Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

«Мы должны исходить из интересов ребенка»

«Мы должны исходить из интересов ребенка»
ЕЛЕНА КОУЗОВА
Зам. министра образования и науки Челябинской области
Текст: Наталья Окорокова

 

После новогодних каникул школьники Челябинской области приступили к изучению нового предмета – «Основы религиозных культур и светской этики». Пока он введен в апробационном режиме в 57 школах Южного Урала и преподается учащимся четвертых классов.

Появление в общеобразовательных учреждениях дисциплины, тесно связанной с религией, вызывало и до сих пор вызывает бурные обсуждения в обществе: активную поддержку, яростные протесты, сомнения и опасения. Нередко смысл и содержание «Основ религиозных культур и светской этики» трактуется оппонентами совершенно по-разному.

В чем же на самом деле состоит суть нового предмета, как будет происходить его введение в программу школ Челябинской области? Об этом рассказала заместитель министра образования и науки Челябинской области ЕЛЕНА КОУЗОВА.

 

- Елена Александровна, новый школьный предмет в многочисленных дискуссиях и публикациях называют по-разному – «Основы религиозных культур», «Основы духовной культуры»? Как же все-таки правильно?

- Новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования был утвержден в декабре 2009 года. В числе предметных областей в нем впервые появляется совершенно новая, и называется она «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Но это не предмет, еще раз уточняю, а предметная область. Например, предметная область «Филология» включает в себя такие предметы, как русский язык, литература, иностранный язык, и другие. Так же и предметная область «Основы духовно-нравственной культуры» может включать в себя несколько предметов.

Новые образовательные стандарты разрабатывались в России с 2004 года. В рамках вновь появившейся предметной области создавались экспериментальные учебные курсы – «Основы религиозной культуры», «Основы православной культуры», «Основы светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры», и так далее. Появилась масса учебных пособий, которые назывались по-разному – отсюда и путаница.

После обсуждения проектов новых программ в 2009 году вышло постановление Президента и Правительства об апробации их в школах России.

И с этого же года предмет стал повсеместно называться «Основы религиозных культур и светской этики». В Челябинской области мы оставили его с названием, под которым он апробировался в 19-ти территориях Российской Федерации.

Это общий предмет, но у него есть модули – отдельные разделы: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Можно не брать для изучения весь предмет целиком, а ознакомиться с каким-то одним модулем.

- Кто имеет право принимать окончательное решение о том, какой модуль будет преподаваться в конкретной школе и классе?

- Это решает образовательное учреждение. В соответствии с Законом об образовании выбор программы обучения находится именно в его компетенции. Но у данного предмета есть особенность – программа может быть выбрана только по согласованию с родителями и учащимися. Они должны определиться, какой модуль хотели бы изучать в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Предполагается, что эта предметная область будет изучаться в школе и дальше – в средних и старших классах. Сейчас она может преподаваться, как учебный предмет, а может изучаться в рамках внеучебной деятельности. Нет жестких установок, как именно нужно сделать, и есть огромное поле для творчества

- Елена Александровна, с чем связана необходимость введения в школьную программу такого предмета, в чем состоит его суть, отличие от других?

- Я считаю, что основная цель «Основ религиозных культур и светской этики» – заинтересовать детей культурой своего народа.

Когда я училась в школе, у нас в четвертом классе был предмет «Рассказы по истории СССР». Я с большим уважением до сих пор к нему отношусь, хотя сейчас с точки зрения исторической правды он кажется смешным. Но тогда его необходимость ни у кого не вызывала сомнений, и он оправдывал свою цель – вызывал интерес к истории страны.

На мой взгляд, отличие «Основ религиозной культуры и светской этики» от уже существующих в программе предметов не так принципиально. В школах давно изучается «Мировая художественная культура», основы религиозных культур есть в учебных курсах истории и литературы.

Но рассказывая детям обо всех этих вещах, от связи с религией невозможно уйти. Духовно-нравственная культура связана с воспитанием, в первую очередь, способностей к духовному развитию и формированию первоначальных теоретических представлений об этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в искусстве, истории и современности России.

Дети должны понять, что такое этика, нормы поведения, и почему приняты в обществе именно такие этические нормы. Нельзя убивать, красть, насиловать – ведь это норма, не зависящая от религиозных установок. Ребенку важно понять, что общепринятая этическая норма на чем-то основывается, она придумана не сейчас, и не просто так. Это исторически сложившееся явление, понять которое можно только зная и мировую культуру, и культуру своего народа, в том числе, религиозную. 

Например, говоря об архитектурных образцах, мы обращаемся к знаменитым храмам и видим, что архитектура развивалась в первую очередь через строительство сооружений религиозного назначения. Да и научная мысль, литература, другие направления культуры так же развивались в лоне церкви, и только потом вышли на светский уровень.

Здесь же мы приходим к представлению о том, что у нас многоконфессиональное государство. Хотя большая часть населения выбирает православную веру, исходя из исторически сложившейся традиции, но у нас, особенно на Урале, много мусульман. И об этом детям тоже надо знать.

- Как отреагировали на появление «Основ религиозных культур и светской этики» в школах Челябинской области родители и учителя?

- Самый сложный момент введения в программу этого предмета – утилитарный. Ведь мы должны его как-то оплачивать преподавателю. Пока разделение классов по модулям никакими нормативами оплаты труда не предусмотрено. Ведь в классе из 25-ти учеников 10 человек могут выбрать один модуль, 5 человек - другой, и так далее. Школы готовы принять эту систему даже в ущерб зарплате, но и тогда остаются сложности в составлении учебного плана, подготовке педагогов.

После того, как в образовательных стандартах появилась новая предметная область, мы отправили педагогов в Москву на курсы переподготовки. Программа этих курсов была согласована с представителями разных религиозных конфессий. Сейчас в Челябинской области есть группа педагогов-тьюторов, которые могут научить других учителей, как преподавать новый предмет. Те педагоги, которые начинают преподавать «Основы религиозных культур и светской этики» прошли курсы повышения квалификации – это является обязательным условием.

Отношение учителей к новому предмету оценить пока сложно. Мы все люди, и конечно, здесь нужно учитывать личностный фактор. Кто-то пройдет и не заметит нововведения, а для кого-то это станет существенным моментом.

Сложность ситуации для каждого учителя в том, что он остается один на один с классом, родителями, церковью, руководством школы. В любом случае, в процессе введения нового предмета у нас могут быть ошибки, просчеты, и к этому надо быть готовыми.

О позиции родителей хотелось бы сказать отдельно. Во-первых, если бы эта учебная дисциплина не обсуждалась так бурно и много, к ней отнеслись бы как к нормальному явлению.

Я считаю, важно «биться» не столько вокруг самого предмета, сколько за формирование заинтересованного отношения родителей к своему ребенку.

Непривычный для родителей урок, который задевает эмоции и вызывает сомнения - хороший повод пересмотреть принципы взаимодействия родителей и школы, наладить более тесное общение и диалог.

Независимо от того, какой модуль выберет образовательное учреждение, воспитанием ребенка все равно занимаются родители, и именно они несут за него ответственность.

Наша общая задача – сделать так, чтобы дети развивались в культурном, а не псевдокультурном поле. С этой точки зрения религиозная культура – точно образец культуры.

Лично я отношусь к введению предмета «Основы религиозных культур и светской этики» очень спокойно. Моему внуку  в скором времени тоже предстоит изучать эту предметную область. Я не против, чтобы к преподаванию привлекались представители разных конфессий. И почему бы не сводить детей в православный храм, мечеть или костел?

Для «Основ религиозной культуры и светской этики» разработаны красочные учебники, тексты в них больше похожи на рассказы. Есть несколько линий учебников, для каждой учебной программы разработано свое пособие. Все они прошли обязательную экспертизу и одобрены Министерством образования и науки Российской Федерации.

Объем часов по этому предмету в будущем вряд ли увеличится, нагрузка у детей и так большая. Будут ли по «Основам религиозной культуры» оценки - каждая школа решит для себя. Это предметная область, которая не требует обязательного наличия аттестации.

- Архиепископ Челябинский и Златоустовский Феофан очень внимательно следит за процессом внедрения в школьную программу «Основ религиозных культур и светской этики» и планирует принять активное участие в дальнейшем обсуждении этого вопроса. Есть ли у министерства образования и науки планы привлекать к диалогу представителей других религиозных конфессий?

- Еще в прошлом году, на этапе подготовки к пилотному запуску нового предмета мы провели целую серию встреч с представителями всех религиозных конфессий. Мы договорились о намерениях и попросили их внимательно ознакомиться с учебными программами.

С Челябинской епархией мы в январе подпишем соглашение о сотрудничестве. От представителей других конфессий пока не было такой инициативы. Возможно, им достаточно существующих взаимоотношений с министерством, и нет необходимости закреплять это юридически. Но если такая инициатива поступит – мы готовы оформить аналогичные соглашения.

Этот экспериментальный год нам дан для того, чтобы попробовать и увидеть – где столкнутся интересы, где есть «узкие места» и риски. Новый предмет предполагает не вероучение, а знакомит с культурой – это принципиально разные вещи. Наша цель показать, что религия - часть нашей культуры.

И главное, мы всегда должны исходить из интересов детей и принципа – «Не навреди».

Для справки:

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» будут изучать в 57 школах Челябинской области. Свой выбор родители и школьники осуществили еще в конце прошлого учебного года.  Наиболее востребованным для изучения оказался модуль «Основы светской этики» - его выбрали 58,9% учащихся. «Основы религиозных культур» будут изучать 24,9% школьников, «Основы православной культуры» выбрали 14,5% от общего числа четвероклассников, 17 учеников будут изучать основы мусульманской культуры, один – основы иудейской культуры, один отказался от изучения данного предмета.

Источник: "Урал-пресс-информ"

 

11.10.2014

"Нет никаких "элитных школ" и "дворовых школ". Школы делятся не по этому принципу. Школы делятся на те, где детей любят и их не унижают, и те, где не любят и унижают. Где маме могут сказать: "надо было раньше своим ребенком заниматься" - и где не могут. Где уважаемому коллеге скажут в лицо: "еще один защитник детей выискался" - и где не скажут. Где любят литературу - и где выполняют указания сверху".

О системе «Антиплагиат»
9.07.2013

"Моральный климат, точнее аморальный, в среде авторов и исполнителей заимствованных диссертаций ужасный. Фальшивые диссертации, тухляки, «осетрина второй свежести» производится в дурно пахнущем цеху".

Интервью с министром образования Челябинской области
18.04.2013

"Страхи были всегда – у студентов, выпускников школ и при советской власти, и до нее. Любой выпускник боится итоговой аттестации. Однако я думаю, сейчас ни один здравомыслящий человек не будет оспаривать необходимость ЕГЭ. Ведь это независимая оценка качества знаний в обучении школьника".

29.12.2012

«Господа, остановитесь! Не вывозите вы миллиарды из страны! Отдайте их школе! Иначе толпа простаковых и скотининых сметет нас всех. Раздавит. Растопчет. Проглотит!»

Опрос экспертов
19.10.2012

Правительственный законопроект «Об образовании в РФ» в среду прошел первое чтение в Госдуме. Ожидается, что полностью документ будет принят Думой до конца года, а вступит в силу 1 января 2013 года. Что это за закон? Какими будут последствия его принятия?

Как дизайн класса может повлиять на успеваемость учеников
30.09.2012

Финские дизайнеры, учителя и школьные администраторы полагают, что с помощью архитектуры и дизайна можно сделать захолустную школу центром городской жизни, а классы-трансформеры с подвижными стенами, круглыми столами, диванами и пуфиками повышают успеваемость учеников.

Мысли Евгения Ямбурга
24.09.2012

"В лоне Государственной Думы зреет новая редакция Закона РФ «Об образовании», что по обыкновению невротизирует население, порождая зловещие слухи, например, о введении тотальной платности обучения и прочих связанных с ним грядущих новшествах".

Борис Кагарлицкий - о реформировании высшего образования
25.07.2012

"Почему-то никто не оценивает качество работы министерства. Качество образования стремительно падает, рейтинг российских вузов опустился катастрофически. Вот результат их работы. Чем больше КИМов и всякой дряни они придумывают, тем хуже всё работает".

Замминистра образования о новых правилах приема в первый класс
3.07.2012

Приказ Министерства образования за номером 107 постулирует, что до первого августа школы могут принимать только детей, официально зарегистрированных на близлежащих к школе территориях. Эта бумага возмутила родителей, многие из которых годами проживают не по месту своей регистрации.

27.06.2012

К чему приведет принятие новых образовательных стандартов? Какова действительная цель реформаторов от образования? Платное образование - благо или зло? Мнение священнослужителей.

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами и заказать их доставку в любую точку России. Добро пожаловать!

Шесть книг Издательского дома "Мой Город" стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Теперь каждый желающий может познакомиться с книгами ИД "Мой Город" (Издательство Игоря Розина) и купить их в электронном виде. Для этого достаточно пройти по ссылке.

Издательский дом «Мой Город» выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

Украшения ручной работы

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Со страниц этого сборника звучит голос одного сада. Одного из многих. Потому что он жив и существует – благодаря одному человеку, автору этой книжки. И в то же время через эти стихи словно бы говорят все сады, все цветы, все деревья и травы мира. Может быть потому, что подлинная поэзия – универсальна и не имеет границ.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".