Битломания – forever!
Текст: Иван Макаров
Осенью 2011 года в Челябинске вышел первый номер первого городского журнала о «БИТЛЗ». У журнала странное для непосвященных название - «Helter-Skelter». Издал его челябинский врач М.Д. Гольцфарб.
Как возникла идея уральского битловского альманаха, откуда есть пошла новая волна уральской битломании, в чем тайна неустаревающего феномена ливерпульской четверки – об этом была наша с Михаилом беседа.
- Как тебе пришла мысль издать журнал?
- Я ждал, что кто-то в Челябинске этим займется, но журнала все не было, и я решил попробовать, сделать это своими силами.
- Ну, ты долго ждал.
- Да, лет 5.
- А до этого не хотел издать, не было такой мысли?
- Нет. Хотя любовь была всегда, но решение пришло недавно.
- Был какой-то внешний толчок?
- И толчок был тоже. Как-то битловская тема стала приближаться к Челябинску. Окрыли памятник «Битлз» в Екатеринбурге, я, кстати, был на открытии. Три года назад к нам на день рождения Леннона приезжал Коля Васин (главный битломан всея Руси, если кто не знает), выступали местные группы, играющие битловскую музыку. Был замечательный концерт группы «Ливерпуль», под названием «Hard days night».
И эта мысль – отмечать дни рождения каждого из битлов, как это в Питере уже много лет делает Коля Васин, – показалась мне интересной. Подошел к руководителю группы «Ливерпуль» Виктору Риккеру, познакомился с ним, и решили отметить 70-летие Ринго Старра, с этого и началось. А потом подошло 70-летие Джона, был организован концерт, и к этой дате вышел первый номер журнала. В феврале концертом отметили день рождения Джорджа Харрисона, 18 июня планируем отметить день рождения Пола Маккартни, и к этому дню надеемся успеть издать второй номер (второй номер журнала вышел вовремя. Его можно найти на нашем сайте. - Прим. ред.).
- Журнал будет полностью посвящен Маккартни?
- Не только, большая часть, но не весь. Мы не хотим делать жестко определенные тематические номера, недаром и журнал назвали - «HELTER-SKELTER». Так называется песня «The Beatles» из белого альбома, что означает «трам-тарарам», «ералаш», «спиральная горка». Мы не претендуем на «фундаментальность», на «глобальный размах». Наша задача – ухватить атмосферу битловской музыки, продлить ее, насколько возможно, сохранить - в этом месте, в этом времени. Если это хотя бы отчасти удастся – уже будет много.
Есть и вторая цель, «тактическая» - очень хочется восстановить справедливость и воздействовать на власти, чтобы-таки было выполнено решение городской думы десятилетней давности о названии одной из улиц Челябинска именем Джона Леннона. В музее «Битлз» в Ливерпуле есть табличка-экспонат, на которой на русском и английском языках написано: «Бульвар Джона Леннона», изображены герб и название нашего города. Табличка есть – а реальной улицы нет. Пора уже разрушить эту позорную потемкинскую деревню.
- А вообще, что это за феномен, что за новая волна битломании на Урале? Есть группы, музыканты, играющие их музыку («LiveRpool», «The wheels», «Velvet», Валерий Сундарев, «Enotov brothers band» и др.), вот теперь журнал. Почему и откуда?
- Ну, трудно назвать эту волну новой. В Екатеринбурге, в Самаре, в других городах «битлз»-журналы издаются уже много лет, группы тоже не вчера возникли. Я слышал, как играют их музыку в Нью-Йорке тамошние группы, в Москве, в Екатеринбурге. Наши ребята – не хуже, в чем-то и превосходят. Это ведь настоящие музыканты, профессионалы, и «Битлз» для них – огромная часть жизни. На их концертах образовалась уже своя аудитория, и эти концерты постепенно становятся частью культурного контекста Челябы. Скоро без них город трудно будет представить.
- И все же, это возвращение к музыке «Битлз», издание журнала - это дань ностальгии?
- Возможно. Просто хочется в нашу жизнь привнести искренность, жизнерадостность 60-х, вернуть тот настрой.
- То есть выпуск журнала для тебя – это своего рода способ вернуться в прошлое? Такое возможно?
- А почему нет? Тот, кто молод душой, - тот может. Это как бы компенсация, противовес будням. И очень радует, что и сегодня, в век попсы и тотально победившего КВНа, есть достаточно людей, способных ценить настоящую музыку. В том числе и среди молодежи.
Кстати, я до сих пор ни одну группу не могу поставить рядом с «TheBeatles», хотя прошло столько лет. Ни одна их песня не устаревает, не надоедает. И мне до сих пор не понятно, как в одном месте, в одно время рядом оказались эти талантливые ребята, как они нашли друг друга, как эта синхронизация состоялась. И смотри, Россию тогда отделял от мира «железный занавес», но сила, страсть их музыки была столь мощной, что ее не смогли от нас спрятать. И мы, те, кто был к этой музыке причастен, подростки 60-х, мы ощущали себя словно в некоем заговоре, мы шли по улице, и когда из какого-нибудь окна доносилась их музыка, мы заговорщически переглядывались, понимая друг друга без слов.
Можно сказать, эти ребята из далекого портового города далекой чужой страны, они сформировали тогда наши души. Этого не забыть.
- А что в этой музыке такого, что она не устаревает?
- Трудно сказать. Есть вещи, которые не поддаются разложению на математические формулы. И даже не хочется раскладывать. Есть что-то иррациональное в этом. Задевающее на очень глубоком уровне... Недаром музыку «Битлз» сравнивали с романсами Шуберта, кто-то значительный сравнивал, чуть ли не Бернстайн.
И кстати, Иосиф Бродский ценил стихи Леннона и Маккартни, ценил их творчество. Он перевел для журнала «Костер» (а известно, что Бродский пытался зарабатывать переводами до своей эмиграции) «Yellow submarine», мы этот перевод поместим во втором номере журнала.
- Как ты считаешь, эти ребята могли появиться в другой стране, в другом городе?
- Не знаю. Была соответствующая атмосфера, был портовый рабочий город, простые нравы, и плюс человек, который их сделал. Это их первый менеджер, Брайан Эпстайн , яркий человек, ушедший очень рано… А эта простота, во многом кажущаяся, она трансформировалась в их текстах, в их музыке, и обрела со временем какие-то новые, не менее удивительные качества. Впрочем, об этом словами не скажешь…
- А кто из битлов тебе ближе?
- Для меня каждый из них незаменим. Каждый был на своем месте. И вообще, пора наверное уже прекратить спорить о том, кто из них больший вклад внес в общее дело. Все они внесли свою лепту, в 60-е это был единый цельный организм, под названием «The Beatles».
- Ты мог бы сравнить их позднее творчество, после «Битлз», с их совместным творчеством.
- У каждого из них есть отдельные гениальные вещи, но все же я больше люблю их совместное творчество. Хотя после распада группы хорошей музыки от этих четверых ребят стало в четыре раза больше. У них, в общем-то, разная музыка стала, и каждый пошел своим путем.
- А как ты относишься к Йоко Оно?
– Не люблю. Потому что она приложила руку к распаду группы. Хотя, раз ее любил Джон, надо уважать его выбор.
- Если бы не она, группа могла бы еще существовать, ты считаешь?
- Не знаю. Ведь в каком бешеном ритме они жили, и сколько лет вместе... Может быть, даже удивительно, что они столь долго держались.