Саамы - "речные люди" России
Саамы – самый западный из малочисленных народов Крайнего Севера. Помимо нашей страны, саамы проживают в Финляндии, Швеции и Норвегии. Название народа происходит, по одним данным, от слова «sabme» – «земля», по другим, от «saam» – «речные», «водные» люди. Русских саамов называли лопарями, что значит «жители окраинной земли». Сами саамы располагают отличной от общепринятой версией своего происхождения. Вот она.
Безобидный гигант, сын Солнца, отправился на север, чтобы найти себе жену. Нашел и после долгих испытаний завоевал ее сердце. Но злые братья возлюбленной всячески пытались помешать этому союзу. Однако влюбленным, несмотря ни на что, все-таки удалось соединиться, от них и произошли саамы. Они постепенно уменьшились до человеческих размеров, но, согласно легенде, сохранили свою первоначальную мудрость.
Для самобытной религии саамов характерны магия, фетишизм и анимизм. Еще в XVI–XVII веках о лапландских чародеях было известно далеко за пределами Лапландии. Чары саамских колдунов пугали и восхищали путешественников. В пределах самой Лапландии славой самых могущественных чародеев пользовались саамы Кольского полуострова. В каждом крупном селении еще недавно могли указать на 5–7 человек обоего пола, умеющих колдовать.
Саамские колдуны, по данным фольклора, – обычные люди, живущие теми же интересами, что и все остальные. Они не молятся, не кланяются духам, не изнуряют себя постом, имеют жен и детей – словом, внешне ничем не выделяются из окружающих. Но они умеют колдовать, точно так же, как другие умеют стрелять или ловить рыбу. Это не удивляет остальных – считается, что колдовать способен каждый, если его по дружбе этому научат или он сам хитростью выведает секретные приемы.
Важнейшим орудием охотничьей магии были рога диких оленей. Облюбовав место в пределах охотничьих угодий своего селения, охотник сносил туда рога убитых им оленей и ставил в два параллельных ряда так, как рога должны были стоять у бегущих один за другим оленей. Еще существовал обычай забрасывать рога на крыши жилищ или прибивать к их фасаду. В каждом селении у самых добычливых охотников были свои рога, которые не только способствовали охотничьим успехам, но и выручали при нападении врагов. Достаточно было сааму, даже не называемому колдуном, а просто знающему некоторые магические ритуалы, пошевелить рога оленей, как поднималась страшная буря на озере и топила неприятелей.
Воображение древних саамов также привлекали сейды. Сейд – это некий священный объект, который может представлять собой особенное место в горах, тундре или тайге: выделенную скалу, приметный камень, пень, озеро, иное природное образование. К понятию сейда также относятся артефакты – сооружения из камней. И сейчас в любом саамском селении вам укажут на два-три камня, считавшиеся сейдами.
Культовое использование сейдов разнообразно и соответствует всему спектру потребностей языческих религий. Так, например, по одной из саамских легенд, рыбаки, уходя в море, оставляли часть своей души на берегу в каменном сейде, чтобы в случае их гибели ее не сожрало чудовище. Сейд был объектом почитания всего селения и, по-видимому, был связан с почитанием предков-родоначальников. До настоящего времени на архипелаге Кутузова в Белом море сохранилось около 800 конструкций из камня, которые не имеют аналогов в мире. Они включены в список охраняемых объектов общероссийского значения. Сейды ставились на высоких берегах и островах водоемов так, чтобы они были видны издалека. Поэтому неудивительно, что район архипелага был центром морских промыслов с древнейших времен.
Кроме сейдов, сохранились здесь и загадочные лабиринты. Согласно древним легендам, на спиралях лабиринтов при свете луны танцевали феи; по другим поверьям, каменные гряды делали ледяные великаны. Ученые до сих пор спорят о том, какую цель преследовали древние люди, выкладывая на идеально ровной поверхности закрученные каменные дорожки. Но несомненно, что это тоже – часть древней саамской культуры.
Ныне центром культурной жизни саамов в России считается село Ловозеро. Здесь проводятся саамские праздники и фестивали, в том числе международные. Село это часто называют столицей русской Лапландии.
Источник: Роскультура.ру
Экологические размышления
22.10.2013
|
Во что и как верят язычники, живущие на берегах главной русской реки
24.10.2012
|
Андрей Яншин
3.08.2011
|