Революции вредят образованию
В Магнитогорске вопрос образования – один из приоритетных. Городу металлургов нужна знающая, одаренная, творческая молодежь, и работа над этим начинается с детского сада. Результатов удалось достичь немалых. Об этом беседа с начальником Управления образования администрации Магнитогорска Александром Хохловым.
- Александр Викторович, Вы находитесь на посту начальника управления уже три года. Что удалось сделать за это время, изменить в городском образовании?
- Вообще, система образования – это, в хорошем смысле, достаточно консервативная система, и результат здесь всегда носит отсроченный характер, иногда это и пять, и десять лет. Поэтому достаточно сложно говорить о глобальных изменениях, скорее – о достаточно осторожном и вдумчивом реформировании. Революций в образовании делать нельзя – это может навредить. Более того, за этой революцией мы можем получить отрицательный результат через несколько лет, будем кусать себя за локти, но поздно.
В целом, система образования в Магнитогорске и моими предшественниками, и мной выстроена таким образом, что даже несмотря на некоторые изменения, она свою целостность и мобильность сохраняет, и это ее отличительная особенность.
Полномочия администрации города и управления образования касаются дошкольного, среднего и дополнительного образования, но наша задача – выстроить некие мостики не только между своими структурами, но и к профессиональному образованию. Чем мы, на мой взгляд, последние два-три года занимаемся вполне продуктивно.
Сегодня сфера образования Магнитогорска огромна: это 213 учреждений, 60 тыс. детей и 11 тыс. работников, расходы на образование – треть городского бюджета, и чтобы эффективно управлять этой сферой, надо хорошо потрудиться. Ведется грандиозная работа по повышению доступности образования, особенно дошкольного, но главное при этом не забыть еще и о содержании. Этому вопросу я всегда придавал и буду придавать огромное значение. На данный момент внедряются федеральные стандарты образования, благодаря которым дошкольное образование фактически становится частью общего.
В среднем звене количество школ осталось на прежнем уровне. Их на сегодняшний день 70. Они делятся на три вида: школы статусные, те, что дают определенный «средний уровень» образования, и школы-девятилетки. При этом нет ничего плохого в том, что учебное заведение не статусное, просто «школа микрорайона». Я считаю, что любая школа, вне зависимости от количества выпускаемых медалистов и победителей олимпиад, имеет свое лицо, которым можно гордиться.
Именно благодаря такому подходу у нас лучшая система в Челябинской области по подготовке одаренных детей. Среди победителей и призеров областных олимпиад 60% – учащиеся школ Магнитогорска. В Челябинске, для сравнения, таких детей менее 40%. Существенно увеличилось число медалей и дипломов, привезенных нашими школьниками с всероссийских и международных олимпиад.
Из 12 предметов ЕГЭ, которые выбрали наши дети в этом году, по 11 магнитогорцы имеют показатели выше среднеобластных. Среди выпускников-2011 трое магнитогорских детей получили 100 баллов сразу по двум предметам. Причем в целом по области таких детей пятеро. Что касается золотых и серебряных медалистов, здесь мы не сдаем позиции в течение последних лет.
У каждой школы и у четверти детских садов города есть шефы. В свое время первым в этом начинании был ОАО «ММК», а теперь присоединяются и другие предприятия, в том числе муниципальные.
«Визитная карточка» образования Магнитки невозможна без системы здоровьесбережения. Важнейшие составляющие ее – «лесные» школы, обеспечивающие отдых, оздоровление и обучение детей начальной школы круглогодично, оздоровительные смены в летних лагерях и безусловно, работающий весь год загородный детский сад «Горный ручеек» в Абзаково. Нигде в России такого опыта пока нет.
В целом, система образования нашего города интересна тем, что она, стабильно функционируя, постоянно развивается.
- Одной из главных задач, поставленных сегодня губернатором перед системой образования, является сокращение очередей в детские сады. Что делается в Магнитке в этом направлении?
- За четыре последних года мы вернули 18 зданий детсадов, которые в годы демографической ямы 90-х были переданы другим организациям. До конца 2011 года мы возвращаем еще три детских сада, плюс к этому создаем так называемые «малозатратные» места на уже действующих площадях дошкольных учреждений. Это группы, которые в свое время были переоборудованы в спортивные и музыкальные залы, изостудии. Таким образом, в 2011 году мы создаем более 1 200 мест для дошкольников, фактически решая задачу, которую поставили перед нами губернатор Челябинской области Михаил Юревич и глава города – через два-три года ликвидировать очереди в детский сад.
Для этого были выделены достаточные средства – более 10 млн. рублей мы получили из областного бюджета, почти 100 млн. – из местного.
На сегодняшний день практически всех детей от четырех до шести лет мы в детские сады устроили, это большое достижение. Что касается малышей до четырех лет, тут очередь пока есть – порядка 2 400 человек. Я вполне понимаю мам, которые не могут пристроить своего ребенка в детсад, но мы прилагаем максимальные усилия для решения этого вопроса.
Еще одним положительным моментом является так называемая электронная очередь, благодаря которой родители на интернет-сайте могут не только записать ребенка в дошкольное учреждение, но и следить за его продвижением. Электронная очередь обеспечивает открытость процесса для родителей, возможность его проконтролировать.
- Детские сады открываются, но кадровый вопрос остается; 13 июля Законодательное Собрание Челябинской области по инициативе Михаила Юревича приняло решение о повышении заработных плат работникам дошкольного образования. Насколько помогло это решить кадровую проблему?
- С 1 сентября в образовательных учреждениях введена новая отраслевая система оплаты труда. Теперь заработная плата у педагогов складывается из трех компонентов: это базовая часть, которая равна 1 600 рублям, компенсирующие и стимулирующие выплаты.
В целом, стимулирующая часть фонда заработной платы образовательных учреждений по сравнению с 1 апреля 2011 года увеличилась на 30%. Повышение оплаты труда будет вестись дифференцированно, в зависимости от качества труда педагога, и это является хорошим стимулом.
Что касается кадрового вопроса, то на сегодняшний день у нас практически ликвидированы вакансии. В этом году к нам пришли 178 молодых специалистов. Это больше, чем в прошлом году. На мой взгляд, немалую роль здесь сыграла политика государства, направленная на повышение социального статуса педагога.
- Расскажите о планах по развитию системы образования города и дошкольного образования, в первую очередь.
- Для нас самая близкая перспектива – это проведение модернизации образования. Здесь направлений работы несколько. Первое, как я уже говорил, повышение социального статуса педагога путем увеличения заработной платы, которая теперь увязывается с качеством работы.
Второй момент – это развитие школьной инфраструктуры; модернизация базовых школ и ресурсных центров. В Магнитогорске сейчас 60% школ соответствует современным требованиям. Эта цифра неплохая, она равна общеобластным показателям, но с другой стороны, ведь 40% школ недотягивают до нужного уровня, и модернизация образования должна помочь реализовать эту задачу.
Третья составляющая модернизации – это повышение качества образования и его доступности. Федеральные образовательные стандарты мы внедряем во всех школах. И здесь мы готовы на 100%, но все не так просто. Процесс необходимо изучать, контролировать и регулировать. Что касается доступности, то здесь немаловажный аспект – постройка новых школ, детских садов, ибо демографическая ситуация заставляет нас принимать эти срочные меры.
Но реагировать столь быстро непросто. Более того, мы знаем, что через несколько лет демографическая кривая может привести к спаду, а значит, мы уже сейчас должны продумать, что будет с теми площадями, которые сейчас заняты детьми. Доступность образования будет обеспечена и развитием дистанционного обучения, приобретением электронных образовательных ресурсов.
Четвертая составляющая модернизации – это повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогов. Ведь вести обучение по новым стандартам без этого просто нереально.
Не нужно забывать, что модернизация образования – это продолжение и конкретизация национального проекта «Образование». За последние шесть лет мы потратили на его реализацию 480 млн. рублей.
Наша система должна быть готова к любому повороту событий, должна быть достаточно гибкой и мобильной. Главное – это все держать в руках и управлять грамотно, поэтому комплексный подход просто необходим. Сейчас любая эффективная деятельность оценивается по определенным показателям. В образовании у нас 60 таких показателей, по абсолютному большинству из которых магнитогорцы лидируют, и это отрадный факт.
Источник: АН «Доступ»
11.10.2014
|
О системе «Антиплагиат»
9.07.2013
|
Интервью с министром образования Челябинской области
18.04.2013
|
29.12.2012
|
Опрос экспертов
19.10.2012
|
Как дизайн класса может повлиять на успеваемость учеников
30.09.2012
|
Мысли Евгения Ямбурга
24.09.2012
|
Борис Кагарлицкий - о реформировании высшего образования
25.07.2012
|
Замминистра образования о новых правилах приема в первый класс
3.07.2012
|
27.06.2012
|