О трех южноуральских литературных альманахах
Вы говорите, что литература на Южном Урале в упадке, что работа литератора пустопорожня, что уже некому писать и некому читать? Хорошо, пусть так. А это – что?
Случилось так, что на моем столе сошлись три литературных альманаха: «Графоман», «Звездный голос» и «Светунец». И я принялся – что? Считать.
«Светунец»: в разделе «Поэзия» - 20 имен, прозаиков – 19, драматургов, критиков, юмористов – 8. И еще с десяток фамилий.
«Графоман». Поэтический раздел наименован осторожно «Стихи», а не «Поэзия» – мол, не всякий стих – поэзия. В «Стихах» – 21 имя. Во всей прозе альманаха – 27 имен. Из Трехгорного – 11 имен. Раздел «Опыты» – 11 начинающих авторов. И еще кое-что.
«Звездный голос»: «Поэзия» – 23 имени, проза – 10. Поэты Озерска – 4 автора. Публицистика – 9 имен. Литературные новости – 4 фамилии.
Теперь – что? Суммируем. Поэтов – 64. Прозаиков – 56. Драматургов, критиков, юмористов – 45. Писатели «закрытых» городов , как обычно, отдельно.
Правда, некоторые имена встречаются в трех альманахах. Это Олег Павлов, Виктор Родин, Михаил Рудковский, Любовь Дубкова, Юрий Дворников, Галина Федорова, Галина Лазарева, Татьяна Аверкина. Надо полагать, что на них – особый спрос.
Альманах «Звездный голос» издается «под эгидой областной писательской организации». Составитель – Анатолий Белозерцев. Тираж – 700 экземпляров.
Альманах «Графоман» тоже имеет «эгиду» – областной центр народного творчества и отделение «Российского творческого Союза работников культуры». Составитель – Николай Година. Тираж – 135 экземпляров.
Альманах «Светунец», можно догадаться, принадлежит литературному клубу «Светунец» имени В. Богданова. Составитель, можно догадаться, – Олег Павлов, руководитель клуба «Светунец». Тираж – неизвестен. И никаких других сведений.
Мягкие обложки всех трех альманахов предпочитают фиолетово-сине-голубой цвет, в них вообще много смежного, хотя и различиями не обделены. Различия – в степени самооценок. Если «Звездный голос» настроен романтично, с верой в то, что голоса его авторов – звездные, то «Графоман» строг к себе, может быть, излишне, а в слове «графоман» не видит ничего уничижительного, переводя его как «любитель водить пером по бумаге».
В том, что эти издания живы, есть что-то щемяще трогательное. Что-то сиротское. Что-то отчаянное. И что-то обнадеживающее. Если литература не высохла совсем, если от нее остался ручеек, то это они, альманахи, авторы которых публикуются за свой счет – только бы опубликоваться, только бы перенести свои рукописи на отпечатанную в типографии страницу. Будто бы это их увековечивает.
Три альманаха – тот случай, когда следует сделать упор не на качество произведений, а на их количество. То самое количество, которое создает литературную среду. Пусть огонь литературы погас, но в его пепле – искорки, ждущие нового огня. Народ, как может, творит, и никогда не перестанет творить, потому что литература – не чья-то блажь, а – насущная необходимость.
Три альманаха – это литературная стихия, укрощенная тремя литераторами, взявшими на себя неблагодарную, но благородную работу на первом этаже литературы, – Николаем Годиной, Анатолием Белозерцевым и Олегом Павловым. Где-то когда-то им это зачтется.
Михаил Фонотов
Источник: mediazavod.ru