Даниэль Пеннак и семейное чтение
"Если молодежь не любит читать, не надо винить телевизор, наше время, школу. А лучше задать себе вот какой вопрос: что мы-то, родители, сделали с идеальным читателем, каким был наш ребенок в те времена, когда для него мы являлись сразу и сказителем, и книгой?"
Даниэль Пеннак. «Как роман»
Хочется верить, что в жизни каждого ребенка было время, когда родитель для него являлся и сказителем, и книгой. Было предвкушение вечернего чтения перед сном любимых сказок. Ведь сначала ребенок – читатель-слушатель, а книга, как источник увлекательных историй, не существует для него отдельно от читающего. Ребенок воспринимает не только слова, произнесенные родителем, но и его интонацию, мимику. Книга и родитель неразделимы, именно родитель открывает дверь в волшебный мир фантазии и сказки, путешествий и приключений, добрых и злых героев.
Но это не может длиться вечно. Однажды наступает время, когда ребенок сам берет в руки книгу. И в этот период многие родители вздыхают с облегчением и отодвигают читающего ребенка куда-то на третий план. И делают большую ошибку, потому что не каждый ребенок может самостоятельно поддерживать свой уровень мотивации, интерес к чтению. Внимание и влияние родителей в это время не менее важны, чем на предыдущем этапе.
Что же нужно сделать для того, чтобы ребенок продолжал читать с радостью, запоем, в любую свободную минуту? Быть может – начать читать вместе с ним? Читать – по очереди, друг за другом, вдохновляясь и вдохновляя, и конечно, творчески обсуждая прочитанное: вместе негодуя, смеясь, даже плача – вместе, лучше всего, всей семьей. Этот простой рецепт может дать поразительные результаты. Прежде всего – близость и взаимопонимание.
Конечно, книги для семейного чтения лучше выбирать такие, чтобы они были интересны и взрослым. Такие книги были всегда, но современная литература не устает пополнять их перечень.
Имя Даниэля Пеннака нечасто встретишь в списках внеклассного чтения школьников. А ведь повести (сказки, притчи) этого французского писателя давно завоевали сердца детей во всем мире. Для первых опытов семейного чтения с младшими школьниками прекрасно подойдут «Глаз волка» и «Собака Пес», а серию приключений подростка Камо можно прочитать и обсудить с детьми постарше.
Что же такого особенного в книгах Пеннака? «Глаз волка» и «Собака Пес» — книги о животных, но разве мало замечательных произведений о животных? Вот только повести (или все же притчи?) Пеннака не совсем об этом. Создавая ярчайшие, живые образы волков и собак, Пеннак не стремится воспроизвести их реальное поведение и повадки. Его волки и собаки разумны, они мыслят, чувствуют, страдают. Они общаются с человеком на равных, проявляя его лучшие и худшие черты.
Именно через взаимоотношения с животными ребенок начинает задумываться о таких вещах, как дружба, предательство, любовь, верность. Автор не допускает шаблонов в сюжете. Собака воспитывает избалованную девчонку и преподносит ее родителям урок верности и отваги. Одинокий волк меняет свое нелестное мнение о человечестве благодаря мальчику, который сумел понять и полюбить его. Животные в мире Пеннака олицетворяют лучшие качества человека, к сожалению, во многом утраченные им. И человек, ребенок прикасается к миру животных как к миру идеальному, к миру, каким он должен быть. Прочитав эти повести, ребенок увидит сказку, родитель – притчу. О любви и настоящей дружбе, о верности и понимании. А общего, объединяющего настроения и тем для обсуждения хватит на много дней.
Почему волк смотрел на мир людей одним глазом? Почему мальчик, общаясь с ним, тоже закрыл один глаз? Что придумала собака Пес для воспитания своей хозяйки? Как правильно воспитывать детей? А не поздно ли перевоспитать взрослых? Семья, в которой родители и ребенок вместе обсудят эти вопросы, и поспорят, и придут к взаимопониманию, и восхитятся отвагой волка и мудростью мальчика, и посочувствуют нелегкой жизни Пса, и обрадуются, что у него все получилось, — такая семья наверняка будет отличаться от многих других семей, где дети и взрослые не только не читают, но и вспоминают друг о друге лишь «по случаю».
«Утраченная близость… Вот так лежишь, и не можешь уснуть, и думаешь, вспоминаешь — ведь этот вечерний ритуал чтения, когда он был маленьким, был сродни молитве. Каждый вечер в один и тот же час после дневной кутерьмы наступало затишье, непременная встреча, вопреки любым обстоятельствам, миг сосредоточенного молчания перед первым словом рассказа, и вот – полилась литургия эпизодов… Да, вечернее чтение выполняло самое прекрасное предназначение молитвы — самое бескорыстное, наименее отвлеченное, чисто человеческое: оно освобождало от обид. Мы не каялись в грехах, не пытались обеспечить себе толику вечности, мы вместе причащались словом, получали отпущение и возвращались в единственный рай, который чего-то стоит: близость. Сами того не подозревая, мы открывали для себя едва ли не главное назначение сказки, и даже шире — назначение искусства: устанавливать перемирие в битве жизни… Любовь выходила из этого обряда обновленной». — Даниэль Пеннак.
8.02.2016
|
"Человеком быть – самое большое наказание. Не быть – преступление". О "Судном дне" Александра Попова
Рецензия на книгу
23.07.2015
|
Галина Двуреченская. Фрагменты из книги
13.06.2015
|
Евгений Водолазкин - своем романе "Лавр", о времени и о творчестве
10.07.2014
|
5.03.2014
|
О книге, воспитании и детском чтении
18.07.2012
|
21.03.2012
|
В мире книг с Екатериной Боже
9.09.2011
|
Интервью с владельцем книжной лавки "Белая лампа"
7.09.2011
|
19.08.2011
|