Гуманитарий? Это не модно
По мнению экспертов, гуманитарное образование к 2020 году может практически исчезнуть. Что происходит с ним в стране и на Южном Урале в частности? Чем грозит обществу дефицит гуманитариев?
В поисках ответа не обойтись без исторического экскурса. До появления ЧелГУ система гуманитарной подготовки на Южном Урале была встроена в другие вузы. Она по своему решала задачу формирования личности будущих молодых специалистов. Из бывшего ЧПИ, например, вышло немало не только талантливых инженеров, но и видных политиков, хозяйственников, управленцев. Не всегда это были люди высокой культуры.
Поэтому какой-то прозорливый человек около 40 лет назад решил, что Южному Уралу нужен университет с его мощной гуманитарной составляющей. Так родился ЧелГУ. Впервые опорный край державы стал сам готовить всесторонне образованных людей. Это отвечает тенденциям мировой культуры и экономики. Американские исследователи, например, пришли к выводу, что люди с хорошей гуманитарной подготовкой лучше выполняют свои должностные обязанности, даже если они по профессии инженеры, врачи, физики, математики, биологи. Ведь общая культура человека предполагает и профессионализм, и компетентность, и ответственность, и многое другое.
В новые времена университетами стали именоваться практически все институты Южного Урала. И это была не просто смена вывески. Чем отличается любой университет от института? Своей гуманитарной средой. Вот ее и стали создавать в стенах южноуральских вузов. К этому вынуждала и ситуация, возникшая в 90-е годы прошлого века. Из-за кризиса в экономике резко сократилась потребность в специалистах технического профиля. Инженеров оказалось в избытке. Они оставались не у дел. И молодежь начала выбирать гуманитарные профессии.
Техническое образование год от года слабело, пока проблемой для государства не стала другая крайность – недостаток этих специалистов. Власть сегодня пытается выправить положение, секвестировав гуманитарное образование. Не слишком ли рьяно? Не происходит ли сейчас шарахания из одной крайности в другую?
За последние пять-десять лет количество бюджетных мест на гуманитарные специальности в области сократилось на 50 и более процентов. С 2009 года количество бюджетных мест по направлению «Психология» в ЮУрГУ уменьшилось на 60 процентов, по направлению «Юриспруденция» – на 31 процент, по направлению «Лингвистика» (по сравнению с 2010 годом) – на 28 процентов. За три года в МаГУ, который нынче присоединяют к техническому университету, число таких мест упало со 166 до 80. В этом году на всю область историкам выделили 19 бюджетных мест, журналистам – 18, филологам – 26, культурологам – 7. Некогда цветущая гуманитарная среда теперь сжимается, как шагреневая кожа.
Получается, что реальность развивается в направлении, противоположном тому, которое предсказало ЮНЕСКО, объявив ХХI век столетием гуманитарной экспансии в науке и образовании. Почему же мы живем не в ногу со временем? Адекватен ли ответ сложившейся ситуации?
Вполне адекватен, считает доктор философских наук Владимир Рыбин, но – если рассматривать ситуацию узко, с позиции сегодняшнего дня. Проблему гуманитарного образования, по его мнению, сохранением, а то и увеличением бюджетных мест сегодня уже не решишь.
- Всем известно заявление филологов МГУ, где они обращались к руководству страны по поводу сокращения гуманитарного образования, – говорит Владимир Александрович. – Но мало кто знает про ответ коллег из Санкт-Петербурга.
«А чего вы хотите? – писали питербуржцы. – У нас в Пушкинском доме огромное количество неразобранных рукописей: архивы Жуковского, Крылова. Где же эти студенты-филологи с горящими глазами, готовые работать с вечными ценностями? Где аспиранты, места для которых пустуют?» Молодые люди все чаще обходят стороной филологию. Почему?
Они, как считает Владимир Александрович, несознательно, но вполне и адекватно реагируют на вызовы времени. Для них неприемлемо деление гуманитарного знания на филологию, лингвистику, литературоведение, психологию, право и так далее. Ведь в этом случае получаешь не широкий гуманитарный кругозор, а всего лишь узкое знание. Современный же молодой человек должен быть готов к смене профессии, жизненных ориентиров. Для него идеальный вариант – две-три специальности плюс широкое гуманитарное образование. А филологи хотят оставить все, как есть. Не получится.
Нужна реформа образования, считает Владимир Рыбин, которая должна начаться с высших учебных заведений и, в частности, с синтезирования гуманитарного знания. А специализации пусть останутся, но как форма развития науки. И туда пойдут люди, для которых филология или лингвистика является призванием.
Виноваты ли сами гуманитарные науки в утрате своего статуса? Сегодня обвиняют, например, русскую литературу в том, что она воспитывает детей не должным образом. Называют опасными сказки Салтыкова-Щедрина, комедию «Ревизор» Николая Гоголя, роман «Отцы и дети» Ивана Тургенева и даже «Грозу» Александра Островского, ибо она рисует чиновников в неприглядном виде, создает образ темного царства.
Закрывать очень важную сторону русской литературы с ее главными вопросами «Кто виноват?» и «Что делать?» – не самая мудрая позиция, по мнению Владимира Рыбина. Молодые люди в таком случае будут сами, подчас вслепую, искать ответы на эти вопросы и выход из социальной ситуации. Тенденция «не пущать» приведет к закрытию клапана, который мог бы помочь преодолевать назревающие противоречия.
Можем ли мы себе представить общество без гуманитариев?
Оно уже частично перед нами. Все чаще чиновники (Челябинск и область не исключение) берут в штат не просто корректоров, которые правят приказы, постановления, но и репетиторов. Для чего? Эти люди учат чиновников, что и как сказать? Ведь многие управленцы сами уже не в состоянии грамотно сформулировать мысль, поставить задачу, адекватно осознать проблему. Подтверждение этому – очередная кампания по плагиату: выяснилось, что многие чиновники и депутаты, числящиеся докторами разных наук, вообще не писали свои работы, потому что не способны этого сделать. И мы при всем этом очевидном безобразии упорно посягаем на филологию, историю и другие гуманитарные знания.
- Если не будет гуманитарного знания, то у людей не станет и ассоциативного мышления, широты кругозора, способности к инновациям, а значит, не будет науки, которая является условием выживания любого современного государства. Общество тогда уподобится муравейнику, составленному из узко специализированных особей, – говорит Владимир Рыбин.
Одна из версий, почему мы одиноки во вселенной, по его словам, такова: все другие цивилизации погибли, поскольку пошли по пути монотехнического развития, на каком-то этапе потеряв гуманитарное образование. Но вывод оптимистический: уж если на Земле существует разумная жизнь, то почему бы не побороться за нее, используя накопленный опыт?
Источник: mediazavod.ru
19.07.2013
|
О системе «Антиплагиат»
9.07.2013
|
17.04.2013
|
29.12.2012
|
19.11.2012
|
1.11.2012
|
Опрос экспертов
19.10.2012
|
Олег Смолин - о принятии нового закона
19.10.2012
|
17.10.2012
|
Борис Кагарлицкий - о реформировании высшего образования
25.07.2012
|