Об одаренных детях и новых образовательных перспективах
Челябинская область занимает пятое место в стране по числу призеров школьных олимпиад. Южноуральских школьников опережают только учащиеся Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Татарстана. В 2010/11 учебном году во всероссийской олимпиаде "нашими" были 51 победитель и 545 призеров.
В новом проекте Федерального закона «Об образовании» нет словосочетания «одаренные дети», а есть «проявляющие выдающиеся способности». На это изменение люди отреагировали чутко. Неспроста, пошли разговоры. Одаренным может быть практически каждый ребенок, а выдающимся – один из тысячи. Что задумало правительство? Не свернут ли сеть лицеев и гимназий? Станет ли государство создавать условия для развития юных талантов или переложит заботу на плечи родителей?
Учись по Интернету
С точки зрения заместителя министра образования и науки Елены Коузовой, внимания одаренным детям не станет меньше. Но пришло время для новых форм получения образования. В век современных технологий уже привычными стали дистанционное обучение, электронные дневники и учебники. Родители в любой момент могут проконсультироваться с учителем своего ребенка в режиме онлайн.
Необходимые ресурсы, по словам Елены Александровны, есть не только у школ, но и у вузов, и в системе дополнительного образования. Все это можно и нужно использовать для развития способностей ребенка. По мнению заместителя министра, замена словосочетания «одаренные дети» на «проявляющие выдающиеся способности» просто новая версия одного и того же понятия.
Что же готовы предложить ребенку, живущему в нашей области, за пределами школы?
Челябинский государственный педагогический университет, например, совместно с Дворцом пионеров и школьников имени Н.К. Крупской реализует проект «Тьюторское сопровождение исследовательской деятельности учащихся». Любой ученик из Челябинска или из малых городов и даже деревень может задать вопрос специалисту и получить консультацию, а также помощь в разработке конкретного проекта. Тьютер не даст готовый ответ, но направит ребенка в нужное русло.
Второе направление предлагает Челябинский государственный университет, реализующий проект «Университетские классы». В нем важны не столько знания, сколько атмосфера, которая стимулирует научно-исследовательскую деятельность школьников. Именно ее создают преподаватели вуза. В такой класс пришел однажды неуспевающий в лицее старшеклассник. Через год стал победителем всероссийской олимпиады по математике. А еще через год поступил на мехмат в МГУ.
Третий вариант – проект ЮУрГУ по сопровождению одаренных детей с помощью суперкомпьютера. Любой ребенок может пройти тестирование и определить интересную для него область знаний. И даже получить прогноз своей социальной интеграции. Благодаря новому оборудованию, которое в тестовом режиме начнет работать уже в сентябре в челябинской школе № 67, дети смогут пройти полную диагностику.
Нет – техническому творчеству
Новая среда не только изменила жизнь ребенка в лучшую сторону, но и нанесла его развитию непоправимый урон. По мнению заместителя директора челябинской школы № 130 Алексея Назарова, дети многое потеряли в области технического творчества. Алексей Владимирович девять лет проработал в ядерном центре в Снежинске. Оттуда перенес методики в дополнительное образование. Воспитал 40 победителей и призеров всероссийских олимпиад. Но теперь, по его убеждению, гордиться региону нечем. Техническую базу разрушили. Кадров и поддержки нет. Прежнее направление заменили лего-роботами. А это то, что кто-то уже сделал. Ребенок не создает своими руками, не изобретает. По этой причине, по мнению А. Назарова, пропал интерес к инженерным профессиям.
ЮУрГУ предлагает много новых направлений в области техники и технологий, но ребенок физически не успевает в университет. Эти занятия нужно приблизить к школе.
Бойтесь суицидов
Отдельная тема – трагедия одаренности. Ей посвятила свое выступление Ирина Шамина, заместитель директора детского дома культуры «Ровесник». Одаренность требует мужества. Ребенку, обладающему этим качеством, в современном мире живется трудно. Он неудобен учителю, поскольку задает слишком много вопросов. Он раздражает своих ровесников, потому что является в их среде «белой вороной».
Противостоять окружению может не каждый. Ирина Вениаминовна напомнила, что случаев суицида среди одаренных детей больше всего. Покончил жизнь самоубийством один из самых ярких воспитанников театральной школы. На ее памяти и другие истории. Дети с четырех лет занимались бальными танцами. Привыкли побеждать. Но в 13 лет девочка вытянулась до метра восьмидесяти, а партнер остался прежним. Ее танцевальная карьера закончилась. У ребенка случилась депрессия. Одаренная пятилетняя девочка не смогла учиться в школе, потому что ее заклевали одноклассники. Чтобы поддержать детей в трудной жизненной ситуации, нужен талантливый психолог. А таких в образовании очень мало.
Чей это долг – защитить ребенка? Сегодня, в первую очередь, родителей. Именно они должны следить за психическим состоянием дочери или сына, помочь развитию, адаптации в новом коллективе. Тогда ребенок не потеряется: ни в школе, ни в вузе.
Источник: mediazavod.ru
19.07.2013
|
17.04.2013
|
6.04.2013
|
Опрос экспертов
19.10.2012
|
Олег Смолин - о принятии нового закона
19.10.2012
|
Мысли Евгения Ямбурга
24.09.2012
|
О четвёртой редакции проекта образовательного стандарта для старшей школы
14.05.2012
|
Интервью с учителем года-2005 Иваном Иоголевичем
20.04.2012
|
19.04.2012
|
Станислав Загородников - о новом образовательном проекте
6.04.2012
|