Письмо учителя словесности
Только что вернулась из одного районного центра – ездила по линии курсов повышения квалификации. То, что увидела, обожгло!
Огромущая школа, рассчитанная на полторы тысячи, ныне обучает 500 детей. Здание простужено, из старых окон дует во все щели. При этом кабинеты напичканы всевозможной техникой. Вроде бы проведен интернет, но мне так и не удалось в него ни зайти, ни выйти. От электронного журнала в школе отказались: родителям платить нечем. Люди сидят без работы – производства никакого нет. Это в районе-то, некогда славившемся на всю округу отличной сельскохозяйственной продукцией! Кормятся со своего подворья, пенсий и бюджетных зарплат.
На 500 детей – с десяток педагогов по моему предмету. До ставки едва дотягивают. Следовательно, и зарплата мизерная. Озвученное большим начальством повышение до 30 тысяч вызывает у них уже не смех сквозь слезы, а нестерпимую боль – не верят! Обозлены и на свою администрацию, как им кажется, несправедливое распределение стимулирующих надбавок. Да откуда им взяться! Школа – единственный культурный центр села. Из скудной кубышки надо суметь выкроить и на спортивные секции, и на музыкально-танцевальные коллективы. Экономят на всем.
Школа не выписывает ни одного методического журнала. Самообразование педагогов хромает. Предмет «Литература» задвинут куда подальше. Занимаются натаскиванием на ЕГЭ и ГИА по русскому языку. Удивили и сами дети. Безликая, пока еще тихая масса. Им-то как раз нужна форма. Там, где нет лиц, форма обязательна! У нас ведь и в Законе об образовании, и в министерских приказах теперь прописана обезличенность – не ученики, а обучающиеся.
Два дня работы: о читательской деятельности на уроках, системе внеклассного чтения, культурных проектах и просто живого разговора о литературе, книжных новинках, новых именах – не прошли даром. Аудитория встрепенулась. После видеозаписи мастер-классов и лекций ведущих педагогов, ученых, писателей (есть у нас такие в стране!) – удивление! Какие учителя! Какие дети! И никаких сверхмодных образовательных технологий, формирующих универсальные учебные действия! Они-то думали, что надо срочно учиться «языку оккупантов-андроидов» (привет «Немцам» А. Терехова!), создавать кластеры и синквейны, применять методы коучинга и кейс-стади, стать «эффективным менеджером» на уроке.
Не успели еще понять бедные педагоги, что чиновники свое косноязычие и необразованность маскируют модными иностранными словечками – тюнинг у них такой! Жаль, что иные школьные начальники их слепо копируют. Завуч или другие проверяющие, приходя на урок, первым делом смотрят, включен компьютер или нет – на экране обязательно должно что-то отражаться, будь то портрет писателя или обложка книги. Если нет, то учитель «не владеет современными информационными технологиями», а значит, долой стимулирующая надбавка. Вот вам и «перегибы на местах»! Видимо, невдомек модернизаторам, что нужно быть просто интересным учителем, обладать неудержимой фантазией, профессионально развиваться, иметь необходимые научные знания по предмету. Создавать свое творческое сообщество, участвовать в конференциях, семинарах, посещать театры, библиотеки, выставки и книжные ярмарки… Господи, куда все ушло! И читать, читать, читать… Классиков и современников. Всем – учителям, детям и их родителям. Громко! Вслух! Чтобы вся страна услышала нормальную человеческую речь!
Возвращаюсь домой по заснеженной трассе. И захотелось мне остановить машину посередке некогда могучей страны и завыть во всю мощь иерихонской трубы: «Господа, остановитесь! Не вывозите вы миллиарды из страны! Отдайте их школе! Иначе толпа простаковых и скотининых сметет нас всех. Раздавит. Растопчет. Проглотит!»
И еще одна мысль посетила. Не впору ли нам создать отряд 25-тысячников и колесить по городам и весям, вновь поднимая целину и заодно выбивая всю новомодную образовательную дурь из школы. Но наберем ли мы такой отряд?!
Анна Солнцева, педагог
11.10.2014
|
О системе «Антиплагиат»
9.07.2013
|
Интервью с министром образования Челябинской области
18.04.2013
|
6.04.2013
|
19.11.2012
|
1.11.2012
|
Опрос экспертов
19.10.2012
|
Олег Смолин - о принятии нового закона
19.10.2012
|
17.10.2012
|
Как дизайн класса может повлиять на успеваемость учеников
30.09.2012
|