Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Письмо учителя словесности

Письмо учителя словесности

Только что вернулась из одного районного центра – ездила по линии курсов повышения квалификации. То, что увидела, обожгло!

Огромущая школа, рассчитанная на полторы тысячи, ныне обучает 500 детей. Здание простужено, из старых окон дует во все щели. При этом кабинеты напичканы всевозможной техникой. Вроде бы проведен интернет, но мне так и не удалось в него ни зайти, ни выйти. От электронного журнала в школе отказались: родителям платить нечем. Люди сидят без работы – производства никакого нет. Это в районе-то, некогда славившемся на всю округу отличной сельскохозяйственной продукцией! Кормятся со своего подворья, пенсий и бюджетных зарплат.

На 500 детей – с десяток педагогов по моему предмету. До ставки едва дотягивают. Следовательно, и зарплата мизерная. Озвученное большим начальством повышение до 30 тысяч вызывает у них уже не смех сквозь слезы, а нестерпимую боль – не верят! Обозлены и на свою администрацию, как им кажется, несправедливое распределение стимулирующих надбавок. Да откуда им взяться! Школа – единственный культурный центр села. Из скудной кубышки надо суметь выкроить и на спортивные секции, и на музыкально-танцевальные коллективы. Экономят на всем.

Школа не выписывает ни одного методического журнала. Самообразование педагогов хромает. Предмет «Литература» задвинут куда подальше. Занимаются натаскиванием на ЕГЭ и ГИА по русскому языку. Удивили и сами дети. Безликая, пока еще тихая масса. Им-то как раз нужна форма. Там, где нет лиц, форма обязательна! У нас ведь и в Законе об образовании, и в министерских приказах теперь прописана обезличенность – не ученики, а обучающиеся.

Два дня работы: о читательской деятельности на уроках, системе внеклассного чтения, культурных проектах и просто живого разговора о литературе, книжных новинках, новых именах – не прошли даром. Аудитория встрепенулась. После видеозаписи мастер-классов и лекций ведущих педагогов, ученых, писателей (есть у нас такие в стране!) – удивление! Какие учителя! Какие дети! И никаких сверхмодных образовательных технологий, формирующих универсальные учебные действия! Они-то думали, что надо срочно учиться «языку оккупантов-андроидов» (привет «Немцам» А. Терехова!), создавать кластеры и синквейны, применять методы коучинга и кейс-стади, стать «эффективным менеджером» на уроке.

Не успели еще понять бедные педагоги, что чиновники свое косноязычие и необразованность маскируют модными иностранными словечками – тюнинг у них такой! Жаль, что иные школьные начальники их слепо копируют. Завуч или другие проверяющие, приходя на урок, первым делом смотрят, включен компьютер или нет – на экране обязательно должно что-то отражаться, будь то портрет писателя или обложка книги. Если нет, то учитель «не владеет современными информационными технологиями», а значит, долой стимулирующая надбавка. Вот вам и «перегибы на местах»! Видимо, невдомек модернизаторам, что нужно быть просто интересным учителем, обладать неудержимой фантазией, профессионально развиваться, иметь необходимые научные знания по предмету. Создавать свое творческое сообщество, участвовать в конференциях, семинарах, посещать театры, библиотеки, выставки и книжные ярмарки… Господи, куда все ушло! И читать, читать, читать… Классиков и современников. Всем – учителям, детям и их родителям. Громко! Вслух! Чтобы вся страна услышала нормальную человеческую речь!

Возвращаюсь домой по заснеженной трассе. И захотелось мне остановить машину посередке некогда могучей страны и завыть во всю мощь иерихонской трубы: «Господа, остановитесь! Не вывозите вы миллиарды из страны! Отдайте их школе! Иначе толпа простаковых и скотининых сметет нас всех. Раздавит. Растопчет. Проглотит!»

И еще одна мысль посетила. Не впору ли нам создать отряд 25-тысячников и колесить по городам и весям, вновь поднимая целину и заодно выбивая всю новомодную образовательную дурь из школы. Но наберем ли мы такой отряд?!

Анна Солнцева, педагог

 

11.10.2014

"Нет никаких "элитных школ" и "дворовых школ". Школы делятся не по этому принципу. Школы делятся на те, где детей любят и их не унижают, и те, где не любят и унижают. Где маме могут сказать: "надо было раньше своим ребенком заниматься" - и где не могут. Где уважаемому коллеге скажут в лицо: "еще один защитник детей выискался" - и где не скажут. Где любят литературу - и где выполняют указания сверху".

О системе «Антиплагиат»
9.07.2013

"Моральный климат, точнее аморальный, в среде авторов и исполнителей заимствованных диссертаций ужасный. Фальшивые диссертации, тухляки, «осетрина второй свежести» производится в дурно пахнущем цеху".

Интервью с министром образования Челябинской области
18.04.2013

"Страхи были всегда – у студентов, выпускников школ и при советской власти, и до нее. Любой выпускник боится итоговой аттестации. Однако я думаю, сейчас ни один здравомыслящий человек не будет оспаривать необходимость ЕГЭ. Ведь это независимая оценка качества знаний в обучении школьника".

6.04.2013

По мнению экспертов, гуманитарное образование к 2020 году может практически исчезнуть. Что происходит с ним в стране и на Южном Урале в частности? Чем грозит обществу дефицит гуманитариев?

19.11.2012

"В нашей стране совместное образование было введено в мае 1918 года с целью устранить неравноправие женщин и мужчин в этой области. В 1943-м была предпринята попытка ввести раздельное обучение мальчиков и девочек в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик... Этот эксперимент был отменён в 1954 году".

1.11.2012

По мнению большинства участников эксперимента, букридеры на основе электронных чернил являются наиболее подходящими для учебного процесса. 80% родителей школьников считают главным преимуществом электронных учебников с технологией E-Ink абсолютную безопасность для глаз и удобство в переноске и хранении.

Опрос экспертов
19.10.2012

Правительственный законопроект «Об образовании в РФ» в среду прошел первое чтение в Госдуме. Ожидается, что полностью документ будет принят Думой до конца года, а вступит в силу 1 января 2013 года. Что это за закон? Какими будут последствия его принятия?

Олег Смолин - о принятии нового закона
19.10.2012

"Пока умные и сильные люди в России будут думать одно, а говорить обществу и голосовать по-другому, вряд ли нам что-то светит".

17.10.2012

"Что за люди обучаются на дому, а точнее – что за дети? Как правило, дети, страдающие хроническими заболеваниями. Реже – ребята, которых отлучают от коллектива из-за невыносимого поведения или страшной неуспеваемости. А может, из-за паранормальных способностей?"

Как дизайн класса может повлиять на успеваемость учеников
30.09.2012

Финские дизайнеры, учителя и школьные администраторы полагают, что с помощью архитектуры и дизайна можно сделать захолустную школу центром городской жизни, а классы-трансформеры с подвижными стенами, круглыми столами, диванами и пуфиками повышают успеваемость учеников.

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".