Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

"Учителя боятся ЕГЭ не меньше своих учеников"

"Учителя боятся ЕГЭ не меньше своих учеников"
АЛЕКСАНДР КУЗНЕЦОВ
Министр образования и науки Челябинской области

Приближение выпускных экзаменов в школе, да и в любом учебной заведении – всегда дополнительная эмоциональная нагрузка для тех, кто задействован в процессе образования. Итоговая аттестация нервирует не только будущих абитуриентов и их родителей, но и педагогов, чьи знания сквозь призму времени за короткий срок должны будут отразить ученики. О том, действительно ли нужно бояться ЕГЭ, что нового ждет в этом году выпускников школ на экзаменах и других проблемах в обучении рассказал министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов.

- Александр Игоревич, как Вы считаете, чего чаще всего боятся школьники, когда готовятся к выпускным экзаменам?

- Страхи были всегда – у студентов, выпускников школ и при советской власти, и до нее. Любой выпускник боится итоговой аттестации. Однако я думаю, сейчас ни один здравомыслящий человек не будет оспаривать необходимость ЕГЭ. Ведь это независимая оценка качества знаний в обучении школьника. Раньше была такая проблема: учитель учит, и он же оценивает то, как учит. А оценивать все-таки должна какая-то независимая структура, поэтому сегодня созданы территориальные экзаменационные комиссии, которые организовывают ЕГЭ.

Я тоже боялся экзаменов. И до сих пор кто-то пятаки под пятку кладет, надеясь, что ему это поможет, кто-то кричит: «Халява, приди!», кто-то еще что-то делает, – это нормальный процесс, который психологически понятен и объясним, хотя, в общем-то, страшного ничего нет. И не надо нервничать, переживать, рвать на себе волосы, тысячи детей сдают эти экзамены только в нашей области. А если посчитать по стране…

- Какие изменения ждут школьников в ЕГЭ по математике? Для чего нужно разделение алгебры и геометрии?

- Математика разделяется, чтобы можно было распределить оценки – одну поставить по алгебре, другую по геометрии. Потому что есть два предмета, конечно, они смежные, но геометрия четко не выделялась в КИМах. Сейчас это выделение произошло.

- Какие изменения ждут тех выпускников, которые выбрали ЕГЭ по истории?

- Увеличение иллюстративного материала. Ведь карты на экзамене по истории – непременный элемент сдачи. Знание карты – обязательное условие для выпускника. Ребенок во время экзамена должен продемонстрировать умение пользоваться картой.

Раньше просто технически было сложнее внедрить карты в процесс ЕГЭ, сейчас такие возможности появились.

- Будут ли для учителей организованы выездные ЕГЭ – так же, как это предусмотрено для школьников?

- Учителя, как любые педагоги, проходят ежегодную аттестацию на соответствие квалификационной категории или на соответствие должности, которую они занимают. И эти процедуры предполагают оценку – соответствует ли этот педагог занимаемой должности в той или иной категории или нет. Зачастую эти процедуры приближены к Единому госэкзамену.

Каждый нормальный учитель-предметник всегда самостоятельно проходит ЕГЭ. Когда я преподавал в школе, я тоже его проходил. Да и сейчас захожу на сайт ЕГЭ, там всегда выложены тесты. Выбираешь предмет и пожалуйста, проходишь экзамен в интерактивном режиме. Попробовать свои силы никому не возбраняется – ни учителю, ни школьнику, ни любому обывателю.

А то, что педагоги иногда стращают школьников Единым госэкзаменом, они так же раньше пугали государственным экзаменом – для того чтобы повысить мотивацию школьников к обучению. Это своего рода психологический способ давления на ребенка.

Я считаю, что говорить учителю, что он не понимает страхов ученика, потому что сам не проходил ЕГЭ, это глупо. Педагог четко понимает и осознает степень сложности ЕГЭ еще и потому, что эта процедура характеризует качество работы учителя-предметника.

И когда говорят, что школьник боится ЕГЭ, я уверен: учитель боится его не меньше, ведь когда он готовит выпускника по своему предмету, а потом этот ребенок плохо сдает – это всегда удар по профессионализму и самолюбию педагога. Он понимает, что, видимо, где-то недоработал с выпускником – или в предметной области, не дал соответствующие знания, или психологически. Потому что зачастую дети, накрученные учителями, перегорают или, наоборот, заранее недооценивают степень сложности экзамена, пренебрежительно к нему относятся, чего делать нельзя.

Я себя вспоминаю, когда поступал в университет, то психологически перегорел. Потом, конечно, поступил, в университет, но свой первый экзамен запомнил отчетливо – я пришел его сдавать в восемь утра, но зашел в аудиторию только в пять вечера – боялся зайти, всех пропускал, хотя был одним из лучших выпускников своей школы. И был единственным, кто сдал все выпускные экзамены в школе на «отлично». А ведь тогда сдавали не четыре экзамена как сейчас, сдавали четыре вступительных в вуз, и еще семь выпускных экзаменов в школе, если не больше.

Сейчас сдать четыре экзамена – это полная ерунда. А тогда – больше десяти экзаменов за месяц, вот это действительно была нагрузка.

И поэтому когда говорят, что выпускникам страшно – для меня это не новость. Ну, да, страшно. Мне тоже было страшно. Потому-то выпускной экзамен из школы, а сейчас совмещенный со вступительным в вуз, только один раз в жизни бывает. И, конечно, любому выпускнику хочется, чтобы эта процедура прошла успешно.

Очень важна психологическая подготовка ребенка со стороны педагога, со стороны организаторов ЕГЭ, которые, с одной стороны, дают понять школьнику, что не надо недооценивать экзамен, он государственный, и к нему надо серьезно относиться.

А с другой стороны, сняли бы избыточные страхи с этого ребенка и избыточную психологическую тревожность в отношении этого экзамена, потому что до выпускников 2013 года десять лет выпускники сдавали и хорошо сдавали, и после них еще будут сдавать, я уверен, будут это делать не хуже.

- Как в этом году ужесточат контроль за тем, чтобы школьники не списывали во время экзаменов?

- Если эта процедура независимая, объективная, значит, она должна выявлять не умение ребенка списать, а учебные, предметные способности. То есть экзамен должен быть объективным. Но ведь это вечная борьба: дети изобретают способы нарушить процедуру, организаторы экзамена придумывают разные методы, чтобы повысить объективность экзамена.

Учитывая, что сейчас техника активно развивается, многие используют смартфоны, электронные гаджеты. Еще в позапрошлом году вышел запрет на использование мобильных телефонов и запрет даже на пронос телефонов. То есть неважно, пользовался ребенок телефоном или не пользовался, но если у него был во время экзамена был мобильник – это уже нарушение.

Никаких средств связи у ребенка с собой быть не должно, и если у школьника увидят телефон – это повод, чтобы удалить его с экзамена и не дать возможности даже на пересдачу. Это административное правонарушение. У нас есть уже прецеденты, когда мы в отношении таких выпускников возбуждали дела, потому что служба надзора и контроля в сфере образования за этими вещами строго следит. И того, кого застукали с нарушением, мы стараемся наказать.

И еще желание списать в наших детях из-за очередных издержек менталитета – ребенок вместо того, чтобы действительно хорошо подготовиться и понять, насколько он обучен и способен к дальнейшему обучению в высшем учебном заведении, идет на такие ухищрения. Надо ломать это психологическое представление об экзамене. И все-таки убеждать и детей, и их родителей в том, что списывать нехорошо. Уж лучше написать на троечку, которую ты заслужил, ведь трагедии в этом никакой нет.

В этом году процедура контроля ужесточается – введено видеонаблюдение. Пока еще не на всех пунктах проведения госэкзамена мы можем разместить оборудование, не везде ресурсов хватает. Но уже 40% пунктов камерами оборудованы. Это важно для фиксации всей процедуры, и не только в отношении учеников, но и также для педагогов, потому что зачастую у учеников рождается соблазн списать, когда педагог, даже без злого умысла, но отлучается ненадолго из аудитории, и этим провоцирует ребенка на списывание. Вот чтобы таких вещей не было, предусмотрено видеонаблюдение.

Также это поможет решить конфликтные ситуации, хотя, конечно, камера под парту не заглянет и в голову ребенка тоже.

- Правда ли что выпускники начальной школы тоже будут сдавать ЕГЭ?

- Пока в экспериментальном режиме разрабатывается процедура Государственной итоговой аттестации (ГИА) по окончании четвертого класса. Потому что, по закону, каждый уровень образования, а четвертый класс – это окончание начальной школы, должен заканчиваться независимой оценкой качества полученного образования ребенка.

Поэтому ГИА проходит после четвертого класса, после девятого и после 11-го. А содержание КИМов составлено, с учетом возрастных особенностей школьника.

- Родителей первоклассников в некоторых школах попросили подписать бумаги, подтверждающие, что родители не против пятой трудовой четверти. Действительно ли у школы такие сложные отношения с прокуратурой? Чего этим можно добиться, кроме того, что в школе будет лежать еще больше бумажек?

- Отработка, пятая трудовая четверть должным образом школой не оформлена. У нас по закону образовательная программа  составляется самой школой самостоятельно. И если в эту программу включена трудовая деятельность ребенка в летний период, тогда эта пятая трудовая четверть становится частью образовательной программы, и это уже рассматривается не как эксплуатация труда ребенка, а как нормальная трудовая деятельность, включенная в образовательный процесс, и претензий тогда у прокуратуры никаких не будет.

Привлекать детей к работе надо. С педагогическими и воспитательными целями. Ребенок должен понимать, что школа – это его родной дом, и он должен убирать за собой, а если он будет только эксплуатировать территорию, то воспитательный сектор будет существенно ниже, надо уметь заинтересовать ребенка, чтобы он с энтузиазмом относился к уборке.

- Почему в челябинских ссузах в последнее время участились так называемые «добровольные пожертвования», взносы в которых фиксированы? Обязательно ли нужно их надо платить?

- Слышу про это периодически, ситуации возникают. Конечно, это неправильно, незаконно. Если ребенок поступает на бюджет, то государство выделяет минимально необходимые средства – стипендию, проживание в общежитии, например. Если ребенку и его родителю предлагают внести взнос, то надо поинтересоваться – а на какие цели?

В учреждении может быть масса проблем, у любого руководителя всегда есть потребности, а возможности отстают. И руководители должны искать пути, чтобы эти проблемы решить, а не просто говорить: «Принесите деньги». Это неправильный метод. Он не возбраняется законом, но родитель может согласиться или не согласиться. Я думаю, есть смысл соглашаться, если родителям объяснили, на какие цели пойдут эти средства, во-первых, а во-вторых, если они с этими целями согласны.

Если же они не понимают, зачем деньги собирают, или не согласны с суммами, которые им предлагают внести, то, наверное, сдавать их не надо.

Также никто никогда не отчислит ребенка или не выдаст ему диплом, если он такие взносы не сдал. Это полная глупость. Если такие факты реально существуют, надо просто нам сообщать. Такие руководители будут освобождены от занимаемой должности.

- Сколько в Челябинской области надо построить детских садов, чтобы в них исчезла очередь, и малышей брали сразу, по заявлению?

- Сейчас у нас в области в очереди стоит около 60 тыс. детей, начиная с момента рождения. И если для устранения очередности (из расчета на детей от трех лет и старше), то для 3 тыс. человек надо построить 10-15 садиков, и вроде бы всех детей от трех до семи лет мы тогда устроим. Но если попытаться это сделать, то нужно 500 садиков. Одно дошкольное место путем капитального строительства – это полмиллиона рублей минимум. То есть на 60 тыс. очередников нужно 30 млрд рублей. Тогда надо весь бюджет области потратить на одну только стройку, поэтому мы идем не только путем строительства, мы идем еще путем развития жилого фонда.

Просто строить здания садиков в таком количестве нельзя – демография волнообразна. Сейчас идет прирост числа дошкольников, после 2016 года начнется спад. Мы можем столкнуться с тем, что построенные объекты будут пустыми, а деньги в них уже вложены. Поэтому мы используем и капитальное строительство, и малозатратные формы. Кстати, в Челябинской области это получается достаточно неплохо на фоне других регионов страны, потому что мы лидеры в процессе развития дошкольного образования. Конечно, это не успокаивает тех родителей, которые не получили место в садике... Проблема эта существует, просто она не такая острая как, например, в Екатеринбурге или в Москве.

- Все ли Вас устраивает в современной системе образования?

- Если бы меня все устраивало, работы бы не было. А образование – это гибкий, постоянно меняющийся процесс, и поэтому все время нуждается в доработке.

Беседовала Диана Альмухаметова

Источник: АН «Доступ»

 

11.10.2014

"Нет никаких "элитных школ" и "дворовых школ". Школы делятся не по этому принципу. Школы делятся на те, где детей любят и их не унижают, и те, где не любят и унижают. Где маме могут сказать: "надо было раньше своим ребенком заниматься" - и где не могут. Где уважаемому коллеге скажут в лицо: "еще один защитник детей выискался" - и где не скажут. Где любят литературу - и где выполняют указания сверху".

О системе «Антиплагиат»
9.07.2013

"Моральный климат, точнее аморальный, в среде авторов и исполнителей заимствованных диссертаций ужасный. Фальшивые диссертации, тухляки, «осетрина второй свежести» производится в дурно пахнущем цеху".

29.12.2012

«Господа, остановитесь! Не вывозите вы миллиарды из страны! Отдайте их школе! Иначе толпа простаковых и скотининых сметет нас всех. Раздавит. Растопчет. Проглотит!»

Опрос экспертов
19.10.2012

Правительственный законопроект «Об образовании в РФ» в среду прошел первое чтение в Госдуме. Ожидается, что полностью документ будет принят Думой до конца года, а вступит в силу 1 января 2013 года. Что это за закон? Какими будут последствия его принятия?

Как дизайн класса может повлиять на успеваемость учеников
30.09.2012

Финские дизайнеры, учителя и школьные администраторы полагают, что с помощью архитектуры и дизайна можно сделать захолустную школу центром городской жизни, а классы-трансформеры с подвижными стенами, круглыми столами, диванами и пуфиками повышают успеваемость учеников.

Мысли Евгения Ямбурга
24.09.2012

"В лоне Государственной Думы зреет новая редакция Закона РФ «Об образовании», что по обыкновению невротизирует население, порождая зловещие слухи, например, о введении тотальной платности обучения и прочих связанных с ним грядущих новшествах".

Борис Кагарлицкий - о реформировании высшего образования
25.07.2012

"Почему-то никто не оценивает качество работы министерства. Качество образования стремительно падает, рейтинг российских вузов опустился катастрофически. Вот результат их работы. Чем больше КИМов и всякой дряни они придумывают, тем хуже всё работает".

Замминистра образования о новых правилах приема в первый класс
3.07.2012

Приказ Министерства образования за номером 107 постулирует, что до первого августа школы могут принимать только детей, официально зарегистрированных на близлежащих к школе территориях. Эта бумага возмутила родителей, многие из которых годами проживают не по месту своей регистрации.

27.06.2012

К чему приведет принятие новых образовательных стандартов? Какова действительная цель реформаторов от образования? Платное образование - благо или зло? Мнение священнослужителей.

22.06.2012

Для всех интересующихся образованием – две новости. Первая. Стандарты средней общеобразовательной школы приняты. И как раз в том виде, в котором они не устроят ни довольно значительную часть педагогической общественности, ни родителей...

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".