Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Четвертая мировая религия

Дж.Леннон: «Христианство уйдет. Оно исчезнет и усохнет. Не нужно спорить; я прав и будущее это докажет. Сейчас мы более популярны, чем Иисус; я не знаю, что исчезнет раньше — рок-н-ролл или христианство. Иисус был ничего, но его последователи тупы и заурядны. И именно их извращение губит христианство во мне».
ВИКТОР ТЁРКИН


4 марта 1966 года Джон Леннон заявил, что ансамбль «Битлз» стал более популярным, чем Иисус Христос. Слова Леннона повлекли за собой множество громких скандалов и устроенных разгневанными христианами протестных акций, и многие полагают, что убийство экс-битла четырнадцать лет спустя тоже было связано с этой историей. Однако в этом провокационном заявлении куда более глубокий смысл, чем принято полагать.

Народ против Beatles

Это было интервью лондонской газете Evening Standard. Джон Леннон сказал буквально следующее: «Христианство уйдет. Оно исчезнет и усохнет. Не нужно спорить; я прав и будущее это докажет. Сейчас мы более популярны, чем Иисус; я не знаю, что исчезнет раньше — рок-н-ролл или христианство. Иисус был ничего, но его последователи тупы и заурядны. И именно их извращение губит христианство во мне». Анализируя эти ленноновские слова, нельзя не заметить дважды прозвучавшее противопоставление: «The Beatles популярнее Иисуса» и «Неизвестно, что исчезнет раньше, рок-н-ролл или христианство». Итак, рок-н-ролл / христианство. Обратим внимание на эту бинарную оппозицию, и, пока наше подсознание усваивает ее, развлечемся продолжением знаковой для мировой поп-культуры истории, случившейся с Ленноном после сорвавшихся с его языка (а может быть произнесенных вполне намеренно) смелых утверждений.

Поначалу высказыванию Леннона никто не придал особого значения. Эксцентричные чудаки и их фриковатые словечки никогда не были для англичан чем-то необычным. Выпад Джона, наверняка, был отнесен публикой к этой категории, и поэтому в Великобритании был благопристойно проигнорирован. Лишь пять месяцев спустя бомба, заложенная в том интервью, взорвала мир: американский журнал «Datebook» опубликовал некую выжимку из судьбоносного интервью и вынес слова об Иисусе и Beatles на обложку. И началось!

Форменная истерика. Особенно сильно проявилась она на юге США, жители которого славятся своим фанатизмом. В Бирмингеме (штат Алабама) на местном радио прозвучал призыв устроить гигантский костер из пластинок и фотографий Beatles (что и было осуществлено). В Оклахоме хозяин парка аттракционов предложил территорию парка в качестве места для еще одного «Битлз-костра». В Мемфисе (Тенесси), на родине Элвиса Пресли, муниципалитет города решительно потребовал отмены запланированных в этом городе выступлений. Священник в Кливленде заявил: «Я вышвырну из своей церкви всякого, кто согласится с утверждениями Джона Леннона о Христианстве или кто посетит концерт Битлз».

Подлил масла в огонь и Ватикан, официально осудив заявление Леннона, и после этого Битлз совершенно исчезли с радиоволн в Испании, Южной Африке и на Филиппинах.

В этот момент битлы как раз собирались в большое турне по Штатам, и, несмотря на многочисленные угрозы верующих, отменить его не захотели, так как это сулило большие финансовые потери. По прибытии в Чикагский аэропорт О'Хэар они собрали большую пресс-конференцию. Джон зачитал заранее приготовленное заявление: «Я сожалею, что открыл свой рот. Я не против Бога, не против Христа, не против религии. Я не собирался нападать на нее. Мои слова не означали, что мы более великие или более хорошие (что мы лучше или сильнее)». В течение 24 часов эти слова были растиражированы, и многие американцы Леннона простили. Впрочем, особого значения ленноновские извинения, вызванные коммерческой необходимостью, наверное, не имеют.

«Я тогда постоянно был в страхе, – рассказывал позже Джон. – Где бы мы ни играли, я все время ждал, что вот-вот должно произойти нечто ужасное. Я настолько сильно ощущал ненависть и угрозы, что не мог расслабиться ни на минуту. Один совершенно жуткий случай произошел в Мемфисе. Я тогда пел на сцене и вдруг неожиданно услышал громкий хлопок, очень походивший на выстрел. Моей мгновенной реакцией было осмотреть себя и убедиться, не ранен ли я. "Ё...й ужас, – подумал я, – по крайней мере, меня не задели!" Затем я огляделся – все ли остальные невредимы. Оказалось, это была просто шутиха, но она страшно напугала меня».

После этих гастролей The Beatles приняли решение отказаться от концертов. И с тех пор больше ни разу не выступили на сцене вместе.

Звёздность Иисуса

Христианская, во всяком случае католическая, церковь уже около века находится в жесточайшей конкуренции с институтом поп-культуры. И это не какое-нибудь поверхностное вкусовое несоответствие и не пустые слова о бесах и дьявольщине, не подкрепленные никакими внятными обоснованиями. Дело в том, что поп-культура (включая поп-музыку, голливудские и бродвейские постановки, премиальные церемонии и прочие шоу) по степени своего воздействия на умы человечества действительно способна сравниться с главными мировыми религиями. Интуитивно или нет, Джон Леннон тогда задел именно эти туго натянутые струны. Случись вся эта история двумя годами раньше, все могло бы быть гораздо серьезнее: с 1933 года по 1966 в Штатах активно работали целых две организации, которые жестко контролировали ситуацию в сфере возможных богохульных актов, в том числе со стороны поп-культуры. Первая организация называлась «Протестантский совет», вторая – «Католическая лига защитников морали». От них зависело очень многое. Ни один фильм в США в эти годы не выходил на экран без их разрешения. С помощью этих организаций церковь запрещала определенные фильмы и постановки, но как раз незадолго до скандала с Beatles влияние организаций ослабло, а вскоре и вовсе сошло на нет. И вот тут-то поп-культура начала брать реванш… Заявление Джона было только первой ласточкой.

Вторым, столь же громким, но уже не настолько горячим скандалом стала рок-опера с кощунственным названием «Иисус Христос – суперзвезда». Зараза снова пришла из Британии. В 1971 году в Лондоне композитор Эндрю Ллойд Уэбер написал на слова Тима Райса цикл проникновенных мелодий, объединенный библейским сюжетом последних дней и страданий (страстей) Иисуса Христа. Был записан альбом, и результат получил модное тогда название рок-оперы. Партию Иисуса исполнил Йен Гиллан, солист группы Deep Purple, находившейся в то время на пике популярности. Впоследствии рок-опера выдержала больше постановок, чем все мюзиклы когда-либо ставившиеся на английской сцене. В том числе с большим успехом была поставлена на Бродвее. Однако, листая американские подшивки театральных обзоров тех лет, вы не найдете ни одной рецензии на этот спектакль. По крайней мере, в «качественной прессе». Даже поставленный по рок-опере фильм, который вышел в 1973 и тоже имел большой успех, в США был почти проигнорирован прессой. Причина все та же: чувства христиан были неимоверно задеты рок-оперой и соответственно фильмом, и пресса просто боялась касаться этой скользкой темы.

Что именно не понравилось верующим? В первую очередь то, что божественное происхождение Христа авторы опуса явно ставили под сомнение. Во-вторых, в либретто содержались намеки на возможность романтических отношений Христа с Марией Магдалиной. А еврейская община была недовольна тем, что иудейский первосвященник представлен в опере злодеем. Вдобавок Бродвейская постановка отличалась вульгарностью и сексуальной разнузданностью (например, почти все персонажи в ней были изображены гомосексуалистами).

Главная же провокация заключалась в самом названии. «Иисус Христос – суперзвезда». Название буквально приравнивало Христа к Элвису Пресли или к тем же The Beatles. По сути, это была уже полноценная попытка поп-культуры экспроприировать фигуру Иисуса Христа, сделать его частью поп-культуры. Поползновение наглое и не сулящее церковной иерархии ничего хорошего, ведь на следующей ступени может быть уже совершенно языческая претензия – например, назвать вновь пришедшим Сыном Божиим кого-либо из живущих ныне поп-звезд, которые пока все-таки не могут претендовать на что-либо большее, нежели называться идолами.

Многие представители церкви и до сих пор клеймят творение Уэбера-Райса как крайне мракобесное и кощунственное и даже отказывают этому творению в праве называться искусством. Однако все это ничуть не помешало стать «Иисусу Христу – суперзвезде» большим событием, попасть в итоге на обложку журнала Time и остаться в истории одним из самых громких и крупных событий в поп-культуре прошлого века.

Рок-н-ролл, славное язычество

Вообще-то, в оригинале рок-бард Александр Башлачёв пел «Свистопляс, славное язычество». А когда исполнял эту песню для фильма, который снимала американка Джоанна Стингрей для западного зрителя, заменил «свистопляс» на «рок-н-ролл». Впрочем, кажется, свистопляс и рок-н-ролл – действительно одно и то же. Во всяком случае, корни у них очень похожие.

Христианизированные толковые словари определяют слово «свистопляс», «свистопляска» как «крайнее, безудержное, разнузданное проявление чего-нибудь». Однако на самом деле Свистопляска (или Вятская свистунья) это, как сообщает нам даже крайне христиански ориентированная Википедия, «самобытный вятский народный праздник».

«Народ собирается с небольшими свистками и целый день свищет, ходя по улицам, и стоя на валу бросает глиняные шарики в ров, куда сходятся городские ребятишки собирать их; часто случается, что шарики попадают им в голову и прошибают до крови; но это не препятствует им продолжать потеху». То есть праздник этот связан с кровавыми ритуалами.

На сайте, посвященном традициям Вятки, находим такую информацию: «Свистопляска – удвоение славянского календарного обряда весенне-летнего цикла - поминания "заложных покойников" (умерших не своей смертью) семицкого четверга, праздновавшегося в седьмую субботу после Пасхи. Современные исследования говорят о более раннем происхождении этого обряда, относя его ко временам язычества. Обряд напоминает славянскую тризну, обрядовые действа закликания весны. Сам праздник состоял из двух контрастных частей: поутру в часовне на круче у Раздерихинского оврага проводилась панихида, а после разворачивалось веселье и разгул, сопровождаемые свистом, кулачными боями, потасовками, поеданием лакомств и пьянством».

Христианство постепенно вытеснило этот и ему подобные дохристианские теургические ритуалы из массового сознания и социальной реальности. В частности, известны гонения на скоморохов и прочие происходившие с подачи церкви притеснения любого проявления свободной народной творческой энергии. Однако ритуалы и традиции никогда не исчезают полностью, а остаются в глубинах коллективного бессознательного. А при случае – актуализируются и выходят на поверхность, иногда в совершенно неузнаваемых формах.

Сейчас для привлечения молодой паствы и для повышения эмоциональной составляющей в богослужениях баптистских, пятидесятнических и неохаризмаических общин применяются элементы поп и рок-музыки. В Америке спиричуэлс, духовные песни афроамериканцев, еще в XIX веке широко применялись в богослужениях ряда негритянских христианских общин, и одновременно – повлияли на зарождение, формирование и развитие джаза, который, в свою очередь, оказал влияние на становление рок-музыки. Непосредственным порождением спиричуэлс стал негритянский госпел (gospel music, то есть — евангельская музыка). Госпел, исполнялся, в том числе, такими популярными артистами как Рэй Чарльз, Элвис Пресли, Литлл Ричард. И на этом этапе поп-культура никак еще не конкурировала с христианством, хотя тут уже можно усмотреть первые партизанские поползновения проникнуть в стан религии.

Традиция связи жрецов и пророков с музыкой восходит к глубокой древности. Пение и пляски были издревле частью жреческих ритуалов, которые представляют собой символические воспроизведения мифов. Шаман (жрец, колдун) изначально представал как центральная фигура в тех сакральных действах, которые позже выродились в так называемое «искусство».

В Ветхом завете находим сведения о том, что пророк Елисей (ученик Илии) начинает пророчествовать, услышав игру на гуслях. Чаще всего пророк и музыкант попросту были одним и тем же лицом. Человеком, через которого транслировалось на землю божественное откровение. А, например, театр был не просто местом для представлений каких-то там сюжетов, а священным храмом для воспроизведения мифов, местом для разыгрывания жизненно необходимых человеку ритуальных мистерией. Актёры не просто изображали богов и героев, а становились медиумами, своего рода телесными опорами, оболочками, через которые действовали боги. Проходила языческая «эпиклеза», духосхождение. Подобные представления практикуются и в буддизме (мистерия Цам).

Поп как молитва

В сущности, поп-музыка (и шире – поп-культура) – это музыка (культура), выражающая народные чаяния, смыслы и энергии, которые бродят в недрах коллективного бессознательного. В статье Глеба Давыдова «Новое платье королевы», сказано по этому поводу так: «Поп-музыка (не шоу-бизнес и сопутствующая ему всяческая пиар-суета, а именно музыка, песни) — это ведь на самом деле сталкерская зона, сфера соединения обыденного мира с миром духов и богов, звучащая подкладка Zeitgeist, дающая людям силы жить дальше, вдохновляющая их на то, чтобы оставаться на этой планете, полной ужаса и добра. Позволяющая ощутить радость жизни… <…> То есть поп — это, в принципе, некий орден».

Разумеется, подпитываемая энергией масс, поп-музыка не могла не воскресить в себе изначально заложенных в ней теургических потенций. Собственно говоря, вся популярная музыка (и в том числе, рок-н-ролл как одно из ее проявлений) не что иное как языческие радения, дошедшие до наших дней в несколько трансформированном виде, хотя в ходе трансформаций не изменившем своей сути. То есть, может быть повторюсь, популярная музыка – самый эффективный и наиболее живой и живучий наследник языческого мировоззрения. Поэтому, конечно, христианские пастыри не напрасно беспокоятся, когда попсовики и рокеры пытаются отбить у них паству.

И вполне естественно, что в деятельности лучших своих представителей поп-музыка всегда восходит до конкуренции с религией. Архаические первобытные силы еще не проясненного подсознания манифестируются в поп и рок-музыке, среди прочего, в виде выходок и заявлений, подобных тому, которое сделал Джон Леннон. Причем иногда эти манифестации на первый взгляд могут казаться не более чем коммерческим эпатажем. Так, например, клип певицы Мадонны на песню «Like A Prayer» 1989 года стал одним из самых скандальных и обсуждаемых в истории мировой поп-музыки жестов. В этом клипе одетая в неглиже Мадонна является в церковь и соблазняет выполненную в виде негра статую Иисуса Христа, которая под напором чар певицы оживает, после чего у Мадонны на руках проявляются стигматы. Очень веселый клип, снятый в лучших традициях Голливуда. И очень жизнеутверждающая, поистине народная песня.

Впрочем, какой уж тут коммерческий эпатаж, если Мадонна после этого клипа потеряла многомиллионный контракт с PepsiCo… Да и о какой уж там выгоде говорить, если гастроли The Beatles были буквально сорваны слетевшими с уст Леннона словами, а сам он погиб через четырнадцать лет от рук фанатика… Это не эпатаж, это – мистерия. И обычно эта мистерия заканчивается для настоящих жрецов поп-культуры полным самопожертвованием. Свидетельств множество – от Элвиса Пресли до недавно умершей Уитни Хьюстон.

Источник: chaskor.ru

 

Вокруг

"Томас Мертон - настоящий мальчишка XX века, самолюбивый, распущенный и довольно циничный, - очнулся лишь тогда, когда зашел в полный тупик. Он поступил в монастырь, отринул все мирское и с неофитским максимализмом принял "все церковное". Он стал траппистом, дал обет молчания, хотел пожертвовать писательским даром - но этого Бог не попустил..."

Статья Н.В.Ликвинцевой о Симоне Вейль

"В 1937 году я провела два чудесных дня в Ассизи. И там, в маленькой романской часовне XII века Santa Maria della Angeli, несравненном чуде чистоты, где часто молился святой Франциск, что-то, что было сильней меня, заставило меня в первый раз в жизни встать на колени".

Жизнетворческий смысл приёма «остранения» у Толстого

Толстой со своей проповедью остался чужим. Потому, что большинство не способно прорваться через забор «затемнений». Мы сформированы культурой, системой понятий, мы воспитаны родителями и школой. Мы наполнены ценностями. Как же мы можем полностью от всего этого отказаться?!

В 1974 г. на международном кинофестивале в Каннах был впервые вручен «Приз экуменического жюри». С тех пор этого приза удостоились почти сорок режиссеров. Но есть один, все фильмы которого, снятые после 1974 г., получали эту награду, — Андрей Тарковский.

В круге

"Каждую неделю, как зачарованная, наблюдала я этот процесс. В каком-то смысле выпечка хлеба была моим «домом». Всякий раз, когда готовили хлеб, я чувствовала себя уютно. Это было похоже на таинство, в котором участвовали Господь и крест Его и Благословенная Матерь Его".

Юрий Арабов. Размышления о Времени и Слове

"Похоже, что человечество на исходе второго тысячелетия христианской эры, “устав от смысла” слов, целиком переориентируется на изображение. Культура как бы описывает круг, - несколько тысячелетий назад мы начинали с наскальной живописи, подобными же “наскальными” рисунками и заканчиваем".

Фрагмент из книги "Тяжесть и благодать"

"Отождествиться с самой вселенной. Все то, что меньше вселенной, обречено на страдание. Пусть я умру, вселенная останется. Пока я не одно со вселенной, это не может меня утешить. Но если вселенная станет для моей души как бы вторым телом, моя смерть будет значить для меня не больше, чем смерть какого-нибудь незнакомца".

Ответ Льва Толстого на решение Синода об отлучении его от церкви

"То, что я отрекся от церкви, называющей себя православной, это совершенно справедливо. Но отрекся я от нее не потому, что я восстал на Господа, а напротив, только потому, что всеми силами души желал служить ему".

Митрополит Антоний (Сурожский) размышляет о смерти

Мое первое яркое впечатление о смерти - разговор с моим отцом, который мне как-то сказал: “Ты должен так прожить, чтобы научиться ожидать свою смерть так, как жених ожидает свою невесту: ждать ее, жаждать по ней, ликовать заранее об этой встрече, и встретить ее благоговейно, ласково”.

"Могу ли я лелеять в своём сердце надежду, которая меня же и пожирает, и которой не суждено сбыться, - надежду на совершенное счастье в этой жизни? Я ведь знаю, что за ней стоит отчаяние. Буду уповать на то, чего не видел глаз, и не стану ждать видимого воздаяния".

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".