Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Новый закон об образовании: совершенствование или развал?

Новый закон об образовании: совершенствование или развал?

Правительственный законопроект «Об образовании в РФ» в среду прошел первое чтение в Госдуме. Ожидается, что полностью документ будет принят Думой до конца года, а вступит в силу 1 января 2013 года, сообщает РИА Новости. Что это за закон? Какими будут последствия его принятия?

Документ предусматривает четкую систему уровней образования от дошкольного общего до послевузовского. По замыслу его создателей это позволит реализовать в России принцип непрерывного образования в соответствии с международной практикой.

Члены думского комитета по образованию в своем экспертном заключении отметили, что законопроект соответствует современным потребностям общества и перспективным направлениям его развития. По их мнению, документ учитывает накопленный за последние 20 лет позитивный опыт. В частности, речь идет о системе Единого госэкзамена (ЕГЭ), которая показала свою эффективность и востребованность, хотя еще находится в стадии развития и далека от совершенства.

Кроме того, документ закрепляет введение федеральных образовательных стандартов и новой системы образовательных программ, которая делится на основные и дополнительные. По основным общеобразовательным и профессиональным программам также устанавливаются госстандарты.

Законопроект дает учащимся возможностьвыбора различных учебных курсов в своем учебном заведении или вне его с использовании электронного обучения. После вступления документа в силу все образовательные учреждения должны будут иметь сайт в интернете с доступной для потребителей информацией.

Впервые в законе появится норма о педагогической экспертизе в отношении правовых актов, которые затрагивают вопросы обучения и воспитания, об инновационной и экспериментальной деятельности в системе образования.

В соответствии с проектом, гражданам должны быть созданы возможности для различных форм получения образования: в детском саду, в семье, в дошкольной группе при школе, в учреждениях дополнительного образования.

По словамчлена комитета Госдумы по образованию Григория Балыхина, впервые в законодательстве нашли четкое законодательное оформление вопросы, касающиеся правового статуса педагогических работников и руководителей образовательных организаций, введены обязательства государства по созданию условий для полноценной профессиональной деятельности. Впервые закреплены права и обязанности родителей — приоритет по воспитанию детей остается за семьей.

Кроме того, документ устанавливает, что обязательными в школе будут 16 предметов (все основные дисциплины, которые изучают школьники в настоящее время).

Проект закона запрещает конкурсный отбор и какие-либо испытания (тестирования) при приеме в детсады и в школы. Он устанавливает общедоступность и бесплатность в государственных и муниципальных профессиональных учебных заведениях начального и среднего профобразования, повышает число бюджетных мест в вузах, вводит доступные образовательные кредиты. Отдельный блок законопроекта посвящен социальному положению педагогов.

Думское большинство высказалось в поддержку проекта правительства, пообещав ко второму чтению учесть отдельные предложения коммунистов.

Эксперты в области образования прокомментировали порталу «Православие и мир» положительные и отрицательные стороны законопроекта.

ЕФИМ РАЧЕВСКИЙ, директор Центра образования № 548 «Царицыно», член Общественной палаты РФ:

Заработная плата учителя должна быть не ниже, чем средняя зарплата в регионе

— Ефим Лазаревич, будущий закон «Об образовании» закрепляет вариативность выбора образовательных программ для школьников. Позволит ли эта вариативность, на ваш взгляд, выпускникам школ получить достаточно разностороннее образование, соответствующее современным мировым требованиям? Или она кажется фактическим подтверждением того, что у государства нет возможностей научить всех без исключения школьников всем предметам средней школы?

— Дело в том, что и старый закон «Об образовании» 92-го года позволял делать то же самое. В рамках программы профильного обучения старшеклассники индивидуализировали свои образовательные программы. Единственное дополнение сейчас — это новые образовательные стандарты, которые уже приняты и утверждены Министерством образования, и в 2020-м году вступят в силу. Лично я здесь не вижу никаких угроз, потому что всё это делается в русле современной образовательной цивилизации.

  —То есть вы считаете данную инновацию скорее положительной?

— Абсолютно положительной. К тому возрасту, когда дети переходят в старшую школу, они уже делают достаточно серьёзный выбор своей образовательной карьеры: пойдут ли они в гуманитарную сферу или предпочтут техническую. Естественно, что вобрать в себя всё безумное многообразие российской многопредметной школы невозможно. В старших классах у нас встречается от 12 до 19 предметов. Такого нет уже нигде в мире. Новые стандарты, о которых и идёт речь в новом законе, позволят детям сконцентрировать свои усилия и внимание на том, что им полезно, приятно и увлекательно.

— А если ребёнок ошибся в своём выборе, и затем передумает?

— Если школьник передумает, то нельзя забывать, что в составе его образовательной программы есть так называемая базовая часть, одинаковая для всех детей России. Самое главное достоинство этой базовой части — это возможность коммуникативной включённости, то есть наличие в ней русского, иностранного языков, математики и информационных технологий. Если ребёнок передумает, его же научили читать, писать, пользоваться поисковыми системами. Я думаю, он сможет наверстать упущенное с помощью самообразования.

— А как, на ваш взгляд, законопроект повлияет на положение учителей?

— Новый закон об образовании расширяет и более чётко формулирует права участников образовательного процесса, в первую очередь учителей. Кроме этого, что очень существенно, закон провозглашает, что заработная плата учителя должна быть не ниже, чем средняя зарплата в регионе. В предыдущем законе такой нормы не было. Теперь же, если это условие не будет соблюдаться, об этом можно будет пожаловаться в прокуратуру и в следственный комитет.

Кроме этого, в законопроекте зафиксировано право учителя на самостоятельный выбор методики и технологии. Это тоже чрезвычайно важно. Никто не вправе диктовать учителю, по какой программе ему работать. Также закон закрепляет такие социальные гарантии педагогов, как ранняя пенсия по выслуге лет, удлинённый оплачиваемый отпуск в два месяца и другие.

— Как изменится сфера дошкольного образования после введения нового закона?

— Это первый закон в России, который фиксирует, что дошкольное образование является ступенью общего образования, а не только системой, в которой организован присмотр и уход за детьми. То есть сюда входит не только кормление, забота о здоровье и т. д., но и образование как таковое, что вполне соответствует социальным ожиданиям народа по принципу: чем раньше, тем лучше. Законопроект разграничивает эти две вещи в системе дошкольного образования: собственно образование, включающее в себя обучение, воспитание и развитие, и присмотр.

Также в проекте предусматривается обязательность дошкольного образования. Она вовсе не означает обязанность родителей отдавать детей в садик. Здесь имеется в виду обязанность государства предоставлять им такую возможность. Для семьи это не обязанность, а право.

— А как быть с платностью детских садов?

— На данный момент родители, действительно, платят за пребывание детей в детских садах, притом в разных регионах по-разному. Закон сохраняет эту плату, но предусматривает, что должны появиться региональные акты, которые фиксируют, сколько и за что семья должна платить. По всей видимости, образование как таковое остаётся бесплатным, а платным будет содержание ребёнка, то есть то, что связано с его едой и т. д. Стоимость этого регламентируется регионами. Соответственно, чем богаче регион, тем меньше платят семьи. Разумеется, остаётся система льгот для многодетных семей, матерей-одиночек и т. д.

Итак, если раньше детский сад рассматривался лишь как место, где мать может оставить своего ребёнка, чтобы пойти на работу, то сейчас к этому добавляется и образовательная функция. Но если учесть критическую демографическую ситуацию в стране и то, что у нас мало работоспособного населения, очень важно и то, чтобы женщина могла где-то оставить ребёнка и пойти работать.

ОЛЕГ СЕРГЕЕВ, эксперт Всероссийского фонда «Образование»:

Новый закон — это набор тезисов

— Олег Леонидович, какие основные плюсы и минусы вы видите в новом законопроекте?

— По моему мнению, этот законопроект, равно как и многие, миновал техническое сопровождение. Здесь опущен целый ряд факторов, связанных с психологией обучения. В самой концепции законопроекта было опущено понятие воспитания. По сути, новый закон — это набор тезисов. Ушинский не зря говорил, что педагогика без психологии — это набор правил. Так всё и получилось.

— И к чему это может привести?

— Во-первых, к тому, что данный закон — это ссылочный документ, постоянно отсылающий к постановлениям правительства и т. д., то есть документ не прямого действия. Наши учителя и так задавлены отчётностью. Этот же документ не говорит о том, как конкретно нужно делать, он указывает лишь, что нужно делать, чтобы отчитаться. В этом законе просматривается идеология проверки знаний, а не получения их.

Эти минусы, кстати, поняло и думское большинство. Они буквально «выворачивали руки» своим оппонентам, в частности, КПРФ, уговаривая их принять законопроект в первом чтении.

— Будущий закон «Об образовании» закрепляет вариативность выбора образовательных программ для школьников. Позволит ли эта вариативность, на ваш взгляд, выпускникам школ получить достаточно разностороннее образование, соответствующее современным мировым требованиям? Или она кажется фактическим подтверждением того, что у государства нет возможностей научить всех без исключения школьников всем предметам средней школы?

— Красной нитью через все принятые сейчас образовательные стандарты проходит тезис: «научить учиться». Как же можно говорить о вариативности, не научив человека учиться? Ведь для того, чтобы суметь выбрать, человек должен иметь какой-то жизненный опыт, а жизненного опыта наша школа не даёт, поскольку все стандарты у нас привязаны к тестовой системе. Я же убеждён, что будущее у нас — за получением знаний, а не за их оценкой. Идея сводить всё к тестовой оценке знаний порочна.

— А как, на ваш взгляд, законопроект повлияет на положение учителей?

— Он никак на него не повлияет, потому что не меняет принцип подушевого финансирования, который буквально душит учителей.

— Как изменится сфера дошкольного образования после введения нового закона, и что будет с платностью детских садов?

— Дело в том, что у нас существует указ от 7 мая о дошкольном образовании, в соответствии с которым половина дошкольного образования должна быть платной. Закон не сможет миновать этого указа, поскольку тот уже подписан. 30% дополнительного образования также будет платным. А вообще и дошкольное, и школьное образование у нас сейчас оказалось в том же положении, что и в Америке.

Но интересно, что в Штатах приняли 5 лет назад закон «О соревнующейся Америке», осознав, что им, чтобы быть конкурентоспособной нацией, необходимо поднять младшую школу, поскольку младшую школу у них в итоге заканчивают люди, которые не понимают прочитанного и не знают начал алгебры. То же самое происходит у нас. Если дети не приобретают в младшей школе навыков самообразования, они не могут уже приобрести их в средней и старшей школе. Наших детей не учат учиться.

ИРИНА АБАНКИНА директор Института развития образования НИУ-ВШЭ, к.э.н.:

Делать из знаний багаж — бесперспективно

— Ирина Всеволодовна, какие основные плюсы и минусы вы видите в новом законопроекте?

— Я считаю, что в целом этот закон оформляет современные тенденции, которые уже состоялись в нашей системе образования. Это, например, признание дошкольного образования отдельным образовательным уровнем со своими программами и востребованностью. Я считаю правильным перенос и распределение ответственности за финансирование этого уровня образования между регионами и муниципалитетами.

Мне кажется верным выделение разных категорий университетов, которое уже состоялось, и закрепление этого в законе. Мне представляется перспективным переход на кредитно-модульную систему образования в вузах, сохранение ответственности за социально-экономическую поддержку педагогических работников, сохранение льгот учителям.

Что касается минусов. Мне кажется, серьёзным недостатком является слабая проработанность вопроса развития образования, концентрация финансового обеспечения этого развития только на государственных и муниципальных учреждениях. В этом смысле принцип равного доступа к бюджетным ресурсам как государственных, так и негосударственных учреждений не прочерчен. В законе отсутствуют некоторые современные механизмы, в частности, выхода на рынок технологий и рынок образовательных программ.

Очень рамочно прописано всё, что касается детей с разными, в том числе с ограниченными, возможностями здоровья. Мне кажется, здесь предстоит ещё огромная работа, чтобы обеспечить пусть не равные, но всё же шансы ребятам вне зависимости от состояния своего здоровья получать образование.

Вообще, к сожалению, в процессе обсуждения закона очень много норм осталось не нормами прямого действия, а лишь принципами, и после его принятия потребуется большая нормативно-правовая работа, которая должна определить механизмы реализации этих принципов. В предыдущих версиях было намного больше норм прямого действия. Нынешний законопроект утерял эту конкретику. Это значит, что все механизмы переносятся на уровень подзаконных актов, ведомственных инструкций и т. д.

— Будущий закон «Об образовании» закрепляет вариативность выбора образовательных программ для школьников. Позволит ли эта вариативность, на ваш взгляд, выпускникам школ получить достаточно разностороннее образование, соответствующее современным мировым требованиям? Или она кажется фактическим подтверждением того, что у государства нет возможностей научить всех без исключения школьников всем предметам средней школы?

— Я очень серьёзный сторонник индивидуализации образования, права выбора образовательной программы начиная со школы. Мне кажется, что вариативная форма получения образования очень важна в современном мире. Главное — это обеспечить человеку возможность и умение строить такую образовательную программу в зависимости от своих интересов.

Если человек ощутит в чём-то дефицит, он в дальнейшем должен уметь учиться и восполнять его. Впихнуть всё, что есть в современном мире, в одного человека, и делать из знаний багаж, который тянут всю жизнь и никогда им не пользуются, мне кажется очень неперспективным. А вот умение учиться, собирать информацию, исследовать её, строить свою стратегию, углубиться в те области, которые интересны самому ребёнку, представляется очень важным.

— А как, на ваш взгляд, законопроект повлияет на положение учителей?

— Все льготы, которые сейчас есть, сохраняются. Более того, в старом законе существовал запрет на оказание индивидуальной платной образовательной деятельности педагогу с учениками своей школы. Сейчас это разрешено, если оно не ведёт к конфликту интересов.

Что касается отдельных потерь. Закон предполагает с учётом закреплённой в Конституции общедоступности образования снятие всех льгот, в том числе для педагогических работников, на приём их детей в детские сады и школы, если их родители работают там учителями, воспитателями и т. д. Льгота по оплате ЖКХ переносится на уровень субъекта РФ и муниципалитета и остаётся на их усмотрение. Это, конечно, вызывает опасения педагогического сообщества.

Что касается регуляции в области дошкольного образования, то снятие ограничения по 20% платы за присмотр и уход за детьми тоже, конечно, может сказаться негативно. Платность детских садов у нас сохраняется.

Источник: Православие и мир

 

11.10.2014

"Нет никаких "элитных школ" и "дворовых школ". Школы делятся не по этому принципу. Школы делятся на те, где детей любят и их не унижают, и те, где не любят и унижают. Где маме могут сказать: "надо было раньше своим ребенком заниматься" - и где не могут. Где уважаемому коллеге скажут в лицо: "еще один защитник детей выискался" - и где не скажут. Где любят литературу - и где выполняют указания сверху".

О системе «Антиплагиат»
9.07.2013

"Моральный климат, точнее аморальный, в среде авторов и исполнителей заимствованных диссертаций ужасный. Фальшивые диссертации, тухляки, «осетрина второй свежести» производится в дурно пахнущем цеху".

Интервью с министром образования Челябинской области
18.04.2013

"Страхи были всегда – у студентов, выпускников школ и при советской власти, и до нее. Любой выпускник боится итоговой аттестации. Однако я думаю, сейчас ни один здравомыслящий человек не будет оспаривать необходимость ЕГЭ. Ведь это независимая оценка качества знаний в обучении школьника".

6.04.2013

По мнению экспертов, гуманитарное образование к 2020 году может практически исчезнуть. Что происходит с ним в стране и на Южном Урале в частности? Чем грозит обществу дефицит гуманитариев?

29.12.2012

«Господа, остановитесь! Не вывозите вы миллиарды из страны! Отдайте их школе! Иначе толпа простаковых и скотининых сметет нас всех. Раздавит. Растопчет. Проглотит!»

19.11.2012

"В нашей стране совместное образование было введено в мае 1918 года с целью устранить неравноправие женщин и мужчин в этой области. В 1943-м была предпринята попытка ввести раздельное обучение мальчиков и девочек в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик... Этот эксперимент был отменён в 1954 году".

1.11.2012

По мнению большинства участников эксперимента, букридеры на основе электронных чернил являются наиболее подходящими для учебного процесса. 80% родителей школьников считают главным преимуществом электронных учебников с технологией E-Ink абсолютную безопасность для глаз и удобство в переноске и хранении.

Олег Смолин - о принятии нового закона
19.10.2012

"Пока умные и сильные люди в России будут думать одно, а говорить обществу и голосовать по-другому, вряд ли нам что-то светит".

17.10.2012

"Что за люди обучаются на дому, а точнее – что за дети? Как правило, дети, страдающие хроническими заболеваниями. Реже – ребята, которых отлучают от коллектива из-за невыносимого поведения или страшной неуспеваемости. А может, из-за паранормальных способностей?"

Как дизайн класса может повлиять на успеваемость учеников
30.09.2012

Финские дизайнеры, учителя и школьные администраторы полагают, что с помощью архитектуры и дизайна можно сделать захолустную школу центром городской жизни, а классы-трансформеры с подвижными стенами, круглыми столами, диванами и пуфиками повышают успеваемость учеников.

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".