Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Новая школа: без доски и без тоски

Новая школа: без доски и без тоски
Текст: Алеся Лонская

Финские дизайнеры, учителя и школьные администраторы полагают, что с помощью архитектуры и дизайна можно сделать захолустную школу центром городской жизни, а классы-трансформеры с подвижными стенами, круглыми столами, диванами и пуфиками повышают успеваемость учеников. Корреспондент «Русского репортера» пообщалась с авторами образовательного эксперимента, приехавшими в Москву делиться опытом.

– Традиционная организация школьного класса, где парты стоят рядами, а учитель – перед учениками, подразумевает коммуникацию в одну сторону, от учителя к ученику, – объясняет Паси Маттила, директор образовательной компании Finpeda и инициатор национальной программы «Будущая школа Финляндии». Его лекцию недоверчиво слушают российские учителя и чиновники от образования.

Со «старой» школой Маттила разделывается буквально тремя щелчками:

– Традиционный класс, во-первых, ограничивает количество учеников, во-вторых, целенаправленно прерывает коммуникацию между ними, в-третьих, ученики в нем сидят в одной позе.

Дивные школы будущего, за которые ратует Маттила, выглядят совсем иначе. Там каждый сидит как хочет и где хочет, а общение между учениками во время урока поощряется. И это не фантазия, такие школы уже существуют. Они появились в ходе школьной реформы, начатой в Финляндии три года назад. До этого финское школьное образование, как и российское, на 90% состояло из лекционного обучения «от учителя к ученикам».

В новых финских школах пространство ориентировано не на учителя, а на ученика. Представьте себе класс: несколько круглых столов, вокруг которых рассаживаются компании детей. Им не надо смотреть на доску – теперь большинство уроков строится на командно-проектной работе: ученики группируются, например, вокруг микроскопа, а между столами ходит учитель и координирует работу групп. На офисном стуле на колесиках, отрегулированном по росту школьника, можно откатиться в любой конец класса. Желающие могут прилечь на диванчик, придвинув к себе приставной столик для ноутбука. Если хочется устроиться на диване, но в компании, несколько столиков сдвигаются в большой стол. А роль классной доски выполняет ноутбук, подключенный к общей сети.

Кроме того, не все занятия проходят в школе, образовательной средой считается весь город. Само же школьное здание – многопрофильное, по вечерам там проходят выставки и семинары, в том числе и для взрослых.

– Финские реформаторы хотят организовать среду, где школьники будут учиться по желанию, а не по необходимости, – говорит Паси Маттила. – Иначе невозможно реализовать наш принцип «учись всю жизнь». Еще один принцип – «обучение + развлечение». Например, изучать космос можно с помощью 3D-моделирования космических явлений. «Мама, я сегодня побывал в черной дыре!» – скажет ученик, придя домой.

В коридорах тоже сделано все, чтобы школьники не носились без дела, а как-то самоорганизовывались: медиахоллы, столы, диваны.

– Пустые коридоры – выбрасывание денег на отопление. Создайте пространство для командной работы! – взывает Маттила.

Наглядный пример – школа Кирккоярви в Эспоо, городе-спутнике Хельсинки. Муниципальная, бесплатная, она была спроектирована в рамках образовательной реформы компанией Verstas Architects в рабочем мигрантском районе. Конкурс архитектурных проектов компания выиграла у 69 конкурентов. Можете себе представить, чтобы в России 70 частных архитектурных бюро конкурировали за право разработки проекта районной государственной школы?

Школа Кирккоярви открылась два года назад и уже успела победить в престижном конкурсе International Architecture Awards. Помимо архитектурных здесь и другие достижения: у 770 здешних учеников самые лучшие показатели успеваемости в Финляндии. И это в мигрантском районе, где дети говорят на 19 разных языках! Кроме того, изменилась социальная ситуация в районе в целом.

– Вокруг школы стоят однотипные панельные дома. До ее появления это был мертвый микрорайон, – рассказывает Йусси Палва, архитектор из компании Verstas Architects, работавший над проектом. – И когда в его центре появилась необычная школа, она тут же стала центром общественной жизни. Люди к ней потянулись, некоторые даже переехали к ней поближе, вокруг разбили красивые скверы.

Выглядит школа как декорация футуристического блокбастера: 10 тысяч квадратных метров изогнутого бумерангом здания, отапливаемого «зеленой энергией»: геотермальный насос, солнечные батареи и окна во всю южную стену.

– Здание задумано как органичное продолжение пейзажа, – объясняет Йусси Палва. – Этакая гора, отражающая деревья, небо, снег.

– Неужели исключительно дизайн способствует хорошей успеваемости?

– Красивое окружение стало отличным стимулом для учебного процесса, – отвечает Вайно Никкила, коллега Йусси. – Сюда приехали хорошие учителя, которые хотели работать в помещении, соответствующем их профессиональному уровню. А вообще, для того чтобы у сотрудников школы появилось желание преподавать, а у учеников – учиться, не обязательно строить здание с нуля. Можно изменить и существующее пространство.

– А как, по-вашему, можно с помощью дизайна изменить отношение учителей к процессу обучения в российской школе?

– Ну, у нас-то сначала изменились принципы педагогики, а уже потом появился запрос на изменение учебного пространства, – объясняет Вайно. – Это не для красоты делалось, а для функциональности. Преподаватели изначально были готовы изменить свои методы обучения.

– Важно, чтобы преподавательский коллектив был готов к архитектурно-пространственным изменениям, – вторит Йусси. – Иначе учителя воспримут изменения в штыки и парты вернутся на место. Нужен новый менталитет педагога. По сути, именно педагог должен «заказывать» изменения.

Школа Кирккоярви состоит из двух зданий-братьев, касающихся друг друга «спинами», – это корпус для младших и корпус для старших школьников. Двор устроен так, что утреннее солнце попадает на половину младших, а вечернее – на сторону подростков. По школе можно ходить как вдоль берега реки: классы расположены в линию. Посередине коридоров стоят круглые столы, вдоль скругленных углов – «места для интровертов», тех, кто любит уединяться. Все этажи, нависая ярусами, выходят в общий холл с высоченным потолком – там сцена, как в актовом зале, и столовая. Стены со звукоизоляцией, чтобы общий гвалт эхом не разносился по этажам. Материалы – кирпич, дерево, металл; цвета нейтральные, мягкие.

– Это все в образовательных целях, – объясняет Вайно. – Чтобы младшие могли легко разобраться, какой материал перед ними. А нейтральные цвета помогают сконцентрировать внимание на учебе. Даже наружная кирпичная кладка школы с обучающей целью положена разными способами, местами беспорядочно, чтобы детям хотелось пощупать кирпичи. Но там, где можно порезвиться и отвлечься, – в вестибюле, на лестничных площадках – стены раскрашены в яркие цвета. Причем у каждого класса свой холл особого цвета, заблудиться невозможно.

Из них – отдельные выходы во двор, чтобы ученикам было легче гулять на каждой перемене. Для московских школьников, которых обычно запирают в школе до окончания уроков, это невиданная роскошь. И наконец, в школе можно передвигать даже стены, если это понадобится, например, для какого-то шоу.

Ученики Кирккоярви приезжают в школу на скейтах, играют на переменах на гитаре, ходят в рубашках навыпуск и могут быть сколь угодно лохматыми – никто не прикажет им: «Причешись!»

– В наших школах отношение к ребенку позитивное, считается, что дети хотят добра себе и другим, – говорит Йусси Палва. – Когда на школьника смотрят так, будто он априори виновен и заведомо ведет себя не так, его внутреннее напряжение прорывается в виде хулиганства. Мы же вместо этого делегируем ему ответственность за свое обучение и поведение. А если этого не делать, он и не будет ее осознавать.

– Если поставить забор, – добавляет Вайно, – любому ребенку захочется бунтовать. В нашей школе двор открытый. И конечно, нет никаких охранников и рамок металлоискателей. Да, есть видеокамеры, но наши меры безопасности незаметны и не воспринимаются как постоянно направленное на тебя дуло ружья.

– А были ли случаи, когда родители или учителя требовали возвращения традиционной доски, учителя-лектора и рядов неподвижных парт?

– Мы исходим из того, что разные предметы и разные ситуации требуют разных пространств, – говорит Вайно. – В наших школах есть традиционные классы, и наряду с ними есть классы-трансформеры. Так что каждому педагогу находится место по потребностям.

– И сколько в Финляндии таких школ?

– Все новые школы у нас строятся исходя из новой концепции образования: разные пространства для разных предметов. Но мы не тиражируем эту идею бездумно: если ученики привыкли хорошо себя чувствовать в родной маленькой школе, мы не будем насильно заменять им старое здание на новое, такой программы в Финляндии не существует, – уверяет архитектор.

– Обычно большие новые школы строят в районах, где население растет главным образом за счет мигрантов, – добавляет его коллега Йусси.

– И что, у каждого муниципалитета есть деньги на такой шикарный архитектурный проект?

– В разных городах и муниципалитетах критерии отбора разные, – объясняет Йусси. – Иногда муниципалитет ставит условие, чтобы выигравший проект был самым дешевым. Это дурацкий подход. Но некоторые муниципалитеты понимают, что школа – это градообразующий элемент, и для них важно, чтобы он был красивым и функциональным. И им не жалко вкладывать деньги в архитектуру.

– Тот, кто гонится за дешевизной, мыслит не очень логично, – подхватывает Вайно. – Расходы на проектирование – очень маленькая доля издержек на проект. Экономят на спичках – получают уродца.

– Во что же обошлась заказчикам школа Кирккоярви?

– Порядка 24 миллионов евро, – отвечает Йусси. – При этом миллионов пятнадцать ушло на приобретение участка.

– А оно того стоит?

– Окончательные результаты учебного процесса будут понятны только через годы. Но в любом случае хороший дизайн школьного пространства мотивирует учиться, – уверяет наш собеседник. – Если учитель каждый день приходит в красивую школу, он гордится тем, что он здесь работает. И дети тоже думают: «Да, значит, я заслужил право учиться в такой школе». Для ребенка такая школа – серьезная мотивация стать успешным в дальнейшей жизни. 

Источник: Русский Репортер

27 сентября 2012, №38 (267)

 

11.10.2014

"Нет никаких "элитных школ" и "дворовых школ". Школы делятся не по этому принципу. Школы делятся на те, где детей любят и их не унижают, и те, где не любят и унижают. Где маме могут сказать: "надо было раньше своим ребенком заниматься" - и где не могут. Где уважаемому коллеге скажут в лицо: "еще один защитник детей выискался" - и где не скажут. Где любят литературу - и где выполняют указания сверху".

О системе «Антиплагиат»
9.07.2013

"Моральный климат, точнее аморальный, в среде авторов и исполнителей заимствованных диссертаций ужасный. Фальшивые диссертации, тухляки, «осетрина второй свежести» производится в дурно пахнущем цеху".

Интервью с министром образования Челябинской области
18.04.2013

"Страхи были всегда – у студентов, выпускников школ и при советской власти, и до нее. Любой выпускник боится итоговой аттестации. Однако я думаю, сейчас ни один здравомыслящий человек не будет оспаривать необходимость ЕГЭ. Ведь это независимая оценка качества знаний в обучении школьника".

29.12.2012

«Господа, остановитесь! Не вывозите вы миллиарды из страны! Отдайте их школе! Иначе толпа простаковых и скотининых сметет нас всех. Раздавит. Растопчет. Проглотит!»

Естественная типология родителей
9.11.2012

Золотая середина — дело хорошее, но, как известно, на практике труднодостижимое. Поэтому родители будущих первоклассников склонны впадать в крайности. Одни исступлённо занимаются ранним развитием почти с пелёнок, другие же принципиально не желают забивать ребёнку голову до поступления в школу.

Опрос экспертов
19.10.2012

Правительственный законопроект «Об образовании в РФ» в среду прошел первое чтение в Госдуме. Ожидается, что полностью документ будет принят Думой до конца года, а вступит в силу 1 января 2013 года. Что это за закон? Какими будут последствия его принятия?

Что понял корреспондент «Русского Репортера», пока работал учителем географии
7.10.2012

"Все-таки работа учителем — это настоящее мужское занятие. Я не понимаю, почему у нас процентов восемьдесят педагогов — женщины. Урок можно сравнить с рукопашным боем, с сафари, с корридой. Хочется выйти из него победителем".

Мысли Евгения Ямбурга
24.09.2012

"В лоне Государственной Думы зреет новая редакция Закона РФ «Об образовании», что по обыкновению невротизирует население, порождая зловещие слухи, например, о введении тотальной платности обучения и прочих связанных с ним грядущих новшествах".

18.09.2012

Уже многие годы в Германии, в центре «славной либеральной» Европы, предмет «Религия» преподается во всех школах. И сомнений в необходимости такого курса там не возникает.

Борис Кагарлицкий - о реформировании высшего образования
25.07.2012

"Почему-то никто не оценивает качество работы министерства. Качество образования стремительно падает, рейтинг российских вузов опустился катастрофически. Вот результат их работы. Чем больше КИМов и всякой дряни они придумывают, тем хуже всё работает".

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".