О ситуации с лицеями и гимназиями в Челябинске
19 лицеев и гимназий Челябинска фактически утратили свой статус, лишившись права на общегородской набор первоклассников. Как понимать решение местной власти? Есть ли будущее у статусных школ или их время уже закончилось?Об этом мы беседуем с Иваном Иоголевичем, директором Дворца пионеров и школьников имени Н.К. Крупской, а также лучшим учителем России, завоевавшим это звание в 2005 году. Иван Александрович по совместительству работает в лицее № 31, где растит юные таланты, и занимается в Челябинске олимпиадным движением школьников. Поэтому одаренные дети – это его тема.
- Иван Александрович, а может быть, нет никакой беды в том, что челябинские гимназии и лицеи прикрепили к микрорайонам? Они ведь, как правило, расположены не где-нибудь на задворках, а в центре города или района. Там живут благополучные семьи, которые занимаются детьми…
- Но как же тогда быть со справедливостью? Ведь основной мотив решения, о котором официально заявили, это реализация равного права всех детей на получение качественного образования, о чем говорится в федеральном законе. А тут: кому-то повезло жить рядом с хорошей школой, кому-то нет. Какая уж тут справедливость!
Едва мы что-то решаем «по справедливости», как тут же возникает другое ее понимание. Когда-то был провозглашен лозунг: от каждого – по способностям, каждому – по потребностям. Но ведь потребности, в том числе и образовательные, у всех разные. Кто-то нуждается в социализации, другой – в специальных знаниях, третий – в реализации художественных способностей и так далее.
- А есть ли тесты, по которым можно сказать, что будет с первоклассником, скажем, через четыре года?
- Этот вопрос задавали известным людям не только в Челябинске, но и ученым, директорам школ из других регионов страны. И все они говорят в один голос: раньше пятого класса нет смысла тестировать ребенка. Но бессмысленно, на мой взгляд, решать вопрос с лицеями, гимназиями и с точки зрения справедливости.
Должен быть, по-моему, просто четкий порядок приема, его прозрачность. Чего сегодня не хватает? Системной работы. Важные решения принимаются накануне их реализации. Нет предварительного осмысления: оценки рисков, последствий.
В свое время, когда я был еще студентом, в школах вводили систему развивающего обучения Давыдова и Занкова. Лет 15 проводили эксперимент на отдельных классах. Потом обобщили опыт, издали научные труды. И только после этого начали его распространять.
У меня возникает вопрос: «А где сегодня педагогическая наука, чем она занимается?» Если мы говорим о разных образовательных потребностях, то как их диагностировать и кто поможет родителям сориентироваться?
- Не кажется ли вам, что лицеи и гимназии в нынешней ситуации попросту не нужны? Не случайно ведь появилось новое выражение – нетиповое учебное учреждение…
- В законопроекте об образовании, который, надеюсь, вскоре примут, есть глава о получении образования лицами, проявившими выдающиеся способности. Там сказано четко. В целях поддержки, выявления и сопровождения таких граждан действуют образовательные организации. Порядок комплектования их определяет учредитель. Это значит, что школы с особым подходом набора остаются и будут легитимными. Другой вопрос, сколько их требуется? Сегодня в Челябинске 22 лицея и гимназий. А сколько у нас детей с выдающимися способностями? И как определить: выдающиеся способности или нет? Кто и каким образом будет это выяснять?
- Может быть, лицеи и гимназии вытесняют в негосударственный сектор? Ведь их программы нельзя отнести к стандарту. А только его государство берет на себя…
- Может быть. Но мы-то знаем, как несладко живется частному сектору. В Москве, конечно, много частных школ, имеющих разных учредителей и с разной платой за обучение. Живут они, похоже, неплохо, судя по рекламным баннерам, размещенным по дороге из Домодедово в город. Но ведь Россия продолжается и за МКАДом, а законы пишутся, к сожалению, для тех, кто живет в его пределах.
- Нет ли противоречия в том, что власть, с одной стороны, говорит о поддержке одаренных детей, а с другой – сворачивает сеть гимназий и лицеев?
- Процесс, конечно, противоречивый. Сегодня принята федеральная концепция по поддержке юных талантов. Ставится задача открыть президентские, республиканские лицеи. А ведь они фактически уже существуют. Ну придайте им статус. Почему нужно делать вид, что раньше ничего не существовало: И все создается с нуля. Я помню, как появились лицеи и гимназии в Челябинске в начале 90-х годов. Это случилось в период всеобщего развала и разрухи. Тогда нашлись директора, которые героическими усилиями сохраняли школы, развивали их. Искали партнеров, спонсоров, привлекали родителей, в то время, как другие плыли по течению. А сегодня им ставят в вину: почему у вас такие хорошие условия?!
Все происходит, как с убыточными колхозами в советское время. Поддерживаем не тех, кто идет впереди, а тех, кто отстает. Ситуация в образовании, на мой взгляд, – это перераспределение «пирога», а нужно создавать новые блага. Почему развитые азиатские страны добились сегодня успехов? Потому что, затянув потуже поясок, они вкладывали в науку и образование.
- Было бы кому создавать! В 90-е годы директорами лицеев и гимназий стали яркие неординарные личности, а сегодня это уже, в подавляющем большинстве, другие люди. Главное их достоинство – послушание, а не собственное мнение. Преференции получают те, кто хорошо поработал на выборах…
- Поверим, что и сегодня найдутся директора, которые сохранят и приумножат то, что создали они сами или их предшественники. Система образования, нельзя не заметить, живучая, благодаря своей консервативности. Но и у нее есть, конечно, предел прочности.
- Такой учитель, как Иван Иоголевич, может учить любого ребенка. Но вы выбрали именно одаренных детей. Почему?
- У меня появилась нескромная мысль, что я могу быть им полезен.
- Но так ли уж нуждаются в поддержке одаренные дети? Разве они сами не пробьются, как, например, когда-то Михаил Ломоносов…
- Кто-то, может быть, и пробьется, но далеко не все. Я не раз наблюдал, что у обычных, казалось бы, учителей бывают очень сильные ученики. Но обычными наставники этих «звездочек» были только в смысле предметных знаний. А на самом деле каждый из них являлся удивительной личностью. Именно педагог вдохновляет ребенка и поднимает его на такую высоту, где он сам, возможно, никогда и не летал. Эта способность – уметь поднять ребенка выше себя – отличает настоящего учителя. В таком педагоге нуждаются все, и одаренные дети тоже.
Источник: mediazavod.ru
11.10.2014
|
19.07.2013
|
О системе «Антиплагиат»
9.07.2013
|
Интервью с министром образования Челябинской области
18.04.2013
|
17.04.2013
|
6.04.2013
|
29.12.2012
|
Опрос экспертов
19.10.2012
|
Как дизайн класса может повлиять на успеваемость учеников
30.09.2012
|
Мысли Евгения Ямбурга
24.09.2012
|