Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

"Руками трогать". Об израильском театре слепоглухонемых

"Руками трогать". Об израильском театре слепоглухонемых

В порту Яффо с 2007-го года действует центр "На Лягаат" ("Руками трогать"). В центре работает театр "На Лягаат" – единственный в мире театр с труппой из слепоглухонемых актеров, а также кафе "Капиш" с глухим обслуживающим персоналом и ресторан BlackOut со слепыми официантами, где посетители едят в кромешной темноте. На сегодняшний день в центре работают свыше 70-ти человек, подавляющее большинство из которых – глухие, слепые или слепоглухонемые люди.

В труппе театра 11 актеров – почти все они слепоглухонемые, большинство в результате генетической болезни под названием синдром Ушера, при которой ребенок рождается глухим, а с годами постепенно теряет и зрение. Такие люди могут общаться только один на один, тактильным языком жестов. Когда же они находятся в группе, то общение без переводчиков становится невозможным. Однако уже шесть лет эта труппа играет спектакли, которые собирают полные залы не только в Израиле, но и на гастролях за рубежом.

Пять из 11 членов труппы – выходцы из бывшего СССР. С актерами вплотную работают переводчики – некоторые из них профессионалы, другие попали в театр в рамках добровольной службы в армии.

Основательница центра "На Лягаат", актриса и режиссер Адина Таль, рассказывает: "Люди ходят на наши спектакли ради искусства, а не ради того, чтобы почувствовать себя лучше и добрее. Поначалу немногочисленные зрители считали, что делают нам большое одолжение, покупая билеты на спектакль. Многие спрашивали меня, не будет ли трата на билет учтена при оплате налогов. А потом даже злились, осознавая во время спектакля, что оказываются не дарителями, а получателями дара от слепых и глухих людей".

Адина Таль сама была удивлена, оказавшись вовлеченной в работу с глухими и слепыми. Она говорит, что ее интересовал только театр, а не социальная работа и не помощь инвалидам. В конце 90-х ее попросили провести занятия в клубе для слепоглухонемых людей. "Я долго отказывалась, но потом поняла, что уже сделала карьеру и вырастила детей. Мне стало скучно... И я решила поработать с инвалидами", – рассказывает Таль.

"Я пришла в клуб. Мне дали стаканчик с кофе. Я поставила его на пол, на него тут же кто-то наступил. А еще говорят, что слепые идеально ориентируются в пространстве. Мы сели в круг, взялись за руки, пытались стучать ногами и как-то объясняться, но я совершенно не понимала, что делаю. После трех месяцев этих мучений один из членов группы, Юрий Ошоров, сказал, что хочет участвовать в постановке Горького. Я сказала: "Вы не слышите, не видите и не разговариваете. Как вы будете играть на сцене Горького?" - "Это ваша проблема. Вы режиссер", – ответил Юрий".

За Горького Адина не взялась, но написала пьесу под названием "Свет слышен зигзагом" – спектакль о людях, которые не видят и не слышат, но который может тронуть любого человека, потому что, по словам Адины, "в каждом из нас есть какое-то несовершенство, и эти люди помогают нам острее его почувствовать и понять".

"Горького, Шекспира и Чехова могут играть другие, и играть лучше. А мы должны делать то, чего не может больше никто. Каждый наш актер уникален хотя бы потому, что у него нет возможности имитировать других и пытаться быть на кого-то похожим", – говорит она.

Неожиданный успех постановки привел к тому, что у "На Лягаат" появился в Яффо свой дом, и Адина Таль приступила к репетициям второй постановки театра – спектакля "Не хлебом единым".

Пока зрители входят в зал и рассаживаются по местам, актеры уже замешивают на сцене тесто. Это не метафора. Во время спектакля на сцене пекут очень вкусный хлеб, аромат которого под конец спектакля перебивает все запахи в зале, и зрители поневоле настраиваются на волну актеров, у которых особо развито чувство обоняния. А в конце спектакля зрителей приглашают на сцену попробовать хлеб и пообщаться с труппой – при помощи переводчиков или просто пожав актерам руки.

Спектакль "Не хлебом единым" длится ровно столько, сколько печется хлеб. Актеры рассказывают зрителям свою историю, делятся своими мечтами и переживаниями. И оказывается, что их мечты и стремления немногим отличаются от желаний разношерстного зала.

Среди публики обычно много подростков. Десятиклассники из хайфской школы "Ирони Гимель" Йони, Дана, Каролина, Диана, Амит и их товарищи приехали на спектакль по рекомендации своей классной руководительницы. Подкрепившись на сцене хлебом, школьники выходят из зала в восторге. "Они слепоглухонемые! И они все могут!" – кричат они в ответ на вопрос о том, понравился ли им спектакль.

Один из актеров труппы, слепой и глухой Юрий Твардовский, приехавший в Израиль 15 лет назад из Украины и живущий с пожилой мамой в Тель-Авиве, с помощью переводчика объясняет: "Моя мечта – еще очень много лет играть на сцене. И в этом спектакле, и в новых. Это моя жизнь. Я не просто живу полноценной жизнью, я помогаю жить другим".

На вопрос о том, как выглядят отношения внутри труппы, Адина Таль рассказывает: "Как ни странно, это обычная театральная труппа, в которой не обходится без интриг, романов и звездных болезней".

За шесть лет существования театра его посетили около 800 тысяч человек.

Театр много гастролирует. Труппа уже была со спектаклями в США, Канаде, Швейцарии, Великобритании и Южной Корее, а в феврале спектакль "Не хлебом единым" будет открывать фестиваль Perth – крупнейший театральный фестиваль Австралии. И это единственный спектакль, который рекламируется на сайте фестиваля под шапкой Selling Fast ("билеты быстро распродаются").

"Несмотря на такой творческий успех, нам приходится постоянно бороться за существование. 55% от бюджета театра – доходы от продажи билетов, ресторана и кафе. Еще около 15% театр получает от государства, а остальное руководство театра собирает по различным фондам. Генеральный консул Израиля в США Идо Аарони, побывав на спектакле, сказал, что нет лучшей разъяснительной работы в пользу Израиля, чем наш театр. "На Лягаат" не попадает под определение общественного театра, поскольку платит актерам зарплату. Но и не попадает под определение репертуарного театра, поскольку не выпускает 4 спектакля в год (в "На Лягаат" только на одну постановку уходит 4 года)", – объясняет Адина.

Недавно в театре появилась еще одна труппа, состоящая из евреев и арабов. Адина Таль репетирует с ними пьесу под названием "Есть здесь кто-нибудь?!".

"Моя мечта – открыть филиал театра в Рамалле. К сожалению, это будет непросто, поскольку палестинские власти пока не хотят сотрудничать с израильтянами", – признается Адина.

На сайте центра "На Лягаат" написано: "Визит в наш центр заставит вас чувствовать, думать и жить иначе…"

Материал подготовила Алла Гаврилова

Источник: newsru.co.il

 

Поучительные страницы истории
14.12.2012

Этот пророк, чье имя переводится как «раб Господень», самый неизвестный и самый малый из двенадцати т. н. «малых пророков». Содержание его проповеди  очень простое: Авдий передает слова Господа эдомитянам, ближайшим родственникам евреев: «если ты и взлетел, как орел, если свил себе гнездо среди звезд - и оттуда тебя низвергну!»

25.11.2012

"«Французская деревня», в которой вот уже год живет Нина, оказалась поселением для двухсот пенсионеров на берегу Средиземного моря близ древнего Ашкелона. Пальмы, обилие цветов… Каждое утро садовник подстригает газоны и кустарники, приводит в порядок садовые скульптуры, убирает дорожки".

Об опыте и быте одной израильской экодеревни
9.11.2011

Примерно в 40 км к северо-востоку от Хайфы, недалеко от арабского городка Кфар-Ясиф, лежит долина. Её холмистые склоны поросли кустарником, в основном колючим, и небольшими деревьями, среди которых немало олив. По дну долины течёт пересыхающий летом ручей, прорезающий в конце долины каньон и падающий небольшим водопадом.

Опыт англичанина, связавшего свою жизнь с экодеревней в Израиле
8.11.2011

Что же такое «быть близко к земле»? Это значит вставать утром и касаться каждого дерева. Говорить ему: «Привет, дерево, ну как ты сегодня?» Такие отношения могут быть только долговременными — вплоть до того, чтобы быть похороненным на этой земле, на которой ты проливал кровь и пот.

29.10.2011

"Самый благодарный путь формирования уважения и любви не только к своей национальной культуре, но и к чужой – возрождение обычаев и традиций, в том числе через создание кукольных спектаклей на родном языке народов и народностей, проживающих на территории Южного Урала и Уральского региона".

Интервью с Александром Пантыкиным
23.09.2011

"Я считаю, что каждый человек талантлив и каждому человеку дан некий дар. Некоторые этот дар распознают, развивают и употребляют по назначению, а другие его закапывают, в результате чего получают массу проблем".

Операция "Энтеббе"
5.07.2011

35 лет назад завершилась уникальная операция израильских коммандос по освобождению захваченных террористами заложников. Руководитель операции бригадный генерал Дан Шомрон сказал тогда: "Если мы смогли сделать это в Африке, мы сможем сделать это повсюду".

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами и заказать их доставку в любую точку России. Добро пожаловать!

Шесть книг Издательского дома "Мой Город" стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Теперь каждый желающий может познакомиться с книгами ИД "Мой Город" (Издательство Игоря Розина) и купить их в электронном виде. Для этого достаточно пройти по ссылке.

Издательский дом «Мой Город» выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

Украшения ручной работы

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Со страниц этого сборника звучит голос одного сада. Одного из многих. Потому что он жив и существует – благодаря одному человеку, автору этой книжки. И в то же время через эти стихи словно бы говорят все сады, все цветы, все деревья и травы мира. Может быть потому, что подлинная поэзия – универсальна и не имеет границ.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".