Поступаем в школу? Новые правила
К 15 февраля управления образования готовят распорядительный акт, в котором будет указано, какие школы за какими домами закрепляются.
C этого года детей «прикрепляют» к школам по месту жительства, благодаря поправкам в Федеральном законе «Об образовании», которые вступили в силу с 1 января. Что изменится для ребенка и его родителей? Почему вопрос о приеме в школу нужно было решать на законодательном уровне? Об этом мы беседуем с участниками «Внеклассного часа».
В порядке живой очереди
- Прием детей всегда был делом нелегким, – вздыхает Светлана Сагандыкова, директор челябинской школы № 46. – Особенно для статусных учебных заведений, где мест меньше, чем желающих. Те, кто не попадал, чувствовали себя, конечно, обиженными.
Люди жаловались в органы управления образования, СМИ, а то и в прокуратуру. В Челябинске, например, запомнились два громких дела, когда ребенка устроили в школу через суд.
- По закону родители имеют право выбирать школу для своего ребенка. Но место, куда они хотят, ему не гарантировано, – вступает в разговор Светлана Абдуллина, заместитель начальника управления образования администрации Ленинского района Челябинска. В этом и было противоречие.
По словам участников «Внеклассного часа», вопросы приема, перевода и отчисления детей в школах в правовом смысле не были четко проработаны. И поэтому чаще всего вызывали протесты прокуратуры.
Например, надзорные органы неоднократно признавали приказы управления по делам образования администрации Челябинска незаконными. Последний раз – из-за городского набора в статусных школах. Суд обязал эти учебные учреждения, которых в областном центре более двух десятков, принимать детей по микрорайону. А это значит, в порядке живой очереди, что неминуемо бы привело к развалу школ, работающих с одаренными детьми.
Как можно, например, принимать в челябинскую гимназию № 10 детей без музыкального слуха, если там обучают игре на пианино и других инструментах?
У живой очереди есть еще одна негативная сторона, о которой известно по опыту других городов. В Москве, например, родители дежурили возле школы сутками, чтобы записать своего малыша в первый класс. А в Екатеринбурге в школы ломились, как за водкой в конце 80-х годов. В ход пошли даже кулаки, дело дошло до крови и травм.
Возвращаться к очередям с их жуткими нравами ни у кого нет желания. Поэтому и появились поправки к Федеральному закону «Об образовании». А статусные школы получили право устанавливать свои правила приема, о чем сообщило Минобрнауки РФ в проекте приказа по приему детей в общеобразовательные учреждения. Документ осталось утвердить в Минюсте России. Решат ли предпринятые шаги проблему устройства ребенка в школу?
От первоклассников тесновато
- Порядка будет, конечно, больше, – считает Дамир Тимерханов, директор челябинской гимназии № 1. – Но проблема все равно останется.
По мнению Дамира Галихановича, во-первых, нужно поднимать уровень обычных школ, чтобы у родителей был реальный выбор. Во-вторых, готовить дополнительные места для первоклассников, число которых год от года растет.
От первоклассников становится тесновато, соглашается с ним и Светлана Сагандыкова. Но этот прирост пока некритичен.
До последнего времени он восполнял численную потерю старшеклассников, связанную с демографической ямой. Только в этом учебном году наблюдается небольшой прирост школьников. В Ленинском районе Челябинска, например, на 600 учеников стало больше. Если на местах прирост небольшой, то по стране он, в общем-то, ощутимый. За последний учебный год прирост составил 33 тысячи первоклассников. Этим и объясняется желание чиновников распределить гарантированные свободные места между живущими вблизи школы учениками так, чтобы и мест хватило, и учебные учреждения не были переполненными. По норме в первом классе должно быть 25 учеников. Соблюдают ли ее сейчас?
- У меня в одном первом классе – 32 человека. Было бы еще больше, если бы принимал всех «позвоночников» (детей, которых устраивают по звонку, используя телефонное право. – С.Ж.), – говорит Дамир Тимерханов.
Не хотим, но выбираем
Почему родители рвутся именно в статусную школу? Ведь для начала правильнее выбирать не школу, а учителя.
- В обычной школе надо его еще найти, а в лицеях и гимназиях все учителя хорошие, – объясняет Наталья П., мама будущей первоклассницы Аленки. По микрорайону они относятся к челябинской школе № 30, но посещают подготовительные курсы в статусном учреждении, куда и хотят поступить.
- В принципе мне не нравится, что у Аленки, еще посещающей детский сад, есть уже контрольные работы в школе, – продолжает Наталья Анатольевна. – Мне бы хотелось, чтобы школа продлила ей детство, была в удовольствие. В ней, на мой взгляд, должно быть не страшно, комфортно, без физических неудобств. Я склоняюсь к тому, что углубленное обучение детям нужно со среднего звена.
Почему же эта мать выбрала то, к чему душа не лежит?
- Хочется решить вопрос с устройством в школу раз и навсегда, чтобы не дергать потом ребенка. Это раз, – объясняет Наталья Анатольевна. – Ну, и два. Попробуй потом сюда поступи. Школе труднее отказать своему ребенку, чем чужому.
По мнению другой мамы, родители сами виноваты в том, что школа предлагает сложную программу обучения с первого класса.
- Мы из поколения, которое боится недобрать образования, – говорит Екатерина Сергеева, мама пятиклассницы. – В 90-е годы, когда мы сами учились в университетах, нас гнал страх остаться без работы и без денег. Он сидит в подкорке и сейчас. Поэтому мы включаем в гонку за знаниями и своих детей. Ребенок только родился, а мы уже пичкаем его двумя языками, теннисом, фигурным катанием, музыкой, рисованием и т.д. Сначала нам надо запихнуть ребенка в самый лучший детский сад, потом – в самую престижную школу.
Свое родительское предназначение видим в том, чтобы наш ребенок выполнил план, который мы для него определили заранее. Желания и способности самого ребенка, к сожалению, не учитываем. Найдется ли у него время просто порадоваться жизни?
Сроки меняются
Обновленные правила меняют сроки приема. К 15 февраля управления образования готовят распорядительный акт, в котором будет указано, какие школы за какими домами закрепляются. Сообщают об этом через СМИ и интернет-ресурсы. Прием заявлений от «прикрепленных» родителей начинается с 1 марта (на месяц раньше, чем было). И заканчивается 31 июля. После планового набора детей принимают до 5 сентября на свободные места.
В этом году еще не все будет по новым правилам. Ведь приказ Минобра вступит в законную силу не раньше марта.
Источник: mediazavod.ru
11.10.2014
|
О системе «Антиплагиат»
9.07.2013
|
Интервью с министром образования Челябинской области
18.04.2013
|
29.12.2012
|
Опрос экспертов
19.10.2012
|
Олег Смолин - о принятии нового закона
19.10.2012
|
Как дизайн класса может повлиять на успеваемость учеников
30.09.2012
|
Мысли Евгения Ямбурга
24.09.2012
|
Борис Кагарлицкий - о реформировании высшего образования
25.07.2012
|
Замминистра образования о новых правилах приема в первый класс
3.07.2012
|