О школьных взятках, или На ком держится сегодня образование?
Один из руководителей фонда челябинской гимназии №1, отец троих детей Станислав Загородников размышляет о реалиях сегодняшней школы в связи с провокацией против директоров двух челябинских лицеев.
Приведу вроде бы далекий от школы пример. Когда-то в реанимационном отделении областной больницы при смене руководства не хватало элементарных медикаментов, вплоть до перевязочного материала. А новый руководитель запретил все это принимать от родственников больных. Что должны были делать врачи? Оставлять людей с тем, что есть: пусть мучаются и погибают, - или нарушить приказ руководства? Примерно в таком вот положении оказались школы еще в период перестройки.
Из 150 школ Челябинска директора примерно 20 тогда рискнули использовать родительские деньги. Это опасно. Отношения государства и школы напоминали игру кошки с мышкой. Вы когда-нибудь наблюдали, как кошка пробуждает охотничий инстинкт в котятах? Поймает мышку, придушит ее и бросит. А сама следит, чтобы мышка не убежала. Вот так и со школой: сначала придушили и потом начали терроризировать со всех сторон.
Школа для директоров стала голгофой. Их распяли по четырем сторонам: между детьми, родителями, учителями и вышестоящим руководством. И только благодаря мужеству директоров эти школы не погибли, а стали лицеями и гимназиями. Таких школ, куда сегодня не страшно детей отдавать, в Челябинске можно по пальцам пересчитать. Пройдитесь по школьным туалетам (я это делал в 1998 году, но вряд ли ситуация кардинально изменилась): ватные тампоны с кровью, использованные шприцы, нецензурные надписи. Плюс к этому информация по ТВ: ученики избили учителя, у малыша отобрали деньги, девочку изнасиловали, парня окунули головой в унитаз. Профессионалов в школах практически не осталось, учить некому.
На моих глазах в Челябинске появились лицеи и гимназии. Все они были созданы величайшими нервами, инфарктами людей, потерей здоровья. Попов – один из немногих, кто все это выдержал, защищая свой лицей от всякой дури, как Брестскую крепость. Остальные не устояли. Где сейчас Гостев (лицей № 11), Калашникова (гимназия № 26), Лехтман (лицей № 35) и другие? Как выдавливали из гимназии № 93 Гелича, патриарха школьного образования (ныне покойного), мы тоже помним.
Не с коррупцией сегодня борются в школах, не со взятками, а с конкретными личностями. Вот в Интернете некоторые пользователи пишут: «Так ведь взял же Попов деньги! Не оформил их через бухгалтерию, не провел через расчетный счет». Ну и что? Что изменилось перед Богом и перед людьми? Ничего.
Знаете, для чего мы создали фонд попечительского совета в школе № 1? Чтобы защитить директора. А фонд нам, между прочим, дорогого стоит. Его открытие – мегахлопотное дело, требующее немало времени и сил, во-первых. Во-вторых, мы вынуждены содержать бухгалтера, оплачивать услуги юриста и платить государству налоги. Последний пункт – самый парадоксальный.
Мы выполняем за государство его обязанности, и за это еще ему и платим. А оборудование, которое приобретаем на родительские деньги, становится муниципальной собственностью. И директор за него еще раз платит: налог на имущество. Чем больше мы помогаем школе, тем больше он платит.
Честнее было бы со стороны государства узаконить родительскую плату, как сделала это Екатерина I со взятками из-за отсутствия в казне денег. Она постановила приказным людям жалованье не давать, а «довольствоваться им от дела по прежнему обыкновению от челобитчиков, кто что даст по своей воле». Сегодня, к сожалению, такого приказа нет. Но мы ежегодно собираем для своей школы несколько миллионов рублей – столько недодает государство на самое необходимое. И лично мне, как и другим родителям (я так думаю), абсолютно все равно, каким путем придут деньги: через директора или через расчетный счет. Мы своему директору доверяем, он – честнейший человек.
А уж сколько Попов вкладывает в свой лицей личных денег, об этом не писал только ленивый. При этом живет в двушке на первом этаже. Всю жизнь пешком ходит, кабинет его прост, как келья отшельника. В спартанских условиях существует. А мог бы озолотиться! И не за счет родительских денег, конечно. К нему на репетиторство очередь выстраивается. Он – уникальный педагог. А сколько успешных литературных и образовательных проектов на его счету. Обвинить такого человека, как Попов, во взятке, по-моему, это месть либо ведомственная, либо личная.
Судите сами. Приходит к Попову знакомый мужик, не бедный, между прочим, а один из руководителей «Уральских пельменей», просит помочь, обещает внести свою лепту в развитие школ и… приводит полицию. Если верить Интернету, то его возмутил размер вступительного взноса. Не факт, что родители вынуждены платить, потому что больше некому, а только сумма денег. Оценил ситуацию по-торгашески и поступил как человек без чести и без совести.
Если уж говорить о размере, то после того, когда изведут таких директоров, как Попов и Щербакова, родителям некуда будет вести своих детей, кроме частных школ. В этом году одна из них открылась на северо-западе. Плата – 200 тысяч рублей в год. И это минимум. Сливки общества будут учиться в таких вот школах, а все остальные дети травиться клеем в подворотнях, пить пиво и катиться по наклонной.
Что делать, скажете? Не молчать, как минимум, чтобы люди не питали иллюзий по поводу будущего своего подрастающего поколения.
"Человеком быть – самое большое наказание. Не быть – преступление". О "Судном дне" Александра Попова
Рецензия на книгу
23.07.2015
|
11.10.2014
|
Интервью Михаила Ходорковского Дмитрию Быкову ("Собеседник")
11.05.2014
|
Игорь Сибиряков, заведующий кафедрой истории России ЮУрГУ
5.04.2014
|
Интервью с директором лицея №31 г.Челябинска А.Е. Поповым
22.09.2013
|
19.07.2013
|
17.04.2013
|
25.01.2013
|
Статья Бориса Акунина
30.12.2012
|
24.12.2012
|