Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Сумерки просвещения. Текст, контекст и подтекст Закона «Об образовании»

Статья засл. учителя РФ Евгения Ямбурга из "Новой газеты"
ЕВГЕНИЙ ЯМБУРГ
Заслуженный учитель РФ, доктор пед. наук, член-корреспондент РАО

В лоне Государственной Думы зреет новая редакция Закона РФ «Об образовании», что по обыкновению невротизирует население, порождая зловещие слухи, например, о введении тотальной платности обучения и прочих связанных с ним грядущих новшествах. Сакральное число «три», фигурирующее в вопросах, обнажает глубинную психологическую природу основного инстинкта наших сограждан, в основе которого базовое недоверие к любым инициативам власти...

В ожидании затмения

Победная  поступь наших преобразований, затрагивающая все без исключения сферы жизни, включая   образование,  обостряет у людей шестое чувство, которое я бы обозначил как инстинкт социального самосохранения.  Справедливости ради, надо заметить, что инстинкт этот  достаточно древний, зародившийся еще в годы советской власти, что нашло отражение в поэтических строках:

У власти в лоне что-то зреет.
и, зная творчество ее,
уже бывалые евреи
готовят теплое белье.
И. Губерман

На сей раз в лоне Государственной Думы зреет новая редакция Закона РФ «Об образовании», что по обыкновению невротизирует население, порождая зловещие слухи, например, о введении тотальной платности обучения и прочих связанных с ним грядущих новшествах. Шквал звонков с вопросами: «Правда ли, что в начальной школе останется только три бесплатных предмета, а остальное за деньги родителей? Неужели  обязательными в старшей школе будут лишь три предмета: физкультура, ОБЖ и «Россия в мире»? Сакральное число «три», фигурирующее в вопросах, обнажает глубинную психологическую природу основного инстинкта наших сограждан, в основе которого базовое (едва ли ни на ментальном уровне) недоверие к любым инициативам власти. Между тем в тексте закона нет ни слова о переходе на платное образование.

Текст и контекст

Напротив, в новой редакции закона государство по-прежнему гарантирует гражданам право  на общедоступность и бесплатность дошкольного, начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования,  а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов.  (Запомним последнюю, выделенную курсивом уточняющую  часть государственных обязательств.)

Кроме того, государство гарантирует поддержку одаренных детей, детей с проблемами в развитии и инвалидов. В принципах государственной политики в области образования четко формулируются:

  • Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
  • Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников.
  • Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
  • Свобода и плюрализм в образовании и т.д.

Есть возражения? Чего еще желать? И сегодня любой директор, предлагающий родителям в начальной школе часть предметов перевести на платное обучение – потенциальный фигурант уголовного дела. (Последнее замечание – ответ на один из вопросов по телефону о правомерности действий администрации  школы в новом учебном году.) Но если наше замечательное социальное государство гарантирует своим гражданам соблюдение их прав на бесплатное доступное образование, откуда все эти страхи и фобии?  Может быть, для их преодоления согражданам стоит обратиться к психотерапевту или психиатру?

Не будем спешить с навешиванием диагнозов. Наших сограждан на мякине не проведешь. «Чуйка», основанная на богатом историческом опыте, подсказывает им, что что-то здесь не так.   В конце концов, сталинская, брежневская и последующая конституции не скупились декларировать широкие права трудящихся, а автор сталинской конституции Н.И. Бухарин, подробно прописавший все замечательные статьи Основного закона, был убежден, что перехитрил диктатора. За что и поплатился жизнью.

Людей, прежде всего, интересуют не правильные гладкие тексты закона, а то, как будет на самом деле; иными словами, правоприменительная практика, которая, как известно, не самая сильная сторона нашего трижды социального государства. К примеру, и конституция, и закон об образовании отстаивают светский характер образования и равенства в его получении всех граждан, вне зависимости от пола, расы, национальности, отношения к религии и т.д. Но не так давно, при введении в четвертых классах курсов религиозных культур или светской этики, один из ретивых губернаторов дал распоряжение ограничить выбор родителей и учеников лишь одним курсом соответствующей конфессиональной культуры, к которой принадлежит  большинство граждан, проживающих на данной территории.  На робкие возражения руководителя органа образования, обратившего внимание губернатора на то, что такое решение противоречит Конституции, тот дал поразительный ответ: «Вы неправильно читаете Конституцию»! Посрамленная, не обладающая толмудисткими навыками трактовки священных текстов начальница убралась восвояси.

Но шутки в сторону, коль скоро так легко попрать Основной закон, то что говорить о каком-то законе «Об образовании». Но в данном случае, по крайней мере, все ясно, и мы имеем дело с прямым нарушением, которое, если хватит мужества (в чем у меня нет уверенности), можно оспаривать в нашем самом независимом  суде. Гораздо хуже, когда мы встречаемся с расплывчатой формулировкой закона.

Квалифицированные юристы знают, что качество законов должно, прежде всего, отвечать принципу определенности, иными словами, их формулировки не должны допускать двойного толкования, оставлять лакуны для произвольных действий чиновников на местах. Но в тексте закона таких лакун достаточно. Особенно это касается болезненных вопросов, соотношения платных и бесплатных образовательных услуг в основном и дополнительном образовании.

Напомню, государство гарантирует бесплатное образование в пределах государственных федеральных образовательных стандартов. Сами эти стандарты при первом их предъявлении вызвали острую дискуссию в обществе и неприятие значительной части профессионалов. После незначительной доработки, они без обсуждения спешно были приняты минувшим летом. Так, например, в новых федеральных стандартах начальной школы отсутствует обучение иностранным языкам в первом классе. Получается так, что если учебно-воспитательный комплекс или Центр образования, включающий дошкольное подразделение (детский сад), организовал обучение иностранным языкам дошкольников, он либо должен резко его прервать в первом классе, либо перевести в разряд платных образовательных услуг. Следовательно, понять, в какой степени и кому государство гарантирует бесплатность образования, можно лишь в контексте, соотнося текст закона с принятыми стандартами, что непрофессионалу сделать непросто.  Но если бы контекст, выявляющий подводные камни закона об образовании, ограничивался только образовательными стандартами, это было бы еще полбеды. Гораздо сложнее сориентироваться на нашем рыхлом правовом поле.

Все законы равны, но некоторые равнее других

Мы уже убедились на практике, как легко ретивому администратору, руководствуясь так называемой политической целесообразностью, попрать Конституцию, проигнорировать принципы, положенные в основание закона «Об образовании». Но, похоже, в отечестве нашем есть некие «сверхзаконы», своего рода священные коровы, покуситься на которые никто не вправе, на деле определяющие генеральную линию реформирования всех сфер жизни, включая образование.  К ним я отношу бюджетный кодекс, правовые акты, регулирующие межбюджетные отношения, распределение федеральной и региональной ответственности за исполнение и воплощение в жизнь закона «Об образовании». С недавних пор к ним добавился 83 ФЗ, регулирующий деятельность, в том числе, учреждений образования. С принятием этого закона, все учреждения образования делятся на автономные, бюджетные и казенные. Я не собираюсь утомлять читателя правовыми тонкостями, определяющими особенности функционирования каждого из них.  (Замечу в скобках, что не каждый директор образовательного учреждения сходу разберется в изощренных формулировках данного закона, что говорить о неквалифицированной общественности.) Но если задаться целью дойти до его сути, становится  очевидно, что 83 ФЗ толкает учреждения образования (а так же медицины и культуры) на расширение платных образовательный услуг. Иначе им не выжить. Тем самым, закон фактически превращает бюджетное учреждение в аналог коммерческой организации, критерием эффективности которой является извлечение доходов.  Этот же закон предусматривает финансирование школ на основе госзаданий. Такая система приводит к «реструктуризации» бюджетных учреждений и «оптимизации» их сети.  Этими эвфемизмами прикрывается процесс массового закрытия школ и детских садов, их слияние и укрупнение.

Парадоксальность позиции автора заключается в том, что он  сам еще в начале девяностых годов прошлого века одним из первых в стране создал учебно-воспитательный комплекс, позднее переименованный в центр образования, включающий детский сад, школу и учреждение дополнительного образования. Вследствие чего педагогические сотрудники имели массу проблем с пенсионным фондом, доказывая через суды, что это экзотическое учреждение та же школа, дающая право на педагогическую пенсию. Казалось бы, теперь остается только жить и радоваться тому, что твоя идея восторжествовала и решительно воплощается в жизнь государством.

Но радости нет. Поскольку, создавая подобное учреждение,  автор ставил во главу угла не оптимизацию бюджетного финансирования (это получилось позже само собой), а идею обеспечения содержательной и методической преемственности в обучении детей на всех стадиях их развития, от детского сада - до выпускного класса старшей школы, постепенно выстраивая эту линию. Формальное слияние учреждений образования под административным нажимом государства, по сути, дискредитирует саму идею, а по форме напоминает коллективизацию сельского хозяйства с известными последствиями.  Аналогия имеет право на существование, поскольку там дело начиналось с добровольно создаваемых кооперативов, показывающих свою эффективность, а закончилось модернизированным крепостным правом.

  Какое отношение 83 ФЗ имеет к обсуждаемому закону «Об образовании»? Самое прямое, ибо их параллельное действие ставит в двусмысленное положение любого руководителя образовательного учреждения.  Он фактически открывает шлюзы для монетизации образования. Ласковой  рукой, обернутой в закон «Об образовании», государство гладит граждан по головке, усыпляя их бдительность, навевая сладкие грезы о доступности и бесплатности. Одновременно оно же змеиным педагогическим шепотом (есть такой испытанный прием в арсенале прикладной педагогики, когда внешне корректный учитель, понизив тон, с улыбкой на устах еле слышно говорит такое, от чего у ученика в жилах стынет кровь) дает понять  директору: «Хватит сидеть на шее у  государства. Крутись, как хочешь, зарабатывай деньги сам. Но при этом, не допуская жалоб, не увеличивая социальной напряженности».

Успешно выполнив указания партии и правительства, директор может поделиться передовым опытом с коллегами, но опыт этот поразительным образом напоминает хвастовство  альфа-самца из анекдота:

- Я сегодня спас женщину от изнасилования!

- Как?

- Уговорил!

 Превращение руководителей школ в менеджеров по продажам образовательных услуг не только разрывает тонкую ткань взаимоотношений наставник – ученик, но развращает и самих менеджеров. Не случайно в последнее время СМИ полны сводками о коррупционных скандалах в учреждениях образования. Работая на зыбком правовом поле, руководитель неизбежно рискует быть изгнанным из профессии, а то, и того хуже, попасть под каток наших правоохранительных органов, которым, в сущности, все равно, шел ли он на нарушения в интересах дела, или набивал собственный карман. В ситуации, когда «летай или ползай, конец известен», порой, перевешивают шкурные мотивы. Ибо, как заметил другой поэт, у каждого есть «маленькая, но семья».

Ежики в тумане и управление виноватыми

Справедливости ради, заметим, что не все руководители обладают гибкой  нравственностью, позволяющей применять фарисейские методы управления. Но их положение незавидно, поскольку они вынуждены вести себя подобно персонажу из мультфильма: ежику в тумане. Ощетинившись иголками, испытывая безотчетный страх наказания, медленно перелезать с кочки на кочку. Помнится, мультяшного ежика успокоила колыбельная песня, римейк которой для нынешнего администратора звучит устрашающе: «Придет серенький волчок, схватит дядю (тетю) за бочок»! Волчок этот, мгновенно перевоплощаясь, принимает разные обличия: прокуратуры, МЧС, Роспотребнадзора, Рособрнадзора и далее по бесчисленному списку. Каждый такой отдельный волчонок, заходя в школу (институт, детский сад), обнажив в улыбке оскал,  руководствуется своими законами и подзаконными актами. И где, спрашивается, здесь место закона «Об образовании», который по идее мог бы выполнять функцию красных флажков, оберегающих учреждения образования от растерзания этой свирепой стаей? Функция эта в проекте закона не просматривается.

Складывается такое впечатление, что все эти законодательные нестыковки, обрекающие руководителя образовательного учреждения постоянно чувствовать свою вину перед государством в лице его разнообразных представителей, выгодны. Чем? Управление виноватыми повышает управляемость, ибо каждый из постоянно висящих на крючке готов по щелчку выполнить любой приказ, не задумываясь о его последствиях.

Понимают ли законотворцы и чиновники высокого ранга весь контекст и подтекст закона «Об образовании»? Судя по личным контактам с некоторыми высокими персонами, многие из них в курсе дела. Не так давно в одном высоком кабинете, его хозяин, припав к плечу автора этой статьи, прошептал: «Что ОНИ делают с образованием». Интересно знать, ОНИ – это кто? Вероятно, высокопоставленный чиновник тоже чувствует себя в чем-то виноватым, что мешает ему во весь голос заявить свою гражданскую позицию. Тем более что еще один закон (О госслужбе) запрещает чиновникам критику генеральной линии.

Готовить ли теплое белье?

Ухудшение образовательного климата не менее опасно для страны, чем ухудшение климата инвестиционного. Из своих собственных впечатлений и общения с коллегами знаю, что сегодня наметился отток талантливых юношей и девушек. Минувшей весной некоторые выпускники ведущих гимназий и лицеев отказались от сдачи ЕГЭ и, успешно пройдя вступительные экзамены, поступили в зарубежные вузы. Речь идет не о мальчиках мажорах из элитных семей. Те либо изначально с младых ногтей проживали и учились в зарубежных пансионах, либо, дабы особо не напрягаться, обучаются в филиалах наших вузов за рубежом, специально для них открытых. Уезжают дети из семей среднего достатка, родители которых скопили стартовый капитал, позволяющий молодым людям продержаться за рубежом первое время. Хорошо подготовленные НАМИ ребята, владеющие иностранными языками, уверенны в своих силах. Надеются они на то, что западная система образования, стимулирующая хорошую учебу при помощи грантов и иных преференций, позволит им успешно завершить образование за рубежом.  Мне лично это обидно.

Бегство капиталов беспокоит меня меньше, нежели исход талантливых детей из страны, поскольку вместе с ними исчезают надежды на ее будущее. Да, полного мрака пока нет, но сумерки сгущаются. Все это, на мой взгляд, следует учесть при обсуждении закона «Об образовании».

Источник: Новая газета

Выпуск № 105 от 17 сентября 2012

 

11.10.2014

"Нет никаких "элитных школ" и "дворовых школ". Школы делятся не по этому принципу. Школы делятся на те, где детей любят и их не унижают, и те, где не любят и унижают. Где маме могут сказать: "надо было раньше своим ребенком заниматься" - и где не могут. Где уважаемому коллеге скажут в лицо: "еще один защитник детей выискался" - и где не скажут. Где любят литературу - и где выполняют указания сверху".

О системе «Антиплагиат»
9.07.2013

"Моральный климат, точнее аморальный, в среде авторов и исполнителей заимствованных диссертаций ужасный. Фальшивые диссертации, тухляки, «осетрина второй свежести» производится в дурно пахнущем цеху".

Интервью с министром образования Челябинской области
18.04.2013

"Страхи были всегда – у студентов, выпускников школ и при советской власти, и до нее. Любой выпускник боится итоговой аттестации. Однако я думаю, сейчас ни один здравомыслящий человек не будет оспаривать необходимость ЕГЭ. Ведь это независимая оценка качества знаний в обучении школьника".

29.12.2012

«Господа, остановитесь! Не вывозите вы миллиарды из страны! Отдайте их школе! Иначе толпа простаковых и скотининых сметет нас всех. Раздавит. Растопчет. Проглотит!»

Опрос экспертов
19.10.2012

Правительственный законопроект «Об образовании в РФ» в среду прошел первое чтение в Госдуме. Ожидается, что полностью документ будет принят Думой до конца года, а вступит в силу 1 января 2013 года. Что это за закон? Какими будут последствия его принятия?

Олег Смолин - о принятии нового закона
19.10.2012

"Пока умные и сильные люди в России будут думать одно, а говорить обществу и голосовать по-другому, вряд ли нам что-то светит".

Как дизайн класса может повлиять на успеваемость учеников
30.09.2012

Финские дизайнеры, учителя и школьные администраторы полагают, что с помощью архитектуры и дизайна можно сделать захолустную школу центром городской жизни, а классы-трансформеры с подвижными стенами, круглыми столами, диванами и пуфиками повышают успеваемость учеников.

Борис Кагарлицкий - о реформировании высшего образования
25.07.2012

"Почему-то никто не оценивает качество работы министерства. Качество образования стремительно падает, рейтинг российских вузов опустился катастрофически. Вот результат их работы. Чем больше КИМов и всякой дряни они придумывают, тем хуже всё работает".

Замминистра образования о новых правилах приема в первый класс
3.07.2012

Приказ Министерства образования за номером 107 постулирует, что до первого августа школы могут принимать только детей, официально зарегистрированных на близлежащих к школе территориях. Эта бумага возмутила родителей, многие из которых годами проживают не по месту своей регистрации.

27.06.2012

К чему приведет принятие новых образовательных стандартов? Какова действительная цель реформаторов от образования? Платное образование - благо или зло? Мнение священнослужителей.

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".