Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

О школьных взятках, или На ком держится сегодня образование?

О школьных взятках, или На ком держится сегодня образование?
СТАНИСЛАВ ЗАГОРОДНИКОВ

Один из руководителей фонда челябинской гимназии №1, отец троих детей Станислав Загородников размышляет о реалиях сегодняшней школы в связи с провокацией против директоров двух челябинских лицеев.

Приведу вроде бы далекий от школы пример. Когда-то в реанимационном отделении областной больницы при смене руководства не хватало элементарных медикаментов, вплоть до перевязочного материала. А новый руководитель запретил все это принимать от родственников больных. Что должны были делать врачи? Оставлять людей с тем, что есть: пусть мучаются и погибают, - или нарушить приказ руководства? Примерно в таком вот положении оказались школы еще в период перестройки.

Из 150 школ Челябинска директора примерно 20 тогда рискнули использовать родительские деньги. Это опасно. Отношения государства и школы напоминали игру кошки с мышкой. Вы когда-нибудь наблюдали, как кошка пробуждает охотничий инстинкт в котятах? Поймает мышку, придушит ее и бросит. А сама следит, чтобы мышка не убежала. Вот так и со школой: сначала придушили и потом начали терроризировать со всех сторон.

Школа для директоров стала голгофой. Их распяли по четырем сторонам: между детьми, родителями, учителями и вышестоящим руководством. И только благодаря мужеству директоров эти школы не погибли, а стали лицеями и гимназиями. Таких школ, куда сегодня не страшно детей отдавать, в Челябинске можно по пальцам пересчитать. Пройдитесь по школьным туалетам (я это делал в 1998 году, но вряд ли ситуация кардинально изменилась): ватные тампоны с кровью, использованные шприцы, нецензурные надписи. Плюс к этому информация по ТВ: ученики избили учителя, у малыша отобрали деньги, девочку изнасиловали, парня окунули головой в унитаз. Профессионалов в школах практически не осталось, учить некому.

На моих глазах в Челябинске появились лицеи и гимназии. Все они были созданы величайшими нервами, инфарктами людей, потерей здоровья. Попов – один из немногих, кто все это выдержал, защищая свой лицей от всякой дури, как Брестскую крепость. Остальные не устояли. Где сейчас Гостев (лицей № 11), Калашникова (гимназия № 26), Лехтман (лицей № 35) и другие? Как выдавливали из гимназии № 93 Гелича, патриарха школьного образования (ныне покойного), мы тоже помним.

Не с коррупцией сегодня борются в школах, не со взятками, а с конкретными личностями. Вот в Интернете некоторые пользователи пишут: «Так ведь взял же Попов деньги! Не оформил их через бухгалтерию, не провел через расчетный счет». Ну и что? Что изменилось перед Богом и перед людьми? Ничего.

Знаете, для чего мы создали фонд попечительского совета в школе № 1? Чтобы защитить директора. А фонд нам, между прочим, дорогого стоит. Его открытие – мегахлопотное дело, требующее немало времени и сил, во-первых. Во-вторых, мы вынуждены содержать бухгалтера, оплачивать услуги юриста и платить государству налоги. Последний пункт – самый парадоксальный.

Мы выполняем за государство его обязанности, и за это еще ему и платим. А оборудование, которое приобретаем на родительские деньги, становится муниципальной собственностью. И директор за него еще раз платит: налог на имущество. Чем больше мы помогаем школе, тем больше он платит.

Честнее было бы со стороны государства узаконить родительскую плату, как сделала это Екатерина I со взятками из-за отсутствия в казне денег. Она постановила приказным людям жалованье не давать, а «довольствоваться им от дела по прежнему обыкновению от челобитчиков, кто что даст по своей воле». Сегодня, к сожалению, такого приказа нет. Но мы ежегодно собираем для своей школы несколько миллионов рублей – столько недодает государство на самое необходимое. И лично мне, как и другим родителям (я так думаю), абсолютно все равно, каким путем придут деньги: через директора или через расчетный счет. Мы своему директору доверяем, он – честнейший человек.

А уж сколько Попов вкладывает в свой лицей личных денег, об этом не писал только ленивый. При этом живет в двушке на первом этаже. Всю жизнь пешком ходит, кабинет его прост, как келья отшельника. В спартанских условиях существует. А мог бы озолотиться! И не за счет родительских денег, конечно. К нему на репетиторство очередь выстраивается. Он – уникальный педагог. А сколько успешных литературных и образовательных проектов на его счету. Обвинить такого человека, как Попов, во взятке, по-моему, это месть либо ведомственная, либо личная.

Судите сами. Приходит к Попову знакомый мужик, не бедный, между прочим, а один из руководителей «Уральских пельменей», просит помочь, обещает внести свою лепту в развитие школ и… приводит полицию. Если верить Интернету, то его возмутил размер вступительного взноса. Не факт, что родители вынуждены платить, потому что больше некому, а только сумма денег. Оценил ситуацию по-торгашески и поступил как человек без чести и без совести.

Если уж говорить о размере, то после того, когда изведут таких директоров, как Попов и Щербакова, родителям некуда будет вести своих детей, кроме частных школ. В этом году одна из них открылась на северо-западе. Плата – 200 тысяч рублей в год. И это минимум. Сливки общества будут учиться в таких вот школах, а все остальные дети травиться клеем в подворотнях, пить пиво и катиться по наклонной.

Что делать, скажете? Не молчать, как минимум, чтобы люди не питали иллюзий по поводу будущего своего подрастающего поколения.

 

Рецензия на книгу
23.07.2015

«Судный день» начинается с описания собственной смерти. Точнее, того, что происходит на следующий день. Довольно жесткая, но абсолютно искренняя для Попова метафора. В сущности, конец света для него тогда и состоялся, но жизнь-то продолжается – как абсурд.

11.10.2014

"Нет никаких "элитных школ" и "дворовых школ". Школы делятся не по этому принципу. Школы делятся на те, где детей любят и их не унижают, и те, где не любят и унижают. Где маме могут сказать: "надо было раньше своим ребенком заниматься" - и где не могут. Где уважаемому коллеге скажут в лицо: "еще один защитник детей выискался" - и где не скажут. Где любят литературу - и где выполняют указания сверху".

Интервью Михаила Ходорковского Дмитрию Быкову ("Собеседник")
11.05.2014

"Власть сегодня занята централизацией в самом жестком варианте. Ответ на это может быть только один - при смене власти и соответственно элиты последует раскрепощение, бегство от центра. Опыт СССР в этом смысле все уже показал. Что это такое в стране с ядерным оружием - объяснять не надо".

Игорь Сибиряков, заведующий кафедрой истории России ЮУрГУ
5.04.2014

"Когда человек заявляет свою позицию, оставаясь в абсолютном меньшинстве, то это, конечно, мощное основание для формирования подлинной гражданственности. К сожалению, этот процесс осложнен двумя высказываниями президента – о пятой колонне и национал-предателях. Такого рода конструкции создают атмосферу страха, которой зарождающееся гражданское чувство может быть просто подавлено".

Интервью с директором лицея №31 г.Челябинска А.Е. Поповым
22.09.2013

"Сам я уходить не собираюсь. Конечно, могут посадить, это же дело заказное. Но я сам сдаваться не буду, я думаю — помру на этом посту".

19.07.2013

На днях “Новая газета” опубликовала статью, в которой речь идет о постановлении пленума Верховного суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях». В этом документе четко разграничивают два явления: взятку и провокацию.

17.04.2013

"В ситуации, когда государство открестилось от школы, не нести ей деньги – это преступление. Сам Попов вкладывает в лицей то, что заработал. А сколько бескорыстных педагогических проектов на его счету? Один из последних – школа «Пифагор», где Попов почти год работал бесплатно. Это что, позиция взяточника?"

25.01.2013

Я ничего не знаю про американских усыновителей. Зато знаю кое-что про шведских, а в контексте "продажи наших собственных детей за границу" это в принципе одно и то же. Так вот, мне посчастливилось в течение нескольких лет поработать переводчиком у шведов, приезжавших сюда усыновлять детей.

Статья Бориса Акунина
30.12.2012

"Я себя спрашиваю: почему меня так тошнит от современного российского государства? Я  историк, я должен понимать, что на данном этапе оно не может быть более качественным ... А всё просто. Понятно, что государство переходной эпохи не может быть сахарным, но ему совсем необязательно быть таким подлым".

24.12.2012

"...Вы прекрасно знаете, что согласно договору американцы могли усыновлять только тех детей, которых отказывались усыновлять наши граждане. И знаете почему - речь идет о детях с тяжелыми наследственными недугами... Этих детей наша страна сегодня вылечить не в состоянии. Америка - может. Своим постановлением Дума практически лишает этих детей права на жизнь".

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".