Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Педагогическое сердце

Педагогическое сердце
АЛЕКСАНДР ГЕЗАЛОВ
Общественный деятель

13 марта исполнилось 125 лет со дня рождения Антона Макаренко. С его именем, а если вернее, с «системой Макаренко» плотно связана история сиротства в России. Безусловно, его метод воспитания и социализации сирот был весьма успешным. Но как показало время — только в отдельно взятом историческом контексте.

Когда государство ничего больше не может предложить ребенку вместо семьи, он помещается в дом ребенка, приют, детский дом, детскую колонию. Именно такое положение дел сложилось во времена Макаренко. Социальный заказ государства тогда — за короткий срок побороть беспризорность и безнадзорность. Бегавшие в то время по России дети реально утратили своих родителей и были реальными сиротами. Их нельзя было вернуть в семью, потому что семьи не было. А другая часть общества не имела возможности принять этих детей. В итоге детские дома и другие институты государственного попечения о детях оказались единственным выходом.

И вот в этой системе Антон Макаренко стал отцом всех сирот. Его коньком было трудовое воспитание. Совместный труд — основа системы Макаренко. Но приди он со своей системой в современный детский дом — имел бы высокие шансы на скорое увольнение, а то и на попадание в тюрьму. Нельзя заставлять детей трудиться. За любые подобные инициативы современный директор детдома будет наказан прокуратурой при очередной плановой проверке. Или те же сироты сообщат куда следует, что их, бедных, используют. Нынешние сироты слабо юридически подкованы, но свои права ничегонеделанья они знают четко, особенно учитывая, что в этом их безделье активно участвуют добрые дяди-спонсоры, одаривая сирот несметными дарами за их ущербный статус.

Но вернемся к Макаренко. В детском доме, в котором я рос, мы воспитывались по системе этого человека, и портрет его висел во многих кабинетах. Был он и у директора детского дома, и у участкового милиционера, присматривавшего за нашим учреждением. А книга Макаренко «Флаги на башне» и вовсе была настольной у директора.

Но все кто читал мои воспоминания в книге «Соленое детство», заметили перекос: портреты великого педагога должны были висеть у старших воспитанников детского дома, так как директор детского дома отдал на их откуп весь воспитательный процесс. Да, у нас были свои поля, огороды, свиньи, куры и лошадь. Мы запасались сеном, делали квашенную лопатами капусту, а картофельное поле было таким огромным, что пройти его с мотыгой было жутким процессом (теперь это монастырские земли). В общем, все вводные для трудотерапии по Макаренко у нас были.

Однако работали только дети младших и средних групп, которые мечтали поскорее перейти в старшую группу, чтобы ничего не делать. И заставлять работать младших. Вот так может работать система Макаренко, если использует ее не сам же Макаренко.

Мы, кстати, знали о Макаренко. Мы думали, что это какой-то начальник, который где-то там сидит. Но так как мы знали начальство из ОБЛОНО и ГОРОНО, ничего хорошего не ждали и от Макаренко. Тетушки из этих систем следили за тем, как мы питаемся и в чем ходим, а вот как нас воспитывают, мало кого интересовало. Как не интересуется этим сегодня главный детский омбудсмен Павел Астахов, постоянно занятый в детских домах проверками тумбочек прикроватных.

То, что происходит в институциональных системах, зависит не только от правил работы в этих системах. Как хорошо не распиши, какую инновационную методику не изобрети, все равно все утыкается в конкретных исполнителей. Работников системы. Я к примеру знаю одного последователя Станислава Шацкого. Этот человек работает с детьми, но при этом сам он был в детстве глубоко травмирован семейными обстоятельствами, а сейчас хронически пьет. Что может дать такой человек детям, пусть даже он будет использовать систему великого педагога Шацкого? Тем более все эти травмы и порывы видны внешне, даже если человек закрывает их разными техниками и технологиями, ребенок это видит и чувствует. То же самое с историей Александра Католикова и Константина Ушинского. Для того, чтобы хотя бы повторить те посылы, кои закладывали педагоги в своих системах, нужно иметь кристальное чистое сердце, которое будет неизменно биться в нужном ритме, так как от него зависит жизнь детей. Путь, которое укажет это самое «педагогическое сердце», станет определяющим в жизни маленького человечка.

Повторюсь еще раз. Мало иметь по рукой успешную систему воспитания, — она может быть искажена современными реалиями и оказаться даже гибельной для берущегося за нее. Система системой, а личность-таки остается определяющей в работе с детьми. Возможно, потому тот же Макаренко отошел от деятельности в возрасте 39 лет, в расцвете сил. Возможно и он, имеющий успешную практику понял, что для ребенка важен индивидуальный подход, которого система дать не может. Из детской колонии выйдут люди похожие на Макаренко, но этого ли добивается настоящий педагог? Он ищет для каждого маршрут, который позволит ребенку определится в жизни со своими ценностными предпочтениями. И ведь именно ценности, вот что несет в себе педагог. Не умение построить из сирот одну команду, а умение объединить в этой команде ярких индивидуумов.

Я всегда скептически относился и отношусь к системе школ-интернатов и детских домов: попадание туда некачественного человека влечет за собой травму не одному ребенку, а сразу всей системе, со всеми вытекающими последствиями.

Чем скученнее система, в которой живут брошенные дети, тем острее вопрос личности работающего с ними специалиста. Ведь нынешние сироты — не те, что во времена Макаренко. В том смысле, что теперь они сироты социальные, при живых родителях. Родителях, многие из которых успели нанести ребенку ущерб своим ненормальным поведением и жизнью. Таким детям нужны лечение и качественная реабилитация. А эффективность лечения и реабилитации зависят от степени доверия ребенка к своему попечителю, которое базово должно быть максимально приближено к доверию своим родителям. Но не все могут быть родителями для своих воспитанников, а значит в системе детского дома должен быть жесточайший отбор сотрудников. Нужен человек, искренне служащий детям, даже не за деньги и надбавки и категории. Сегодня в этим большие проблемы.

Так что история Макаренко имеет право на существование, но в рамках личной ответственности с учетом нравственных ориентиров, веры и милосердия. Все иное всегда будет отвратительная копия, кривое зеркало. Мы ждем новых личностей с педагогическим сердцем, знающих Януша Корчака, Ксению Петербуржскую и Матушку Терезу. Есть ли они, такие люди?

Источник: gezalov.net

 

Книга бывшего детдомовца Александра Гезалова о детстве
25.03.2013

"Мне кажется, я всегда мысленно что-то пишу. Или смотрю фильм - прокручиваю перед мысленным взором невидимую пленку, на которой события, лица, судьбы разных людей. И большое желание - достать все это "изнутри" и показать всем ... Зачем мне это, почему?.. Не знаю. Зачем я, уступив своему невнятному желанию, взялся за перо, чтобы рассказать о своем "соленом" детстве?.. Тоже не знаю".

Колонка Андрея Яншина
20.03.2013

Макаренко был удивительно сдержанный человек – и удивительно страстный. Внешняя сдержанность помогала ему выливать свою педагогику в чеканные формы, уместные в той эпохе. Но внутренняя страстность, великая страсть, великое его Делание Человека «прожигало» те формы, которые сам он и создавал.

25.01.2013

Я ничего не знаю про американских усыновителей. Зато знаю кое-что про шведских, а в контексте "продажи наших собственных детей за границу" это в принципе одно и то же. Так вот, мне посчастливилось в течение нескольких лет поработать переводчиком у шведов, приезжавших сюда усыновлять детей.

Об одной детской судьбе
10.01.2013

"Что делать? В стране, где сами знаете что происходит с усыновлением нездоровых детей и что происходит с этими детьми, если они остаются в сиротских учреждениях, Алеша обречен на смерть. Думайте. Думайте. 13 числа многие из вас, и я в том числе, пойдут на акцию против "закона подлецов". А тут не абстрактный закон. Конкретная, маленькая, слабая, трогательная человеческая жизнь".

24.12.2012

"...Вы прекрасно знаете, что согласно договору американцы могли усыновлять только тех детей, которых отказывались усыновлять наши граждане. И знаете почему - речь идет о детях с тяжелыми наследственными недугами... Этих детей наша страна сегодня вылечить не в состоянии. Америка - может. Своим постановлением Дума практически лишает этих детей права на жизнь".

3.10.2012

В воскресенье первый раз в жизни мы съездили с мужем в детский дом. До этого я ни разу не была в подобных заведениях. Может кому-то покажется смешным, но так сложно было решиться на этот простой, ни к чему не обязывающий шаг: просто поехать, посмотреть, поиграть с детьми, сделать им воскресенье чуть более радостным.

Победитель конкурса "Педагогический дебют" - о современной школе
11.05.2012

"Современные стандарты ставят задачу получить на выходе гармонично развитую личность. То есть развивать школьника надо по всем направлениям. А ведь везде и всюду можно не успеть. От детей требуют полета мысли, фантазии. Признаемся, каждый ли ребенок способен на это?"

29.03.2012

420 лет назад родился чешский педагог, основатель педагогической науки, изобретатель классно-урочной системы Ян Амос Коменский. Несмотря на прошедшие столетия, идеи Коменского более чем актуальны. С наследием педагога-христианина стоит знакомиться не только студентам и учителям, но и родителям…

Воспоминания о легендарном ректоре ЧГПУ Александре Аменде
1.03.2012

"Организатором он был великолепным. Много требовал с других, но начинал всегда с себя. Например, когда он пришел в вуз, бросил курить. А в то время ему было уже больше 50 лет. Он считал, что как ректор не имеет права подавать студентам дурной пример".

15.11.2011

"Динамика семейного устройства в области очевидна. Ежегодно количество приемных семей увеличивается на 10%. Кроме того, число выявленных сирот меньше, чем число детей, устраиваемых в семьи. Все это благодаря тому, что мы стали больше говорить об этой проблеме, привлекать средства массовой информации".

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами и заказать их доставку в любую точку России. Добро пожаловать!

Шесть книг Издательского дома "Мой Город" стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Теперь каждый желающий может познакомиться с книгами ИД "Мой Город" (Издательство Игоря Розина) и купить их в электронном виде. Для этого достаточно пройти по ссылке.

Издательский дом «Мой Город» выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

Украшения ручной работы

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Со страниц этого сборника звучит голос одного сада. Одного из многих. Потому что он жив и существует – благодаря одному человеку, автору этой книжки. И в то же время через эти стихи словно бы говорят все сады, все цветы, все деревья и травы мира. Может быть потому, что подлинная поэзия – универсальна и не имеет границ.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".