Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Саамы - "речные люди" России

Саамы - "речные люди" России
ИГОРЬ ИВАНОВСКИЙ

 

Саамы – самый западный из малочисленных народов Крайнего Севера. Помимо нашей страны, саамы проживают в Финляндии, Швеции и Норвегии. Название народа происходит, по одним данным, от слова «sabme» – «земля», по другим, от «saam» – «речные», «водные» люди. Русских саамов называли лопарями, что значит «жители окраинной земли». Сами саамы располагают отличной от общепринятой версией своего происхождения. Вот она.

Безобидный гигант, сын Солнца, отправился на север, чтобы найти себе жену. Нашел и после долгих испытаний завоевал ее сердце. Но злые братья возлюбленной всячески пытались помешать этому союзу. Однако влюбленным, несмотря ни на что, все-таки удалось соединиться, от них и произошли саамы. Они постепенно уменьшились до человеческих размеров, но, согласно легенде, сохранили свою первоначальную мудрость.

Для самобытной религии саамов характерны магия, фетишизм и анимизм. Еще в XVI–XVII веках о лапландских чародеях было известно далеко за пределами Лапландии. Чары саамских колдунов пугали и восхищали путешественников. В пределах самой Лапландии славой самых могущественных чародеев пользовались саамы Кольского полуострова. В каждом крупном селении еще недавно могли указать на 5–7 человек обоего пола, умеющих колдовать.

Саамские колдуны, по данным фольклора, – обычные люди, живущие теми же интересами, что и все остальные. Они не молятся, не кланяются духам, не изнуряют себя постом, имеют жен и детей – словом, внешне ничем не выделяются из окружающих. Но они умеют колдовать, точно так же, как другие умеют стрелять или ловить рыбу. Это не удивляет остальных – считается, что колдовать способен каждый, если его по дружбе этому научат или он сам хитростью выведает секретные приемы.

Важнейшим орудием охотничьей магии были рога диких оленей. Облюбовав место в пределах охотничьих угодий своего селения, охотник сносил туда рога убитых им оленей и ставил в два параллельных ряда так, как рога должны были стоять у бегущих один за другим оленей. Еще существовал обычай забрасывать рога на крыши жилищ или прибивать к их фасаду. В каждом селении у самых добычливых охотников были свои рога, которые не только способствовали охотничьим успехам, но и выручали при нападении врагов. Достаточно было сааму, даже не называемому колдуном, а просто знающему некоторые магические ритуалы, пошевелить рога оленей, как поднималась страшная буря на озере и топила неприятелей.

Воображение древних саамов также привлекали сейды. Сейд – это некий священный объект, который может представлять собой особенное место в горах, тундре или тайге: выделенную скалу, приметный камень, пень, озеро, иное природное образование. К понятию сейда также относятся артефакты – сооружения из камней. И сейчас в любом саамском селении вам укажут на два-три камня, считавшиеся сейдами.

Культовое использование сейдов разнообразно и соответствует всему спектру потребностей языческих религий. Так, например, по одной из саамских легенд, рыбаки, уходя в море, оставляли часть своей души на берегу в каменном сейде, чтобы в случае их гибели ее не сожрало чудовище. Сейд был объектом почитания всего селения и, по-видимому, был связан с почитанием предков-родоначальников. До настоящего времени на архипелаге Кутузова в Белом море сохранилось около 800 конструкций из камня, которые не имеют аналогов в мире. Они включены в список охраняемых объектов общероссийского значения. Сейды ставились на высоких берегах и островах водоемов так, чтобы они были видны издалека. Поэтому неудивительно, что район архипелага был центром морских промыслов с древнейших времен.

Кроме сейдов, сохранились здесь и загадочные лабиринты. Согласно древним легендам, на спиралях лабиринтов при свете луны танцевали феи; по другим поверьям, каменные гряды делали ледяные великаны. Ученые до сих пор спорят о том, какую цель преследовали древние люди, выкладывая на идеально ровной поверхности закрученные каменные дорожки. Но несомненно, что это тоже – часть древней саамской культуры.

Ныне центром культурной жизни саамов в России считается село Ловозеро. Здесь проводятся саамские праздники и фестивали, в том числе международные. Село это часто называют столицей русской Лапландии.

 

Источник: Роскультура.ру

 

Экологические размышления
22.10.2013

Вы не замечали, что современное человечество погрязло в мусоре? А ведь внешняя среда – это проявление внутреннего хаоса... Какой смысл говорить о великой русской душе, о наших талантах и способностях, если мы несем с собой тонны виртуального и реального хлама?

Во что и как верят язычники, живущие на берегах главной русской реки
24.10.2012

"Есть мордовская песня, в ней поется, как в широком-широком поле стоит высокая яблоня, дует ветер, а на яблоневых ветвях расселись верховный мордовский бог Нишке-паз, бог ульев, а еще бог солнца Чи-паз и Николай Угодник. И эта компания непрерывно делит меру счастья живущим вокруг яблони людям… А что? Яблоня большая, места всем хватит".

Андрей Яншин
3.08.2011

"Талант, самый главный, глубинный, это не просто способность – это способность следовать законам мира. В чем тогда талант человека?.. Как флейта не может звучать, если нет в ней пустого пространства, так человек не может быть подлинно талантлив, если нет в нем этой священной жажды освободиться от груза эго. Впустить в себя бесконечность..."

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами и заказать их доставку в любую точку России. Добро пожаловать!

Шесть книг Издательского дома "Мой Город" стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Теперь каждый желающий может познакомиться с книгами ИД "Мой Город" (Издательство Игоря Розина) и купить их в электронном виде. Для этого достаточно пройти по ссылке.

Издательский дом «Мой Город» выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

Украшения ручной работы

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Со страниц этого сборника звучит голос одного сада. Одного из многих. Потому что он жив и существует – благодаря одному человеку, автору этой книжки. И в то же время через эти стихи словно бы говорят все сады, все цветы, все деревья и травы мира. Может быть потому, что подлинная поэзия – универсальна и не имеет границ.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".