Священнослужители об образовательном стандарте
Источник: regions.ru
Новый министр образования и науки Дмитрий Ливанов 7 июня, вскоре после вступления в должность, подписал документ «Об образовательных стандартах», который несколько лет обсуждался при Фурсенко.
Новый федеральный государственный образовательный стандарт для старших школьников (10-11 классы) начнут внедрять уже с 2013 г., все школы обязаны перейти на него к 2020 году.
Школа предоставляет возможность формирования индивидуальных учебных планов, включая обязательные предметы, в том числе интегрированные учебные курсы, например, «Естествознание», дополнительные предметы (не более трех). Всего государство финансирует 37 часов в неделю.
«Образовательное учреждение... обеспечивает реализацию учебных планов одного или нескольких профилей обучения (естественнонаучный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный). Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать 9(10) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной настоящим Стандартом, в том числе общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы: “Русский язык и литература”, “Иностранный язык”, “Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия”, “История” (или “Россия в мире”), “Физическая культура”, “Основы безопасности жизнедеятельности», - говорится в документе.
Эксперты отмечают, что в последней версии по-прежнему отсутствуют четкие критерии того, какие знания и навыки должен демонстрировать выпускник. «Эпоха, когда школа просто обучала, должна уйти в прошлое. Сейчас главное - концепция воспитательной работы», - говорит Валентина Иванова, председатель Всероссийского педагогического собрания.
По мнению доцента кафедры словесности НИУ-ВШЭ Татьяны Базжиной, одна из целей разработчиков нового закона - довести школьное образование до состояния, чтобы основная масса школьников перешла учиться в школы платные, и таким образом свести к минимуму количество бюджетных школ: «Судите сами, если школьник захочет изучать математические предметы и выберет алгебру с геометрией, то учить бесплатно информатику он уже не сможет. Или он выберет геометрию и информатику, но тогда за алгебру ему придется платить (так как можно выбрать всего два предмета из одной категории). То есть даже по избранному профилю ребенок оказывается недоучкой».
Корреспондент Regions.Ru попросил священнослужителей прокомментировать эту реформу образования.
Протоиерей Олег Стеняев
клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках
То, что русский язык, литература и история остались обязательными предметами, это правильно. Но необходимо ввести также в число обязательных и основы духовной культуры. Если обязательным объявлен предмет ОБЖ, то не менее важной является духовная безопасность.
Это тот же вопрос выживания. Одно дело, традиционные религиозные группы, другое – их имитация, т.е. секты. Что произошло в Чечне? Традиционный ислам был заменен на сектантскую версию.
Это же может произойти и с православием. Его подменят каким-нибудь модернизированным, проэкуменическим православием. И это будет диверсия против нашей страны, потому что там, где экуменизм, там и космополитизм, равнодушное отношение к Отечеству, предательство и измена. Все ориентиры будут на Запад. Ни о каком патриотическом воспитании тогда не будет и речи.
Важно, чтобы все предметы давали цельную картину мира. Важно, как они будут взаимодействовать друг с другом, что будет доминировать.
Протоиерей Алексий Новичков
Директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области
Реформа образования, которая идет в нашей стране, - могильный камень на всей системе отечественного образования, российской и советской. Печально, что педагогическая общественность не имеет никакого влияния на принятие этих новых решений, это никак не обсуждается.
Следующий шаг будет заключаться в том, чтобы лишить обещанного конституцией, гарантированного ею права на бесплатное образование. Постепенно будут делить предметы на те, которое государство будет финансировать и те, которые будут финансироваться только родителями. Потом выяснится, что денег не хватает и на эти. В результате вся система придет к тому, что появятся школы, которые действительно чему-то учат, но это будут платные школы. И появятся школы, которые ничему научить не могут. Это будут бесплатные школы. Они будут давать образование в пределах умения читать вывески, считать сдачу и пользоваться пластиковыми картами.
Строится такая модель общества, о которой сейчас не говорят вслух, но она угадывается по тем действиям, которые активно предпринимаются. Такого будущего хотят для нас и для наших детей.
Протоиерей Александр Ильяшенко
настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской
В первую очередь, должна быть ясна цель. А цель, которую ставили перед собой разработчики, все-таки непонятна. Что является причиной такой реформы образования? К каким результатам она стремится? Зачем, собственно, все это делается?
Даже в условиях сокращения финансирования можно стремиться сохранять высокое качество образования. 37 часов в неделю, кажется, вполне достаточно, чтобы дать детям нормальный объем знаний. Главное, чтобы была глубина и фундаментальность. Особенно это относится к гуманитарным предметам. И, например, преподавание истории должно быть увязано с литературой.
Физкультура, конечно, тоже нужна. Но особое внимание должно обращаться на обучение детей избегать травм, искусству падать. Сколько ног и рук переломано из-за незнания элементарных правил! Но я категорически против такого странного предмета, как ОБЖ. Это что-то противоестественное. Что это вообще такое? И история, и литература дают массу примеров, когда люди выходили из, казалось бы, безвыходных ситуаций. Зачем сливать предметы в какой-то компот, якобы по профилю? Раньше была очень четкая структура.
Все-таки существовавшая у нас система образования была одной из лучших в мире. До сих пор сохраняются и ее хорошие качества. А вот резкое реформирование ставит под вопрос квалификацию педагогов. Им придется резко перестраиваться. Если что-то менять, то только в направлении улучшения и очень постепенно. Не лучше ли в условиях недостаточного финансирования сократить управляющий, контролирующий, вообще, бюрократический аппарат системы образования? Это чистое паразитирование.
Священник Андрей Постернак
Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук
Пока трудно что-то комментировать. Представлены пока только теоретические выкладки, которые будут вводиться довольно долгое время. Что получится на практике, сказать трудно.
Но, конечно, очевиден крен в сторону усиления платности образования. И эта сторона, похоже, будет все более заметной в школьной жизни. Верно также и то, что нет четких критериев предложенных профилей. Ведь сама идея профильности образования со введением ЕГЭ должна бы отпасть, поскольку подготовка к сдаче ЕГЭ фактически отменяет подготовку по профильным предметам. Как это все будет воплощаться на практике, и какие будет иметь последствия, пока неясно.
На мой взгляд, главное –сохранить то, что является отличительной чертой нашего образования: его фундаментальность. По крайней мере, в том, что касается основных дисциплин, которые формируют блоки точных, гуманитарных и естественных наук. Такие базовые дисциплины, как математика, русский язык, литература, история, биология, конечно, должны остаться в учебном плане. И я думаю, что наше образование все-таки сохранит высокий уровень.
Исмаил-хаджи Бердиев
председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа
Пока еще трудно судить, к чему может привести новая реформа. В нашей стране подобного еще не было, да и в других странах аналогичных примеров я не знаю, чтобы можно было взять пример и посмотреть на чьи-то результаты.
Но, во всяком случае, сегодня министерство образования активнее прислушивается к мнению общественности: вот говорили мы, что надо ввести предмет, дающий знания о традиционных религиях – и такой предмет в школах появился. Насколько мне известно, в разработке нынешней новой реформы принимали активное участие родители, учителя и эксперты. Поэтому решение о нововведении было тщательно взвешенным и обдуманным. Нельзя судить негативно об этом заранее. Надо увидеть первые результаты, чтобы понять – хороша реформа или нет.
Валиулла-хазрат Якупов
Начальник отдела образования ДУМ Татарстана, имам-хатыб Апанаевской мечети Казани
Меня очень настораживает новая реформа. Общество у нас очень дифференцировано по материальному обеспечению, и есть семьи, которые не имеют достаточных средств, а для многодетных образование детей станет вообще серьезной проблемой.
Наша страна богата, у нас неплохой бюджет, и даже из последнего кризиса мы вышли более-менее стабильно. Это свидетельствует, что экономика у нас прочная, и на фоне таких успехов экономить на образовании детей – это более чем странно. Мне кажется, можно было бы изыскать деньги на образование и не экономить на этом, поскольку экономия для бюджета будет мизерная, и если сравнивать будущее детей и сэкономленные миллионы, то это несопоставимо.
Траты на образование – это инвестиции в наше будущее, которые принесут не только духовный, но и материальный плюс. Такого рода решения свойственны, по-моему, нищим странам, которые переживают финансовое банкротство, но не для нашей страны, которая доказала свою состоятельность.
И я просто не понимаю мотивов чиновников, которые проталкивают такого рода странные решения. Это просто непродуманная ошибка, которую надо исправить. Мы столько усилий приложили, чтобы поправить демографическую ситуацию, у нас появляется все больше детей. Мы же увещеваем женщин рожать не для того, чтобы потом лишать детей образования.
Чиновники исходят из неверных предпосылок, те, кто принял это решение, мне кажется, сами являются духовно и интеллектуально нищими.
Зиновий Коган
Председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России, раввин
Казалось бы, ничего страшного нет в том, что ищут новые формы работы с учениками. И не первый год в наших школах существуют классы со специализированным уклоном: математические или гуманитарные. Но не каждый школьник может сразу выбрать себе профессию. Тем более, кто-то может сделать свой выбор еще до10 класса, определившись с поступлением в высшее учебное заведение, но кто-то после 9 класса уйдет в колледж, а кто-то работать.
Мне сдается, что в основу этой реформы власть предержащие кладут рубль, то есть они считают, что экономичнее будет сократить программу обучения до базовых предметов, предоставив ребенку получать остальные знания самостоятельно. Грех экономить деньги на образовании. Я бы дал возможность детям получить свои оценки, не разделяя их, и не выталкивая на обочину знаний тех, у кого нет возможности оплатить дополнительный факультатив или репетитора по тому предмету, которого теперь не будет в программе. Боюсь, что такая экономия выйдет обществу боком.
11.10.2014
|
О системе «Антиплагиат»
9.07.2013
|
Интервью с министром образования Челябинской области
18.04.2013
|
29.12.2012
|
Опрос экспертов
19.10.2012
|
Как дизайн класса может повлиять на успеваемость учеников
30.09.2012
|
Мысли Евгения Ямбурга
24.09.2012
|
Борис Кагарлицкий - о реформировании высшего образования
25.07.2012
|
Замминистра образования о новых правилах приема в первый класс
3.07.2012
|
22.06.2012
|