Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Гуманитарий? Это не модно

Гуманитарий? Это не модно
Светлана Журавлева

По мнению экспертов, гуманитарное образование к 2020 году может практически исчезнуть. Что происходит с ним в стране и на Южном Урале в частности? Чем грозит обществу дефицит гуманитариев?

В поисках ответа не обойтись без исторического экскурса. До появления ЧелГУ система гуманитарной подготовки на Южном Урале была встроена в другие вузы. Она по своему решала задачу формирования личности будущих молодых специалистов. Из бывшего ЧПИ, например, вышло немало не только талантливых инженеров, но и видных политиков, хозяйственников, управленцев. Не всегда это были люди высокой культуры.

Поэтому какой-то прозорливый человек около 40 лет назад решил, что Южному Уралу нужен университет с его мощной гуманитарной составляющей. Так родился ЧелГУ. Впервые опорный край державы стал сам готовить всесторонне образованных людей. Это отвечает тенденциям мировой культуры и экономики. Американские исследователи, например, пришли к выводу, что люди с хорошей гуманитарной подготовкой лучше выполняют свои должностные обязанности, даже если они по профессии инженеры, врачи, физики, математики, биологи. Ведь общая культура человека предполагает и профессионализм, и компетентность, и ответственность, и многое другое.

В новые времена университетами стали именоваться практически все институты Южного Урала. И это была не просто смена вывески. Чем отличается любой университет от института? Своей гуманитарной средой. Вот ее и стали создавать в стенах южноуральских вузов. К этому вынуждала и ситуация, возникшая в 90-е годы прошлого века. Из-за кризиса в экономике резко сократилась потребность в специалистах технического профиля. Инженеров оказалось в избытке. Они оставались не у дел. И молодежь начала выбирать гуманитарные профессии.

Техническое образование год от года слабело, пока проблемой для государства не стала другая крайность – недостаток этих специалистов. Власть сегодня пытается выправить положение, секвестировав гуманитарное образование. Не слишком ли рьяно? Не происходит ли сейчас шарахания из одной крайности в другую?

За последние пять-десять лет количество бюджетных мест на гуманитарные специальности в области сократилось на 50 и более процентов. С 2009 года количество бюджетных мест по направлению «Психология» в ЮУрГУ уменьшилось на 60 процентов, по направлению «Юриспруденция» – на 31 процент, по направлению «Лингвистика» (по сравнению с 2010 годом) – на 28 процентов. За три года в МаГУ, который нынче присоединяют к техническому университету, число таких мест упало со 166 до 80. В этом году на всю область историкам выделили 19 бюджетных мест, журналистам – 18, филологам – 26, культурологам – 7. Некогда цветущая гуманитарная среда теперь сжимается, как шагреневая кожа.

Получается, что реальность развивается в направлении, противоположном тому, которое предсказало ЮНЕСКО, объявив ХХI век столетием гуманитарной экспансии в науке и образовании. Почему же мы живем не в ногу со временем? Адекватен ли ответ сложившейся ситуации?

Вполне адекватен, считает доктор философских наук Владимир Рыбин, но – если рассматривать ситуацию узко, с позиции сегодняшнего дня. Проблему гуманитарного образования, по его мнению, сохранением, а то и увеличением бюджетных мест сегодня уже не решишь.

- Всем известно заявление филологов МГУ, где они обращались к руководству страны по поводу сокращения гуманитарного образования, – говорит Владимир Александрович. – Но мало кто знает про ответ коллег из Санкт-Петербурга.

«А чего вы хотите? – писали питербуржцы. – У нас в Пушкинском доме огромное количество неразобранных рукописей: архивы Жуковского, Крылова. Где же эти студенты-филологи с горящими глазами, готовые работать с вечными ценностями? Где аспиранты, места для которых пустуют?» Молодые люди все чаще обходят стороной филологию. Почему?

Они, как считает Владимир Александрович, несознательно, но вполне и адекватно реагируют на вызовы времени. Для них неприемлемо деление гуманитарного знания на филологию, лингвистику, литературоведение, психологию, право и так далее. Ведь в этом случае получаешь не широкий гуманитарный кругозор, а всего лишь узкое знание. Современный же молодой человек должен быть готов к смене профессии, жизненных ориентиров. Для него идеальный вариант – две-три специальности плюс широкое гуманитарное образование. А филологи хотят оставить все, как есть. Не получится.

Нужна реформа образования, считает Владимир Рыбин, которая должна начаться с высших учебных заведений и, в частности, с синтезирования гуманитарного знания. А специализации пусть останутся, но как форма развития науки. И туда пойдут люди, для которых филология или лингвистика является призванием.

Виноваты ли сами гуманитарные науки в утрате своего статуса? Сегодня обвиняют, например, русскую литературу в том, что она воспитывает детей не должным образом. Называют опасными сказки Салтыкова-Щедрина, комедию «Ревизор» Николая Гоголя, роман «Отцы и дети» Ивана Тургенева и даже «Грозу» Александра Островского, ибо она рисует чиновников в неприглядном виде, создает образ темного царства.

Закрывать очень важную сторону русской литературы с ее главными вопросами «Кто виноват?» и «Что делать?» – не самая мудрая позиция, по мнению Владимира Рыбина. Молодые люди в таком случае будут сами, подчас вслепую, искать ответы на эти вопросы и выход из социальной ситуации. Тенденция «не пущать» приведет к закрытию клапана, который мог бы помочь преодолевать назревающие противоречия.

Можем ли мы себе представить общество без гуманитариев?

Оно уже частично перед нами. Все чаще чиновники (Челябинск и область не исключение) берут в штат не просто корректоров, которые правят приказы, постановления, но и репетиторов. Для чего? Эти люди учат чиновников, что и как сказать? Ведь многие управленцы сами уже не в состоянии грамотно сформулировать мысль, поставить задачу, адекватно осознать проблему. Подтверждение этому – очередная кампания по плагиату: выяснилось, что многие чиновники и депутаты, числящиеся докторами разных наук, вообще не писали свои работы, потому что не способны этого сделать. И мы при всем этом очевидном безобразии упорно посягаем на филологию, историю и другие гуманитарные знания.

- Если не будет гуманитарного знания, то у людей не станет и ассоциативного мышления, широты кругозора, способности к инновациям, а значит, не будет науки, которая является условием выживания любого современного государства. Общество тогда уподобится муравейнику, составленному из узко специализированных особей, – говорит Владимир Рыбин.
Одна из версий, почему мы одиноки во вселенной, по его словам, такова: все другие цивилизации погибли, поскольку пошли по пути монотехнического развития, на каком-то этапе потеряв гуманитарное образование. Но вывод оптимистический: уж если на Земле существует разумная жизнь, то почему бы не побороться за нее, используя накопленный опыт?

Источник: mediazavod.ru

 

19.07.2013

На днях “Новая газета” опубликовала статью, в которой речь идет о постановлении пленума Верховного суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях». В этом документе четко разграничивают два явления: взятку и провокацию.

О системе «Антиплагиат»
9.07.2013

"Моральный климат, точнее аморальный, в среде авторов и исполнителей заимствованных диссертаций ужасный. Фальшивые диссертации, тухляки, «осетрина второй свежести» производится в дурно пахнущем цеху".

17.04.2013

"В ситуации, когда государство открестилось от школы, не нести ей деньги – это преступление. Сам Попов вкладывает в лицей то, что заработал. А сколько бескорыстных педагогических проектов на его счету? Один из последних – школа «Пифагор», где Попов почти год работал бесплатно. Это что, позиция взяточника?"

29.12.2012

«Господа, остановитесь! Не вывозите вы миллиарды из страны! Отдайте их школе! Иначе толпа простаковых и скотининых сметет нас всех. Раздавит. Растопчет. Проглотит!»

19.11.2012

"В нашей стране совместное образование было введено в мае 1918 года с целью устранить неравноправие женщин и мужчин в этой области. В 1943-м была предпринята попытка ввести раздельное обучение мальчиков и девочек в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик... Этот эксперимент был отменён в 1954 году".

1.11.2012

По мнению большинства участников эксперимента, букридеры на основе электронных чернил являются наиболее подходящими для учебного процесса. 80% родителей школьников считают главным преимуществом электронных учебников с технологией E-Ink абсолютную безопасность для глаз и удобство в переноске и хранении.

Опрос экспертов
19.10.2012

Правительственный законопроект «Об образовании в РФ» в среду прошел первое чтение в Госдуме. Ожидается, что полностью документ будет принят Думой до конца года, а вступит в силу 1 января 2013 года. Что это за закон? Какими будут последствия его принятия?

Олег Смолин - о принятии нового закона
19.10.2012

"Пока умные и сильные люди в России будут думать одно, а говорить обществу и голосовать по-другому, вряд ли нам что-то светит".

17.10.2012

"Что за люди обучаются на дому, а точнее – что за дети? Как правило, дети, страдающие хроническими заболеваниями. Реже – ребята, которых отлучают от коллектива из-за невыносимого поведения или страшной неуспеваемости. А может, из-за паранормальных способностей?"

Борис Кагарлицкий - о реформировании высшего образования
25.07.2012

"Почему-то никто не оценивает качество работы министерства. Качество образования стремительно падает, рейтинг российских вузов опустился катастрофически. Вот результат их работы. Чем больше КИМов и всякой дряни они придумывают, тем хуже всё работает".

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".