как выяснилось, дети экскаваторщиков. Да что говорить! Сегодня даже в деревенских школах ученики не желают сами себя обслуживать. Это просто катастрофа какая-то.

 

Издержки политкорректности

- Кого вы принимаете в вашу школу, а кого - нет?

- Принцип очень простой: я беру всех, кто проживает в этом микрорайоне.

- Но школа не может принять всех желающих. Сколько у вас сейчас учеников?

- Чуть менее двух тысяч.

- Это результат определенной селекции?

- Нет. У нас не элитная школа. У нас школа для всех. В детский сад и в начальные классы может прийти любой, кто прописан по нашим адресам. Дальше начинается диагностика. Но мы не разбиваем детей по классам, до последнего момента мы их держим вместе, чтобы в некоторых ребятах не пробудился комплекс неполноценности. Только c шестого класса начинается разделение детей по потокам обучения.

- Это кого-то, наверное, обижает.

- Безусловно. Такая дифференциация имеет не только плюсы, но и минусы. Вот на Западе в немецкой или английской школе (кроме элитных) все дети учатся вместе. Считается, что нормальный ребенок и олигофрен получают одинаковое образование. Сомневаюсь в этом.

Даун или имеющий иные серьезные отклонения ребенок действительно сидит в одном классе со всеми. Но он же ничему не учится. Он, извините за цинизм, играет роль наглядного пособия для упражнений в политкорректности. Детям как бы внушается: вот, мол, есть и такие люди, надо к ним относиться нормально, не хуже, чем к другим. И вроде бы это очень демократично. Хотя на самом деле такой подход отдает лицемерием.

- Поэтому дети с проблемами в развитии учатся у вас отдельно, в так называемых коррекционных классах?

- Да, поэтому.

- Такие дети неминуемо попадают в коррекционный класс или это необязательно?

- Чем раньше мы выявим дефект, тем больше у нас времени для коррекционной деятельности. Да, я, подобно моим западным коллегам, либеральный человек. Я тоже хотел бы, чтобы все дети учились в одном классе, чтобы не создавались некие резервации. Но это ровно до тех пор, пока больной ребенок не стукнул по голове моего и не убил его. Тут моя политкорректность заканчивается.

 

"Учителя в нашу школу очередь не занимают"

- А как вы формируете педагогический состав? Каковы принципы отбора?

- Быстро ничего не делается. Педагогический коллектив школы создается годами, как труппа в театре. Тут свои традиции, своя мифология.

- Как же вы просеиваете толпу претендентов на преподавательские должности?

- Это распространенное заблуждение. Все почему-то думают, что учителя к нам в школу очередь занимают.

- Это не так?

- Абсолютно не так!

- Зарплата невысокая?

- Не в этом дело. Вот я захожу в гимназический класс. Там идет урок. Тема: Древняя Греция. История, культура, искусство, мифы... А потом та же учительница рассказывает о Древней Греции в коррекционном классе. И там совсем другой урок. Она рисует на доске половину амфоры и говорит: "Дети, археологи нашли половину амфоры. Сейчас мы будем, как археологи, ее восстанавливать и штриховать". Это чисто дефектологическое упражнение для детей с лево-правополушарной ассиметрией. А теперь скажите: где легче работать? Там, где ты изо дня в день транслируешь одно и то же, или тут, где один и тот же материал надо подавать совершенно по-разному, всякий раз приспосабливаясь к аудитории?

 

"Я очень доверчив, и дети этим пользуются"

-Какими вашими слабостями пользуются ученики?

- У меня огромное количество слабостей. Я, например, курящий человек. Не могу это скрыть и скрывать не собираюсь. Правда, у меня свои примочки есть. Я говорю, вы видите, у меня уже память отказывает, я уже все забываю, и это результат моего дебильного курения. Если не хотите быть такими же, не надо курить.

Второй момент: я, к сожалению, излишне либерален. Поэтому подбираю педагогические кадры по принципу взаимодополнения. Если бы я подбирал заместителей и учителей под себя, как многие делают, школа бы очень быстро потеряла управление. Либеральный директор должен иметь хотя бы пару авторитарных заместителей, а авторитарный директор - хотя бы пару заместителей-либералов. Тогда школьный корабль не будет давать крен в одну или в другую сторону. То же касается и педагогов, поскольку в будущей жизни детям придется иметь дело с разными людьми - мягкими и жесткими, демократичными и не очень.

- Вас легко обмануть?

- В принципе да. Я очень доверчив, и дети этим пользуются. А еще я очень сомневающийся человек. Мне трудно принимать решения, я долго взвешиваю все "за" и "против". Между тем в школе иногда приходится принимать очень непопулярные решения. Причем немедленно.

У меня была история. Попросил меня высокопоставленный военный дочку в школу принять. Ну я ее принял. И вот - май. Жарко. Дети пишут предэкзаменационное сочинение. Мальчик попросил открыть окно, подышать. Дочка военного говорит: "Закрой". Все говорят: "Открой". Мальчик открыл. Она говорит: "Ты об этом пожалеешь". А ее в школу на "Волге" солдат подвозил. Она дала солдату команду, и он этого парня избил. Когда это стало известно, ее одноклассники заняли жесткую позицию: "Мы не войдем в класс, пока этот человек будет учиться вместе с нами". До начала выпускных экзаменов оставалось две недели. Приказ об исключении из школы последовал немедленно...

И вторая история. Одна девочка дала другой парфюм попользоваться. И та вроде бы израсходовала больше, чем положено. Эту девочку ее одноклассницы заманили в лес и... нет, не избили. Они заставили сапоги лизать у той, что парфюм ей давала. Сняли все на видео, потом стали показывать в школе.

К чести класса, этого никто не одобрил. Я вызвал родителей и спокойно проинформировал их: "За унижение чести и достоинства своего товарища я исключаю ваших детей из школы. Спорить со мной бесполезно". Тем девчонкам сказал: "Вон отсюда!" И тут же позвонил директору соседней школы с просьбой взять их к себе. Он немедленно согласился, поскольку его "пациентов" с подмоченной репутацией я всегда брал безоговорочно.

Детей нельзя выбрасывать на улицу. Но урок из случившегося они должны извлечь. Хотя не все так печально: за 32 года моей работы в этой школе было лишь два случая, приведших к исключению.

- Вы как к ученикам обращаетесь - на "вы" или на "ты"?

- В разных ситуациях по-разному.

- Это не от возраста зависит?

- Не от возраста. Если, скажем, я в нашем театре репетирую спектакль, то веду себя не как директор школы с учениками, а как режиссер с актерами. Могу на "ты", могу наорать, могу выгнать с репетиции. Ну а в директорском кабинете я сдержан, корректен, со всеми на "вы", даже с пятиклассниками.

- В школе допустима демократия?

- Понимаете, какое дело. Врач, который делает операцию, не обязан советоваться с больным, как ему вырезать аппендицит. Я не хочу называть поименно всех поборников безбрежной демократии в школе. В начале 90-х годов появилось очень много педагогов, которые считали, что нужно идти вслед за потребностями ребенка, советоваться с ним, что изучать, а что не изучать. На дверях таких школ я бы начертал цитату из популярного шлягера: "Ты скажи, ты скажи, чё те надо, чё те надо, я те дам, я те дам, чё ты хошь".

Я не против идти за осознанными потребностями ребенка. Весь вопрос в том, насколько они осознанны. Жизнь - не игра. А учение - это тяжелый труд. Доктор Спок, который проповедовал безграничную любовь и ненасилие в педагогике, к концу жизни отказался от своих взглядов. Ибо количество истериков и невротиков, которое получило американское общество благодаря его воспитанию, не поддается исчислению. Выходя из школы, ее выпускники сталкивались с жесткой конкурентной жизнью и неизменно впадали во фрустрацию, разочарование.

Школа-казарма - страшная вещь. Но школа без руля и без ветрил еще хуже. Школе нужны не демократия и не авторитаризм. Ей нужен аристократизм. Благородное чувство дистанции. Демократия - в том, что на стенах в моей школе висят не портреты российских руководителей, а дружеские шаржи на учителей, и в этом нет ни грана фамильярности.

Но, с другой стороны, школа и общество не существуют без иерархии. Уважение к вышестоящим, понимание, чем и кому ты обязан, безусловно, требуются. Я до сих пор на Окуджаву и Эйдельмана, с которыми имел честь быть знакомым, смотрю снизу вверх. Кто-то обязан и на меня так смотреть.

 

Бизнес на крысах

Однажды к Евгению Ямбургу пришли две шестиклассницы: "Евгений Александрович, у нас есть проект. Мы хотим разводить декоративных крыс". Душа педагога размякла, он вспомнил свое детство, юннатское движение и сразу дал согласие. Через два дня девочки снова пришли к директору: "Евгений Александрович, говорят, что крысам на корм нужно 50 рублей в неделю". Он полез в кошелек...

Вскоре выяснилось, что девочки пытались "развести на деньги" и завуча школы. Весь "проект" рассыпался, когда стало известно, что с самого начала он носил коммерческий характер: девочки сдавали крыс за деньги в ближайший зоомагазин.

"Жизнь сурово вторгается в наши идеальные представления, - говорит Ямбург, - но падать в обморок я не собираюсь, надо что-то этому противопоставлять. И потом, не забывайте, что все педагоги немного "сказочники". Они всегда выдают желаемое за действительное, но без этого же работать невозможно".

 

Источник: "Российская газета" (08.2008), http://www.rg.ru/2008/08/28/yamburg.html

 

 

11.10.2014

"Нет никаких "элитных школ" и "дворовых школ". Школы делятся не по этому принципу. Школы делятся на те, где детей любят и их не унижают, и те, где не любят и унижают. Где маме могут сказать: "надо было раньше своим ребенком заниматься" - и где не могут. Где уважаемому коллеге скажут в лицо: "еще один защитник детей выискался" - и где не скажут. Где любят литературу - и где выполняют указания сверху".

О системе «Антиплагиат»
9.07.2013

"Моральный климат, точнее аморальный, в среде авторов и исполнителей заимствованных диссертаций ужасный. Фальшивые диссертации, тухляки, «осетрина второй свежести» производится в дурно пахнущем цеху".

Интервью с министром образования Челябинской области
18.04.2013

"Страхи были всегда – у студентов, выпускников школ и при советской власти, и до нее. Любой выпускник боится итоговой аттестации. Однако я думаю, сейчас ни один здравомыслящий человек не будет оспаривать необходимость ЕГЭ. Ведь это независимая оценка качества знаний в обучении школьника".

29.12.2012

«Господа, остановитесь! Не вывозите вы миллиарды из страны! Отдайте их школе! Иначе толпа простаковых и скотининых сметет нас всех. Раздавит. Растопчет. Проглотит!»

Естественная типология родителей
9.11.2012

Золотая середина — дело хорошее, но, как известно, на практике труднодостижимое. Поэтому родители будущих первоклассников склонны впадать в крайности. Одни исступлённо занимаются ранним развитием почти с пелёнок, другие же принципиально не желают забивать ребёнку голову до поступления в школу.

Опрос экспертов
19.10.2012

Правительственный законопроект «Об образовании в РФ» в среду прошел первое чтение в Госдуме. Ожидается, что полностью документ будет принят Думой до конца года, а вступит в силу 1 января 2013 года. Что это за закон? Какими будут последствия его принятия?

Что понял корреспондент «Русского Репортера», пока работал учителем географии
7.10.2012

"Все-таки работа учителем — это настоящее мужское занятие. Я не понимаю, почему у нас процентов восемьдесят педагогов — женщины. Урок можно сравнить с рукопашным боем, с сафари, с корридой. Хочется выйти из него победителем".

Как дизайн класса может повлиять на успеваемость учеников
30.09.2012

Финские дизайнеры, учителя и школьные администраторы полагают, что с помощью архитектуры и дизайна можно сделать захолустную школу центром городской жизни, а классы-трансформеры с подвижными стенами, круглыми столами, диванами и пуфиками повышают успеваемость учеников.

Мысли Евгения Ямбурга
24.09.2012

"В лоне Государственной Думы зреет новая редакция Закона РФ «Об образовании», что по обыкновению невротизирует население, порождая зловещие слухи, например, о введении тотальной платности обучения и прочих связанных с ним грядущих новшествах".

18.09.2012

Уже многие годы в Германии, в центре «славной либеральной» Европы, предмет «Религия» преподается во всех школах. И сомнений в необходимости такого курса там не возникает.

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".