Шведская модель для российской школы?
В прошлом году шведским школьникам разрешили увольнять учителей. Не в прямом смысле, конечно. Но по заявлению детей или родителей, направленному в Государственную школьную инспекцию, педагога могут навсегда лишить права заниматься профессиональной деятельностью. Такое решение может принять дисциплинарный комитет, состоящий из юристов и педагогов. Идет ли Россия в том же направлении, что и Швеция? Что будет, если такой закон введут у нас? Об этом беседуем с участниками «Внеклассного часа».
Взрастим Брейвика
- Что касается шведской модели «запрета на профессию», считаю, что и мы движемся к ней, – вступает в разговор Нелли Пащук, учитель русского языка и литературы челябинского физико-математического лицея № 31. – Не от профессионального бессилия, а от общей растерянности перед хамством, агрессией, лицемерием, унижением. Противостоять всему этому опасно, поэтому нарастает равнодушие, прикрываемое модным словом «толерантность». Если ты не «толерантен», значит, «поедатель детей».
- Дело в том, что мы принимает европейские ценности поневоле, - высказывает свою точку зрения Дамир Тимерханов, директор челябинской гимназии № 1. - Нас загоняют в шведскую модель. А ведь в Швеции родителям стараются не сообщать, что их отпрыск не справляется с учебой. В России же существуют свои патриархальные традиции, когда в воспитании и образовании ребенка участвуют папы, мамы, бабушки и дедушки. Насильственную ломку традиций мы уже проходили. В связи с этим вспоминаются слова деда Щукаря из романа Михаила Шолохова «Поднятая целина»: «А баб тоже обобществлять будем?»
- В Швеции «Мавр сделал свое дело…», – продолжает Нелли Михайловна. – Если следовать логике драматурга, Мавру положено душить, любя и страдая. Душить, то есть перекрывать кислород. В Швеции, на мой взгляд, перекрыли кислород учителю, «любя и страдая» за детей. Пусть растут свободными! Вот только бы не перепутать свободу со своеволием! Что из этого выйдет – увидим, когда вырастет новое поколение. Может статься, что шведы получат своего Брейвика!
Эх, Вася, Вася…
- Уходит ли наша школа от авторитарности?
- Я и сама мучаюсь этим вопросом, – признается Нелли Пащук. – Где находится наша школа? В точке А – музей, библиотека, храм; Б – зона, замкнутое пространство. В первой – свободно передвигаются, ходят не в строю, а идут своим маршрутом, есть право на обретение смыслов, культурные коды. В точке Б все это отсутствует, есть приказы, инструкции, там все расписано заранее, но при этом транслируется иллюзия на свободу.
- Мне повезло, я работаю в школе, расположенной ближе к точке А, – говорит Нелли Михайловна. – В ней тоже есть стандарты, ЕГЭ, программы, базисный план и даже проверяющие разных рангов, но есть и несомненно большее – дух внутренней свободы учителя, позволяющий ему двигаться к точке А, то есть уходить от авторитарности.
По мнению Дамира Тимерханова, педагоги мучаются оттого, что боятся сами себе признаться: школа должна быть авторитарной и консервативной. Это мостик от отцов к детям. Разрушим его, сломаем свою систему передачи опыта, считает Дамир Галиханович.
- Почему мы все время ссылаемся на европейский опыт и забываем про Японию, Китай? – недоумевает он. – Там другие традиции, но ведь они не помешали в образовании и воспитании достичь больших успехов.
- Кто в школе унижен больше: ученик или учитель? Чьи права защищать?
В школе могут быть унижены и те, и другие, считает Нелли Пащук. Защита требуется обеим сторонам. По ее наблюдению, современные дети наловчились даже привычные реплики взрослых воспринимать как унижение человеческого достоинства. В таких случаях, по мнению Нелли Михайловны, может спасти юмор. Как-то раз на огорчительную сентенцию учителя: «У тебя, Вася, совести нет» - мальчик мгновенно отреагировал: «Вы меня оскорбляете!» Учительница, недолго думая, заметила: «Да нет, сама удивилась, прочитав сегодня в Википедии, что у Васи совести нет. Неужели, думаю, и правда, нет?!» Ученики засмеялись, а у Васи настроение повысилось, потому что учитель, оказывается, сомневается.
Если педагог способен признавать свои ошибки, то у него, как правило, есть авторитет, и ученики ему многое спускают, считает Дамир Тимерханов. Впрочем, единых рецептов, по его мнению, нет.
Что касается учителей, то они – взрослые люди, и все зависит от их собственного ощущения: чувствуют ли они себя оскорбленными и униженными или нет. Пора избавляться от комплексов, высказывает мнение Дамир Тимерханов.
- Со мной, например, редко кто общается как с человеком из сферы услуг, – говорит он.
Школа непослушания
- Если бы у нас ввели такой же закон, как в Швеции, то что получили бы?
Мы создали бы опасный прецедент, считает Дамир Галиханович, получив школу непослушания. В гимназии № 1 проводят анкетирование детей по поводу классных руководителей и вот что обнаружили. Один учитель работает плохо, а другой хорошо, но результаты, по оценке учеников, мало чем отличаются.
- Ребенку свойственна сиюминутность, – говорит Дамир Галиханович. – Сегодня учитель улыбнулся ему, поставил пятерку, и все прекрасно. Завтра поругал, наказал – и ситуация уже другая.
Участники «Внеклассного часа» опасаются, что при введении шведской модели начнут увольнять, в первую очередь, требовательных учителей, а значит, и без того низкое качество обучения упадет еще больше.
Отношения с учениками, по их мнению, будут строиться на страхе. Ведь если ты не понравишься, то тебе обеспечены неприятности. Учителя, превратившись в объекты для битья и получая маленькую зарплату, будут массово уходить из профессии, уверены участники «Внеклассного часа». А ведь с кадрами у школы уже сегодня проблема.
- Будет ли «Наша новая школа» демократичной? Что нужно ей, в первую очередь?
Школа будет демократичной, когда общество станет таковым, считает Нелли Пащук. Недавно она была в жюри городского конкурса «Учитель года России-2012» и думала о своей профессии, рисуя портрет современного учителя. Каков же он?
Человек это творческий, или, как модно сейчас говорить, креативный. Он умный, владеет информационными технологиями и инновационными методиками. Знает о
кластерах, синквейнах и многом другом.
- Но давайте, дорогие коллеги, честно признаемся себе, что никакие «новые» приемы и методы, никакие гаджеты не заменят учителя, – говорит Нелли Михайловна. – Наоборот, чем их больше, тем больше потребность в «очеловечивании учебного материала». И в этом пространстве выигрывает не учитель-менеджер, а учитель-личность!
Источник: mediazavod.ru
11.10.2014
|
19.07.2013
|
О системе «Антиплагиат»
9.07.2013
|
Интервью с министром образования Челябинской области
18.04.2013
|
17.04.2013
|
6.04.2013
|
29.12.2012
|
Естественная типология родителей
9.11.2012
|
Опрос экспертов
19.10.2012
|
Что понял корреспондент «Русского Репортера», пока работал учителем географии
7.10.2012
|