Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Шведская модель для российской школы?

Шведская модель для российской школы?
СВЕТЛАНА ЖУРАВЛЕВА
Журналист

 

В прошлом году шведским школьникам разрешили увольнять учителей. Не в прямом смысле, конечно. Но по заявлению детей или родителей, направленному в Государственную школьную инспекцию, педагога могут навсегда лишить права заниматься профессиональной деятельностью. Такое решение может принять дисциплинарный комитет, состоящий из юристов и педагогов. Идет ли Россия в том же направлении, что и Швеция? Что будет, если такой закон введут у нас? Об этом беседуем с участниками «Внеклассного часа».

Взрастим Брейвика

- Что касается шведской модели «запрета на профессию», считаю, что и мы движемся к ней, – вступает в разговор Нелли Пащук, учитель русского языка и литературы челябинского физико-математического лицея № 31. – Не от профессионального бессилия, а от общей растерянности перед хамством, агрессией, лицемерием, унижением. Противостоять всему этому опасно, поэтому нарастает равнодушие, прикрываемое модным словом «толерантность». Если ты не «толерантен», значит, «поедатель детей».

- Дело в том, что мы принимает европейские ценности поневоле, - высказывает свою точку зрения Дамир Тимерханов, директор челябинской гимназии № 1. - Нас загоняют в шведскую модель. А ведь в Швеции родителям стараются не сообщать, что их отпрыск не справляется с учебой. В России же существуют свои патриархальные традиции, когда в воспитании и образовании ребенка участвуют папы, мамы, бабушки и дедушки. Насильственную ломку традиций мы уже проходили. В связи с этим вспоминаются слова деда Щукаря из романа Михаила Шолохова «Поднятая целина»: «А баб тоже обобществлять будем?»

- В Швеции «Мавр сделал свое дело…», – продолжает Нелли Михайловна. – Если следовать логике драматурга, Мавру положено душить, любя и страдая. Душить, то есть перекрывать кислород. В Швеции, на мой взгляд, перекрыли кислород учителю, «любя и страдая» за детей. Пусть растут свободными! Вот только бы не перепутать свободу со своеволием! Что из этого выйдет – увидим, когда вырастет новое поколение. Может статься, что шведы получат своего Брейвика!

Эх, Вася, Вася…

- Уходит ли наша школа от авторитарности?

- Я и сама мучаюсь этим вопросом, – признается Нелли Пащук. – Где находится наша школа? В точке А – музей, библиотека, храм; Б – зона, замкнутое пространство. В первой – свободно передвигаются, ходят не в строю, а идут своим маршрутом, есть право на обретение смыслов, культурные коды. В точке Б все это отсутствует, есть приказы, инструкции, там все расписано заранее, но при этом транслируется иллюзия на свободу.

- Мне повезло, я работаю в школе, расположенной ближе к точке А, – говорит Нелли Михайловна. – В ней тоже есть стандарты, ЕГЭ, программы, базисный план и даже проверяющие разных рангов, но есть и несомненно большее – дух внутренней свободы учителя, позволяющий ему двигаться к точке А, то есть уходить от авторитарности.

По мнению Дамира Тимерханова, педагоги мучаются оттого, что боятся сами себе признаться: школа должна быть авторитарной и консервативной. Это мостик от отцов к детям. Разрушим его, сломаем свою систему передачи опыта, считает Дамир Галиханович.

- Почему мы все время ссылаемся на европейский опыт и забываем про Японию, Китай? – недоумевает он. – Там другие традиции, но ведь они не помешали в образовании и воспитании достичь больших успехов.

- Кто в школе унижен больше: ученик или учитель? Чьи права защищать?

В школе могут быть унижены и те, и другие, считает Нелли Пащук. Защита требуется обеим сторонам. По ее наблюдению, современные дети наловчились даже привычные реплики взрослых воспринимать как унижение человеческого достоинства. В таких случаях, по мнению Нелли Михайловны, может спасти юмор. Как-то раз на огорчительную сентенцию учителя: «У тебя, Вася, совести нет» - мальчик мгновенно отреагировал: «Вы меня оскорбляете!» Учительница, недолго думая, заметила: «Да нет, сама удивилась, прочитав сегодня в Википедии, что у Васи совести нет. Неужели, думаю, и правда, нет?!» Ученики засмеялись, а у Васи настроение повысилось, потому что учитель, оказывается, сомневается.

Если педагог способен признавать свои ошибки, то у него, как правило, есть авторитет, и ученики ему многое спускают, считает Дамир Тимерханов. Впрочем, единых рецептов, по его мнению, нет.

Что касается учителей, то они – взрослые люди, и все зависит от их собственного ощущения: чувствуют ли они себя оскорбленными и униженными или нет. Пора избавляться от комплексов, высказывает мнение Дамир Тимерханов.

- Со мной, например, редко кто общается как с человеком из сферы услуг, – говорит он.

Школа непослушания

- Если бы у нас ввели такой же закон, как в Швеции, то что получили бы?

Мы создали бы опасный прецедент, считает Дамир Галиханович, получив школу непослушания. В гимназии № 1 проводят анкетирование детей по поводу классных руководителей и вот что обнаружили. Один учитель работает плохо, а другой хорошо, но результаты, по оценке учеников, мало чем отличаются.

- Ребенку свойственна сиюминутность, – говорит Дамир Галиханович. – Сегодня учитель улыбнулся ему, поставил пятерку, и все прекрасно. Завтра поругал, наказал – и ситуация уже другая.

Участники «Внеклассного часа» опасаются, что при введении шведской модели начнут увольнять, в первую очередь, требовательных учителей, а значит, и без того низкое качество обучения упадет еще больше.

Отношения с учениками, по их мнению, будут строиться на страхе. Ведь если ты не понравишься, то тебе обеспечены неприятности. Учителя, превратившись в объекты для битья и получая маленькую зарплату, будут массово уходить из профессии, уверены участники «Внеклассного часа». А ведь с кадрами у школы уже сегодня проблема.

- Будет ли «Наша новая школа» демократичной? Что нужно ей, в первую очередь?

Школа будет демократичной, когда общество станет таковым, считает Нелли Пащук. Недавно она была в жюри городского конкурса «Учитель года России-2012» и думала о своей профессии, рисуя портрет современного учителя. Каков же он?

Человек это творческий, или, как модно сейчас говорить, креативный. Он умный, владеет информационными технологиями и инновационными методиками. Знает о
кластерах, синквейнах и многом другом.

- Но давайте, дорогие коллеги, честно признаемся себе, что никакие «новые» приемы и методы, никакие гаджеты не заменят учителя, – говорит Нелли Михайловна. – Наоборот, чем их больше, тем больше потребность в «очеловечивании учебного материала». И в этом пространстве выигрывает не учитель-менеджер, а учитель-личность!

Источник: mediazavod.ru

 

11.10.2014

"Нет никаких "элитных школ" и "дворовых школ". Школы делятся не по этому принципу. Школы делятся на те, где детей любят и их не унижают, и те, где не любят и унижают. Где маме могут сказать: "надо было раньше своим ребенком заниматься" - и где не могут. Где уважаемому коллеге скажут в лицо: "еще один защитник детей выискался" - и где не скажут. Где любят литературу - и где выполняют указания сверху".

19.07.2013

На днях “Новая газета” опубликовала статью, в которой речь идет о постановлении пленума Верховного суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях». В этом документе четко разграничивают два явления: взятку и провокацию.

О системе «Антиплагиат»
9.07.2013

"Моральный климат, точнее аморальный, в среде авторов и исполнителей заимствованных диссертаций ужасный. Фальшивые диссертации, тухляки, «осетрина второй свежести» производится в дурно пахнущем цеху".

Интервью с министром образования Челябинской области
18.04.2013

"Страхи были всегда – у студентов, выпускников школ и при советской власти, и до нее. Любой выпускник боится итоговой аттестации. Однако я думаю, сейчас ни один здравомыслящий человек не будет оспаривать необходимость ЕГЭ. Ведь это независимая оценка качества знаний в обучении школьника".

17.04.2013

"В ситуации, когда государство открестилось от школы, не нести ей деньги – это преступление. Сам Попов вкладывает в лицей то, что заработал. А сколько бескорыстных педагогических проектов на его счету? Один из последних – школа «Пифагор», где Попов почти год работал бесплатно. Это что, позиция взяточника?"

6.04.2013

По мнению экспертов, гуманитарное образование к 2020 году может практически исчезнуть. Что происходит с ним в стране и на Южном Урале в частности? Чем грозит обществу дефицит гуманитариев?

29.12.2012

«Господа, остановитесь! Не вывозите вы миллиарды из страны! Отдайте их школе! Иначе толпа простаковых и скотининых сметет нас всех. Раздавит. Растопчет. Проглотит!»

Естественная типология родителей
9.11.2012

Золотая середина — дело хорошее, но, как известно, на практике труднодостижимое. Поэтому родители будущих первоклассников склонны впадать в крайности. Одни исступлённо занимаются ранним развитием почти с пелёнок, другие же принципиально не желают забивать ребёнку голову до поступления в школу.

Опрос экспертов
19.10.2012

Правительственный законопроект «Об образовании в РФ» в среду прошел первое чтение в Госдуме. Ожидается, что полностью документ будет принят Думой до конца года, а вступит в силу 1 января 2013 года. Что это за закон? Какими будут последствия его принятия?

Что понял корреспондент «Русского Репортера», пока работал учителем географии
7.10.2012

"Все-таки работа учителем — это настоящее мужское занятие. Я не понимаю, почему у нас процентов восемьдесят педагогов — женщины. Урок можно сравнить с рукопашным боем, с сафари, с корридой. Хочется выйти из него победителем".

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами и заказать их доставку в любую точку России. Добро пожаловать!

Шесть книг Издательского дома "Мой Город" стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Теперь каждый желающий может познакомиться с книгами ИД "Мой Город" (Издательство Игоря Розина) и купить их в электронном виде. Для этого достаточно пройти по ссылке.

Издательский дом «Мой Город» выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

Украшения ручной работы

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Со страниц этого сборника звучит голос одного сада. Одного из многих. Потому что он жив и существует – благодаря одному человеку, автору этой книжки. И в то же время через эти стихи словно бы говорят все сады, все цветы, все деревья и травы мира. Может быть потому, что подлинная поэзия – универсальна и не имеет границ.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".