Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Писательство – дело интимное…

АЛЕКСАНДР ПОПОВ
Писатель, директор лицея №31
Текст: Алена Плетнёва
 
Коллеги о нем отзываются по-разному, например: «Человек неоднозначный, с трудным характером». Ученики запросто, без особой робости заглядывают в кабинет. Сам говорит так: «Бог – всё, что не я».
Хотя из всех людей ближе всех к Богу находится, наверное, поэт. Итак, разрешите представить: Александр Евгеньевич Попов.
О своей работе директора школы предпочитает не говорить вообще или отвечает односложно, скупо. Считает ее просто одним из способов зарабатывания денег: «У каждого своя работа, не все ли равно какая». Так ли на самом деле, за него лучше скажет его «Дневник директора школы» и такой, например, факт, что выбирали его на эту должность в 1989 году всем лицеем: учителя, родители, ученики. Свое главное предназначение как личности видит в реализации себя как человека пишущего: «Писательство – это единственное, что от рождения. Писать мне хотелось изначально, как только стал себя ощущать. Я писал, когда работал дворником, писал, когда работал плотником, грузчиком, когда служил в армии. Конечно, это опыт. Опыт и дает возможность писать».
 
– Как вы относитесь к своим произведениям?

– «Дневник директора школы» я писал каждый день. Я не считаю, что это была серьезная работа. Обычно я так не пишу. Пишешь же, когда «засвербило» в пальцах. А тут первый раз попробовал ежедневность. И написал его шутя. А получилось, что он так прозвенел везде – и в центральной прессе, и на телевидении…
А вот, скажем, книгу афоризмов «В пальцах моих светло» я много лет писал. Но это «тихая» книга, и шума вокруг нее не было.

– А что вы больше любите: свои стихи или прозу?

– Любить свои произведения – это как себя любить. Для меня это противоестественно.

– Сейчас часто повторяют, что человек, который не любит себя, не может и других любить.

– Ну, не интересен я сам себе. Мне интересны другие люди. Хотите откровенно? Вот женщин я люблю. И оттого, что я их люблю, моя жизнь наполнена! От этого приходят тексты. И с текстом я обращаюсь как с женщиной. Когда я пишу, я получаю такое же удовольствие, как от женщины. Так уж Бог создал две половины. И одна половина другую любит. Вот это естественно.
Человек рождается, открывает глаза и сразу теряет невинность, потому что видит перед собой женскую грудь. И эта грудь ему как полнеба достается в уста. Жизнь начинается с женской груди. Вот эта любовь естественна. А зачем мне себя любить?

– В себе надо любить божественное начало, как раз то, что вы в себе не признаете.

– Нет у меня такого слова – «божественное».

– Мне очень хочется вас переубедить.

– Не надо переубеждать людей. У каждого свое восприятие мира. Любой автор, если он – автор, идет вопреки. Если сейчас в мире принято любить себя, то естественно, что автор не должен любить себя. Поэтому, если весь мир любит себя, то я люблю женскую грудь.

– А ваших героев вы любите?

– Героев – да!

– От ваших рассказов идет это божественное свечение. Ваши герои носят этот свет в себе.

– Понимаете, я – перо. Я как перо влюбляюсь в какого-то человека. Сажусь и пишу о нем. И вижу его перед собой.

– Кажется, я поняла, почему ваши героини наполнены божественным светом. Женщина способна зачать и родить ребенка. Она творит материю.

– Да, женщина для меня существо противоположное, неземное. Она может родить. А я не могу. Поэтому она мне интересна. В Познании есть движение.

– В одном из ваших сборников я прочитала: «Мои учителя – дерево, море, аромат полыни». Кто были ваши учителя?

– В моей жизни главным учителем была для меня моя бабушка. Она была неграмотной, ни читать, ни писать не умела. Но была самая мудрая в нашем роду. Потому что много рожала, много хоронила, видела в жизни много. А кто жизнь лучше знает? Тот, кто присутствует при рождении и при смерти. Это более сильные университеты, чем любые академические заведения. И земля, около которой она всегда жила, давала ей знания, поэтому я ее считаю самой главной и умной в нашем роду.

– Это в жизни, а в писательстве?

– Я очень люблю Бунина. И завидую многим его рассказам. Это красивая зависть. И стихов у меня много его любимых. Но его рассказы, особенно «Темные аллеи» – это вершина. Поразительно, что он в 70 лет, в эмиграции, оторванный от России столько лет, в нищете создавал такое! Бунин – мой главный герой, наверное, в жизни. Он – моя интимная любовь. На самом деле, это такая пронзительная струна. Вся его жизнь, люди, с которыми он встречался, я всё люблю.

– А поэты у вас любимые есть?

– Если не говорить о пушкинском периоде, о «серебряном веке», там их такая россыпь, здесь – это Николай Рубцов, безупречный, во всем поэт. А Наум Коржавин – там. Коржавина я считаю самым крупным специалистом в поэзии. Для меня он очень высокий поэт, может быть один из самых высоких поэтов нашего времени.

– Так что же такое поэт? Это особый духовный дар?

– Есть какая-то отметина на человеке. Для меня истинные поэты – Цветаева, Мандельштам, потому что у них нет ни одной фальшивой нотки, ни в жизни, ни в поэзии. Вот эта чистота и пронзительность, которые у них есть, – это божественные вещи!

– Получается, поэт – это предельная искренность, открытость?

– Есть такие понятия как хлеб и вода. И сколько бы их ни делили, от этого их суть не меняется. Хлеб всегда остается хлебом, вода – водой. Вот так же и настоящая поэзия. Если из стихотворения убрать строчку, и ее смысл потеряется, – это не есть поэзия. А можно всё убрать, но оставить одну строку – но она и есть то, что называется поэзией. Сколько бы ни дробил, часть целого несет в себе суть целого. (Наверное, отсюда любовь писателя к афоризмам. – Прим. авт.)
Писатель должен уметь сложное сделать простым, а простое – сложным. Чехов учил молодых авторов: чтобы рассказ получился, надо взять ножницы, свой рассказ и... раз – отрезать начало – здесь ты разогреваешься, два – отрезать конец – там ты выдыхаешься. А вот где поставить ножницы – это уже искусство. То, что останется – одно твое дыхание, одно сердце.
 
Во время беседы за окном, на ветвях ивы дружелюбно рассаживались воробьи, своей стрекотней постоянно врываясь в разговор. «Это мой рабочий кабинет», – с усмешкой замечает Александр Евгеньевич.
Из сборника «И педагогическое многоточие...»: «Я начинаю день с вопроса: кто я? И заканчиваю день вопросом: что я дал сегодня миру такое, что никто кроме меня сделать не сможет?»
Он продолжает рассуждать: «Человек может иметь в жизни только свое имя. В нем его суть, его предназначение, он сам. А кроме этого человек ничего не может иметь, вернее – все остальное он может легко потерять».
Имя человека. То, с чем он приходит и с чем когда-нибудь уйдет. Это то, на что он работает всю жизнь... Александр Евгеньевич Попов.
Рецензия на книгу
23.07.2015

«Судный день» начинается с описания собственной смерти. Точнее, того, что происходит на следующий день. Довольно жесткая, но абсолютно искренняя для Попова метафора. В сущности, конец света для него тогда и состоялся, но жизнь-то продолжается – как абсурд.

Интервью с директором лицея №31 г.Челябинска А.Е. Поповым
22.09.2013

"Сам я уходить не собираюсь. Конечно, могут посадить, это же дело заказное. Но я сам сдаваться не буду, я думаю — помру на этом посту".

19.07.2013

На днях “Новая газета” опубликовала статью, в которой речь идет о постановлении пленума Верховного суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях». В этом документе четко разграничивают два явления: взятку и провокацию.

"Дело директоров" комментирует Станислав Загородников
22.04.2013

"Не с коррупцией сегодня борются в школах, не со взятками, а с конкретными личностями. Вот в Интернете некоторые пользователи пишут: «Так ведь взял же Попов деньги! Не оформил их через бухгалтерию, не провел через расчетный счет». Ну и что? Что изменилось перед Богом и перед людьми? Ничего".

17.04.2013

"В ситуации, когда государство открестилось от школы, не нести ей деньги – это преступление. Сам Попов вкладывает в лицей то, что заработал. А сколько бескорыстных педагогических проектов на его счету? Один из последних – школа «Пифагор», где Попов почти год работал бесплатно. Это что, позиция взяточника?"

Из наследия Петра Кудряшева (1797-1827)
18.12.2012

"Увы! С тех пор я узнал людей, не имеющих ни сердца, ни чувств, таких людей, которые забыли права человечества и отравили жизнь мою ядом мучительной горести!.. Но судьбы неисповедимы! Может быть, и мне предстоит счастливая будущность; может быть, и я снова узнаю радости, как Федор, о котором хочу рассказать моим читателям".

Станислав Загородников - о новом образовательном проекте
6.04.2012

Частная школа, а точнее, детский творческий центр «Перо жар-птицы», созданный тремя отцами-бизнесменами, интересен не как благотворительный проект. В обществе зарождается новое явление и даже, может быть, наступает новая эпоха. Какое место займет в ней образование?

27.02.2012

"Власть потеряла чувство меры и вместо управления занимается самоуправством. Для нее директор даже такого прославленного лицея – последняя спица в колесе. От него ждут послушания, а не собственного мнения. Пощечина убеждает, что у Александра Попова есть чувство собственного достоинства. А значит, он – настоящий педагог".

Директор 31 лицея А.Е.Попов - с новой задачей
9.01.2012

Мама одного из наших выпускников перед Новым годом заходит ко мне с большой коробкой «Рафаэлло» от себя и задачкой от сына. В этот раз задача  выглядела так: «Есть четыре таблетки, их не различить ни по вкусу, ни по размеру, ни по цвету. Две аскорбинки, две от кашля. Одну аскорбинку следует выпить утром, одну вечером, одну от кашля утром, одну вечером. Как это сделать?»

Здравствуй, племя молодое и... знакомое
21.09.2011

"Здесь, что называется, дышит почва и судьба, реализуется кадровая мечта всех авторитарных российских реформаторов — от Петра до Сталина: воспитать инициативных рабов..."

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами и заказать их доставку в любую точку России. Добро пожаловать!

Шесть книг Издательского дома "Мой Город" стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Теперь каждый желающий может познакомиться с книгами ИД "Мой Город" (Издательство Игоря Розина) и купить их в электронном виде. Для этого достаточно пройти по ссылке.

Издательский дом «Мой Город» выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

Украшения ручной работы

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Со страниц этого сборника звучит голос одного сада. Одного из многих. Потому что он жив и существует – благодаря одному человеку, автору этой книжки. И в то же время через эти стихи словно бы говорят все сады, все цветы, все деревья и травы мира. Может быть потому, что подлинная поэзия – универсальна и не имеет границ.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".