Перестать быть фантомом
«С облегчением, покорностью и ужасом он понял,
что и сам – лишь призрак, снящийся другому».
Х.-Л. Борхес
Любимое времяпрепровождение современных школьников – увлеченное манипулирование жизнями фантомных персонажей на экранах компьютеров – вряд ли могло привидеться Борхесу даже в самых странных его сновидениях. Какие только метафоры не создавал он для описания вселенной – мир как книга, библиотека, бесконечные ветвящиеся вселенные или вложенные друг в друга, как слои луковицы. В одном из рассказов главный герой создает в своем сне фантома, наблюдает за его жизнью и смертью и в итоге понимает, что сам он – точно такой же призрак из чьего-то сна. Борхеса тревожит многомерность мира: он рассматривает книгу, в которой вымышленные персонажи читают другую книгу, в которой еще более вымышленные читают третью… Так нет ли некоего Читателя, который читает книгу о нас, мнящих себя реальными?
Виктор Пелевин свой роман «Т» выстроил вокруг этой метафоры, берущей истоки в восточной философии – мир создается из пустоты вниманием некоего Творца, и количество таких миров и творцов может быть бесконечным. В романе Пелевина есть главный герой, которого создает группа авторов, которых, понятно, создает сам Пелевин, и есть уровень, на котором всех этих персонажей вместе с книгой извлекает из небытия Читатель, то есть мы с вами. Но «фишка» в том, что фантом из романа вдруг понимает свою природу, проходит определенный путь для осознавания самого себя и даже догадывается не только о существовании автора, то есть Пелевина, но и пытается осознать природу Читателя романа. Это, как если бы Андрей Болконский вдруг задумался о десятикласснике Васе, одолевающем «Войну и мир». В итоге формулируется та самая борхесовская идея: читатель, читающий роман – такой же призрачный фантом, как и вымышленные герои, потому что и его жизнь, его судьбу читает кто-то другой. Читает – то есть извлекает своим вниманием из небытия, пустоты..
Неизвестно, прочтут ли сегодняшние школьники Борхеса, но его метафора жива и вполне приложима к современным технологиям. Заставляя фигурку на экране дисплея проживать какое-то подобие жизни, будьте готовы к тому, что однажды она перестанет подчиняться вашим командам и выберет другой путь. А может быть, и вы однажды поймете, что так же подчиняетесь кому-то, что ваша жизнь – это умело сконструированная игра, и чтобы перестать быть фантомом, нужно, для начала, хотя бы осознать это.
8.02.2016
|
"Человеком быть – самое большое наказание. Не быть – преступление". О "Судном дне" Александра Попова
Рецензия на книгу
23.07.2015
|
Галина Двуреченская. Фрагменты из книги
13.06.2015
|
Евгений Водолазкин - своем романе "Лавр", о времени и о творчестве
10.07.2014
|
5.03.2014
|
О книге, воспитании и детском чтении
18.07.2012
|
21.03.2012
|
В мире книг с Екатериной Боже
9.09.2011
|
Интервью с владельцем книжной лавки "Белая лампа"
7.09.2011
|
19.08.2011
|