Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Революции вредят образованию

Революции вредят образованию
АЛЕКСАНДР ХОХЛОВ
Начальник Управления образования администрации Магнитогорска

В Магнитогорске вопрос образования – один из приоритетных. Городу металлургов нужна знающая, одаренная, творческая молодежь, и работа над этим начинается с детского сада. Результатов удалось достичь немалых. Об этом беседа с начальником Управления образования администрации Магнитогорска Александром Хохловым.

- Александр Викторович, Вы находитесь на посту начальника управления уже три года. Что удалось сделать за это время, изменить в городском образовании?

- Вообще, система образования – это, в хорошем смысле, достаточно консервативная система, и результат здесь всегда носит отсроченный характер, иногда это и пять, и десять лет. Поэтому достаточно сложно говорить о глобальных изменениях, скорее – о достаточно осторожном и вдумчивом реформировании. Революций в образовании делать нельзя – это может навредить. Более того, за этой революцией мы можем получить отрицательный результат через несколько лет, будем кусать себя за локти, но поздно.

В целом, система образования в Магнитогорске и моими предшественниками, и мной выстроена таким образом, что даже несмотря на некоторые изменения, она свою целостность и мобильность сохраняет, и это ее отличительная особенность.
Полномочия администрации города и управления образования касаются дошкольного, среднего и дополнительного образования, но наша задача – выстроить некие мостики не только между своими структурами, но и к профессиональному образованию. Чем мы, на мой взгляд, последние два-три года занимаемся вполне продуктивно.

Сегодня сфера образования Магнитогорска огромна: это 213 учреждений, 60 тыс. детей и 11 тыс. работников, расходы на образование – треть городского бюджета, и чтобы эффективно управлять этой сферой, надо хорошо потрудиться. Ведется грандиозная работа по повышению доступности образования, особенно дошкольного, но главное при этом не забыть еще и о содержании. Этому вопросу я всегда придавал и буду придавать огромное значение. На данный момент внедряются федеральные стандарты образования, благодаря которым дошкольное образование фактически становится частью общего.

В среднем звене количество школ осталось на прежнем уровне. Их на сегодняшний день 70. Они делятся на три вида: школы статусные, те, что дают определенный «средний уровень» образования, и школы-девятилетки. При этом нет ничего плохого в том, что учебное заведение не статусное, просто «школа микрорайона». Я считаю, что любая школа, вне зависимости от количества выпускаемых медалистов и победителей олимпиад, имеет свое лицо, которым можно гордиться.

Именно благодаря такому подходу у нас лучшая система в Челябинской области по подготовке одаренных детей. Среди победителей и призеров областных олимпиад 60% – учащиеся школ Магнитогорска. В Челябинске, для сравнения, таких детей менее 40%. Существенно увеличилось число медалей и дипломов, привезенных нашими школьниками с всероссийских и международных олимпиад.

Из 12 предметов ЕГЭ, которые выбрали наши дети в этом году, по 11 магнитогорцы имеют показатели выше среднеобластных. Среди выпускников-2011 трое магнитогорских детей получили 100 баллов сразу по двум предметам. Причем в целом по области таких детей пятеро. Что касается золотых и серебряных медалистов, здесь мы не сдаем позиции в течение последних лет.

У каждой школы и у четверти детских садов города есть шефы. В свое время первым в этом начинании был ОАО «ММК», а теперь присоединяются и другие предприятия, в том числе муниципальные.

«Визитная карточка» образования Магнитки невозможна без системы здоровьесбережения. Важнейшие составляющие ее – «лесные» школы, обеспечивающие отдых, оздоровление и обучение детей начальной школы круглогодично, оздоровительные смены в летних лагерях и безусловно, работающий весь год загородный детский сад «Горный ручеек» в Абзаково. Нигде в России такого опыта пока нет.

В целом, система образования нашего города интересна тем, что она, стабильно функционируя, постоянно развивается.

- Одной из главных задач, поставленных сегодня губернатором перед системой образования, является сокращение очередей в детские сады. Что делается в Магнитке в этом направлении?

- За четыре последних года мы вернули 18 зданий детсадов, которые в годы демографической ямы 90-х были переданы другим организациям. До конца 2011 года мы возвращаем еще три детских сада, плюс к этому создаем так называемые «малозатратные» места на уже действующих площадях дошкольных учреждений. Это группы, которые в свое время были переоборудованы в спортивные и музыкальные залы, изостудии. Таким образом, в 2011 году мы создаем более 1 200 мест для дошкольников, фактически решая задачу, которую поставили перед нами губернатор Челябинской области Михаил Юревич и глава города – через два-три года ликвидировать очереди в детский сад.

Для этого были выделены достаточные средства – более 10 млн. рублей мы получили из областного бюджета, почти 100 млн. – из местного.

На сегодняшний день практически всех детей от четырех до шести лет мы в детские сады устроили, это большое достижение. Что касается малышей до четырех лет, тут очередь пока есть – порядка 2 400 человек. Я вполне понимаю мам, которые не могут пристроить своего ребенка в детсад, но мы прилагаем максимальные усилия для решения этого вопроса.

Еще одним положительным моментом является так называемая электронная очередь, благодаря которой родители на интернет-сайте могут не только записать ребенка в дошкольное учреждение, но и следить за его продвижением. Электронная очередь обеспечивает открытость процесса для родителей, возможность его проконтролировать.

- Детские сады открываются, но кадровый вопрос остается; 13 июля Законодательное Собрание Челябинской области по инициативе Михаила Юревича приняло решение о повышении заработных плат работникам дошкольного образования. Насколько помогло это решить кадровую проблему?

- С 1 сентября в образовательных учреждениях введена новая отраслевая система оплаты труда. Теперь заработная плата у педагогов складывается из трех компонентов: это базовая часть, которая равна 1 600 рублям, компенсирующие и стимулирующие выплаты.

В целом, стимулирующая часть фонда заработной платы образовательных учреждений по сравнению с 1 апреля 2011 года увеличилась на 30%. Повышение оплаты труда будет вестись дифференцированно, в зависимости от качества труда педагога, и это является хорошим стимулом.

Что касается кадрового вопроса, то на сегодняшний день у нас практически ликвидированы вакансии. В этом году к нам пришли 178 молодых специалистов. Это больше, чем в прошлом году. На мой взгляд, немалую роль здесь сыграла политика государства, направленная на повышение социального статуса педагога.

- Расскажите о планах по развитию системы образования города и дошкольного образования, в первую очередь.

- Для нас самая близкая перспектива – это проведение модернизации образования. Здесь направлений работы несколько. Первое, как я уже говорил, повышение социального статуса педагога путем увеличения заработной платы, которая теперь увязывается с качеством работы.

Второй момент – это развитие школьной инфраструктуры; модернизация базовых школ и ресурсных центров. В Магнитогорске сейчас 60% школ соответствует современным требованиям. Эта цифра неплохая, она равна общеобластным показателям, но с другой стороны, ведь 40% школ недотягивают до нужного уровня, и модернизация образования должна помочь реализовать эту задачу.

Третья составляющая модернизации – это повышение качества образования и его доступности. Федеральные образовательные стандарты мы внедряем во всех школах. И здесь мы готовы на 100%, но все не так просто. Процесс необходимо изучать, контролировать и регулировать. Что касается доступности, то здесь немаловажный аспект – постройка новых школ, детских садов, ибо демографическая ситуация заставляет нас принимать эти срочные меры.

Но реагировать столь быстро непросто. Более того, мы знаем, что через несколько лет демографическая кривая может привести к спаду, а значит, мы уже сейчас должны продумать, что будет с теми площадями, которые сейчас заняты детьми. Доступность образования будет обеспечена и развитием дистанционного обучения, приобретением электронных образовательных ресурсов.

Четвертая составляющая модернизации – это повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогов. Ведь вести обучение по новым стандартам без этого просто нереально.

Не нужно забывать, что модернизация образования – это продолжение и конкретизация национального проекта «Образование». За последние шесть лет мы потратили на его реализацию 480 млн. рублей.

Наша система должна быть готова к любому повороту событий, должна быть достаточно гибкой и мобильной. Главное – это все держать в руках и управлять грамотно, поэтому комплексный подход просто необходим. Сейчас любая эффективная деятельность оценивается по определенным показателям. В образовании у нас 60 таких показателей, по абсолютному большинству из которых магнитогорцы лидируют, и это отрадный факт.

 

Источник: АН «Доступ»

 

11.10.2014

"Нет никаких "элитных школ" и "дворовых школ". Школы делятся не по этому принципу. Школы делятся на те, где детей любят и их не унижают, и те, где не любят и унижают. Где маме могут сказать: "надо было раньше своим ребенком заниматься" - и где не могут. Где уважаемому коллеге скажут в лицо: "еще один защитник детей выискался" - и где не скажут. Где любят литературу - и где выполняют указания сверху".

О системе «Антиплагиат»
9.07.2013

"Моральный климат, точнее аморальный, в среде авторов и исполнителей заимствованных диссертаций ужасный. Фальшивые диссертации, тухляки, «осетрина второй свежести» производится в дурно пахнущем цеху".

Интервью с министром образования Челябинской области
18.04.2013

"Страхи были всегда – у студентов, выпускников школ и при советской власти, и до нее. Любой выпускник боится итоговой аттестации. Однако я думаю, сейчас ни один здравомыслящий человек не будет оспаривать необходимость ЕГЭ. Ведь это независимая оценка качества знаний в обучении школьника".

29.12.2012

«Господа, остановитесь! Не вывозите вы миллиарды из страны! Отдайте их школе! Иначе толпа простаковых и скотининых сметет нас всех. Раздавит. Растопчет. Проглотит!»

Опрос экспертов
19.10.2012

Правительственный законопроект «Об образовании в РФ» в среду прошел первое чтение в Госдуме. Ожидается, что полностью документ будет принят Думой до конца года, а вступит в силу 1 января 2013 года. Что это за закон? Какими будут последствия его принятия?

Как дизайн класса может повлиять на успеваемость учеников
30.09.2012

Финские дизайнеры, учителя и школьные администраторы полагают, что с помощью архитектуры и дизайна можно сделать захолустную школу центром городской жизни, а классы-трансформеры с подвижными стенами, круглыми столами, диванами и пуфиками повышают успеваемость учеников.

Мысли Евгения Ямбурга
24.09.2012

"В лоне Государственной Думы зреет новая редакция Закона РФ «Об образовании», что по обыкновению невротизирует население, порождая зловещие слухи, например, о введении тотальной платности обучения и прочих связанных с ним грядущих новшествах".

Борис Кагарлицкий - о реформировании высшего образования
25.07.2012

"Почему-то никто не оценивает качество работы министерства. Качество образования стремительно падает, рейтинг российских вузов опустился катастрофически. Вот результат их работы. Чем больше КИМов и всякой дряни они придумывают, тем хуже всё работает".

Замминистра образования о новых правилах приема в первый класс
3.07.2012

Приказ Министерства образования за номером 107 постулирует, что до первого августа школы могут принимать только детей, официально зарегистрированных на близлежащих к школе территориях. Эта бумага возмутила родителей, многие из которых годами проживают не по месту своей регистрации.

27.06.2012

К чему приведет принятие новых образовательных стандартов? Какова действительная цель реформаторов от образования? Платное образование - благо или зло? Мнение священнослужителей.

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами и заказать их доставку в любую точку России. Добро пожаловать!

Шесть книг Издательского дома "Мой Город" стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Теперь каждый желающий может познакомиться с книгами ИД "Мой Город" (Издательство Игоря Розина) и купить их в электронном виде. Для этого достаточно пройти по ссылке.

Издательский дом «Мой Город» выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

Украшения ручной работы

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Со страниц этого сборника звучит голос одного сада. Одного из многих. Потому что он жив и существует – благодаря одному человеку, автору этой книжки. И в то же время через эти стихи словно бы говорят все сады, все цветы, все деревья и травы мира. Может быть потому, что подлинная поэзия – универсальна и не имеет границ.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".